Национальная мануфактура Севра
48 ° 49'43 "N 2 ° 13'21" E / 48,82861 ° N 2,22250 ° E
Французский фарфор |
---|
![]() |
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2024 г. ) |
Национальная мануфактура Севра — одна из ведущих европейских фарфоровых фабрик. Он расположен в Севре , Верхняя де-Сен , Франция. Это продолжение Винсеннского фарфорового производства , основанного в 1740 году и переехавшего в Севр в 1756 году. С 1759 года он принадлежит французской короне или правительству.
Его производство и сегодня во многом основано на создании современных предметов. Он стал частью Cité de la Céramique в 2010 году вместе с Национальным музеем керамики , а с 2012 года — с Национальным музеем Адриана Дюбуше в Лиможе .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
В 1740 году Венсенская мануфактура была основана благодаря поддержке жены Людовика XV, родившейся в Польше, королевы Марии Лещиньской, которая в первые годы своего правления была известна как страстная коллекционерка фарфора. Согласно мемуарам герцога де Люина, именно королева Мария первоначально продвигала фарфор в Версале, регулярно получая заказы, такие как первые цветные фарфоровые цветы, подаренные ей компанией в ее королевских покоях в апреле 1748 года, чтобы конкурировать с Шантильи. фарфор и мейсенский фарфор в Германии. Затем последовала любовница Людовика XV мадам де Помпадур и стала покровительницей в 1751 году. К 1756 году мануфактура была перенесена в здание в Севре, построенное по инициативе мадам де Помпадур, недалеко от ее замка Бельвю .
Здание длиной сто тридцать метров и высотой в четыре этажа было построено в 1753–1756 годах архитектором Лораном Линде на месте фермы под названием «де ла Гюард». На четвертом уровне находился центральный павильон, увенчанный фронтоном с часами старых королевских стеклодувов, с двумя длинными крыльями, оканчивающимися угловыми павильонами на каждом конце. Перед павильоном находился «общественный» двор, огороженный кованой оградой. Эту переднюю часть украшали дважды в месяц для проведения вечеринок для посетителей.
На первом этаже здания находились запасы глины, книги и кладовые сырья. На первом этаже располагались мастерские формовщиков, штукатуров, скульпторов, граверов и печи. На втором этаже работали скульпторы, токари, ремонтники и упаковщики. Наконец, на чердаке работали художники, позолотчики и изготовители животных и фигурок.
Жан-Клод Шамбеллан Дюплесси был художественным руководителем Венсенской фарфоровой мануфактуры и ее преемника в Севре с 1748 года до своей смерти в 1774 году. Мануфактура была куплена королем в 1759 году, хотя мадам де Помпадур получила полную свободу действий, чтобы контролировать ее. Последовал период превосходного качества как в дизайне, так и в производстве, что создало большую часть прочной репутации французского фарфора . Беззаботному рококо придали более серьезный вид, часто ограничивая его живописью, а не фарфоровой формой. [ 1 ]
Разработка твердого фарфора
[ редактировать ]

Первоначально мануфактура производила фарфор мягкой пасты . В 1768 году бордоский химик Виларис и его друг Жан-Батист Дарне обнаружили первое месторождение каолина на французской земле в Сен-Ирье-ла-Перш к югу от Лиможа . 13 февраля 1771 года граф де Тю де Милли из Королевской академии наук направил в академию отчет о создании твердого фарфора . Этот отчет был опубликован в 1777 году в седьмом томе энциклопедии « Искусство фарфора» . Эта работа основана на его наблюдениях за различными мануфактурами Германии, особенно Мейсена. «До сих пор французские мануфактуры, за исключением Севра, производили только стеклянный фарфор, который имеет лишь некоторые качества настоящего...». [ 2 ]
Фарфор с твердой пастой начал производиться в Севре после 1770 года, но производство мягкой пасты также продолжалось, и окончательно от нее отказались только в 1804 году. [ 3 ] Венсен изготовил определенное количество расписных табличек, которые были проданы мебельщикам для вставки в мебель, но в Севре они стали значительной частью производства. [ 4 ] Фигурки почти полностью были выполнены из неглазурованного бисквитного фарфора , «изобретения» Венсенна. [ 5 ]
Луи-Симон Буазо был директором между 1774 и 1800 годами. Еще до Французской революции первоначально строгий стиль неоклассицизма начал становиться грандиозным и богато украшенным товарами для дворов Ancien Régime . Эта тенденция усилилась с приходом к власти Наполеона, который последовал за трудным периодом для французских фарфоровых заводов. Стиль ампир отличался щедрой позолотой , яркими цветами и отсылками к военным завоеваниям; Неудачная экспедиция Наполеона в Египет породила моду на «неоегипетские» изделия.
В 1800 году Наполеон в качестве министра внутренних дел назначил Александра Броньяра директором Севра; ему предстояло остаться 47 лет, внеся множество изменений. Фабрика сосредоточилась на производстве столовой посуды и более крупных декоративных предметов, таких как вазы и центральные предметы для столов, большая часть которых предназначалась правительству для использования или дарения в качестве дипломатических подарков. [ 6 ]
С течением столетия стиль ампир становился все более сложным и показным, развивая большинство аспектов «викторианского» вкуса во французском стиле. Во время Второй империи с 1852 по 1870 год в Севре произошло возрождение стиля Людовика XVI, часто более сильно окрашенного и позолоченного. Многие из старых форм, хранившихся на фабрике, были использованы снова. [ 7 ] Анри Виктор Рено стал директором в 1854 году.
В 1875 году мануфактуру перевели в здания, специально построенные французским государством рядом с парком Сен-Клу . Он до сих пор находится на этом месте и классифицируется как исторический памятник , но все еще действует.
Севр обратился к более разбавленной версии японизма после 1870 года, а в 1897 году новый художественный руководитель А. Сандье представил новые стили модерна , за которыми примерно десять лет спустя последовали стили, ведущие к ар-деко . [ 8 ]
В 1920 году Севрский мирный договор между Османской империей и союзниками по окончании Первой мировой войны на заводе был подписан .
Женщины на королевской мануфактуре
[ редактировать ]На Венсенской мануфактуре в 1748 году была создана «флористика», состоящая из двадцати молодых девушек под руководством мадам Граван. Она продолжала свою деятельность до 1753 года, когда женщинам запретили работать на фабрике. В 1756 году в Севре работало двести рабочих-мужчин.
«...Те немногие женщины, которые после этого [флористики] продолжали работать в Венсенне, а затем в Севре, отныне работали из дома, собирая товары, забирая их домой и принося обратно каждый день, несмотря на риск сломать тонкие предметы, которые они расписывали и полировали». [ 9 ]
Производство фарфора
[ редактировать ]
Фабрика хранит огромную коллекцию форм, начиная с ее начала, и совмещает производство старых и новых форм. Литье скольжением — основной метод изготовления «полых» изделий, таких как вазы.
Каолин традиционно привозили из Сен-Ирье недалеко от Лиможа. В настоящее время существует множество источников. Глазурь, наносимая в качестве эмали на каолиновую пасту после обжига, изготавливается в основном из марконьячного пегматита , смешанного с полевым шпатом и квартой . [ 10 ]
Синий Севрский цвет — характерный цвет мануфактуры. Он изготовлен из оксида кобальта , который включен в состав глазури.
печи 19 века
[ редактировать ]
Керамист Амбруаз Миле был директором обжиговых печей и начальником производства на мануфактуре, прежде чем покинул ее в 1883 году в возрасте 53 лет. Одной из ключевых задач Амбруаза Миле было строительство шести больших печей Анагама в 1877 году. Эти печи сегодня классифицируются как исторические памятники Франции .
Печи состоят из цилиндрического корпуса, разделенного на три уровня. Самая нижняя из них называется «первой лабораторией» и имеет диаметр 2,6 м и высоту 3 м. Средний уровень называется «второй лабораторией» и имеет диаметр 2,6 метра и высоту 2 метра. Верхний уровень — конус дымохода высотой 2 метра. Топка представляет собой отверстие в нижней части первой лаборатории высотой 1 метр, шириной 0,58 метра и глубиной 0,29 метра. [ 11 ] В хранилище между первой и второй лабораториями находится большой дымоход в центре и 9 маленьких по краям. Эти дымоходы служат для направления пламени и выпуска нагретого газа. Для разделения пламени предназначены решетки, называемые «защитниками дымохода». В основании второй лаборатории небольшая топка помогает еще больше повысить температуру. Духовка содержит четыре топки для эффективного распределения тепла.
только березовые Для топки печи используются дрова. Его сильное и быстрое сгорание равномерное, пламя длинное и выделяет мало золы. Только эта древесина способна довести печь до требуемых высоких температур (800°С на небольших костях, около 1300°С на основных). Бревна длиной 73 см. Печь способна обжигать бисквитный фарфор за 15–16 часов, а стеклянный или глазурованный фарфор – за 11–12 часов. Для одного обжига требуется 25 кубометров древесины, которую с целью повышения температуры сжигают в течение 48 часов по специальной технологии. Затем духовке требуется от пятнадцати до двадцати дней, чтобы остыть. Стенку, закрывающую дверцу духовки, демонтируют, чтобы опорожнить духовку. Одновременно выстреливается сто штук, в зависимости от их точного размера.
Процесс обжига придает фарфору несравненное качество эмали, которое невозможно получить другими методами. Причиной этого является высокая равномерность нагрева в духовке и крайне постепенный процесс охлаждения. Помимо прочего, эти печи обладают уникальной способностью производить изделия большого размера, что является специализацией Севра.
Последний крупный обжиг дровами состоялся в октябре 2006 года. Около 180 произведений было произведено для l'Epreuve du Feu («испытание пламенем»), названия выставки, на которой эти изделия были представлены в парижской галерее мануфактуры. , прежде чем они были рассеяны. Открытие печи, когда она начала гореть, транслировалось в прямом эфире по телевидению. О следующих стрельбах будет объявлено на официальном сайте мануфактуры.
Помимо этих исключительных обжигов, мануфактура использует электрические печи для всей современной продукции.
Производство сегодня
[ редактировать ]
До 2009 года Севрская национальная мануфактура была «Национальной службой» (национальной службой), находящейся в ведении Министерства культуры и коммуникаций Франции .
В результате постановления от 26 декабря 2009 года с 1 января 2010 года на мануфактуре образована общественная организация Севр – Cité de la Céramique (Севр – Город керамики) вместе с Национальным музеем керамики. [ 12 ] 1 мая 2012 года в состав этой общественной организации также вошел Национальный музей фарфора Адриена-Дюбуше, название которого было изменено на Cité de la verre – Sèvres et Limoges . [ 13 ]
С тех пор, как она стала общественной организацией, ее миссия, в соответствии с ее возникновением в 1740 году, заключается в производстве керамических произведений искусства с использованием ремесленных техник, включая как репродукции старых моделей, так и современные творения. Он производит изделия как для государственных нужд, так и для коммерческой продажи, а также занимается продвижением технологических и художественных исследований в области керамики. Его работа сосредоточена на элитных изделиях, сохраняя высокое качество ремесленных изделий, игнорируя при этом массовое производство в промышленных масштабах.
Творения производителя выставлены всего в двух галереях: одна в Севре и другая в самом сердце Парижа, в 1-м округе , между Лувром и Комеди-Франсез . Производитель также организует многочисленные выставки по всему миру и участвует в ряде фестивалей современного искусства.
Известные художники
[ редактировать ]
Благодаря своей репутации и престижу мануфактура всегда привлекала лучших керамистов. Среди наиболее известных:
- Пьер Алешинский
- Арман
- Жан Арп
- Луи-Симон Буазо
- Франсуа Буше
- Луиза Буржуа
- Феликс Бракемон
- Александр Колдер
- Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз (художественный руководитель)
- Эрнест Чаплет
- Авраам Константин , руководитель живописи с 1813 года.
- Гермиона Дэвид
- Теодор Дек , директор мануфактуры с 1887 года.
- Мартин Дроллинг , руководитель живописи 1802-1813 гг.
- Жан-Клод Дюплесси (или отец Дюплесси )
- Этьен Морис Фальконе
- Александр-Эварист Фрагонар , сын Жана Оноре Фрагонара
- Виола Фрей [ 14 ]
- Эктор Гимар
- Этьен Хайду
- Яёи Кусама
- Франсуа-Ксавье Лаланн
- Эсперанс Ланглуа
- Поликле Ланглуа
- Роберто Матта
- Жан-Луи Морен
- Уильям Ноэль [ 15 ]
- Ричард Педуцци
- Шарль Персье
- Серж Поляков
- Анри Рапен
- Огюст Роден
- Жак-Эмиль Рульманн
- Адриан Сакс
- Этторе Соттсасс
- Луи Жан Тевене , отец
- Джованни Баттиста Тьеполо
- Бетти Вудман
- Филипп Xруэ [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]


-
Севрская ваза-попурри в форме корабля , или Vase à vaisseau , 1764 год. Одна из самых известных форм, из которых сохранилось всего 10 экземпляров.
-
Веерообразная жардиньерка и подставка, 1758 год, поместье Уоддесдон.
-
Аннет и Любен, бисквитный фарфор , ок. 1764 год в поместье Уоддесдон .
-
Ваза для попурри, 1763 год, поместье Уоддесдон.
-
Севрский сукьер и крышка – сахарница, форма Буре – ок. 1770 г.
-
Овальная ваза для попурри Mercure в стиле раннего неоклассицизма, ок. 1770 ( Художественный музей Уолтерса )
-
Письменный стол со вставкой из фарфоровых бляшек ( Музей Галуста Гюльбенкяна , 1772 г.)
-
Туалет мадам : твердый фарфор, мрамор, основание из ормолу , 1775 год, домашняя сцена из жизни высшего сословия.
-
Супница Жака-Франсуа Мико (1732/1735–1811), Национальная галерея Виктории, Австралия.
-
Вазы для Людовика XVI, 1778–1782 гг.
-
Предметы сервиза «с ярким декором и золотом», изготовленные мануфактурой для королевы Марии-Антуанетты в 1784 году.
-
Чашка в стиле ампир с серебряной ручкой из сервиза для завтрака.
-
Одна из пары ваз, 1809 г.
-
Чайник, 1817 г.
-
Ваза с изображением Луи-Филиппа I ( Лувр , 1837 г.)
-
Чашка, 1837 г., имитирующая металлоконструкции эпохи Возрождения и лиможскую эмаль.
-
Фигура из печенья для Парижской Всемирной выставки (1900 г.)
-
Лебединая ваза для Парижской Всемирной выставки (1900 г.)
-
Севрская мануфактура 1817 года (не нынешнее здание), работа Ахилла-Этны Мишаллон.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Бэтти, 108-109.
- ^ «До этого времени на фарфоровых заводах, основанных во Франции, производился только стекловидный фарфор, не исключая Севрский фарфор, который не обладал ни одним из настоящих качеств...» , Искусство фарфора, стр. 147
- ^ Бэтти, 109 лет.
- ^ Бэтти, 110 лет.
- ^ Бэтти, 108 лет.
- ^ Бэтти, 155 лет.
- ^ Бэтти, 156 лет.
- ^ Бэтти, 156 лет.
- ^ Блё де Севр (1759-1769), Жан-Поль Депра , изд. дю Сей, Париж, июнь 2006 г.
- ^ Д'Альбис А, Кувшин египетского обеда герцогини Монтебелло, этапы производства , L'objet d'art, март 2008 г., № 36, стр. 29-9.
- ^ Страница 469 Том второй - Второе издание - Трактат о керамическом искусстве, или гончарном ремесле, рассмотренном в их истории Александром Броньяром, Луи-Альфонсом Савета - Chez Béchet Jeune, издатель-книготорговец, улица Мсье-ле-пренс, 22 в Париже - январь 184 г. - Архив библиотеки музея Ашмола - доступно в Google Книгах.
- ↑ Указ № 2009-1643 от 24 декабря 2009 года о создании Севрского общественного учреждения — Cité de la théâtre .
- ^ Указ № 2012-462 от 6 апреля 2012 г. о государственном учреждении Cité de la Ceramique — Севр и Лимож .
- ^ http://www.nancyhoffmangallery.com/exhibitions/pdf/176/Viola-Frey-A-Personal-Iconography- [ мертвая ссылка ]
- ↑ Чашка и блюдце Litron в Музее Фицуильяма. Архивировано 29 мая 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Плантатор в Британском музее
Библиография
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- Жорж Лешевалье-Шевиньяр, Севрская фарфоровая мануфактура: история, организация, мастерские, музей керамики, каталог брендов и монограммы художников , Париж, Книга истории, 2013, онлайн по адресу [1]
- Тамара Прео и Гильем Шерф (ред.), Производство светильников. Скульптура Людовика XV в Севре во время революции , [Каталог выставки], Éditions Faton, 2015, ISBN 978-287844-206-9
- Заручки, Жанна Морган, «Прогресс пастушки: от Фавара до Буше и Севра», Konsthistorisk tidskrift (Журнал истории искусств) , Vol. 85, нет. 2 (2016), стр. 141–58.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Севр - Город керамики - официальный сайт (на французском языке)
- Усадьба Уоддесдон – основные моменты Севра