Французский фарфор
Французский фарфор |
---|
![]() |
Французский фарфор имеет историю, охватывающую период с 17 века по настоящее время. Французы активно участвовали в первых европейских усилиях по открытию секретов изготовления фарфора с твердой пастой, известного из китайского и японского экспортного фарфора . Им удалось разработать фарфор с мягкой пастой , но мейсенский фарфор был первым, кто начал производить настоящую твердую пасту, около 1710 года, и французам потребовалось более 50 лет, чтобы догнать Мейсен и другие немецкие фабрики.
Но к 1760-м годам каолин был обнаружен недалеко от Лиможа , и перенесенная королевская фабрика в Севре взяла на себя ведущую роль в европейском дизайне фарфора, поскольку рококо превратилось в то, что широко известно как стиль Людовика XVI , а затем в стиль ампир . Вскоре французский стиль стал копироваться в фарфоре в Германии, Англии и даже в России. Им также имитировали более дешевый французский фаянс , а также этот и другие материалы в других местах. Это господство продолжалось по крайней мере до 1830 года.
До Французской революции 1789 года французское производство было осложнено различными королевскими патентами и монополиями, ограничивавшими производство различных типов товаров, которые иногда можно было обойти, получив «защиту» члена королевской семьи или старшего придворного; это может или не может включать в себя их владение.
На протяжении XVIII и XIX веков во Франции существовала энергичная фаянсовая промышленность, производившая высококачественную фаянсовую посуду с оловянной глазурью , которая оставалась в курсе художественной моды. По крайней мере, до 1800 года это очень успешно обслуживало нижний сегмент рынка, так что фарфоровые заводы сосредоточились на верхнем сегменте, во Франции и других странах. По сравнению с другими европейскими странами, французские производители, как правило, концентрируются на столовой посуде и декоративных сосудах, а не на фигурках, за фарфора Mennecy-Villeroy . исключением [ 1 ] Фигуры и группы производились чаще всего во французском изобретении неглазурованного бисквитного фарфора .
Мягкая паста сине-белого фарфора.
[ редактировать ]
Китайский фарфор издавна импортировался из Китая и был очень дорогой и желанной роскошью. Китайский фарфор ценился, собирался со времен Франциска I и иногда украшался сложными оправами из драгоценных металлов, чтобы защитить его и подчеркнуть его красоту. Огромные количества, особенно серебра, были отправлены из Европы в Китай. [ 2 ] чтобы заплатить за желаемые китайские фарфоровые изделия, и были предприняты многочисленные попытки дублировать этот материал. [ 3 ]
Именно из Неверского фаянса в китайском стиле , производство которых продолжалось между 1650 и 1680 годами. сине-белые изделия впервые во Франции были произведены [ 4 ] Затем китайские стили были переняты фабриками в Нормандии , особенно после основания Французской Ост-Индской компании в 1664 году. [ 4 ]
Первый фарфор с мягкой пастой во Франции был разработан в попытке имитировать ценный китайский фарфор с твердой пастой . [ 5 ] и проследить за попытками фарфора Медичи в 16 веке. [ 6 ] Первый фриттовый фарфор с мягкой пастой был произведен на Руанской мануфактуре в 1673 году, чтобы имитировать «la véritable фарфор де Китай» («Настоящий китайский фарфор»). [ 5 ] [ 7 ] и стал известен как «Французский фарфор». [ 5 ] Технику изготовления нового материала открыл руанский гончар Луи Потера; [ 5 ] его лицензия на производство фаянса и фарфора была получена в 1673 году и подписана королем и Жаном-Батистом Кольбером. [ 8 ] В мягком фарфоре использовались синие узоры, подобные тем, которые уже использовались в фаянсе того периода. [ 5 ] Доктор Мартин Листер в полную силу действовало производство фарфора, «такое же белое и прозрачное, как тот, что приходил с Востока» сообщил о своем путешествии в Париж, напечатанный в 1698 году, что в Сен-Клу . [ 9 ]
Французский лексикограф Жак Савари де Брюлон написал в 1722 году об этих первых экспериментах в своем «Всемирном торговом словаре» :
Лет пятнадцать-двадцать назад во Франции была предпринята попытка скопировать китайский фарфор: первые попытки, предпринятые в Руане, оказались вполне успешными,... эти фаянсовые предметы новых фабрик не причисляются к французскому фаянсу – это настоящий фарфор, изобретенный Французский в течение последних нескольких лет и производился последовательно в Руане, Пасси под Парижем, а затем в Сен-Клу. [ 10 ]
Кольбер основал Королевскую фабрику Сен-Клу в 1664 году для изготовления копий (в оригинале «Contre-façons» , то есть «подделок») фарфора «в индийском стиле». [ 11 ] Сен-Клу стал очень важной мануфактурой по производству новых товаров.
Однако, как только к 1730-м годам французские производители открыли, как производить гораздо более широкую цветовую гамму фарфора, используя надглазурный «эмалевой» декор, они быстрее и основательнее отказались от подглазурной синевы, чем производители других европейских стран — некоторые английские фабрики продолжали производить значительная часть синих и белых изделий до конца века и далее.
-
Фаянс (не фарфор) с китайскими сюжетами, Неверская мануфактура , 1680–1700.
-
мануфактуры Сен-Клу Ваза из фарфора мягкой пасты с синим орнаментом под глазурью, 1695–1700 гг.
-
Мануфактура Сен-Клу, 1700–1710 гг.
Азиатские полихромные узоры
[ редактировать ]
Людовик XIV получил 1500 предметов фарфора от посольства Сиама во Франции в 1686 году, но секрет производства оставался неуловимым. [ 11 ]
Франция наконец открыла китайскую технику изготовления твердого фарфора благодаря усилиям -иезуита отца Франсуа Ксавье д'Антреколя между 1712 и 1722 годами. [ 11 ] Письма, отправленные отцу Орри в Париж, были впервые опубликованы Жаном-Батистом Дюальдом в 1735 году, а английские издания появились в 1736 или 1738 году. [ 12 ] Позже письма были снова опубликованы аббатом Жаном-Батистом Грозье в его «Общем описании Китая» . [ 13 ] Д'Антреколь также отправил образцы материалов в Европу, которые были проанализированы Реомюром и привели к созданию Севрской мануфактуры, как только эквивалентные материалы были найдены в Европе. [ 13 ]
После 1730 года стал также производиться полихромный фарфор, часто имитирующий китайские полихромные стили фарфора, такие как « Famille Rose ». Японский Какиемон стиль фарфора Арита , Япония , известный как «Fleurs indiennes» («Цветы Индии»), также использовался в качестве вдохновения, особенно в фарфоре Сен-Клу и фарфоре Шантильи . Патент, выданный фабрике Шантийи в 1735 году Людовиком XV, конкретно описывает право производить фарфор façon de Japon («подражание японскому фарфору»). [ 14 ]
Между тем, технология изготовления фарфора с мягкой пастой, похоже, была передана в Англию французскими беженцами -гугенотами . Первая мягкая паста в Англии была продемонстрирована Томасом Брианом Королевскому обществу в 1742 году и, как полагают, была основана на формуле Сен-Клу. [ 15 ]
-
из фарфора шантильи Сахарница в японском стиле Какиэмон , изготовленная под руководством Сикуайре Чиру , 1725–1751 гг.
-
Пара квадратных колб, ок. 1730–1740, Шантийи
-
Чайник из мягкого фарфора шантильи китайского дизайна, 1735–1740 гг.
-
Венсенская тарелка, 1749–1753 гг.; китайский предмет, трактованный в западном стиле
Разработка оригинальных французских дизайнов
[ редактировать ]
После этого начального периода, вплоть до конца XVIII века, французские фарфоровые мануфактуры постепенно отказывались от китайского и японского дизайна, становясь более французскими по своему характеру. [ 11 ] Венсенский фарфор с мягкой пастой начал проявлять оригинальное французское вдохновение в последние годы своей работы, после чего обильная, разнообразная и оригинальная продукция севрского фарфора продолжила эту тенденцию. Бисквитный фарфор впервые был использован в Венсенне в 1751 году режиссером Жан-Жаком Башелье ; это просто означало, что после однократного обжига изделие не глазуровали и не красили, оставляя матовую поверхность, напоминающую мрамор. [ 16 ] Но детали должны были быть идеальными, так как не было глазури, которая могла бы скрыть дефекты, поэтому на практике из-за отходов их производство удорожалось. В 1750-х и 1760-х годах в Венсенне и Севре были разработаны новые блестящие цвета, особенно синий и розовый. [ 17 ] Их часто демонстрировали как основной цвет корпуса, с окрашенными украшениями внутри отсеков, оставленными белым фоном.
В 1756 году Венсенская фабрика была перенесена в Севр , где она продолжает производиться до сих пор, а в 1759 году ее купил король, хотя его любовнице мадам де Помпадур была предоставлена полная свобода действий для надзора за ней. Последовал период превосходного качества как в дизайне, так и в производстве, что создало большую часть прочной репутации французского фарфора. Беззаботному рококо придали более серьезный вид, часто ограничивая его живописью, а не фарфоровыми формами. [ 17 ]
Производство фарфора получило дальнейшее развитие благодаря Лиможскому фарфору , типу фарфора с твердой пастой, производимому фабриками недалеко от города Лимож , Франция. Производство твердого фарфора в Лиможе было основано в 1771 году после открытия местных запасов каолина и материала, похожего на петунце, в экономически неблагополучном районе Сен-Ирье-ла-Перш , недалеко от Лиможа. Однако параллельно продолжали производить фарфор с мягкой пастой, поскольку его производство было дешевле. [ 18 ]
Фарфор «Наст» (1783–1835) и «Диль и Герар» (1781–1828) были двумя из множества фабрик, производивших очень высококачественный фарфор в Париже в течение десятилетий около 1800 года. Это контрастировало с Лондоном, где все фабрики были закрыты или демонтированы. к северу к 1775 году, хотя столица оставалась, как и Париж, центром украшения простых «заготовок», изготовленных в других местах – во Франции часто из лиможского фарфора . Даготи, Оноре Другими парижскими фабриками были и Дарте. К 1830 году большинство фабрик закрылись или переехали в Лимож. [ 19 ]
-
Венсенское блюдо, 1750–1756 гг.
-
из мягкого фарфора , 1750–1752 гг. Венсенская чашка
-
Севрская ваза-пурри в форме корабля , 1763 г., фарфор
-
Севрской мануфактуры Сахарница с крышкой – Сахарница в форме Буре – около 1770 г.
-
«Едоки винограда» по мотивам Франсуа Буше , Венсен, 1752 год, очень ранняя фарфоровая группа из печенья.
-
Стойка регистрации (секретник с откидной крышкой или секретер в шкафу) с шестью севрскими табличками, ок. 1776 г.
стиль ампир
[ редактировать ]Еще до Французской революции первоначально суровый стиль неоклассицизма начал становиться грандиозным и богато украшенным товарами для дворов Ancien Régime . Эта тенденция усилилась с приходом к власти Наполеона, который последовал за трудным периодом для французских фарфоровых заводов. Стиль ампир отличался щедрой позолотой , яркими цветами и отсылками к военным завоеваниям; Неудачная экспедиция Наполеона в Египет породила моду на «неоегипетские» изделия.
В 1800 году Наполеон в качестве министра внутренних дел назначил Александра Броньяра директором Севра; ему предстояло остаться 47 лет, внеся множество изменений. Фабрика сосредоточилась на производстве столовой посуды и более крупных декоративных предметов, таких как вазы и центральные предметы для столов, большая часть которых предназначалась правительству для использования или дарения в качестве дипломатических подарков. [ 20 ]
-
Чашка и блюдце, Даготы, Париж, ок. 1810 г.
-
Севрская чашка с серебряной ручкой из сервиза для завтрака.
-
Одна из пары севрских ваз, 1809 г.
-
Чайник, Севр, 1817 г.
19 век
[ редактировать ]С течением столетия стиль ампир становился все более сложным и показным, развивая большинство аспектов «викторианского» вкуса во французском стиле. Во времена Второй империи с 1852 по 1870 год; в Севре произошло возрождение стиля Людовика XVI, часто более сильно окрашенного и позолоченного. Многие из старых форм, хранившихся на фабрике, были использованы снова. [ 21 ]

За исключением Севра, большинство фабрик переехало в Лимож примерно к 1830 году, и многие компании производили лиможский фарфор , из которых Haviland & Co. была наиболее успешной. Компания была основана в 1840-х годах импортерами фарфора в Америке, и сильный рынок Америки поддерживал их в трудные времена. Они также возглавили воссоединение керамики с современными тенденциями в изобразительном искусстве, особенно с японизмом , используя таких художников, как Эрнест Шаплет (хотя большая часть его работ была выполнена из керамики, а не из фарфора) и Феликса Бракемона . В окрестностях Парижа в 1834 году открылась фабрика Якоба Пети в Фонтенбло сомнительная карьера Эдме Самсона . , и в том же десятилетии началась [ 19 ]
Французское движение художественной керамики в конце 19 века почти полностью развивалось в области керамики и фаянса , возглавляемое такими фигурами, как Эрнест Шаплет и Теодор Дек . Это в некоторой степени соответствует принципам английского движения искусств и ремесел по интеграции дизайна и ремесленного производства, а также продвижению новых стилей дизайна, в конечном итоге включая модерн . Но некоторые фигурки позже работали с фарфором либо на крупных фабриках, либо самостоятельно, как, например, в случае Огюста Делаэрша . Севр обратился к более разбавленной версии японизма после 1870 года, а в 1897 году новый художественный руководитель А. Сандье представил новые стили модерна , за которыми примерно десять лет спустя последовали стили, ведущие к ар-деко . [ 21 ]
Выставка севрского фарфора в английском загородном доме является еще одним побочным продуктом XIX века и особенно процветает в так называемом «Ротшильдшире» (графство Бакингемшир ). Семейная история коллекционирования и развитие характерного « goût Rothschild » (стиля Ротшильдов) привели к тому, что некоторые из самых знаковых севрских вещей расположены в поместье Уоддесдон , барона де Ротшильда «доме удовольствий» по выходным. Как пишет Марк Жируар, «ключевой нотой всего этого было богатство». [ 22 ] и, таким образом, «сочетание французской мебели восемнадцатого века, фарфора и бронзы превосходного качества». [ 22 ] доминировал в этой конкретной коллекции XIX века. Первая покупка Фердинандом Севра - это пронзительный рассказ в поместье Уоддесдон, в котором в 21 год он угостил себя знаменитой севрской вазой для попурри в форме лодки, "которую он купил в рассрочку и до сих пор находится в Уоддесдоне". [ 22 ]
-
Севрская чашка, 1837 г., имитирующая металлические изделия эпохи Возрождения и лиможскую эмаль.
-
Тарелка, созданная Феликсом Бракемоном для Haviland & Co. , 1870-е годы.
-
Ваза Эрнеста Шаплета , ок. 1890 г.
-
Севрская фигура из печенья для Парижской Всемирной выставки (1900).
-
Севрская лебединая ваза для Парижской Всемирной выставки (1900 г.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бэтти, 107 лет.
- ^ Поскольку кредит был недоступен или неуправляем на Востоке, «в конце концов, европейцам пришлось прибегнуть к драгоценным металлам, особенно американскому серебру, которое было «открытым кунжутом» в этих сделках», - отмечает Фернан Бродель, « Перспектива мира ». ( Цивилизация и капитализм , т. III): 217; ср. раздел «Золото и серебро: сила или слабость?» п. 490ff.
- ^ Китайские глазури: их происхождение, химия и воссоздание Найджел Вуд с. 240
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия материалов и техник в искусстве Grove Джеральд В. Р. Уорд с. 38
- ^ Перейти обратно: а б с д и Искусственный фарфор с мягкой пастой - Франция, Италия, Испания и Англия Эдвин Атли Барбер, стр. 5–6.
- ^ Применение гидроколлоидов: технология резины в пищевой и других отраслях промышленности А. Нусинович с. 193
- ^ Фарфор Эдвард Диллон стр.239
- ^ М. Л. Солон, «Руанский фарфор», Журнал Burlington для ценителей , 7 , № 26 (май 1905: 116–124), с. 118.
- ^ Листер, Отношение к путешествию в Париж , Лондон, 1698 г., отмечено в Solon 1905:116.
- ^ Фаянсовая посуда и фарфор XVI-XIX веков.
- ^ Перейти обратно: а б с д Багдианц Маккейб, Ина (2008) Ориентализм во Франции раннего Нового времени , ISBN 978-1-84520-374-0 , Berg Publishing, Оксфорд, с. 220 ff
- ^ Керамическая технология Роуз Керр, Найджел Вуд, Джозеф Нидхэм стр.37
- ^ Перейти обратно: а б История керамики и фарфора: средневековье и современность Джозефа Марриата с. 190
- ^ Энциклопедия декоративного искусства Grove Гордон Кэмпбелл с. 223
- ^ Английский фарфор XVIII века работы Джорджа Сэвиджа, с. 92
- ^ Бэтти, 108 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Бэтти, 108–109.
- ^ Бэтти, 109 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Бэтти, 156–157 лет.
- ^ Бэтти, 155 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Бэтти, 156 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Жируар, Марк (1998). Сто лет в Уоддесдоне . Бакингемшир, Великобритания: Ротшильд Уоддесдон. ISBN 0952780925 . OCLC 695587648 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- МакЭйб, Багдианц Ина, Ориентализм во Франции раннего Нового времени , 2008, Berg Publishing, Оксфорд, ISBN 978-1-84520-374-0