Феликс Бракемон

Феликс Анри Бракемон (англ. Французское произношение: [feliks ɑ̃ʁi bʁakmɔ̃] ; 22 мая 1833 — 29 октября 1914) — французский художник , офортист и гравёр . Он сыграл ключевую роль в возрождении гравюры, поощряя таких художников, как Эдуард Мане , Эдгар Дега и Камиль Писсарро , использовать эту технику. [ 1 ]

Что необычно для выдающегося художника того периода, он также создавал керамику для ряда французских фабрик в новаторском стиле, знаменующем начало японизма во Франции.
Он был мужем -импрессионистки художницы Мари Бракемон .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Феликс Бракемон родился в Париже. В ранней юности он обучался ремесленному литографу , пока Жозеф Гишар , ученик Энгра , не взял его в свою студию. [ 1 ] Его портрет бабушки, написанный им в девятнадцатилетнем возрасте, привлек Теофиля Готье . в Салоне внимание [ 2 ]
Гравер
[ редактировать ]Его творчество в живописи довольно ограничено. В него входят в основном портреты (в том числе доктора Горация Монтегре и Поля Мериса ). Живопись интересовала его меньше, чем гравюра. часть своих технических знаний он почерпнул из энциклопедии Дидро Большую и Даламбера и долгое время работал художником-самоучкой. В 1856 году Эдмон де Гонкур подружился с Бракемоном, и они оба разделяли любовь к японскому искусству, причем гравер первым обнаружил альбом Хокусая . [ 2 ]
Около 1853 года он занялся гравюрой и офортом и сыграл ведущую и блестящую роль в возрождении офортного искусства во Франции. Всего он создал более восьмисот пластинок, включающих портреты, пейзажи, сцены современной жизни и этюды птиц, а также многочисленные интерпретации картин других художников, особенно Жана-Луи-Эрнеста Мейссонье , Гюстава Моро и Жана-Батиста-Камиля Коро. . [ 3 ]
В литературную среду он вошел благодаря Огюсту Пуле-Маласси , издателю Шарля Бодлера, с которым Бракемон подружился. Он также подружился с Теодором де Банвилем , Жюлем Барбе д'Оревильи , Гюставом Жеффруа , Феликсом Надаром и всей элитой, проживающей в Новых Афинах. [ 2 ] Он также был другом Огюста Родена .

В июне 1862 года он присоединился к Société des aquafortistes, основанному издателем Альфредом Кадаром с помощью типографа Огюста Делатра. [ 4 ] По его совету Жан-Батист Коро , Жан-Франсуа Милле , Эдуард Мане , Эдгар Дега и Камиль Писсарро гравюрой начали заниматься . Он очень помог Мане в его гравюрах « Олимпия» и «L'Homme mort» .
В 1888 году Огюст Лепер вместе с Феликсом Бракмоном, Даниэлем Вьержем и Тони Бельтраном создал журнал L'Estampe originale , чтобы заинтересовать художников и любителей новыми процессами и тенденциями гравюры, особенно в цвете, и Анри Ривьер. с этого момента работал на «Тридцати шести видах Эйфелевой башни», с 1888 по 1902 год. [ 5 ] В 1891 году Валлотон возобновил искусство гравюры по дереву. [ 6 ] с Гогеном или Эмилем Бернаром , а Тулуз-Лотрек совершил революцию в искусстве плаката.
Друг импрессионистов
[ редактировать ]
В 1874 году Бракемон участвовал в первой выставке художников-импрессионистов в мастерских Надара , на бульваре Капуцинок , художников, которых впоследствии назвали импрессионистами . [ 7 ] Инаугурация состоялась 15 апреля 1874 года и имела скандальный успех. Он представил портрет, рамку из офортов, включая портреты Огюста Конта , Шарля Бодлера и Теофиля Готье , а также офорты по Тёрнеру , Энгру , Мане и оригинальные офорты: Les Saules ( «Ивы» ), Le Mur ( «Стена »). Он снова выставился со своими друзьями в 1879 году. [ 2 ]
Керамист
[ редактировать ]коллекцию гравюр манги японского Хокусая , типичных для живописного жанра, известного в Японии как Качо-га В 1856 году Бракемон обнаружил в мастерской своего печатника Огюста Делатра , изображающих цветы и птиц с насекомыми, ракообразными и рыбами. использовался для ремонта партии фарфора. Его соблазнила эта тема, которая сделала его инициатором моды на японизм во Франции, захватившей декоративное искусство во второй половине XIX века. [ 8 ] [ 9 ]
В 1860 году он вернулся сначала в мастерскую керамиста Теодора Дека , затем к торговцу фаянсом Эжену Руссо в Париже. Последний заказал ему мотивы для сервиза для проекта, предназначенного для Всемирной выставки 1867 года . Затем Бракемон предложил модель, заимствовавшую темы Качога , нарисованную и выгравированную им самим. Впервые европейский художник напрямую скопировал японского художника, воспроизведя фигурки животных из манги Хокусай. В 1867 году Бракемон был также одним из девяти членов «Société du Jing-lar» вместе с Анри Фантен-Латуром , Каролюсом Дюраном и керамистом Марком-Луи Солоном , которые ежемесячно встречались в Севре на японском ужине, к которому эта услуга было бы суждено.

Эжен Руссо убедился и приказал изготовить двести штук из фаянса Крей-Монтро . Бракемон выполнил гравюры и гравированные доски, используемые при мануфактуре. Пробы были вырезаны и наложены на глину, чтобы получить украшение. В духовке под воздействием тепла бумага исчезла, оставив только отпечаток рисунка. Затем его закрасили и поставили в большую печь.
Представленный впервые на Всемирной выставке 1867 года , этот сервиз имел большой успех. В третьей группе «Мебель и другие предметы для дома» 17 классе «Фарфор, фаянс и роскошная керамика» нет. 58, установлен на полках в стиле Людовика XIII из старого дуба с бархатными подставками. Над прилавком на мемориальной доске огненной эмалью высечено имя Руссо. Жюри наградило его бронзовой медалью (потому что Руссо был купцом, а не фабрикантом). Золотую медаль получили производители Lebeuf и Milliet. Служба также имела две новинки: первая заключалась в том, что каждый мог свободно составлять свою службу в соответствии со своими вкусами и личными потребностями. Руссо предлагал «скотный двор для мяса, ракообразных для рыбы и цветы для десерта». Во-вторых, служба была приспособлена к более широким кругам: «по своей роскоши для буржуазии и по виду, служащему охотой для дворянства».
Затем обслуживание было завершено (чайные чашки, кофе и т. д.), и производство перешло на фабрику Крей и Монтеро. Барлюэ, преемник Лебефа, отредактировал его в начале 1880-х годов. В 1885 году Эжен Руссо продал свой бизнес Эрнесту-Батисту Левейе, который продолжил издавать сервис под собственной маркой. Последовало множество переизданий или вариантов. Среди них мануфактура Жюля Вийяра в Бордо (конец 19 века), Хрустальная лестница (начало 20 века) или даже фаянс из Жьена . Большие птицы все еще переиздаются. Также можно отметить, что многие предметы этого сервиза сейчас хранятся в различных национальных музеях Франции ( Музей Орсе , Национальный музей Адриена Дюбуше и др.). [ 11 ]
Каждый элемент сервиза, вдохновленный японскими гравюрами , был украшен различным мотивом. Украшение лечит и объединяет множество птиц, рыб и ракообразных, всегда оставляя место для растений и насекомых. Декор часто представляют как трилогию. Бабочка встречает петуха на изгибе ветки, стрекоза встречает карпа на изгибе кувшинки.
Многие художники того времени отмечали поэтичность этого сервиза и хвалили его исключительный декор. Малларме , в частности, отметил «видимый упадок» французской мебели со времени Реставрации, что свидетельствует о его призыве к этой услуге. Он задержался на керамике, чтобы особо похвалить Руссо, которого он защищал от своих английских подражателей: «Я отказался от всех намеков, неизбежно слишком кратких, на этот замечательный и уникальный сервиз, украшенный Бракемоном японскими мотивами, заимствованными из птичьего двора и рыбных прудов. , самая красивая посуда, которую я когда-либо знал. Каждому предмету, даже тарелкам, нужно свое особое описание. Я рад в последний раз заявить о приоритете парижской работы, живописной и духовной. Британский плагиат..." . Малларме цитировал Дека, Коллино и Руссо, которые «полностью обновили французскую керамику»: «Я должен особо упомянуть, как воплощение высокого японского очарования, созданное очень французским духом, что сервиз смело просил мастера Аквафортиста Бракемона. : где расхаживают, расцвеченные радостными красками, обычные хозяева птичьего двора и рыбных прудов». Сам Малларме владел фрагментами сервиза, опубликованными в период 1866–1875 годов.
Феликс Бракемон также работал на Национальной мануфактуре в Севре в 1870 году, придавая своим работам новую ориентацию, которая прелюдирует к современному стилю . Он также принял должность художественного руководителя парижской студии фирмы Чарльза Хэвиленда из Лиможа .
Другая работа и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Близкий друг Эдуарда Мане , Джеймса Макнила Уистлера и Анри Фантен-Латура , он представлен на картинах последнего « Посвящение Делакруа» , 1864 год, хранящихся в Париже в Музее Орсе. [ 12 ] и «Тост за правду» 1865 года, уничтоженный художником. [ 13 ]
Он женился на Мари Киворон, художнице, известной как Мари Бракемон , 5 августа 1869 года в Париже. [ 14 ] Их сын Пьер утверждал, что Феликс завидовал и критиковал работу Мари. Его ругательства заставили Мари прекратить рисовать.
Он также является автором книги под названием Du dessin et la couleur , опубликованной в 1886 году и очень оцененной Винсентом Ван Гогом . [ 15 ] и исследование по резьбе по дереву и литографии. Лучшие его гравюры посвящены то пейзажам, то животным: « Тростники и чирки» (1882), «Ирондели» (1882), «Муэтт» (1888).
В 1889 году он был удостоен звания кавалера Почётного легиона . [ 3 ]
Габриэль П. Вайсберг назвал его «форматором художественного вкуса своего времени». [ 16 ] Действительно, именно он осознал красоту гравюр Хокусая , использованных в качестве упаковки для партии японского фарфора, — открытие, которое помогло изменить облик искусства конца XIX века. [ 17 ]
Он умер в Севре .
-
1872–80
-
Альфред де Курзон , 1850-е годы.
-
Море , 1850–1914 гг.
-
Портрет Фердинанда Лессепса , 1850–1914 гг.
-
Фронтиспис к книге «Новые произведения» Шампфлёри (по Курбе ), 1860–98
-
Фронтиспис альбома Société des Aquafortistes , 1865 г.
-
Фронтиспис для L'Illustration Nouvelle , 1867 г.
-
Статуя Сопротивления работы Фальгьера , 1870 г.
-
Нотр-Дам, Париж , 1870 г.
-
Эдвин Эдвардс , 1872 г.
-
«Локомотив» (по Тёрнеру ), 1873 г.
-
Посмертная маска
Огюст Бланки , 1881 г. -
Ласточки ,
что. 1882 г. -
Портрет
Эдмон де Гонкур , 1882 г. -
Портрет Огюста
Пуле-Маласси , 1884 г. -
Обезьяна и кот из басен Лафонтена , 1886 год.
-
Галльский петух – да здравствует царь! , 1893 г.
-
Женская голова из L'Estampe Moderne , 1897–1899 гг.
-
Портрет
Леон Кладель , 1905 год. -
Портрет
Альфонс Легро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Моннере 1987 , с. 74
- ^ Jump up to: а б с д Моннере 1987 , с. 75
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Бракмон, Феликс ». Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 369. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Валери Сюёр, «Издатель Альфред Кадар (1828-1875) и возрождение оригинальной гравюры», в газетах Europeana Newspapers , апрель 2013 г. — читайте на Gallica . Архивировано 15 августа 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ «Антимузей Янна Андре Гурвеннека», «Тридцать шесть видов Эйфелевой башни» Анри Ривьера» . antimuseum.online.fr (на французском языке).
- ^ Большая волна: влияние японских гравюр на дереве на французские гравюры , Колта Феллер Айвс, 1980, с. 18 à 20, Метрополитен-музей , сайт book.google.fr
- ^ Карин, Жирак-Маринье (2011). «От Моне до Тёрнера». В Ларуссе (ред.). Откройте для себя импрессионистов (на французском языке). Париж . п. 92. ИСБН 978-2-03-586373-7 . OCLC 866801730 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , с. 26 ( lire en ligne , по состоянию на 4 апреля 2014 г.) - ^ Галлика, Gazette des beaux-arts, 1905, стр. 142–143 , сайт Gallica.bnf.fr.
- ^ Муниципальные библиотеки Гренобля.
- ^ «Музей Орсе, «Искусство, промышленность и японизм: комплекс «Руссо» » . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ 68 керамических изделий (по состоянию на август 2015 г.) подробно представлены в базе данных Моны Лизы.
- ↑ Анри Фантен-Латур, Hommage à Delacroix , 1864. Архивировано 21 октября 2018 г. в Wayback Machine , Музей Орсе , сайт musée-Orsay.fr.
- ^ Анри Фантен-Латур, Тост за правду , 1865 , Лувр , рисунок картины, уничтоженной художником, сайт art-graphiques.Louvre.fr
- ^ Галерея рисунков Мари Бракемон Категория: Мари Бракемон
- ^ Моннере 1987 , с. 76
- ^ Вайсберг, Габриэль (сентябрь 1976 г.). «Феликс Бракемон и формирование французского вкуса». АРТньюс : 64–66.
- ^ Бульон, Жан-Поль (1980). «Заметки о японизме Бракемона». «Японизм в искусстве», Арт-симпозиум . Токио: Kodansha International: 83–108.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Моннере, Софи (1987). Импрессионизм и его эпоха – Имена собственные от А до Т (на французском языке). Полет. 2. Париж: Робер Лаффон. ISBN 978-2-221-05412-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Феликсом Бракемоном , на Викискладе?