Jump to content

Каподимонте фарфор

Банка расписана (или в стиле) Джованни Казелли с тремя фигурами Пульчинеллы из комедии дель арте , 1745–1750. Высота 16,2 см
Фрагмент фарфоровой комнаты, которая сейчас находится во дворце Каподимонте.

Фарфор Каподимонте (иногда «Капо ди Монте») — фарфор, созданный фарфоровой мануфактурой Каподимонте ( Real Fabbrica di Capodimonte ), которая работала в Неаполе , Италия, между 1743 и 1759 годами. Каподимонте — самая значительная фабрика по производству раннего итальянского фарфора, Doccia. фарфор является флорентийский Еще одной крупной итальянской фабрикой . Каподимонте наиболее известен своими лепными фигурками. [1]

Фарфор Каподимонте, а затем и Неаполя, представлял собой «превосходную» полупрозрачную мягкую пасту , «более красивую», но гораздо труднее обжигаемую, чем немецкие твердые пасты. [2] или «особенно прозрачный, теплый, белый, покрытый слегка блестящей глазурью». [3] Знак Каподимонте представлял собой геральдическую лилию синего цвета или рельефное изображение внутри круга. [4]

Вся фабрика Каподимонте была перенесена в Мадрид (и стала Real Fábrica del Buen Retiro ) после того, как ее основатель, король Карл , унаследовал испанский престол от своего брата в 1759 году. Строго говоря, это был конец «фарфора Каподимонте», но Репутация продукции завода была настолько высока, что это название часто заявлялось и использовалось для фарфора, изготовленного на других фабриках в Неаполе или его окрестностях.

Первой из них была новая королевская фабрика, основанная сыном Карла Фердинандом I из Обеих Сицилий , которая производила продукцию с 1771 по 1806 год. [5] Он широко известен как Неаполитанский фарфор , официально «Неаполитанская королевская фарфоровая мануфактура» ( Real fabbrica delle porcellane di Napoli ) или Real Fabbrica Ferdinandea . С 19 века ряд других фабрик использовали это название для широкого спектра товаров самого разного качества. [6]

Неаполитанская фарфоровая группа Бурбонов: король Карл сзади, Фердинанд сидящий с женой и некоторыми из их 18 детей. Филиппо Тальолини , ок. 1784 г.

В 1743 году новоприбывший бурбонский король Неаполя Карл VII и его жена королева Мария Амалия Саксонская основали фабрику на территории дворца Каподимонте на окраине Неаполя ( ныне музей ). Дед королевы, Август II Сильный , курфюрст Саксонии , основал Мейсенскую фарфоровую фабрику, которая занималась производством европейского фарфора, и, как говорят, в ее приданое входило 17 мейсенских столовых сервизов. [7] Они наняли фламандского химика Ливио Оттавио Шеперса, сын которого также присоединился к ним, и художника Джованни Казелли (1698–1752), за которым позже пришла его племянница Мария. Флорентийский скульптор Джузеппе Гриччи (ок. 1700–1770), уже работавший на неаполитанскую корону с 1738 года, стал главным модельером; к 1755 году на него работали еще пять моделистов, создававших формы для деталей. [8]

Дипломатической сети королевства по всей Европе было приказано искать опытных рабочих и коммерческую тайну, щедро платя, а внутри страны был проведен успешный организованный поиск источников нужных минералов, а местные власти отправили образцы в столицу. [9]

Карл также основал королевские фабрики по изготовлению гобеленов и pietre dure . [10] В Неаполе уже было много фабрик, производящих майолику и другие изделия, часто в качестве побочного производства из кирпича, но вербовщики Каподимонте скорее смотрели на рабочих с майоликой свысока , и основные роли были отданы импортированным рабочим. [11] В этот период местный рынок сильно развивался, чему способствовала мода на употребление шоколада , но Каподимонте столкнулся с конкуренцией со стороны импортного фарфора, как китайского, так и немецкого, на верхнем уровне рынка, а также английской и местной глазурованной глиняной посуды ( кремовая посуда и итальянская версия). называемые террагья ) в средней и нижней части рынка. [12]

Когда Карл стал королем Испании в 1759 году, он взял с собой оборудование и около 40 ключевых рабочих, включая Гриччи, чтобы основать Real Fábrica del Buen Retiro в Мадриде. [13] Поскольку они взяли почти пять тонн пасты, главные художники, и продолжали использовать знак геральдической лилии, различить продукцию двух фабрик по годам вокруг переезда может быть очень сложно. [14] Хотя конструкции и оборудование Каподимонте, такие как печи и формы, которые не были вывезены в Испанию, были разрушены, многие из оставшихся рабочих были наняты на новую фабрику Джустиниани, которая попыталась найти формулу фарфора, но потерпела неудачу, вместо этого производя прекрасную глиняную посуду, похожую на Веджвуд. [15]

Когда производство фарфора возобновилось через пятнадцать лет, новая фабрика в Неаполе была полностью перестроена в другом месте, первоначально в Портичи , но унаследовала некоторых рабочих от фабрики Каподимонте и использовала аналогичный корпус из мягкой пасты. Он отличался неоклассическими сюжетами и стилями, а также фигурками из неглазурованного бисквитного фарфора . [16] К 1806 году Наполеон вторгся в Неаполитанское королевство , и Бурбоны бежали на Сицилию , под защитой британского флота ; производство на заводе было прекращено. Неаполитанский фарфор имел обычный знак в виде короны над синей буквой «N». [17] хотя этот знак использовался и продолжает использоваться во многих имитациях самого разного качества. [18]

Следуя тенденции последних лет существования Неаполитанского фарфорового завода, [19] после его закрытия неаполитанские гончарные мастерские продолжали изготавливать кремовую посуду , тонкую глазурованную глиняную посуду , похожую на английскую Веджвудскую посуду . Во второй половине XIX века в Неаполе были созданы первые частные фарфоровые заводы, в число которых в конечном итоге вошли Маджелло (1867 г.), Моллика, Каччапуоти, Висконти и многие другие. Копии и подделки ранних произведений Каподимонте производились на многих фабриках, самая крупная из которых, очевидно, находилась в Рудольштадте , затем в Германии, а теперь и в Чехии . Практически без контроля над использованием торговой марки многие дешевые фаянсовые изделия носят ее. [20] «Капо ди Монте» также использовалось в 19 веке, например, компанией Royal Worcester в Англии, для обозначения стилей статуэток, которые на самом деле мало связаны с неаполитанскими изделиями 18 века. [21]

Характеристики

[ редактировать ]

Каподимонте, 1743–1759 гг.

[ редактировать ]
в форме ракушки Табакерка работы Гриччи, Казелли и ювелира, 1745–1750 гг. [22]

Настоящие изделия Каподимонте короткого периода между 1743 и 1759 годами включали посуду обычных типов, фигурки и фарфоровый будуар Марии Амалии Саксонской , полностью выполненный из фарфоровых панелей в стиле шинуазри , первоначально изготовленный для дворца Портичи (1757–1757 гг.) . 59), но теперь перенесен во дворец Каподимонте. [23] Позже та же команда построила помещения в Испании в Королевском дворце Аранхуэса (1763–1765 гг.) и главном Королевском дворце Мадрида (1770-е гг.). [24] Как и на других фабриках того периода, мейсенский фарфор в качестве основной модели был взят .

Есть хорошие записи 1740-х годов, но после этого сохранилось мало документации. [25] в форме ракушки Табакерка , выполненная в виде низкого рельефа с небольшими ракушками и водорослями, представляла собой дизайн Гриччи, представленный в первый год и остававшийся популярным. На внутренней стороне крышки был нарисован портрет или другой сюжет, а ювелир добавил крепления и петлю. [26]

Мышеловы , модель Джузеппе Гриччи , 1755–1759 гг.

Популярные фигуры простых людей были представлены рано, и существует большое количество моделей; поскольку Буэн Ретиро сосредоточился на них, трудности в различении неаполитанских и мадридских произведений в основном затрагивают именно их. [27] Фигуры, как правило, имеют «исключительно маленькие головы, широкие руки и ноги, а также сдержанную прорисовку черт лица и костюма. Преобладающее чувство взволнованного доброго юмора передается глазами с угольными крапинками и короткими, быстро нарисованными бровями». Они моделируются «с безошибочным вниманием к позе и жестам». [28] Часто цвет используется только для обозначения краев одежды и предметов. Используемая мягкая паста не позволяла получить такую ​​четкость и тонкие элементы, как немецкая твердая паста, и моделистам пришлось соответствующим образом адаптировать свой стиль. [29]

Иллюстрированный продавец керамики, адаптировавший гравюру по рисунку Аннибале Карраччи , является одной из серии, описанной в заводских записях как «фигуры che rappresentano poveri» («фигуры бедных людей»), хотя и в отличие от более поздних так называемых фигур «Каподимонте». , их одежда опрятная и чистая. Иначе такие предметы торговцев называли la voci di Napooli (уличные крики Неаполя). [30] Исключением из общего добродушного юмора сериала является фигура изувеченного нищего-ветерана войны, у которого цела только одна конечность и один глаз. Известен только один такой экземпляр, который в 2012 году был продан за 30 000 фунтов стерлингов. [31] На том же аукционе группа «Ловцов мышей» была продана за 73 250 фунтов стерлингов. [32]

В стиле Казелли для рисованных сцен «композиции были построены путем градаций очень тонкой пунктички, в которой много использовалось мягких серых и коричневых тонов», как в банке с иллюстрированной Пульчинеллой. [33] Палитра шинуазри, использованная в фарфоровой комнате и других предметах, была намного сильнее. [34] Помимо Казеллисов, Г. делла Торре был художником, специализировавшимся на пейзажах и фигурах, в том числе батальных сценах. Его облака часто окрашены в «фиолетовый и бледно-оранжево-красный» цвета (см. блюдце в галерее). [35] Учитывая масштабы производства и других зарегистрированных моделистов и художников, кураторы и ученые теперь менее уверены в том, что отдельные работы принадлежат отдельным рукам главных дизайнеров и художников, хотя очевидно, что они установили стили и внимательно контролировали производство. Известно, что Гриччи подписал только двух крупных религиозных деятелей, и, как это было нормально для того периода, художники не подписывали свои работы. [36]

Фарфор Каподимонте, 1743–1759 гг.

Неаполь, 1771–1806 гг.

[ редактировать ]
Часть египетского сервиза, 1790-е гг.

Возрожденная фабрика в Неаполе производила тот же ассортимент продукции, что и старая фабрика Каподимонте, с аналогичной мягкой пастой, которую им пришлось открыть заново. Из них изготовлено множество жанровых фигурок и столовой посуды. [38] Фигуры старых персонажей уличной жизни теперь имели более традиционные пропорции и были более полно прорисованы. На стили повлияло общее изменение вкусов европейцев в сторону неоклассицизма, усиленное местным интересом, когда продолжающиеся раскопки в Помпеях , Геркулануме стали широко известны и других местах недалеко от Неаполя. Столовые сервизы производились в различных стилях возрождения, включая римский, египетский и «этрусский», последний рисунок из импортированных древнегреческих ваз был обнаружен в этрусских гробницах и тогда считался этрусским искусством . [39] С 1782 года директором фабрики был Доменико Венути, чей отец Марчелло Венути заведовал королевской коллекцией древностей, находившейся тогда во дворце Портичи . [40]

Ахилла учит играть на лире Кентавр . Хирон , печенье, после 1785 года

С 1790-х годов началось также крупное производство фигурок из неглазурованного бисквитного фарфора , напоминающего мрамор. Многие из них представляли собой довольно разрозненные копии знаменитых античных скульптур, особенно находящихся в богатых королевских коллекциях, включая портретные бюсты; фабрике было разрешено брать их для копирования. Настенная роспись Ахилла , обучаемого игре на лире кентавром Хироном , вывезенная из дома в Геркулануме к 1750-м годам, стала знаменитой и воспроизводилась как на расписной чашке, так и в виде группы бисквитных фигур на фабрике ( Римская живопись I века на самом деле была изображением скульптуры в Риме). [41]

Чаша Хирона и Ахилла была частью Servizio ercolanese («Сервиз Геркуланума»), сервиза из 88 предметов, который Фердинанд сделал для подарка своему отцу Карлу в Мадриде, взяв сюжеты из находок в Геркулануме. Это была первая из серии крупных услуг, преподнесенных в качестве дипломатического подарка, и сейчас она широко распространена. [42] В 2012 году тарелка диаметром 25 см была продана за 20 000 фунтов стерлингов. [43] Большой Сервизио дель Ока с видом на район Неаполя выставлен в музее дворца Каподимонте. Другими фигурками из печенья были причудливые пушистые животные, такие как собаки и медведи, демонстрирующие шероховатость обработанного печенья. Как и на некоторых других фабриках, в эти десятилетия позолота стала широко использоваться .

Фигура Святого Иосифа с Младенцем Христом высотой 21 дюйм (530 мм) ранее приписывалась фабрике Буэн Ретиро примерно в 1765 году, пока не выяснилось, что это фарфоровая версия статуи Джузеппе Санмартино в соборе Таранто 1790–1790 годов. 92, через тридцать лет после того, как команда Буэна Ретиро покинула Италию. Моделирование теперь приписывают Дженнаро Лаудато, неаполитанскому скульптору, и ему приписывают по крайней мере еще одну фарфоровую группу. Хотя на них нет опознавательных знаков, вполне вероятно, что их произвела фабрика в Неаполе. Тело похоже на террагию , итальянскую версию крема. [44]

Неаполитанский фарфор, 1771–1806 гг.

Позже «Каподимонте»

[ редактировать ]

Различные фабрики, продукция которых продавалась как «Каподимонте» с начала 19 века, в основном придерживались викторианских версий форм и стилей 18 века. Во дворце Казерты выставлено несколько больших и суетливых ваз, а группы фигурок стали большими и сложными, часто все еще одетыми в костюмы 18-го века. Популярными стали корзины с цветами из фарфора, а также ажурные изделия «спагетто». В 20-м веке развился стиль «рвано одетых крестьян, похожих на мультфильмы Уолта Диснея», а также «подкласс глиняных изделий, в основном коробок, ужасающего качества с латунной позолотой», но все же с коронованным знаком «N». [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бэтти, 104–105; 103–104 на сайте Doccia.
  2. ^ Бэтти, 104–105.
  3. ^ Ле Корбелье, 20 лет.
  4. ^ Бэтти, 104–105; примеры: синий и рельефный
  5. ^ Бэтти, 105 лет; Ле Корбелье, 29 лет
  6. ^ Бэтти, 190
  7. ^ Ле Корбелье, 20 лет.
  8. ^ Ле Корбелье, 22, 25–26, 29; Мангер и Салливан, 34 года.
  9. ^ Дэвидс и Де Мунк, 327–329.
  10. Мангер и Салливан, 34 года.
  11. ^ Дэвидс и Де Мунк, 319–330.
  12. ^ Дэвидс и Де Мунк, 330–332.
  13. ^ Ле Корбелье, 29 лет.
  14. ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
  15. ^ Дэвидс и Де Мунк, 333.
  16. ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
  17. ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
  18. ^ Бэтти, 190
  19. ^ Бэтти, 105 лет.
  20. ^ Бэтти, 190
  21. ^ Бэтти, 173 года.
  22. Мангер и Салливан, 43–45.
  23. ^ Ле Корбелье, 21 год.
  24. ^ Бэтти, 104–105.
  25. ^ Ле Корбелье, 21–22.
  26. ^ Ле Корбелье, 22 года.
  27. ^ См., например, лоты 203 и 205 на в 2012 году аукционе Sotheby's .
  28. ^ Ле Корбелье, 25–26.
  29. ^ Мангер и Салливан, 32, 34, 38, 40.
  30. ^ Ле Корбелье, 32 года; Мангер и Салливан, 37–40 лет; Бэтти, 190 лет
  31. Sotheby's, Лондон, лот 192, 14 марта 2012 г. , «Чрезвычайно редкая фигура изуродованного солдата Каподимонте, смоделированная Дж. Гриччи, около 1750–1755 гг., из серии le Voce di Napoli, его голова забинтована и окровавлена. на своем желтом мундире, гримасничая, опираясь обрубком правой руки на культю правой ноги, его левая рука тоже обрубок, опирающаяся на кучу военных трофеев (некоторая реставрация). в"
  32. Sotheby's, Лондон, лот 181, 14 марта 2012 г. , «Очень редкая группа Каподимонте «Ловцы мышей» (I Cacciatori di topi), модель Дж. Гриччи, около 1750 г.»
  33. ^ Ле Корбелье, 21 год.
  34. ^ Ле Корбелье, 21 год.
  35. ^ Бэтти, 105 лет.
  36. ^ Мангер и Салливан, 34, 42.
  37. ^ Ле Корбелье, 32 года; Мангер и Салливан, 37–40 лет.
  38. ^ Бэтти, 105 лет.
  39. ^ Бэтти, 105 лет.
  40. ^ Найбьерг, 64 года.
  41. ^ Найбьерг, 60–61, 63–65.
  42. ^ Найбьерг, 64 года; Эссе Анжелы Каролы-Перротти на аукционе Sotheby's Lot : «Сервиз состоял из 41 тарелки, двух супниц, четырех холодильников для вина разного размера, двух «штуфов на джели», двух «шиаква биккьери», двух соусников с соответствующими нижними крышками. - посуда, две масленки, две сахарницы, две горчицы, четыре соли, шесть кофейных чашек и несколько предметов сервировочных столовых приборов».
  43. Sotheby's, Лондон, лот 228, 14 марта 2012 г. , «Тарелка Неаполя (Real Fabbrica Ferdinandea) из сервиза Геркуланума, 1781–82»
  44. ^ Гесс, 238–243.
  45. ^ Бэтти, 190
  • Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN   1850292515
  • Дэвидс, Карел и Де Мунк, Берт, Инновации и творчество в европейских городах позднего средневековья и раннего Нового времени , 2016, Routledge, ISBN   1317116534 , 9781317116530, книги Google
  • Гесс, Кэтрин, с Мариеттой Камберери в этой записи, Итальянская керамика: Каталог коллекций музея Дж. Пола Гетти , 2003, Getty Publications, ISBN   0892366702 , 9780892366705, книги Google
  • Ле Корбелье, Клэр, Итальянский фарфор восемнадцатого века , 1985, Метрополитен-музей (полностью доступен онлайн в формате PDF)
  • Мангер, Джеффри и Салливан, Элизабет, Европейский фарфор в Метрополитен-музее , 2018, Метрополитен-музей, ISBN   1588396436 , 9781588396433, книги Google
  • Найбьерг, Тина, в книге «Восстановленная древность: наследие Помпеи и Геркуланума» , 2007, ред. Виктория К. Гарднер Коутс, Джон Л. Зейдл, Getty Publications, ISBN   0892368721 , 9780892368723, книги Google
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2714faf824d4407d459134eb9663a3e8__1715284680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/e8/2714faf824d4407d459134eb9663a3e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Capodimonte porcelain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)