Каподимонте фарфор
Фарфор Каподимонте (иногда «Капо ди Монте») — фарфор, созданный фарфоровой мануфактурой Каподимонте ( Real Fabbrica di Capodimonte ), которая работала в Неаполе , Италия, между 1743 и 1759 годами. Каподимонте — самая значительная фабрика по производству раннего итальянского фарфора, Doccia. фарфор является флорентийский Еще одной крупной итальянской фабрикой . Каподимонте наиболее известен своими лепными фигурками. [1]
Фарфор Каподимонте, а затем и Неаполя, представлял собой «превосходную» полупрозрачную мягкую пасту , «более красивую», но гораздо труднее обжигаемую, чем немецкие твердые пасты. [2] или «особенно прозрачный, теплый, белый, покрытый слегка блестящей глазурью». [3] Знак Каподимонте представлял собой геральдическую лилию синего цвета или рельефное изображение внутри круга. [4]
Вся фабрика Каподимонте была перенесена в Мадрид (и стала Real Fábrica del Buen Retiro ) после того, как ее основатель, король Карл , унаследовал испанский престол от своего брата в 1759 году. Строго говоря, это был конец «фарфора Каподимонте», но Репутация продукции завода была настолько высока, что это название часто заявлялось и использовалось для фарфора, изготовленного на других фабриках в Неаполе или его окрестностях.
Первой из них была новая королевская фабрика, основанная сыном Карла Фердинандом I из Обеих Сицилий , которая производила продукцию с 1771 по 1806 год. [5] Он широко известен как Неаполитанский фарфор , официально «Неаполитанская королевская фарфоровая мануфактура» ( Real fabbrica delle porcellane di Napoli ) или Real Fabbrica Ferdinandea . С 19 века ряд других фабрик использовали это название для широкого спектра товаров самого разного качества. [6]
История
[ редактировать ]В 1743 году новоприбывший бурбонский король Неаполя Карл VII и его жена королева Мария Амалия Саксонская основали фабрику на территории дворца Каподимонте на окраине Неаполя ( ныне музей ). Дед королевы, Август II Сильный , курфюрст Саксонии , основал Мейсенскую фарфоровую фабрику, которая занималась производством европейского фарфора, и, как говорят, в ее приданое входило 17 мейсенских столовых сервизов. [7] Они наняли фламандского химика Ливио Оттавио Шеперса, сын которого также присоединился к ним, и художника Джованни Казелли (1698–1752), за которым позже пришла его племянница Мария. Флорентийский скульптор Джузеппе Гриччи (ок. 1700–1770), уже работавший на неаполитанскую корону с 1738 года, стал главным модельером; к 1755 году на него работали еще пять моделистов, создававших формы для деталей. [8]
Дипломатической сети королевства по всей Европе было приказано искать опытных рабочих и коммерческую тайну, щедро платя, а внутри страны был проведен успешный организованный поиск источников нужных минералов, а местные власти отправили образцы в столицу. [9]
Карл также основал королевские фабрики по изготовлению гобеленов и pietre dure . [10] В Неаполе уже было много фабрик, производящих майолику и другие изделия, часто в качестве побочного производства из кирпича, но вербовщики Каподимонте скорее смотрели на рабочих с майоликой свысока , и основные роли были отданы импортированным рабочим. [11] В этот период местный рынок сильно развивался, чему способствовала мода на употребление шоколада , но Каподимонте столкнулся с конкуренцией со стороны импортного фарфора, как китайского, так и немецкого, на верхнем уровне рынка, а также английской и местной глазурованной глиняной посуды ( кремовая посуда и итальянская версия). называемые террагья ) в средней и нижней части рынка. [12]
Когда Карл стал королем Испании в 1759 году, он взял с собой оборудование и около 40 ключевых рабочих, включая Гриччи, чтобы основать Real Fábrica del Buen Retiro в Мадриде. [13] Поскольку они взяли почти пять тонн пасты, главные художники, и продолжали использовать знак геральдической лилии, различить продукцию двух фабрик по годам вокруг переезда может быть очень сложно. [14] Хотя конструкции и оборудование Каподимонте, такие как печи и формы, которые не были вывезены в Испанию, были разрушены, многие из оставшихся рабочих были наняты на новую фабрику Джустиниани, которая попыталась найти формулу фарфора, но потерпела неудачу, вместо этого производя прекрасную глиняную посуду, похожую на Веджвуд. [15]
Когда производство фарфора возобновилось через пятнадцать лет, новая фабрика в Неаполе была полностью перестроена в другом месте, первоначально в Портичи , но унаследовала некоторых рабочих от фабрики Каподимонте и использовала аналогичный корпус из мягкой пасты. Он отличался неоклассическими сюжетами и стилями, а также фигурками из неглазурованного бисквитного фарфора . [16] К 1806 году Наполеон вторгся в Неаполитанское королевство , и Бурбоны бежали на Сицилию , под защитой британского флота ; производство на заводе было прекращено. Неаполитанский фарфор имел обычный знак в виде короны над синей буквой «N». [17] хотя этот знак использовался и продолжает использоваться во многих имитациях самого разного качества. [18]
Следуя тенденции последних лет существования Неаполитанского фарфорового завода, [19] после его закрытия неаполитанские гончарные мастерские продолжали изготавливать кремовую посуду , тонкую глазурованную глиняную посуду , похожую на английскую Веджвудскую посуду . Во второй половине XIX века в Неаполе были созданы первые частные фарфоровые заводы, в число которых в конечном итоге вошли Маджелло (1867 г.), Моллика, Каччапуоти, Висконти и многие другие. Копии и подделки ранних произведений Каподимонте производились на многих фабриках, самая крупная из которых, очевидно, находилась в Рудольштадте , затем в Германии, а теперь и в Чехии . Практически без контроля над использованием торговой марки многие дешевые фаянсовые изделия носят ее. [20] «Капо ди Монте» также использовалось в 19 веке, например, компанией Royal Worcester в Англии, для обозначения стилей статуэток, которые на самом деле мало связаны с неаполитанскими изделиями 18 века. [21]
Характеристики
[ редактировать ]Каподимонте, 1743–1759 гг.
[ редактировать ]Настоящие изделия Каподимонте короткого периода между 1743 и 1759 годами включали посуду обычных типов, фигурки и фарфоровый будуар Марии Амалии Саксонской , полностью выполненный из фарфоровых панелей в стиле шинуазри , первоначально изготовленный для дворца Портичи (1757–1757 гг.) . 59), но теперь перенесен во дворец Каподимонте. [23] Позже та же команда построила помещения в Испании в Королевском дворце Аранхуэса (1763–1765 гг.) и главном Королевском дворце Мадрида (1770-е гг.). [24] Как и на других фабриках того периода, мейсенский фарфор в качестве основной модели был взят .
Есть хорошие записи 1740-х годов, но после этого сохранилось мало документации. [25] в форме ракушки Табакерка , выполненная в виде низкого рельефа с небольшими ракушками и водорослями, представляла собой дизайн Гриччи, представленный в первый год и остававшийся популярным. На внутренней стороне крышки был нарисован портрет или другой сюжет, а ювелир добавил крепления и петлю. [26]
Популярные фигуры простых людей были представлены рано, и существует большое количество моделей; поскольку Буэн Ретиро сосредоточился на них, трудности в различении неаполитанских и мадридских произведений в основном затрагивают именно их. [27] Фигуры, как правило, имеют «исключительно маленькие головы, широкие руки и ноги, а также сдержанную прорисовку черт лица и костюма. Преобладающее чувство взволнованного доброго юмора передается глазами с угольными крапинками и короткими, быстро нарисованными бровями». Они моделируются «с безошибочным вниманием к позе и жестам». [28] Часто цвет используется только для обозначения краев одежды и предметов. Используемая мягкая паста не позволяла получить такую четкость и тонкие элементы, как немецкая твердая паста, и моделистам пришлось соответствующим образом адаптировать свой стиль. [29]
Иллюстрированный продавец керамики, адаптировавший гравюру по рисунку Аннибале Карраччи , является одной из серии, описанной в заводских записях как «фигуры che rappresentano poveri» («фигуры бедных людей»), хотя и в отличие от более поздних так называемых фигур «Каподимонте». , их одежда опрятная и чистая. Иначе такие предметы торговцев называли la voci di Napooli (уличные крики Неаполя). [30] Исключением из общего добродушного юмора сериала является фигура изувеченного нищего-ветерана войны, у которого цела только одна конечность и один глаз. Известен только один такой экземпляр, который в 2012 году был продан за 30 000 фунтов стерлингов. [31] На том же аукционе группа «Ловцов мышей» была продана за 73 250 фунтов стерлингов. [32]
В стиле Казелли для рисованных сцен «композиции были построены путем градаций очень тонкой пунктички, в которой много использовалось мягких серых и коричневых тонов», как в банке с иллюстрированной Пульчинеллой. [33] Палитра шинуазри, использованная в фарфоровой комнате и других предметах, была намного сильнее. [34] Помимо Казеллисов, Г. делла Торре был художником, специализировавшимся на пейзажах и фигурах, в том числе батальных сценах. Его облака часто окрашены в «фиолетовый и бледно-оранжево-красный» цвета (см. блюдце в галерее). [35] Учитывая масштабы производства и других зарегистрированных моделистов и художников, кураторы и ученые теперь менее уверены в том, что отдельные работы принадлежат отдельным рукам главных дизайнеров и художников, хотя очевидно, что они установили стили и внимательно контролировали производство. Известно, что Гриччи подписал только двух крупных религиозных деятелей, и, как это было нормально для того периода, художники не подписывали свои работы. [36]
Фарфор Каподимонте, 1743–1759 гг.
-
Стакан и блюдце с резным рисунком, ок. 1743 г.
-
Mater Dolorosa и Святой Иоанн Богослов (высота 18 дюймов или 46,4 см) из группы распятий , Гриччи, ок. 1744 г.
-
Кувшин с кораллами и ракушками, с позолоченной внутренней чашей позади, ок. 1745 г.
-
Фигурка «Продавец керамики», ок. 1745 г., по гравюре Аннибале Карраччи. [37]
-
Блюдце с боевыми ориенталами из чайно-кофейного сервиза
-
Чашка с рельефным цветком сливы, имитирующая китайский стиль.
-
Кроличьи ловцы , 1755–1759 гг.
-
Фарфоровая комната сейчас в Каподимонте, ок. 1757–1759 гг.
Неаполь, 1771–1806 гг.
[ редактировать ]Возрожденная фабрика в Неаполе производила тот же ассортимент продукции, что и старая фабрика Каподимонте, с аналогичной мягкой пастой, которую им пришлось открыть заново. Из них изготовлено множество жанровых фигурок и столовой посуды. [38] Фигуры старых персонажей уличной жизни теперь имели более традиционные пропорции и были более полно прорисованы. На стили повлияло общее изменение вкусов европейцев в сторону неоклассицизма, усиленное местным интересом, когда продолжающиеся раскопки в Помпеях , Геркулануме стали широко известны и других местах недалеко от Неаполя. Столовые сервизы производились в различных стилях возрождения, включая римский, египетский и «этрусский», последний рисунок из импортированных древнегреческих ваз был обнаружен в этрусских гробницах и тогда считался этрусским искусством . [39] С 1782 года директором фабрики был Доменико Венути, чей отец Марчелло Венути заведовал королевской коллекцией древностей, находившейся тогда во дворце Портичи . [40]
С 1790-х годов началось также крупное производство фигурок из неглазурованного бисквитного фарфора , напоминающего мрамор. Многие из них представляли собой довольно разрозненные копии знаменитых античных скульптур, особенно находящихся в богатых королевских коллекциях, включая портретные бюсты; фабрике было разрешено брать их для копирования. Настенная роспись Ахилла , обучаемого игре на лире кентавром Хироном , вывезенная из дома в Геркулануме к 1750-м годам, стала знаменитой и воспроизводилась как на расписной чашке, так и в виде группы бисквитных фигур на фабрике ( Римская живопись I века на самом деле была изображением скульптуры в Риме). [41]
Чаша Хирона и Ахилла была частью Servizio ercolanese («Сервиз Геркуланума»), сервиза из 88 предметов, который Фердинанд сделал для подарка своему отцу Карлу в Мадриде, взяв сюжеты из находок в Геркулануме. Это была первая из серии крупных услуг, преподнесенных в качестве дипломатического подарка, и сейчас она широко распространена. [42] В 2012 году тарелка диаметром 25 см была продана за 20 000 фунтов стерлингов. [43] Большой Сервизио дель Ока с видом на район Неаполя выставлен в музее дворца Каподимонте. Другими фигурками из печенья были причудливые пушистые животные, такие как собаки и медведи, демонстрирующие шероховатость обработанного печенья. Как и на некоторых других фабриках, в эти десятилетия позолота стала широко использоваться .
Фигура Святого Иосифа с Младенцем Христом высотой 21 дюйм (530 мм) ранее приписывалась фабрике Буэн Ретиро примерно в 1765 году, пока не выяснилось, что это фарфоровая версия статуи Джузеппе Санмартино в соборе Таранто 1790–1790 годов. 92, через тридцать лет после того, как команда Буэна Ретиро покинула Италию. Моделирование теперь приписывают Дженнаро Лаудато, неаполитанскому скульптору, и ему приписывают по крайней мере еще одну фарфоровую группу. Хотя на них нет опознавательных знаков, вполне вероятно, что их произвела фабрика в Неаполе. Тело похоже на террагию , итальянскую версию крема. [44]
Неаполитанский фарфор, 1771–1806 гг.
-
Неоклассическая тарелка с Талией, музой комедии , из Servizio ercolanese (« Сервиз в Геркулануме »), по мотивам раскопанной там картины 1780–1782 годов.
-
Фигура Панталоне , ок. 1790 г.
-
Неоклассическая чашка и блюдце
-
Чаша и крышка сервиза, сочетающего «этрусский» стиль с королевским гербом, ок. 1790 г.
-
Чайник из сервиза с видами на Неаполь — здесь Байи , 1790-е гг.
-
Группа «Школа медведей» в рельефном бисквитном фарфоре , ок. 1785 г.
-
Медведь в бисквите из группы, представляющей гуманитарные науки , 1790-е гг.
-
Группа из сервиза в «этрусском» стиле, 1790-е гг.
-
Чайник из сервиза в египетском стиле, 1790-е гг.
Позже «Каподимонте»
[ редактировать ]Различные фабрики, продукция которых продавалась как «Каподимонте» с начала 19 века, в основном придерживались викторианских версий форм и стилей 18 века. Во дворце Казерты выставлено несколько больших и суетливых ваз, а группы фигурок стали большими и сложными, часто все еще одетыми в костюмы 18-го века. Популярными стали корзины с цветами из фарфора, а также ажурные изделия «спагетто». В 20-м веке развился стиль «рвано одетых крестьян, похожих на мультфильмы Уолта Диснея», а также «подкласс глиняных изделий, в основном коробок, ужасающего качества с латунной позолотой», но все же с коронованным знаком «N». [45]
-
Ваза XIX века с лепными фруктами и цветами в Королевском дворце Казерты.
-
Ваза с восточной дамой, сидящей задом наперед на леопарде, в Казерте.
-
Группа музыкантов в костюмах XVIII века, конец 19 - начало 20 века.
-
Маджелло Корзина цветов
-
Поднос "Спагетто", Majello
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бэтти, 104–105; 103–104 на сайте Doccia.
- ^ Бэтти, 104–105.
- ^ Ле Корбелье, 20 лет.
- ^ Бэтти, 104–105; примеры: синий и рельефный
- ^ Бэтти, 105 лет; Ле Корбелье, 29 лет
- ^ Бэтти, 190
- ^ Ле Корбелье, 20 лет.
- ^ Ле Корбелье, 22, 25–26, 29; Мангер и Салливан, 34 года.
- ^ Дэвидс и Де Мунк, 327–329.
- ↑ Мангер и Салливан, 34 года.
- ^ Дэвидс и Де Мунк, 319–330.
- ^ Дэвидс и Де Мунк, 330–332.
- ^ Ле Корбелье, 29 лет.
- ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
- ^ Дэвидс и Де Мунк, 333.
- ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
- ^ Бэтти, 104–105; Ле Корбелье, 29 лет
- ^ Бэтти, 190
- ^ Бэтти, 105 лет.
- ^ Бэтти, 190
- ^ Бэтти, 173 года.
- ↑ Мангер и Салливан, 43–45.
- ^ Ле Корбелье, 21 год.
- ^ Бэтти, 104–105.
- ^ Ле Корбелье, 21–22.
- ^ Ле Корбелье, 22 года.
- ^ См., например, лоты 203 и 205 на в 2012 году аукционе Sotheby's .
- ^ Ле Корбелье, 25–26.
- ^ Мангер и Салливан, 32, 34, 38, 40.
- ^ Ле Корбелье, 32 года; Мангер и Салливан, 37–40 лет; Бэтти, 190 лет
- ↑ Sotheby's, Лондон, лот 192, 14 марта 2012 г. , «Чрезвычайно редкая фигура изуродованного солдата Каподимонте, смоделированная Дж. Гриччи, около 1750–1755 гг., из серии le Voce di Napoli, его голова забинтована и окровавлена. на своем желтом мундире, гримасничая, опираясь обрубком правой руки на культю правой ноги, его левая рука тоже обрубок, опирающаяся на кучу военных трофеев (некоторая реставрация). в"
- ↑ Sotheby's, Лондон, лот 181, 14 марта 2012 г. , «Очень редкая группа Каподимонте «Ловцы мышей» (I Cacciatori di topi), модель Дж. Гриччи, около 1750 г.»
- ^ Ле Корбелье, 21 год.
- ^ Ле Корбелье, 21 год.
- ^ Бэтти, 105 лет.
- ^ Мангер и Салливан, 34, 42.
- ^ Ле Корбелье, 32 года; Мангер и Салливан, 37–40 лет.
- ^ Бэтти, 105 лет.
- ^ Бэтти, 105 лет.
- ^ Найбьерг, 64 года.
- ^ Найбьерг, 60–61, 63–65.
- ^ Найбьерг, 64 года; Эссе Анжелы Каролы-Перротти на аукционе Sotheby's Lot : «Сервиз состоял из 41 тарелки, двух супниц, четырех холодильников для вина разного размера, двух «штуфов на джели», двух «шиаква биккьери», двух соусников с соответствующими нижними крышками. - посуда, две масленки, две сахарницы, две горчицы, четыре соли, шесть кофейных чашек и несколько предметов сервировочных столовых приборов».
- ↑ Sotheby's, Лондон, лот 228, 14 марта 2012 г. , «Тарелка Неаполя (Real Fabbrica Ferdinandea) из сервиза Геркуланума, 1781–82»
- ^ Гесс, 238–243.
- ^ Бэтти, 190
Ссылки
[ редактировать ]- Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- Дэвидс, Карел и Де Мунк, Берт, Инновации и творчество в европейских городах позднего средневековья и раннего Нового времени , 2016, Routledge, ISBN 1317116534 , 9781317116530, книги Google
- Гесс, Кэтрин, с Мариеттой Камберери в этой записи, Итальянская керамика: Каталог коллекций музея Дж. Пола Гетти , 2003, Getty Publications, ISBN 0892366702 , 9780892366705, книги Google
- Ле Корбелье, Клэр, Итальянский фарфор восемнадцатого века , 1985, Метрополитен-музей (полностью доступен онлайн в формате PDF)
- Мангер, Джеффри и Салливан, Элизабет, Европейский фарфор в Метрополитен-музее , 2018, Метрополитен-музей, ISBN 1588396436 , 9781588396433, книги Google
- Найбьерг, Тина, в книге «Восстановленная древность: наследие Помпеи и Геркуланума» , 2007, ред. Виктория К. Гарднер Коутс, Джон Л. Зейдл, Getty Publications, ISBN 0892368721 , 9780892368723, книги Google