Семейство желтого, черного, розового и зеленого
Famille jaune, noire, rose, verte — термины, используемые на Западе для классификации китайского фарфора династии Цин по доминирующему цвету палитры эмали. Первоначально эти товары были сгруппированы под французскими названиями famille verte («зеленое семейство») и famille Rose (розовое семейство) Альбертом Жакмаром в 1862 году. другие термины famille jaune (желтый) и famille noire Возможно, были введены (черный). позже дилерами или коллекционерами, и они обычно считаются подкатегориями famille verte . [ 1 ] [ 2 ] Фарфор Famille verte производился в основном в эпоху Канси , а фарфор Famille Rose был популярен в 18 и 19 веках. Большую часть китайской продукции составлял фарфор Цзиндэчжэнь , и большая часть предназначалась для экспорта на Запад , но некоторые из лучших изделий были изготовлены для императорского двора.
Зеленая семья
[ редактировать ]Famille verte (康熙五彩, Kangxi wucai , также 素三彩, Susancai ), принятый в период Канси около 1680 года, использует зеленый цвет в нескольких различных оттенках и железно-красный цвет с другими надглазурными цветами. Он развился из стиля уцай (五彩, «пять цветов»), который сочетает в себе подглазурный кобальтовый синий с несколькими надглазурными цветами. Эмали famille verte можно наносить на бисквит (неглазурованную посуду, предварительно обожженную) без подглазурной синевы или на глазурь, полученную при сильном обжиге, создавая изделия различного внешнего вида. Изделия с эмалью, нарисованной на бисквите, обычно имеют однотонную основу, например, желтую, черную или зеленую, а изделия, окрашенные поверх глазури, могут иметь белую основу. Иногда в одном и том же предмете можно увидеть как подглазурную, так и надглазурную синь. [ 3 ] Обжиг для плавления эмалей проводился при относительно низкой температуре.
Цвета famille verte обычно зеленые, красные, желтые, синие и баклажановые (неярко-фиолетовые). Также можно использовать черный цвет и иногда золотой. Синий цвет имеет более фиолетовый или королевский синий оттенок, который отличается по оттенку от синего, используемого в фарфоре династии Мин . Возможность достижения градации цвета famille verte ограничена. Цветные эмали часто наносятся на чисто-белую массу фарфора, проступающую сквозь глазурь. Цвета также могут быть оттенены черным или желтым фоном (известным как famille noire и famille jaune соответственно), а реже баклажановым и зеленым. [ 3 ]
Изделия Famille verte были популярны в течение нескольких десятилетий до 1720-х годов, после правления Канси, когда их вытеснила Famille Rose , имеющая более широкую цветовую гамму. В последующие периоды его продолжали производить в небольших количествах, и его популярность возродилась на Западе в конце 19 - начале 20 веков. [ 4 ] [ 5 ]
-
Ваза Уцай , период Шуньчжи , около 1650–1660 гг.
-
Тарелка Уцай на экспорт, период Канси , около 1680 г.
-
Тарелка Уцай на экспорт, период Канси , около 1680 г.
-
Ваза, Канси период
-
из мягкого фарфора Сен-Клу Плевалка , famille verte, 1730–1740 гг.
Желтая семья
[ редактировать ]Famille jaune — это разновидность famille verte , в которой используются famille verte эмали на желтом фоне.
Черная семья
[ редактировать ]Famille noire (китайский: 墨地素三彩, Моди сусанкай ) использует черный фон. Настоящие изделия famille noire производились в эпоху Канси, хотя famille verte в 19 веке к фарфору в некоторые потертые изделия добавлялся черный цвет. Они могут иметь медно-зеленую эмаль на основе свинца, окрашенную поверх сухой черной кобальтовой глины на печенье, а затем наносить прозрачную зеленую глазурь, придающую ему почти переливающийся вид. [ 6 ] [ 7 ] Famille noire когда-то высоко ценился западными коллекционерами, что привело к росту цен, и многие экземпляры затем были подделаны, в результате чего значительная часть тех экземпляров, которые считались сохранившимися, на самом деле являются подделками. С тех пор популярность этого типа фарфора снизилась. [ 8 ]
-
Ваза Famille jaune , вероятно, правление Канси, Цзиндэчжэнь. Фарфор, роспись полихромными эмалями по бисквиту и глазури.
-
Ваза Famille noire , правление Канси, Цзиндэчжэнь
Розовая семья
[ редактировать ]Фамильная роза , известная по-китайски как фенцай ( пастельный цвет ) или руанцай ( мягкий цвет / мягкий цвет ), букв. «бледные цвета» или «мягкие цвета»), янцай ( 阳彩 ), букв. фаланцай ( краски эмали , букв. «Цвета эмали»), [ 9 ] — вид фарфора, характеризующийся наличием надглазурной эмали розового цвета. Цветовая палитра была представлена в Китае во время правления Канси (1654–1722), возможно, около 1720 года, но усовершенствовалась только в эпоху Юнчжэн , когда были изготовлены лучшие изделия. Роза Famille названа в честь ее розового цвета эмали, хотя ее цвет варьируется от бледно-розового до темно-рубинового. использовался ряд других мягких цветовых палитр Помимо розового, в Famille Rose , отсюда и термин fencai . Градация цветов производилась путем смешивания цветных эмалей со «стеклянно-белой» (玻璃白, боли бай ), непрозрачной белой эмалью (арсенат свинца). [ 10 ] [ 11 ]
Принято считать, что новая цветовая палитра в Китае была представлена иезуитами в Китае (через использование пурпура Кассия ) императорскому двору, первоначально на эмалях, используемых на металлических изделиях, таких как перегородчатая эмаль, производимая в мастерской фаланга (珐琅作, фаланг, означающий эмаль, возможно, произошел от слова « франки » или «Франция») или в результате адаптации эмалей, используемых в глазурованной южногерманской фаянсовой посуде. [ 9 ] Исследования не показали, что химический состав розового пигмента семейной розы такой же, как у европейского. Однако термин, используемый Тан Ином (который курировал производство фарфора в Цзиндэчжэне ) и в документах Цин, был янцай («иностранные цвета»), [ 12 ] [ 13 ] указывая на его иностранное происхождение или влияние. Рудиментарная семейная роза была обнаружена в китайском фарфоре 1720-х годов, хотя эта техника не была полностью разработана примерно до 1730 года, в период Юнчжэн . Розовый цвет ранних изделий 1720-х годов был темнее в цветах, выполненных из стекла рубинового цвета, но после 1725 года за счет смешивания с белыми эмалями были достигнуты более мягкие оттенки. [ 14 ] [ 15 ] В дворцовых мастерских в Пекине проводились эксперименты по разработке ряда цветов эмали и методов нанесения таких эмалей на заготовку фарфора, поставляемого Цзиндэчжэнем, а производимые изделия назывались фаланцай . Придворные художники были наняты для создания эскизов украшения таких изделий, что создало новый эстетический стиль украшения фарфора. Украшения фаланцай могут быть нарисованы на белом или цветном фоне, наиболее популярным является желтый. Поскольку фаланцай производился во дворце исключительно для личного пользования, изделий из фарфора фаланцай относительно меньше .
После успешного создания фарфора фаланцай во дворце, фаланцай также производился в императорских печах Цзиндэчжэня. Термин «янцай» использовался для обозначения фарфора, производимого в Цзиндэчжэне для имитации фаланцай . , произведенными для имперского использования, нет небольшой разницы во внешнем виде Визуально между изделиями фаланцай и янцай , но различия можно обнаружить в химическом составе используемого флюса . [ 10 ] Руанкай («мягкие цвета») также был термином, использовавшимся в эпоху Юнчжэн, поскольку используемые цвета более мягкие в отличие от «жестких цветов» (硬彩, инцай ), ранее использовавшихся для famille verte или wucai . [ 13 ] Фенцай - это более современный термин, использованный Чэнь Лю (陈浏) в начале 20 века, а затем он заменил янцай в китайском использовании. [ 16 ] [ 10 ]
Эмали из семейных роз допускают более широкий диапазон цветов и тонов, чем это было возможно ранее, что позволяет изображать более сложные изображения, особенно в эпоху Цяньлун , а в более поздний период Цяньлун украшения стали более сложными и насыщенными. Изображения могут быть выполнены на цветных основах, в том числе желтом, синем, розовом, кораллово-красном, светло-зеленом, «кофе с молоком» и коричневом. [ 17 ] Черный грунт или famille noire также можно использовать для изготовления изделий из фамиллных роз , но они не пользуются большой популярностью. Многие изделия периода Цяньлун были изготовлены из фарфора из яичной скорлупы. Роза Famille вытеснила по популярности famille verte , а ее производство обогнало бело-голубой фарфор в середине 18 века . Он оставался популярным на протяжении 18 и 19 веков и продолжал производиться в 20 веке. Однако после периода Цяньлун качество производимых товаров снизилось.
В Цзиндэчжэне производилось множество кусочков семейных роз , и некоторые из лучших экземпляров были изготовлены именно там. Однако, начиная с конца 18 века, многие предметы украшались в портовом городе Кантон для производства кантонской посуды , предназначенной на экспорт, с использованием белого фарфора из Цзиндэчжэня. В отличие от более изысканного фарфора «придворного вкуса», экспортные изделия, особенно XIX века, как правило, богато и ярко декорированы. Декоративные узоры, используемые в этих экспортных товарах, могут называться «Розовый кантон», «Розовый мандарин» и «Розовый медальон». [ 18 ]
Известно, что эмали Famille Rose использовались в Европе до того, как они стали использоваться в Китае, например, в венском фарфоре, изготовленном фабрикой Дю Пакье в 1725 году. [ 9 ] Большое количество фарфора с семейными розами было экспортировано из Китая на Запад, и многие европейские фабрики, такие как Мейсен , Челси и Шантильи, копировали палитру семейных роз , используемую в китайском фарфоре. [ 19 ] Экспорт китайского фарфора тогда сократился из-за конкуренции со стороны европейских фабрик.
-
На блюде вкусные летучие мыши и персики — популярная тема в китайском вкусе. Правление Юнчжэна (1723–1735)
-
Выбор фаланцай . фарфора
-
Цин периода Китайский экспортный фарфор с европейской фигурой, семейная роза , первая половина 18 века.
-
Фарфоровый держатель для цветов из мягкой пасты Цзиндэчжэнь, фарфоровая подставка для цветов, семейная роза , 1736–1796, Цяньлун. период
-
Кантонская посуда
-
Тарелка-медальон "Роза" с декором, разделенным на панели.
-
периода Цяньлун с розами Ваза
-
Фаланги Суда
- Европейские изделия в стилях
-
из мягкого фарфора Saint-Cloud Подставка для цветов , семейная роза , 1730–1740 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йорг, CJA; (Нидерланды), Рейксмузеум; Кампен, Ян ван (1997). Китайская керамика в коллекции Рейксмузеума, Амстердам: Династии Мин и Цин . Филипп Уилсон. п. 147. ИСБН 9780856674891 .
- ^ Гордон Кэмпбелл, изд. (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove: двухтомник . Издательство Оксфордского университета. п. 367. ИСБН 978-0195189483 .
- ^ Jump up to: а б Валенштейн, Сюзанна Г. (1988). Справочник по китайской керамике . Метрополитен-музей. стр. 227–230. ISBN 978-0810911703 .
- ^ Иэн Робертсон, изд. (26 октября 2005 г.). Понимание международных арт-рынков и менеджмента . Рутледж. п. 177. ИСБН 9780203087114 .
- ^ Валенштейн, Сюзанна Г. (1988). Справочник по китайской керамике . Метрополитен-музей. п. 236. ИСБН 978-0810911703 .
- ^ Салливан, Майкл (1978). Искусство Китая (2-е исправленное изд.). Издательство Калифорнийского университета. п. 248. ИСБН 978-0520033672 .
- ^ «Чёрная семья» . Гетеборг.com .
- ^ «Ваза» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ Jump up to: а б с Валенштейн, Сюзанна Г. (1988). Справочник по китайской керамике . Метрополитен-музей. п. 244. ИСБН 978-0810911703 .
- ^ Jump up to: а б с «Отношения между Фаланцаем, Янцаем, Фенцаем и Фамилем выросли» . Ко Антик .
- ^ Юнсян Лу, изд. (2014). История китайской науки и техники: Том 2, Том 2 . Спрингер. п. 375. ИСБН 978-3662441657 .
- ^ Художественный музей Цуй : Китайская керамика Художественный музей Цуй: Китайская керамика 71. ISBN. 978-962-7504-12-2 .
- ^ Jump up to: а б Хобсон, Р.Л. (Роберт Локхарт) (1915). Китайская керамика и фарфор: отчет о гончарном искусстве Китая с первобытных времен до наших дней . Фанк и Вагналлс. п. 209.
- ^ Пирсон, Стейси (2007). Коллекционеры, коллекции и музеи: область китайской керамики в Великобритании, 1560-1960 гг . Верлаг Питер Ланг. п. 39. ИСБН 978-3039105380 .
- ^ Миллс, Паула; Керр, Роуз (2000). «Исследование рубиново-розовых эмалей на китайском фарфоре: со сравнением китайского розового стекла и европейских розовых эмалей керамики» . Исследования в области сохранения . 45 (up2): 21–. дои : 10.1179/SIC.2000.45.S2.021 . S2CID 191567275 .
- ^ «Введение» . Национальный дворец-музей .
- ^ «Розовая семья» . Гетеборг.com .
- ^ Маскарелли, Глория; Маскарелли, Роберт (1992). Восточный антиквариат Вармана . Книжная компания Уоллес-Хомстед. п. 42–46.
- ^ Миллер, Джудит (5 сентября 2019 г.). Справочник Миллера по антиквариату и справочник цен на 2020–2021 годы . Осьминог. п. 98. ИСБН 9781784726485 .