Жан-Клод Шамбеллан Дюплесси
Жан-Клод Шамбеллан Дюплесси (1699–1774), прозванный Дюплесси отцом, чтобы отличать его от своего сына, Жан-Клода-Тома Шамбеллан Дюплесси (ок. 1730–1783), был ювелиром, скульптором и моделистом керамики, литейщиком из бронзы и декоративным мастером. дизайнер, работающий в стиле рококо . Он был художественным руководителем Венсенской фарфоровой мануфактуры и ее преемника в Севре с 1748 года до своей смерти в 1774 году и королевским ювелиром ( orfèvre du Roi ) с 1758 по 1774 год.
Он родился в Турине , как Джованни Клаудио Чамбеллано . Его самая ранняя работа в Турине была выполнена для принца де Кариньяна и других членов Савойского дома . Он прибыл в Париж в свите Виктора Амадея I, принца Кариньяна , который сбежал в Париж в 1718 году и основал экстравагантное заведение в Отеле де Суассон . Когда Кариньян вернулся в Турин, Дюплесси отдал себя под защиту Марка-Рене де Войе де Польми д'Аржансона (1722–1787) , который добился для него помещения для мастерской в галереях Лувра как привилегированного работника, не связанного правилами Парижские гильдии, которые не приняли бы мастера иностранного происхождения.
Фарфор
[ редактировать ]В 1748 году Дюплесси присоединился к фарфоровой мануфактуре в Венсенне , где работал четыре дня в неделю, моделируя новые конструкции сосудов и ваз, которые дали венсенскому производству новую жизнь. Экстравагантные вывернутые формы нескольких версий вазы Дюплесси демонстрируют его стиль. [ 1 ] В 1755 году он усовершенствовал токарный станок, который мог точить овальные формы.
В августе 1756 года он переехал вместе с Венсенской мануфактурой в ее новые помещения, которые стали называться Национальной мануфактурой Севра . Сделанный Orfèvre du Roi (ювелиром короля) в 1758 году, в 1764 году он занял квартиру на улице Сент-Март.
Дюплесси изобрел экстравагантные формы рококо венсенских и севрских ваз, корабельную севрскую вазу-попурри в форме корабля , или Vaisseau à mât , а также вазу с головами слонов. [ 2 ]
С начала 1760-х годов в его проектах появились первые признаки самого раннего неоклассицизма , goût grec . [ 3 ]
Позолоченная бронза
[ редактировать ]Проекты Дюплесси из позолоченной бронзы не документированы, за исключением пары жаровен, сделанных для подарка в 1742 году послу Блистательной Порты Мехмеду Саиду Эфенди , одна из которых хранится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. [ 4 ] и набор средств передвижения, которые он предоставил в 1760-х годах Королевскому бюро в Версале. В Париже он создал восковые модели для позолоченных бронзовых оправ для мебели и особенно для фарфора, в этом качестве он неоднократно появляется в ежедневнике маршана -мерсье Лазаря Дюво . [ 5 ]
Среди клиентов Дюво он наиболее тесно сотрудничал в работе с графом д'Аржансоном, Огюстеном Блонделем де Ганьи и герцогом де Шольном . Экстраполируя вазы Дюплесси для Винсенна и Севра, Тед Делл узнал руку Дюплесси в ярких позолоченных бронзовых оправах в стиле Людовика XV пары темно-синих китайских фарфоровых ваз из коллекции Фрика (25.8.43-44) и предварительно предположил ядро группа очень похожих оправ для фарфора из позолоченной бронзы, около 1755–1760 гг., которые, судя по всему, были созданы та же рука. [ 6 ] Прочный корпус часов из позолоченной бронзы из коллекции Уоллеса также приписывают Дюплесси. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Музей Фицуильяма: пара ваз Дюплесси , около 1751–1752 гг. Архивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine ; Музей Виктории и Альберта: ваза Дюплесси с цветами на балясинах в стиле рокай, около 1750-55 гг .
- ^ Несколько севрских ваз и чернильница из коллекции Уоллеса , Лондон, проиллюстрированы в коллекции Уоллеса , 2005: кат. №№ 164 ( ваза со слоном ), 166 ( попурри гондолы ), 169 (чернильница), 171 ( попурри из миртовых листьев и ваза или попурри в сосуде ), 180 ( греческая ваза с розетками ), 182 ( ваза с водяными струями ), 183( овальная попурри .
- ^ Например, греческий ключ на севрской вазе ок. 1761 год в коллекции Уоллеса ( Wallace Collection , 2005:171); Полностью неоклассическая ваза с греческими розетками из коллекции Уоллеса, отмеченная в 1765 году, принадлежала Хорасу Уолполу в Строберри-Хилл ( Коллекция Уоллеса , 2005: 180).
- ^ Иллюстрировано Пьером Верле , французская позолоченная бронза XVIII века, 1987: 23, рис. 9, отмечено в книге Теодора Делла, Коллекция Фрика. VI. Мебель , 1992:310, примечание 3.
- ^ Л. Куражо, изд. Журнал-книга Лазара Дюво (Париж, 1873) 1965, св . 601, 1493, 1713, 1810, отмечено Деллом 1992:310, примечание 5.
- ^ Делл 1992: 309-14.
- ^ Г. Левалле, «Жан-Клод Дюплесси: ювелир короля», La Renaissance de l'art français , (февраль 1922: 60-67)/
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паркер, Джеймс и Ле Корбейлер, Клэр (1979). Путеводитель по галереям Райтсмана в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-186-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) (см. индекс: стр. 127-128)