Jump to content

Жан-Анри Ризенер

(Перенаправлено от Жана-Анри Ризенера )

Портрет Жана-Анри Ризенера, сидящего за одним из своих письменных столов , работа Антуана Вестье , 1786 год (Музей Версаля).

Жан-Анри Ризенер ( нем . Иоганн Генрих Ризенер ; 4 июля 1734 г. - 6 января 1806 г.) [1] был известным немецким эбенистом ( краснодеревщиком ), работавшим в Париже , чьи работы олицетворяли ранний неоклассический « стиль Людовика XVI ».

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ризенер родился в Гладбеке , Вестфалия , Священная Римская империя . Он переехал в Париж, где вскоре после 1754 года стал учеником Жана-Франсуа Обена , на вдове которого он женился; [2] он получил звание мастера ébéniste в январе 1768 года. В следующем году он начал поставлять мебель для короны, а в июле 1774 года официально стал ébéniste ordinaire du roi , [3] «величайший парижский эбенист эпохи Людовика XVI ». [4] Ризенер был ответственным за некоторые из самых богатых образцов мебели в стиле Людовика XVI , поскольку французский двор приступил к выполнению заказов на меблировку в роскошном масштабе, невиданном со времен Людовика XIV : между 1774 и 1784 годами он получал в среднем комиссионные в размере 100 000 ливров в год. [5]

Письменный стол, сделанный для Марии-Антуанетты, 1780–1785 гг., в поместье Уоддесдон .

Он и Давид Рентген были Марии-Антуанетты . любимыми краснодеревщиками [6] Помимо заказов непосредственно в Garde-Meuble он поставлял корпусную мебель. [7] для графа и графини Прованса , графа Артуа , теток короля Месдам и герцогов Пентьеврских , де ларошфуко , Шуазель-Праслена , Бирона , а также богатых фермеров-универсалов .

Он маркетри широко использовал цветочные и фигурные техники , контрастирующие с изысканным паркетом и решетчатыми площадками, а также с монтировками из позолоченной бронзы . Его трупы были более тщательно обработаны, чем у многих его парижских современников, и он пытался замаскировать головки винтов, которыми крепились его кони, нависающими деталями листвы. Кажется вероятным, что как королевский мастер он смог обойти ограничения гильдии и изготовить свои собственные оправы из позолоченной бронзы: княжеский портрет Ризенера работы Антуана Вестье [8] изображен краснодеревщик за одним из своих богато украшенных столов с рисунками подставок из позолоченной бронзы. [9] Многие из его произведений отличались сложными механизмами, которые поднимали или опускали столешницы или подставки для чтения под углом. Через свою жену он был связан с другими мастерами в Париже, в частности с эбенистами Роже Вандеркрузом Лакруа и Мартином Карлином .

Bureau du Roi , доставленное Людовику XV .
Портрет Жана-Анри Ризенера работы его сына Анри-Франсуа Ризенера , 1800 год ( Ваддесдон Мано )). На этом более позднем портрете Ризенер изображен с некоторой степенью интимности и неформальности, в отличие от его портрета Вестье , на котором он изображен придворным человеком, одетым в изысканную одежду и сидящим за столом.

Он завершил Бюро дю Руа , которое было начато в 1760 году под руководством его предшественника и хозяина Обена; только его имя появляется на маркетри. [10]

Цветочные узоры были заимствованы из Livre de Principes de Fleurs , недатированного сборника цветочных гравюр Жюста Шевилье по рисункам Луи Тессье. [11]

В 1774 году он доставил комод для спальни Людовика XVI в Версале , который сейчас находится в Королевской коллекции Виндзорского замка . [12] В следующем году его заменил еще более богатый комод (сейчас он находится в Музее Конде в Шантийи).

Секретарь с откидным фасадом ( sécretaire à abattant ), первоначально спроектированный Обеном или Ризенером в мастерской Обена, представляет собой вертикальный прямоугольник из наложенных друг на друга панелей и фриза на коротких ножках. Верхняя панель опускается, образуя поверхность для письма, открывая встроенный интерьер.

С 1784 года, когда Франция была на грани банкротства, темпы работы судебных комиссий радикально упали; Тьерри де Виль д'Авре сменил Пьера-Элизабет де Фонтанье в Garde-Meuble le la Couronne и в целях экономии обратился к менее дорогим поставщикам, таким как Гийом Бенеман ; Последние работы Ризенера, представленные ко двору, отличались сдержанной, но богатой фигурой шпоном красного дерева из Вест-Индии и более сдержанным использованием оправ из позолоченной бронзы. Королева Мария-Антуанетта продолжала отдавать предпочтение Ризенеру на протяжении 1780-х годов.

После Французской революции Ризенер был нанят Директорией и в 1794 году отправлен в Версаль, чтобы удалить «знаки феодализма» с недавно изготовленной им мебели: королевские вензели и геральдические лилии были заменены безобидными панелями. Во время французских революционных распродаж он разорил себя, выкупая мебель, продававшуюся по смехотворным ценам. Когда он попытался перепродать накопленные запасы, вкусы изменились, а старая клиентура рассеялась или умерла. После недолгой карьеры в сфере спекуляции недвижимостью Ризенер умер в относительной безвестности в Париже в 1806 году.

Проект Ризенера

[ редактировать ]
Интерактивная 3D модель комода.
Интерактивная 3D-модель комода Riesener из коллекции Уоллеса.

Жан-Анри Ризенер и его мебель стали предметом шестилетнего исследовательского проекта, проведенного кураторами и реставраторами Коллекции Уоллеса , поместья Уоддесдон и Королевской коллекции . Тщательное изучение тридцати предметов мебели Ризенера в трех коллекциях, а также искусствоведческие и архивные исследования выявили многое, что ранее было неизвестно о материалах и методах, которые использовал краснодеревщик, а также о методах его мастерской. Проект также исследовал развитие рынка мебели Ризенера в девятнадцатом веке и влияние, которое его дизайн и методы изготовления столярных изделий оказали на более поздних производителей мебели. [13]

Изометрический рисунок осенней стойки регистрации.
Изометрический рисунок осенней стойки Riesener в коллекции Уоллеса.

Результаты проекта привели к публикации первой крупной монографии о Ризенере. [14] а проведенное детальное техническое обследование материалов, структуры и состояния объектов, а также научный анализ позволили создать интерактивные 3D-модели. Модели демонстрируют огромную сложность изготовления такой мебели, а также изобретательность и находчивость Ризенера как мастера. Их можно изучить через обширный микросайт и маршрут, посвященный Ризенеру, а также записи в каталоге, эссе, видео и изометрические рисунки. [15]

Коллекции

[ редактировать ]

В результате Французской революционной распродажи в начале девятнадцатого века британские коллекционеры приобрели для украшения своих величественных домов и дворцов значительное количество французской королевской мебели (mobilier royal), которая сегодня составляет основу великих коллекций, сохранившихся до сих пор. в Великобритании. К концу индустриальной эпохи и до сельскохозяйственной депрессии 1920-х годов большое количество произведений, преимущественно из британских коллекций, было продано с аукциона и передано американским коллекционерам. И по сей день коллекции Великобритании особенно богаты произведениями французской мебели и декоративного искусства, особенно королевского происхождения, и Великобритания продолжает обладать, пожалуй, самым большим хранилищем работ Ризенера за пределами Парижа.

Письменный стол

[ редактировать ]
Письменный стол Марии-Антуанетты работы Ризенера (1786 г.) в маленькой квартире королевы , Версальский дворец .

Описывается как «прямоугольный стол с плоскими стенками, сломанный со всех четырех сторон, который опирается на четыре прямые сужающиеся ножки, квадратного сечения с зазубренными углами». [1] Французские письменные столы Ризенера обычно очень хорошо справлялись с моделированием оправ из позолоченной бронзы.

Письменный стол, гр. 1770-е годы, доставлено Марии-Антуанетте для Малого Трианона, Версальский дворец , Франция.

Письменный стол, 1777 год , поместье Уоддесдон , Великобритания

Письменный стол, 1778-1787 гг. , поместье Уоддесдон , Великобритания

Письменный стол, 1780–85, Лувр , Франция.

Письменный стол, 1780-85 гг. , поместье Уоддесдон , Великобритания

Письменный стол и шкаф для документов, 1780 год , поместье Уоддесдон , Великобритания

Письменный стол, 1780 год , поместье Уоддесдон , Великобритания

Письменный стол, гр. 1780, Национальная художественная галерея , США.

Письменный стол, 1783 год, Лувр , Франция.

Table à écrire, c. 1784 г., доставлен Марии-Антуанетте для дворца Тюильри, Национальная галерея искусств , США.

Письменный стол с выдвижной крышкой

[ редактировать ]

Шкаф с драгоценностями, доставленный графине Прованс, ок. 1787, Королевская коллекция , Великобритания.

Комод, гр. 1774 г., доставлен в «Chambre du Roi» Людовика XVI в Версале, Королевская коллекция , Великобритания.

Комод, гр. 1775–80, Виктория и Альберта , Великобритания

Комод, c. 1775-80 , поместье Уоддесдон

Французский комод, заказанный для графини Прованс в 1776 году, находится в Красной гостиной поместья Уоддесдон .

Комод, 1776 год, доставлен для спальни графини Прованской, невестки Людовика XIV, Версаль , поместье Уоддесдон , Великобритания.

Этот комод, заказанный для «комнаты мадам в Версальском замке», [17] описан Беллайгом (1974) как «точно соответствующий произведению Уоддесдона». [18] Беллайг продолжает говорить: «Комод Уоддесдона был установлен в 1776 году в спальне графини Прованс, расположенной на первом этаже главного блока версальских апартаментов, традиционно занимаемых Дофином и Дофином». [18]

Комод, 1778 год, доставлен для сестры короля, мадам Элизабет, Версаль , поместье Уоддесдон , Великобритания.

В 1778 году ему было поручено обставить новый дом мадам Элизабет как «Дочь Франции». Сейчас он находится напротив комода графини Прованс в Красной гостиной поместья Уоддесдон .

Корпус этого комода изготовлен из дуба и покрыт шпоном пурпурного дерева и красного дерева (так называемое атласное дерево). Инкрустация вырезана из платана, самшита , остролиста , черного дерева , буазе-сатинэ, дерева казуарины и дерева репейника . раскрывает Мраморная столешница Кампан области Руж, Розе и Верт. Беллайг снова обсуждает контекст создания этого комода и ссылается на «изменение статуса» мадам Элизабет , младшей сестры Людовика XVI, когда она «ранее была представлена ​​своему новому дому» 17 мая 1778 года. [19] В результате «ее поселили в новой квартире на первом этаже Эйль-дю-Миди с видом на Оранжерею и Партер-дю-Миди » и обставленной Ризенером, «качество которой соответствовало Дочери Франции с учреждением ее собственный". [19]

Комод, c. Марии-Антуанетты 1780 г., доставлен во внутренний кабинет королевы в Версале, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Комод, гр. 1782 г., доставлен Марии-Антуанетте для замка Марли, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Комод, 1782 год, доставлен в «Кабинет» Марии-Антуанетты в замке Марли, Лувр , Франция.

Комод, Дом Далмени , Великобритания

Пара угловых шкафов, доставленных в «Королевскую палату» Людовика XVI в Версале, ок. 1774, Королевская коллекция , Великобритания.

Марии-Антуанетты Уголок, доставленный во внутренний кабинет в Версале, ок. 1783, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Encoignure, поставленный месье Фонтанье для его отеля du Garde Meuble, площадь Людовика XV, 1773 год, Виктория и Альберта , Великобритания.

Драгоценный сундук и секретарь

Драгоценный сундук и секретарь, 1775–80, Виктория и Альберта , Великобритания.

Панель Маркетри

[ редактировать ]

Панель как часть столешницы, доставленная в Марии-Антуанетты в Малый Трианон Версале (самая большая и лучшая маркетри Ризенера), 1776 год, Виктория и Альберта , Великобритания

Маленький столик

[ редактировать ]

Столик Пети, ок. 1785, Королевская коллекция , Великобритания.

Столик Petit, 1777 год, доставлен Марии-Антуанетте для использования Людовиком XVI в Petit Triannon, Версаль, поместье Уоддесдон , Великобритания.

Столик Petit, доставленный в «кабинет внутренних дел» Марии-Антуанетты в Версале, Scone Palace , Великобритания.

Секретарь

[ редактировать ]

Секретарь, гр. 1780–1784, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Марии-Антуанетты Секретарь с клапаном, доставленный во внутренний кабинет в Версале, ок. 1780, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Марии-Антуанетты Секретарь с клапаном, доставленный во внутренний кабинет в Версале, ок. 1783, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Марии-Антуанетты Секретарь с клапаном, доставленный в Малый Трианнон в Версале, ок. 1783, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Секретарь лоскута, гр. 1780–1784, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Секретарь лоскута, гр. 1780-е годы, Дом Далмени , Великобритания

Секретарь с клапаном, доставленный в «кабинет» Людовика XVI в Пти-Трианоне, 1777 год , поместье Уоддесдон , Великобритания.

Секретарь с клапаном, 1783 год, доставленный (с комодом и инкуаньюрой) в «интерьер кабинета» Марии-Антуанетты в Версале, Метрополитен-музей , США.

Секретарь лоскута, гр. 1775, Музей искусства и истории , Швейцария.

Секретарь Флапа, называемый секретарем Геро, ок. 1770–75 (продано в Париже, 21–22 марта 1935 г.)

Секретарь Флапа, которого называли секретарем Фонтанье, ок. 1771 г. (продано на аукционе Christie's 5 декабря 1974 г.)

Секретарь Флапа, которого называли секретарем Бергстена, ок. 1770–75 (продано на Christie's 23 июня 1999 г.)

Секретарь лоскута, называемый секретарем Вернера, ок. 1763–68 (продано на Christie's 5 июля 2000 г.)

Туалетный столик

[ редактировать ]

Туалетный столик, c. 1780–1784, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

Туалет и офис

[ редактировать ]

Туалет и бюро, гр. 1780–1784, Коллекция Уоллеса , Великобритания.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Джеффри де Беллайг, Коллекция Джеймса А. де Ротшильда в поместье Уоддесдон , II (1974), с. 879.
  2. 6 августа 1768 года, таким образом разделив свою аренду под королевской милостью в мастерских Арсенала (Watson 1966:555).
  3. ^ Преемник престарелого Жиля Жубера .
  4. ^ Фрэнсис Дж. Б. Уотсон, Коллекция Райтсмана II (Метрополитен-музей) 1966, с. 555.
  5. ^ Уотсон 1966:555.
  6. ^ Свенд Эриксен, Ранний неоклассицизм во Франции, 1974, с. 219.
  7. ^ Корпусная мебель, такая как столы, комоды и шкафы, во Франции четко отличалась от мебели для сидений, которую изготавливали менюзье .
  8. ^ Иллюстрировано в книге Пьера Верле , Французская мебель и внутреннее убранство XVIII века (1967), стр. 26.
  9. ^ Большинству краснодеревщиков приходилось приобретать крепления в готовом виде у ciseleurs-doreurs . Ризенер сотрудничал с Пьером Гутьером во многих королевских заказах 1780-х годов.
  10. Имя Ризенера появляется также на маркетри письменного стола с выдвижной крышкой, сделанного для Станислава Лещинского , который сейчас находится в коллекции Уоллеса в Лондоне.
  11. Влияние цветочных узоров Тессье на маркетри Ризенера обсуждалось Джеффри де Беллегом (1974) в «Коллекции Джеймса А. де Ротшильда в поместье Уоддесдон: мебель, часы и позолоченная бронза» , 2 тома, проходящее, а затем автором Янник Частанг (2007), «Livre de Principes de Fleurs» Луи Тессье и «Маркетер» восемнадцатого века », История мебели , 43 , Общество истории мебели : 118, JSTOR   23410056
  12. ^ Иллюстрировано
  13. ^ «Проект Ризенера» . Wallacecollection.org . Проверено 10 сентября 2021 г.
  14. ^ Якобсен, Хелен; и др. (2020). Жан-Анри Ризенер. Краснодеревщик Людовика XVI и Марии-Антуанетты . Лондон: Издательство Philip Wilson. ISBN  978-1-78130-090-9 .
  15. ^ «Жан-Анри Ризенер» . Wallacecollection.org . Проверено 10 сентября 2021 г.
  16. ^ Рой, Эмили (26 ноября 2018 г.). «Письменный стол с выдвижной крышкой, поместье Уоддесдон» .
  17. 30 марта 1776 г., Journal du Garde-Meuble , Национальный архив.
  18. ^ Перейти обратно: а б Де Беллайг, Джеффри (1974). Мебель, часы и позолоченная бронза в двух томах: опубликовано для Национального фонда (для мест, представляющих исторический интерес или природных красот, Лондон) . Офис дю Ливр. стр. 239–245. ISBN  0707800102 . OCLC   728116780 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Де Беллайг, Джеффри (1974). Мебель, часы и позолоченная бронза в двух томах: опубликовано для Национального фонда (для мест, представляющих исторический интерес или природных красот, Лондон) . Офис дю Ливр. п. 250. ИСБН  0707800102 . OCLC   728116780 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cadfa1cd80084e19cd892dcecd80922d__1721668860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/2d/cadfa1cd80084e19cd892dcecd80922d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Henri Riesener - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)