мебель Людовика XIV.
Мебель XIV Людовика была массивной и щедро покрытой скульптурой и орнаментом из позолоченной бронзы в начале личного правления короля Франции Людовика XIV (1660–1690). Примерно после 1690 года, во многом благодаря дизайнеру мебели Андре Шарлю Булю , появился более оригинальный и тонкий стиль, иногда известный как работа Буля . Он был основан на использовании маркетри , инкрустации кусочками черного дерева и других редких пород дерева, техники, впервые использованной во Флоренции в 15 веке, которая была усовершенствована и развита Булем и другими, работавшими на короля. Мебель была инкрустирована тонкими пластинками черного дерева, меди, перламутра и экзотических пород дерева разных цветов с замысловатым узором. [1]
Появились новые и зачастую долговечные виды мебели; комод с двумя -четырьмя ящиками заменил старый сундук или сундук. Появилось канапе , или диван , в виде комбинации двух или трёх кресел. Появились новые виды кресел, в том числе fauteuil en исповедь или «Исповедальное кресло», у которого были мягкие подушки по обе стороны спинки стула. Консольный стол также впервые появился; он был разработан для размещения у стены. Еще одним новым типом мебели был стол à gibier — стол с мраморной столешницей для хранения посуды. Появились ранние разновидности письменного стола; Центральная секция стола Мазарини была отодвинута назад и располагалась между двумя колоннами ящиков, по четыре ножки на каждой колонне. [1]
История
[ редактировать ]В период юности Людовика XIV (1643–1660), когда Францией фактически управляла его мать, Анна Австрийская , стиль мебели был стилем его отца, Людовика XIII , смешанного с итальянским влиянием, принесенным кардиналом Мазарини . В комнатах преобладали массивные кабинеты, украшенные колоннами, фронтонами, пилястрами, балюстрадами, нишами и другим декором, который сочетался с искусными резными деревянными панелями, называемыми ламбри , расположенными в виде квадратов или прямоугольников на стенах, и скульптурными потолками с аналогичным декором. Шкафы, столы и стулья были геометрическими. Появились кресла с высокими спинками, выполненными из кусков буа турне , вырезанных по спирали. [2]
Второй период, с 1660 по примерно 1690 год, был началом личного правления Людовика XIV; большая часть мебели этого периода была сделана для украшения больших новых залов Версальского дворца, спроектированных Луи Ле Вау , а затем Жюлем Ардуэном-Мансаром . Характеристиками первого стиля в отделке и мебели были богатство материалов и стремление добиться монументального эффекта. Декоративные элементы на стенах и мебели часто были военными; шлемы, скрещенное оружие, грозди дубовых листьев, символизирующие победу, вылеплены, позолочены и размещены на стенах. Другими распространенными украшениями были маски Аполлона (Бог Солнца символизировал Людовика, «Короля Солнца»); орел Юпитера, лев, петух и множество корон, скипетров и королевских жезлов. [2]
Королевская мебельная мануфактура была основана в 1667 году и являлась частью королевского художественного заведения, в которое входили Академия изящных искусств и королевская мануфактура гобеленов в Севре. Его дизайнеры и мастера создали большую часть новой мебели, изготовленной для Версальского дворца и других королевских резиденций. [3]
В заключительный период, примерно с 1690 года, под влиянием Арудена-Мансара, Пьера Лапотра и других дизайнеров стиль декора и мебели стал менее грандиозным и более элегантным; мрамор на стенах был заменен деревянными панелями светлых тонов или натуральным деревом, которое было натерто воском или исчезло. По мере совершенствования систем отопления камины становились меньше; по мере совершенствования технологии стекла зеркала становились больше и могли покрывать целые стены, как это вскоре произошло в Версале. Появились новые и более легкие декоративные темы, часто экзотические и игривые, особенно путти или херувимы, а также гротески , арабески и кружевные узоры дентелле . [4]
На стиль последнего периода сильно повлияло маркетри эбениста , экзотического дерева , Андре-Шарля Буля , который между 1675–80 значительно усовершенствовал классические техники нанесения тонких пластинок из черного дерева меди, черепахового панциря и материи. жемчуг. Иногда медное украшение помещалось на фоне панциря черепахи, а иногда рисунок панциря черепахи был на медном фоне. Декор становился все более сложным, причудливым и экзотичным, особенно в работах другого влиятельного дизайнера Жана Берена Старшего . Еще одним популярным украшением мебели был бронзовый орнамент, лепной и позолоченный. Рельефы из позолоченной бронзы покрывали грани предметов мебели, украшая замочные скважины и углы. Углы комодов занимали скульптуры женщин или ангелов, а ноги были одеты в позолоченные бронзовые туфли или скульптурные львиные или оленьи лапы. [4]
В более позднем стиле геометрические формы постепенно были заменены изогнутыми линиями, и появился ассортимент новой, более портативной мебели, в том числе складные стулья и небольшие столики, называемые табуретами , которые можно было легко перемещать из комнаты в комнату. Эти тенденции привели непосредственно к более причудливым и изогнутым формам мебели Людовика XV . [5]
-
Дизайн мебели Жана Берена Старшего (конец 17 - начало 18 века)
-
Эскиз сундука Жана Ле Потра (около 1675 г.)
-
Сундук с драгоценностями Людовика XIV (1676 г.), Лувр.
Стулья и диваны
[ редактировать ]Кресла-стулья в стиле раннего Людовика XIV имели ножки в форме, называемой en Gane или En Balustre , которые были щедро украшены скульптурными и часто позолоченными орнаментами, называемыми крестовниками , каннелюрами и фельяжами или листьями. Четыре ножки были соединены для поддержки поперечной балкой под стулом в форме буквы H, которая превратилась в букву X. Стулья были обиты кожей или гобеленом. Ножки стульев были либо усиленными , либо геометрическими и сужающимися, либо консольными , с изогнутой S-образной формой. Появился ранний вариант дивана — канапе , похожее на два соединенных вместе кресла. В более поздний период стиля Людовика XIV количество украшений на рамах уменьшилось, а их форма стала более изящной и изогнутой. Ноги на консоли часто заканчивались формой, известной как «оленья нога», или позолоченной бронзовой туфлей. [5] Fauteuil à la reine , или кресло королевы, было представлено и стало популярной формой, которую продолжали изготавливать с различными модификациями на протяжении всего правления Людовика XV и XVI. Fauteuil en исповедальня была еще одним нововведением: кресло с крыльями и толстыми подушками по обе стороны от головы. Еще одним нововведением стал fauteuil à os de mouton , в котором между ногами были перемычки в виде изогнутых овечьих костей. [6]
В первые годы правления король требовал, чтобы все придворные, независимо от их ранга, оставались стоять, часто в течение очень длительного времени, в то время как он сидел в fauteuil или кресле. Позже принцам и принцессам разрешили сидеть на простых табуретах — табуретках, сделанных из тростника. Постепенно эта привилегия распространилась на герцогинь, затем на других представителей высшей знати, а в конечном итоге на всех официальных членов двора. В соответствии с меняющимися требованиями судебного протокола были изобретены переносные стулья. Сюда входили стулья с плетеными спинками, складные стулья ( плойанты ) и разнообразные табуреты . [7]
-
Ножка стула в балясине
-
Ножка стула на консоли
-
Королевское кресло
-
Деталь кресла королевы (1690–1710), Метрополитен-музей.
-
Диван и кресла королеве (1710–20), Лувр.
Таблицы
[ редактировать ]У столов были те же два типа ножек, что и у стульев; либо en Gane , либо En Balustre . Распорка между ногами внизу часто имела форму X, а место встречи часто имело очень сложную консоль с перевернутой S-образной формой. Потолок . или пояс по краю стола был богато украшен скульптурным декором, часто ниспадавшим каскадом вниз [5]
Консоль представляла собой особый тип стола, предназначенный для установки у стены; обычно сверху у него была мраморная пластина, и он был богато орнаментирован, но только на той стороне, которая обращена в комнату.
В более поздний период Людовика XIV, под влиянием Буля, маркетри стало доминирующим украшением столов. Особенно прекрасным примером является стол Андре-Шарля Буля 1670–1680 годов, на котором изображена маркетри, выполненная из различных пород дерева, а также олова, латуни, меди, рога и черепахового панциря; сейчас он находится в Калифорнийском дворце Почетного легиона в Сан-Франциско. Вариант этого рисунка Буля того же периода находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе.
-
Консоль с мраморной столешницей, кабинет Совета, Версальский дворец.
-
Стол Андре-Шарля Буля (1670–1680 гг.), Калифорнийский дворец Почетного легиона.
Комоды и сундуки
[ редактировать ]Богато украшенные и тяжелые сундуки Людовика XIII постепенно исчезли, их заменил новый предмет мебели — комод, имевший колонну с выдвижными ящиками. В ранние годы Людовика XIV сундуки были массивными и геометрическими, иногда с колоннами и фронтонами, а также деревянными панелями с резными декоративными элементами в виде ромбов и других геометрических фигур. Первые сундуки и комоды часто делались из темного дерева, что делало их мрачными. Андре-Шарль Буль облегчил внешний вид комодов маркетри из слоновой кости, перламутра, олова и латуни. Он также использовал древесину разных цветов для создания сложных цветочных букетов и других дизайнов.
Были созданы различные специализированные сундуки, в том числе библиотеки или книжные шкафы; médailliers для демонстрации медалей; и специальные шкафы или подставки для часов, которые были большими и тяжелыми.
-
Ранний комод Андре Шарля Буля , Коллекция Уоллеса
-
Шкаф с маркетри с узором в виде попугаев работы Андре Шарля Буля (1680–1700), Лувр.
-
Комод Андре Шарля Буля для Большого Трианона (1710 г.)
Столы
[ редактировать ]Бюро или письменный стол в своем грубом современном виде появился при Людовике XIV. Самой ранней версией был письменный стол Мазарини, названный в честь премьер-министра Людовика кардинала Мазарини . Он имел две колонны по три ящика в каждой, каждая из которых была установлена на четырех ножках и соединена E-образной скобой, поддерживающей плоскую поверхность для письма с единственным ящиком под ней. Более поздние вариации включали складной верх. Позже во время правления Мазарини стол был заменен большим письменным столом с плоской столешницей, четырьмя ножками и двумя ящиками. Очень элегантную версию этого стола изготовил Андре-Шарль Буль для Николя Фуке , министра финансов короля, для его замка в Во-ле-Виконт .
-
Ранний письменный стол Мазарини
-
Стол со складной столешницей (1685 г.), спроектированный Жаном Береном Старшим и изготовленный Александром-Жаном Оппенордом.
-
Сторона стола Жана Берена Старшего (1685 г.)
Кровати
[ редактировать ]Спальня была местом церемоний при Людовике XIV. Официальное пробуждение короля в Версальском дворце было ежедневным событием, на котором мог присутствовать любой член двора или посетитель дворца. Представители знати обычно принимали гостей, когда они лежали в постели. Кровати имели очень высокие балдахины и драпировки, поддерживаемые четырьмя столбами и прямоугольной рамой или панелью, называемой тестером, наверху. Драпировки в основном предназначались для защиты от тепла и сквозняков. Кровати были отделены от остальной части комнаты балюстрадой.
-
Кровать Людовика XIV в Версальском дворце.
Известные дизайнеры периода Людовика XIV.
[ редактировать ]- Андре-Шарль Буль
- Шарль Ле Брен
- Жан Берен Старший
- Жан Берен Младший
- Филипп Кафьери
- Пьер Майль
- Чарльз Эррард
- Э. Левассер
- Дэниел Марот
- Андре Брустолоне
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рено 2006 г. , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Дюшер 1988 , с. 120.
- ^ Де Морант 1970 , с. 345.
- ^ Перейти обратно: а б Дючер 1988 , стр. 128–29.
- ^ Перейти обратно: а б с Дюшер 1988 , с. 130.
- ^ Рено 2006 , с. 60.
- ^ Де Морант 1970 , с. 346.
Библиография
[ редактировать ]- Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства . Книжный магазин Хакахетте.
- Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN 978-2-03-583324-2
- Дюшер, Робер (1988), Характеристики стилей , Париж: Фламмарион, ISBN 2-08-011539-1
- Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели , Париж: Жиссеро, ISBN 978-2-877-4746-58