Jump to content

мебель Людовика XIV.

Кабинет на подставке работы Андре-Шарля Буля (1675–80). Дуб, шпонированный оловом, латунью, черепаховым панцирем, рогом, черным деревом, слоновой костью и маркетри из дерева; бронзовые крепления; фигурки из крашеного и позолоченного дуба; ящики из змеиного дерева (Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес)

Мебель XIV Людовика была массивной и щедро покрытой скульптурой и орнаментом из позолоченной бронзы в начале личного правления короля Франции Людовика XIV (1660–1690). Примерно после 1690 года, во многом благодаря дизайнеру мебели Андре Шарлю Булю , появился более оригинальный и тонкий стиль, иногда известный как работа Буля . Он был основан на использовании маркетри , инкрустации кусочками черного дерева и других редких пород дерева, техники, впервые использованной во Флоренции в 15 веке, которая была усовершенствована и развита Булем и другими, работавшими на короля. Мебель была инкрустирована тонкими пластинками черного дерева, меди, перламутра и экзотических пород дерева разных цветов с замысловатым узором. [1]

Появились новые и зачастую долговечные виды мебели; комод с двумя -четырьмя ящиками заменил старый сундук или сундук. Появилось канапе , или диван , в виде комбинации двух или трёх кресел. Появились новые виды кресел, в том числе fauteuil en исповедь или «Исповедальное кресло», у которого были мягкие подушки по обе стороны спинки стула. Консольный стол также впервые появился; он был разработан для размещения у стены. Еще одним новым типом мебели был стол à gibier — стол с мраморной столешницей для хранения посуды. Появились ранние разновидности письменного стола; Центральная секция стола Мазарини была отодвинута назад и располагалась между двумя колоннами ящиков, по четыре ножки на каждой колонне. [1]

В период юности Людовика XIV (1643–1660), когда Францией фактически управляла его мать, Анна Австрийская , стиль мебели был стилем его отца, Людовика XIII , смешанного с итальянским влиянием, принесенным кардиналом Мазарини . В комнатах преобладали массивные кабинеты, украшенные колоннами, фронтонами, пилястрами, балюстрадами, нишами и другим декором, который сочетался с искусными резными деревянными панелями, называемыми ламбри , расположенными в виде квадратов или прямоугольников на стенах, и скульптурными потолками с аналогичным декором. Шкафы, столы и стулья были геометрическими. Появились кресла с высокими спинками, выполненными из кусков буа турне , вырезанных по спирали. [2]

Второй период, с 1660 по примерно 1690 год, был началом личного правления Людовика XIV; большая часть мебели этого периода была сделана для украшения больших новых залов Версальского дворца, спроектированных Луи Ле Вау , а затем Жюлем Ардуэном-Мансаром . Характеристиками первого стиля в отделке и мебели были богатство материалов и стремление добиться монументального эффекта. Декоративные элементы на стенах и мебели часто были военными; шлемы, скрещенное оружие, грозди дубовых листьев, символизирующие победу, вылеплены, позолочены и размещены на стенах. Другими распространенными украшениями были маски Аполлона (Бог Солнца символизировал Людовика, «Короля Солнца»); орел Юпитера, лев, петух и множество корон, скипетров и королевских жезлов. [2]

Королевская мебельная мануфактура была основана в 1667 году и являлась частью королевского художественного заведения, в которое входили Академия изящных искусств и королевская мануфактура гобеленов в Севре. Его дизайнеры и мастера создали большую часть новой мебели, изготовленной для Версальского дворца и других королевских резиденций. [3]

В заключительный период, примерно с 1690 года, под влиянием Арудена-Мансара, Пьера Лапотра и других дизайнеров стиль декора и мебели стал менее грандиозным и более элегантным; мрамор на стенах был заменен деревянными панелями светлых тонов или натуральным деревом, которое было натерто воском или исчезло. По мере совершенствования систем отопления камины становились меньше; по мере совершенствования технологии стекла зеркала становились больше и могли покрывать целые стены, как это вскоре произошло в Версале. Появились новые и более легкие декоративные темы, часто экзотические и игривые, особенно путти или херувимы, а также гротески , арабески и кружевные узоры дентелле . [4]

На стиль последнего периода сильно повлияло маркетри эбениста , экзотического дерева , Андре-Шарля Буля , который между 1675–80 значительно усовершенствовал классические техники нанесения тонких пластинок из черного дерева меди, черепахового панциря и материи. жемчуг. Иногда медное украшение помещалось на фоне панциря черепахи, а иногда рисунок панциря черепахи был на медном фоне. Декор становился все более сложным, причудливым и экзотичным, особенно в работах другого влиятельного дизайнера Жана Берена Старшего . Еще одним популярным украшением мебели был бронзовый орнамент, лепной и позолоченный. Рельефы из позолоченной бронзы покрывали грани предметов мебели, украшая замочные скважины и углы. Углы комодов занимали скульптуры женщин или ангелов, а ноги были одеты в позолоченные бронзовые туфли или скульптурные львиные или оленьи лапы. [4]

В более позднем стиле геометрические формы постепенно были заменены изогнутыми линиями, и появился ассортимент новой, более портативной мебели, в том числе складные стулья и небольшие столики, называемые табуретами , которые можно было легко перемещать из комнаты в комнату. Эти тенденции привели непосредственно к более причудливым и изогнутым формам мебели Людовика XV . [5]

Стулья и диваны

[ редактировать ]

Кресла-стулья в стиле раннего Людовика XIV имели ножки в форме, называемой en Gane или En Balustre , которые были щедро украшены скульптурными и часто позолоченными орнаментами, называемыми крестовниками , каннелюрами и фельяжами или листьями. Четыре ножки были соединены для поддержки поперечной балкой под стулом в форме буквы H, которая превратилась в букву X. Стулья были обиты кожей или гобеленом. Ножки стульев были либо усиленными , либо геометрическими и сужающимися, либо консольными , с изогнутой S-образной формой. Появился ранний вариант дивана — канапе , похожее на два соединенных вместе кресла. В более поздний период стиля Людовика XIV количество украшений на рамах уменьшилось, а их форма стала более изящной и изогнутой. Ноги на консоли часто заканчивались формой, известной как «оленья нога», или позолоченной бронзовой туфлей. [5] Fauteuil à la reine , или кресло королевы, было представлено и стало популярной формой, которую продолжали изготавливать с различными модификациями на протяжении всего правления Людовика XV и XVI. Fauteuil en исповедальня была еще одним нововведением: кресло с крыльями и толстыми подушками по обе стороны от головы. Еще одним нововведением стал fauteuil à os de mouton , в котором между ногами были перемычки в виде изогнутых овечьих костей. [6]

В первые годы правления король требовал, чтобы все придворные, независимо от их ранга, оставались стоять, часто в течение очень длительного времени, в то время как он сидел в fauteuil или кресле. Позже принцам и принцессам разрешили сидеть на простых табуретах — табуретках, сделанных из тростника. Постепенно эта привилегия распространилась на герцогинь, затем на других представителей высшей знати, а в конечном итоге на всех официальных членов двора. В соответствии с меняющимися требованиями судебного протокола были изобретены переносные стулья. Сюда входили стулья с плетеными спинками, складные стулья ( плойанты ) и разнообразные табуреты . [7]

У столов были те же два типа ножек, что и у стульев; либо en Gane , либо En Balustre . Распорка между ногами внизу часто имела форму X, а место встречи часто имело очень сложную консоль с перевернутой S-образной формой. Потолок . или пояс по краю стола был богато украшен скульптурным декором, часто ниспадавшим каскадом вниз [5]

Консоль представляла собой особый тип стола, предназначенный для установки у стены; обычно сверху у него была мраморная пластина, и он был богато орнаментирован, но только на той стороне, которая обращена в комнату.

В более поздний период Людовика XIV, под влиянием Буля, маркетри стало доминирующим украшением столов. Особенно прекрасным примером является стол Андре-Шарля Буля 1670–1680 годов, на котором изображена маркетри, выполненная из различных пород дерева, а также олова, латуни, меди, рога и черепахового панциря; сейчас он находится в Калифорнийском дворце Почетного легиона в Сан-Франциско. Вариант этого рисунка Буля того же периода находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе.

Комоды и сундуки

[ редактировать ]

Богато украшенные и тяжелые сундуки Людовика XIII постепенно исчезли, их заменил новый предмет мебели — комод, имевший колонну с выдвижными ящиками. В ранние годы Людовика XIV сундуки были массивными и геометрическими, иногда с колоннами и фронтонами, а также деревянными панелями с резными декоративными элементами в виде ромбов и других геометрических фигур. Первые сундуки и комоды часто делались из темного дерева, что делало их мрачными. Андре-Шарль Буль облегчил внешний вид комодов маркетри из слоновой кости, перламутра, олова и латуни. Он также использовал древесину разных цветов для создания сложных цветочных букетов и других дизайнов.

Были созданы различные специализированные сундуки, в том числе библиотеки или книжные шкафы; médailliers для демонстрации медалей; и специальные шкафы или подставки для часов, которые были большими и тяжелыми.

Бюро или письменный стол в своем грубом современном виде появился при Людовике XIV. Самой ранней версией был письменный стол Мазарини, названный в честь премьер-министра Людовика кардинала Мазарини . Он имел две колонны по три ящика в каждой, каждая из которых была установлена ​​на четырех ножках и соединена E-образной скобой, поддерживающей плоскую поверхность для письма с единственным ящиком под ней. Более поздние вариации включали складной верх. Позже во время правления Мазарини стол был заменен большим письменным столом с плоской столешницей, четырьмя ножками и двумя ящиками. Очень элегантную версию этого стола изготовил Андре-Шарль Буль для Николя Фуке , министра финансов короля, для его замка в Во-ле-Виконт .

Спальня была местом церемоний при Людовике XIV. Официальное пробуждение короля в Версальском дворце было ежедневным событием, на котором мог присутствовать любой член двора или посетитель дворца. Представители знати обычно принимали гостей, когда они лежали в постели. Кровати имели очень высокие балдахины и драпировки, поддерживаемые четырьмя столбами и прямоугольной рамой или панелью, называемой тестером, наверху. Драпировки в основном предназначались для защиты от тепла и сквозняков. Кровати были отделены от остальной части комнаты балюстрадой.

Известные дизайнеры периода Людовика XIV.

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства . Книжный магазин Хакахетте.
  • Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN  978-2-03-583324-2
  • Дюшер, Робер (1988), Характеристики стилей , Париж: Фламмарион, ISBN  2-08-011539-1
  • Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели , Париж: Жиссеро, ISBN  978-2-877-4746-58
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20e25493765cee62761a034d0f59357a__1709231460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/7a/20e25493765cee62761a034d0f59357a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis XIV furniture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)