Jump to content

Французский стиль реставрации

Стиль французской реставрации был преимущественно неоклассицизмом , хотя он также показал зачатки романтизма в музыке и литературе. Этот термин описывает искусство, архитектуру и декоративное искусство периода Реставрации Бурбонов (1814–1830), во время правления Людовика XVIII и Карла X, от падения Наполеона до июльской революции 1830 года и начала правления Людовика. -Филипп .

Архитектура и дизайн

[ редактировать ]

Общественные здания и памятники

[ редактировать ]

Чтобы почтить память Людовика XVI и Марии-Антуанетты и искупить преступление, связанное с их казнью, король Людовик XVIII построил искупительную часовню Пьера -Франсуа-Леонара Фонтена на месте небольшого кладбища Мадлен, где находятся их останки (ныне в базилика Сен-Дени ) были поспешно похоронены после казни. Он был завершен и освящен в 1826 году.

Королевское правительство восстановило символы старого режима, но продолжило строительство большинства памятников и городских проектов, начатых Наполеоном . Церковь Мадлен , строительство которой началось при Людовике XVI, была превращена Наполеоном в Храм Славы (1807 г.). Теперь ему вернули свое первоначальное предназначение - Королевскую церковь Ла-Мадлен. Все общественные здания и церкви эпохи Реставрации были построены в неизменном неоклассическом стиле. Медленно возобновились работы над незавершенной Триумфальной аркой , начатые Наполеоном. В конце правления Людовика XVIII правительство решило превратить его из памятника победам Наполеона в памятник, посвященный победе герцога Ангулемского над испанскими революционерами, свергнувшими своего короля Бурбонов. Планировалась новая надпись: «Пиренейской армии», но надпись не была высечена, и работа еще не была завершена, когда режим был свергнут в 1830 году. [1]

Канал Сен-Мартен был завершен в 1822 году, а здание Парижской биржи , или фондового рынка, спроектированное и начатое Александром-Теодором Броньяром с 1808 по 1813 год, было модифицировано и завершено Элуа Лабарром в 1826 году. Новые хранилища для зерна. возле Арсенала были построены новые бойни и новые рынки. Через Сену построены три новых подвесных моста; Мост Аршевеше , Мост Инвалидов и пешеходный мост Грев. Все три были перестроены позже в том же веке.

Религиозная архитектура

[ редактировать ]

Во время Реставрации было построено несколько новых церквей взамен разрушенных во время революции. Произошла битва между архитекторами, которые хотели создать неоготический стиль по образцу Собора Парижской Богоматери или неоклассический стиль по образцу базилик Древнего Рима. Битва была выиграна большинством неоклассиков в Комиссии общественных зданий, которые доминировали до 1850 года. Жан Шальгрен спроектировал церковь Сен-Филипп-дю-Руль до революции в неоклассическом стиле; он был завершен (1823–1830 гг.) Этьеном-Ипполитом Годдом . Годд также завершил проект Шальгрена для Сен-Пьер-дю-Грос-Кайю (1822–29) и построил неоклассические базилики Нотр-Дам-де-Бонн-Нувель ((1823–30) и Сен-Дени-дю-Сен. -Причастие (1826–35). [2] Среди других известных неоклассических архитекторов Реставрации были Луи-Ипполит Леба , построивший Нотр-Дам-де-Лоретт (1823–36); (1823–30); и Жак Игнас Хитторф , построивший церковь Сен-Винсент-де-Поль (1824–1844 гг.). Хитторф сделал блестящую карьеру во времена правления Луи-Филиппа и Наполеона III , разработав новый план площади Согласия и построив железнодорожный вокзал Гар-дю-Нор (1861–1866). [3]

[ редактировать ]
Галерея Орлеана в Пале-Рояле (1818–1829 гг.), торговый пассаж со стеклянной крышей, автор Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен.

В конце 18 века возникла новая форма коммерческой архитектуры; пассаж, или торговая галерея, ряд магазинов вдоль узкой улицы, покрытой стеклянной крышей. Они стали возможными благодаря усовершенствованным технологиям изготовления стекла и чугуна и были популярны, поскольку на немногих улицах Парижа были тротуары, и пешеходам приходилось конкурировать с повозками, телегами, животными и толпами людей. Первая крытая торговая галерея в Париже открылась в Пале-Рояле в 1786 году; под аркадой вокруг сада располагались ряды магазинов, кафе и первые рестораны. За ним последовал пассаж Фейдау в 1790–91 годах, пассаж дю Кэр в 1799 году и пассаж Панорам в 1800 году. [4] В 1834 году архитектор Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен развил эту идею еще дальше, покрыв весь двор Пале-Рояля, Галерею Орлеана, стеклянным световым люком. Галерея оставалась крытой до 1935 года. Это была прародительница стеклянных световых люков парижских универмагов конца 19 века. [5]

Жилая архитектура

[ редактировать ]
Английский неоклассический дом на Орлеанской площади (1829–1835 гг.) работы Эдварда Креси .

Во время Реставрации, и особенно после коронации Карла X в 1825 г., на правом берегу Парижа строились новые жилые кварталы по мере роста города на север и запад. кварталы Сен-Венсан-де-Поль, Европа, Богренель и Пасси Между 1824 и 1826 годами, в период экономического процветания, были заложены , и началось строительство. Ширина участков увеличилась; от шести до восьми метров в ширину для отдельного дома до двенадцати-двадцати метров для жилого дома. Типичный новый жилой дом имел высоту от четырех до пяти этажей, с мансардной крышей, наклоненной под сорок пять градусов, с пятью-семью окнами. Убранство во многом было адаптировано по образцу улицы Риволи ; горизонтальные, а не вертикальные порядки и более простое оформление. Окна были больше и занимали большую часть фасада. Украшением служили декоративные железные ставни, а затем и кованые балконы. Вариации этой модели были стандартом на парижских бульварах вплоть до Второй империи. [6]

Частный отель, или большой частный дом эпохи Реставрации, обычно строился в неоклассическом стиле, основанном на греческой архитектуре или стиле Палладио , особенно в новых жилых кварталах Новых Афин и на площади Орлеана на улице Тайбу (9-й округ). округ), частная жилая площадь (1829–35) в английском неоклассическом стиле по проекту Эдварда Креси . Среди жителей площади были Жорж Санд и Фредерик Шопен . Некоторые дома в новых кварталах 8-го округа, в частности квартал Франсуа I, начатый в 1822 году, были выполнены в более живописном стиле, сочетающем ренессансный и классический стиль, получившем название стиля Трубадура . Это положило начало движению от единообразного неоклассицизма к эклектичной жилой архитектуре. [6]

Дизайн интерьера и мебель

[ редактировать ]

Декоративный стиль Французской Реставрации заимствовал как геометрию эпохи неоклассицизма, так и перегрузку декора стиля Людовика XIV , а также колорит Ренессанса. Одним из лучших примеров является музей Карла X в Лувре, анфилада залов, созданная, в том числе, для Салона ежегодно проводимого там художников. Потолки были разделены на отсеки, заполненные картинами и богато украшенные карнизами , колоннами и пилястрами . Неоготика также начала проявляться во внутреннем убранстве в 1820 году, особенно в дизайне галерей и салонов с арками, арочными окнами и окнами-розетками, созданными по образцу готических соборов. Другой особенностью французской реставрации была полихромия — использование ярких цветов в декоре с использованием цветного камня, стекла или картин. Потолки были особенно роскошными, с полуциклами , куполами , подвесками и сводами, часто украшенными декоративной росписью. [7]

Еще одним хорошим примером стиля французской реставрации является интерьер часовни . Хотя планировка здания и архитектура выдержаны в строгом греко-римском неоклассическом стиле, внутренняя часть купола украшена розетками, а в полосах под карнизами и между колоннами, поддерживающими купол, имеется множество горельефных скульптурных украшений. , в том числе стилизованные мальтийские кресты , геральдические лилии и розы. Пол также украшен сложным полихромным декором из камня с теми же мотивами. [8]

После падения Наполеона те аристократы, которые бежали из Франции во время революции, начали возвращаться; они обнаружили, что их мебель была по большей части конфискована и продана во время революции, и у них было мало денег, чтобы купить роскошную новую мебель. Новому королю Людовику XVIII понравился стиль ампир , поэтому стиль остался прежним, со слегка закругленными линиями и удалением наполеоновских символов и орнаментов. [9] После смерти Людовика XVIII в 1824 году новый король, его брат Карл X, назначил компенсацию аристократам, имущество которых было конфисковано во время революции, и индустрия роскошной мебели начала возрождаться. Интерес начал развиваться к старым стилям, особенно к готике и ренессансу, особенно после создания музея французских памятников во время революции, но движение готического возрождения не стало по-настоящему сильным до публикации в 1831 году « Горбуна из Нотр-Дама». Виктора Гюго (1831). [10]

Орнамент из позолоченной бронзы стал более редким; большая часть украшений представляла собой инкрустацию из светлого дерева в темное или из темного дерева в светлое; часто в виде очень сложных цветочных узоров, под влиянием герцогини Беррийской . При Карле X стало популярным кресло в стиле собора или собора со спинкой, напоминающей форму готического витража. [11] Готическая роза также стала популярным украшением мебели наряду со стилизованными пальметтами и другими цветочными узорами. Комфорт был еще одним фактором при проектировании новых стульев. Кресло Вольтера с саблевидными передними ножками, высокой изогнутой мягкой спинкой и мягкими подлокотниками стало популярным. [12] Он получил свое название от популярной иллюстрации к портрету Вольтера, сделанной около 1820 года, на которой он изображен сидящим в таком же кресле. [13]

Рисование

[ редактировать ]

Реставрация положила начало долгой борьбе между неоклассицизмом и романтизмом в живописи и других областях искусства. Жак-Луи Давид , доминирующий художник-неоклассик во время правления Наполеона, отправился в изгнание в Бельгию; однако другие выдающиеся ученики Давида остались в Париже и продолжили этот стиль, просто изменив тему. Среди них был Франсуа Жерар , написавший коронацию короля Карла X в 1827 году, почти точно следуя композиции, использованной Давидом в его коронационной картине императора Наполеона. [14] Среди других бывших учеников Давида были Антуан-Жан Гро (1771-1835) и самый выдающийся из них Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867), написавший свою знаменитую Большую Одалиску в год, когда Наполеон впервые отправился в изгнание. [15]

Новое поколение неоклассиков во главе с Энгром и Жераром в значительной степени игнорировало идею классицизма, основанного на древнеримских и греческих ценностях, и вместо этого сосредоточилось на совершенстве изображения человеческого тела с помощью его линий, композиции и цвета. [16] Во время Реставрации Энгру было поручено написать фреску для потолка Зала Кларак Лувра , названную «Апофеоз Гомера» . Завершенный в 1827 году, он собрал всех известных исторических художников, присутствовавших на коронации Гомера ангелом. Энгр также превзошел всех своих современников того периода как портретист. В 1819 году Энгр написал картину «Роджер, освобождающий Анжелику» , вдохновленную изображением Святого Георгия, убивающего дракона, в почти сюрреалистической обстановке. Здесь стиль Энгра предвещал драму Гюстава Моро. Среди других художников, которые часто следовали более тонкой и чувственной версии неоклассицизма, были Пьер-Поль Прюдон (1758–1821) и портретистка Элизабет Виже Лебрен . [17]

Совершенно иной подход к живописи применил Жан Луи Теодор Жерико в своей картине «Плот Медузы» (1818–1819), изображающей правдивую историю выживших после кораблекрушения, собравшихся на плоту и взывающих о помощи к далекой далекой стране. корабль. Жерико тщательно изучил анатомию, чтобы сделать трупы на плоту более реалистичными. Картина подверглась резкой критике со стороны многих критиков и защищалась многими другими, в том числе поэтом Бодлером и художником Орасом Верне . Жерико вернулся к этой теме в 1821–1824 годах с картиной «Буря» или «Кораблекрушение», изображающей труп, выброшенный на берег на пляже во время шторма. (1821–1824), еще раз наглядно иллюстрируя бессилие человека перед природой. В 1822–1823 годах Жерико написал « Женщину с манией азартных игр» — портрет сумасшедшей в парижском приюте с отстраненным, безнадежным взглядом. Его школа живописи получила название «театральный романтизм». [18]

Эжен Делакруа был еще одним крупным художником «театрального романтизма», возникшим во время Реставрации. Будучи молодым художником, на него особое впечатление произвели работы Рубенса в Лувре, рисунки Гойи , картины Констебля . После путешествия в Англию, где он встретил Констебля, он вернулся в Париж и подружился со Стендалем , Бальзаком и Виктором Гюго . На Парижском Салоне 1827 года он показал девять картин. В следующем году он представил «Смерть Сарданапала» . Осенью 1830 года, вскоре после Июльской революции , свергнувшей короля Карла X, он написал картину «Свобода, ведущая народ» , которая была представлена ​​на Салоне 1831 года, и стала одной из икон французского искусства. [19]

Скульптура

[ редактировать ]

Самым выдающимся французским скульптором эпохи Реставрации был Франсуа Жозеф Бозио (1768–1845). Он родился в Монако и получил стипендию от принца Монако на обучение в Париже у Огюстена Пажу . Во времена империи Наполеона он изваял некоторые мемориальные доски на колонне на Вандомской площади и сделал многочисленные портретные бюсты семьи императора. Во время реставрации он стал придворным скульптором короля и выполнял как портретные бюсты, так и скульпторы в классико-романтическом стиле. Он сделал центральную статую Людовика XVI для Искупительной капеллы, названную Апофеозом Людовика XVI или Людовика XVI, призванного к бессмертию, поддерживаемого ангелом . В 1828 году он завершил новую скульптуру для вершины Триумфальной арки Каррусели в Лувре. Лошади Святого Марка , взятые Наполеоном из базилики Святого Марка в Венеции, первоначально располагались на вершине арки, но были возвращены в Венецию после падения Наполеона. Бурбоны поручили Бозио написать новую работу «Мир, ведущую колесницу» в ознаменование Реставрации Бурбонов. Бозио также было поручено заменить конную статую Людовика XIV, которая была центральным элементом Площадь Побед , разрушенная во время Революции. Его новая версия высотой двенадцать метров была установлена ​​в 1828 году.

Другим известным французским скульптором того периода был Пьер Жан Давид (1788–1856), который называл себя Давидом д'Анжером , чтобы отличаться от своего учителя Жака Луи Давида. С 1809 года работал в мастерской Жака Луи Давида. Затем, между 1811 и 1816 годами, учился во Французской академии в Риме , где познакомился с творчеством Кановы , великого итальянского мастера романтизма. Однако он обратился к классицизму, иллюстрируя патриотические и моральные добродетели. Он сделал бюсты и статуи многих известных государственных деятелей, в том числе маркиза де Лафайета , Томаса Джефферсона и Гете . В 1830 году он начал работу над своей самой известной работой — фризом над входом в Пантеон под названием «Страна признает своих великих людей» , которую он завершил в 1837 году. [20]

Другим известным скульптором, начавшим свою карьеру во время Реставрации, был Франсуа Рюд (1784–1847). Он переехал в Париж из Дижона в 1805 году, чтобы учиться у Пьера Картелье . В 1811 году он получил Римскую премию , но был убежденным бонапартистом , а после падения Наполеона отправился в изгнание в Бельгию, где добился успеха как скульптор-портретист. Он не вернулся до 1827 года. Между 1833 и 1836 годами он создал знаменитые скульптуры под названием «Марсельеза» , которые украшают Триумфальную арку .

Литература и театр

[ редактировать ]

Реставрация Бурбонов привела к тому, что романтизм стал доминирующим движением во французской литературе. Первым выдающимся романтиком был Франсуа-Рене де Шатобриан , эссеист и дипломат. Он начал Реставрацию как убежденный защитник католической веры и роялист, но постепенно перешел в либеральную оппозицию и стал ярым сторонником свободы слова. Среди других выдающихся писателей-романтиков того периода были поэт и политик Альфонс де Ламартин , Жерар де Нерваль , Альфред де Мюссе , Теофиль Готье и Проспер Мериме . [21]

Несмотря на ограничения свободы прессы, парижские редакторы опубликовали первые произведения некоторых из самых известных писателей Франции. Оноре де Бальзак переехал в Париж в 1814 году, учился в Парижском университете , написал свою первую пьесу в 1820 году и опубликовал свой первый роман «Шуаны » в 1829 году. Александр Дюма переехал в Париж в 1822 году и нашел работу в будущий король Луи-Филипп в Пале-Рояле. В 1829 году, в возрасте 27 лет, он опубликовал свою первую пьесу « Генрих III и его двор» . Стендаль , пионер литературного реализма, опубликовал свой первый роман «Красное и черное » в 1830 году. [22]

Молодой Виктор Гюго заявил, что хочет быть «Шатобрианом или ничем». Его первая книга стихов, опубликованная в 1822 году, когда ему было двадцать лет, принесла ему королевскую премию Людовика XVIII. Его вторая книга стихов, вышедшая в 1826 году, сделала его одним из ведущих поэтов Франции. он написал Свои первые пьесы «Кромвель и Эрнани» в 1827 и 1830 годах, а свой первый короткий роман «Последний день осужденного» — в 1829 году. Премьера ультраромантической пьесы «Эрнани» вызвала накануне бунт публики. падения монархии Бурбонов, [23]

Восстановление монархии положило конец эпохе гигантских торжеств на открытом воздухе под патриотическую музыку Революции и Империи Наполеона. Вместо этого музыка вернулась в салоны старой аристократии, вернувшейся из ссылки, и новой аристократии, созданной при Наполеоне Бонапарте. Музыкальная консерватория в Париже была переименована в Королевскую музыкальную школу, и король поручил итальянцу Луиджи Керубини , недавно назначенному музыкальным руководителем капеллы дворца Тюильри , написать заупокойную мессу по Людовику XVI, а также провести коронацию. массу для себя. Композитор Гаспаре Спонтини был назначен директором королевской музыки. В 1825 году также было создано королевское учреждение религиозной музыки для исполнения ранних шедевров французской религиозной музыки Клемана Жанкена и Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , которые были запрещены во время революции и игнорировались при Наполеоне I. [24]

Наиболее исполнявшимися в ту часть периода композиторами были произведения композиторов дореволюционного периода Глюка , Саккини и Спонтини , но вскоре появились и новые композиторы, в том числе Карл Мария фон Вебер , приехавший из Германии и поставивший высоко- успешная французская версия первой романтической немецкой оперы Der Freischütz или Стрелок в 1824 году. [24]

Самым успешным музыкальным театром того периода был Théâtre-Italien , который выступал в зале Фавар в Париже; он поставил серию опер самого известного композитора того периода, Джоаккино Россини , в том числе «Севильского цирюльника» в 1819 году. Россини переехал в Париж в 1824 году и был назначен музыкальным и постановочным директором Итальянского театра. Были представлены только итальянские работы, всегда на итальянском языке. Россини стал самой заметной фигурой парижского музыкального мира, написав музыку к коронации Карла X в 1824 году.

В 1820 году бонапартист убил герцога Беррийского в парижском оперном театре на улице Ришелье . Король Людовик XVIII приказал немедленно закрыть, а затем снести Оперный театр. Опера переехала в зал Ле Пелетье , где оставалась пятьдесят лет. Этот театр стал местом рождения первой французской большой оперы и первой романтической оперы с премьерой оперы «La muette de Portici» Обера Обера в июле 1829 года. Тема этой оперы - восстание народа Неаполя против испанцев. правление было особенно романтическим и революционным. Представление оперы в Брюсселе в 1830 году привело к беспорядкам, за которыми последовала настоящая революция . Вагнер посетил спектакль и написал: «Это было что-то совершенно новое; никто не видел столь актуальной темы оперы; это была первая настоящая музыкальная драма в пяти действиях, полностью снабженная всеми элементами трагедии и примечательная также своей трагический финал». [24]

Парижская опера продолжала удивлять публику новыми музыкальными и визуальными эффектами. В опере «Последние дни Помпеи» Джованни Пачини учёный и изобретатель Луи Дагер создал на экране оптические иллюзии, имитирующие танцующее пламя и морские волны. [24]

Чтобы удовлетворить запросы парижских любителей оперы на поистине грандиозную оперу, Россини было поручено написать « Осаду Коринфа» , а затем «Вильгельма Телля» . Это последнее произведение, премьера которого состоялось в оперном театре Пеллетье 3 августа 1829 года, несмотря на знаменитую увертюру, разочаровало критиков, критиковавших его чрезмерную длину, слабый сюжет и отсутствие действия. Критика уязвила Россини, и в возрасте тридцати семи лет он отказался от написания опер. [25]

Музыкальные салоны аристократии имели аналог рабочего класса в Париже во время Реставрации; гогетт — музыкальные клубы , созданные парижскими рабочими, ремесленниками и служащими. были Гогеты как мужские, так и женские. Обычно они встречались раз в неделю, часто в задней комнате кабаре, где с энтузиазмом пели популярные, юмористические и сентиментальные песни. Во время Реставрации песни также были важной формой политического выражения. Поэт и автор песен Пьер-Жан де Беранже прославился своими песнями, высмеивающими аристократию, устоявшуюся церковь и ультраконсервативный парламент. За свои песни его дважды сажали в тюрьму, в 1821 и 1828 годах, что только прибавило ему известности. Его сторонники по всей Франции присылали фуа-гра ему в тюрьму , изысканные сыры и вина. Знаменитый шеф парижской полиции Эжен Франсуа Видок послал своих людей проникнуть в гогеты и арестовать тех, кто пел песни, высмеивающие монарха. [26]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Эрон де Вильфосс 1959 , с. 313.
  2. ^ Тексье 2012 , стр. 84–85.
  3. ^ Сармант 2012 , стр. 163.
  4. ^ Фиерро 1996 , с. 36.
  5. ^ Тексье 2012 , стр. 70–71.
  6. ^ Перейти обратно: а б Тексье, 2012 , стр. 74–75.
  7. ^ Дючер 1988 , с. 182.
  8. ^ Дючер 1988 , с. 186.
  9. ^ Рено и Лазе, Стили архитектуры и мебели , стр. 96-97
  10. ^ Рено и Лазе, Стили архитектуры и мебели , стр. 96-97
  11. ^ Рено и Лазе, (2006), стр. 98
  12. ^ Рено и Лазе, (2006), стр. 98
  13. ^ Сторк, Джастин, Практический словарь столярного дела, краснодеревщика, каркаса,
  14. ^ Томан, Неоклассицизм и романтизм (2007), стр. 377
  15. ^ Томан, Неоклассицизм и романтизм (2007), стр. 377
  16. ^ Томан, Неоклассицизм и романтизм (2007), стр. 382
  17. ^ Томан, (2007), стр. 390–96.
  18. ^ Томан, (2007), стр. 411-412.
  19. ^ Томан, (2007), стр. 408-409.
  20. ^ Томан 2007 , с. 298.
  21. ^ Petit Larousse de l'histoire de France (2004), страницы 361-364
  22. ^ Petit Larousse de l'histoire de France (2004), страницы 361-364
  23. ^ Petit Larousse de l'histoire de France (2004), страницы 361-364
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Вила 2006 , с. 126.
  25. ^ Вила 2006 , с. 133.
  26. ^ Вила 2006 , с. 128.

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства . Книжный магазин Хакахетте.
  • Дроге, Энн (2004). Переходный период и стили Людовика XVI . Les Editions de l’Amateur. ISBN  2-85917-406-0 .
  • Дюшер, Робер (1988), Характеристики стилей , Париж: Фламмарион, ISBN  2-08-011539-1
  • Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN  2-221--07862-4 .
  • Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечная. ISBN  2-263-04096-Х .
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN  978-2-10-070689-1 .
  • Рено, Кристоф (2006), Стили архитектуры и мебели , Париж: Жиссеро, ISBN  978-2-877-4746-58
  • Райли, Ноэль (2004), Грамматика декоративного искусства от эпохи Возрождения до постмодернизма , Фламмарион, ISBN  978-2-080-1132-76
  • Сарман, Тьерри (2012). История Парижа: Политика, городское планирование, цивилизация . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  978-2-755-803303 .
  • Тексье, Симон (2012), Париж - Панорама архитектуры от античности до наших дней , Париж: Париграмма, ISBN  978-2-84096-667-8
  • Томан, Рольф (2007). Неоклассицизм и романтизм - архитектура, скульптура, живопись, рисунок (на французском языке). Ульманн. ISBN  978-3-8331-3557-6 .
  • Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN  978-2-253-13140-3 .
  • Вила, Мари Кристина (2006). Парижская музыка – восемь веков истории . Париж: Париграмма. ISBN  978-2-84096-419-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1069b1bbcb1ac425e9413429f624e1c6__1717944660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/c6/1069b1bbcb1ac425e9413429f624e1c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French Restoration style - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)