Гаспаре Спонтини
Гаспаре Луиджи Пасифико Спонтини (14 ноября 1774 — 24 января 1851) — итальянский оперный композитор и дирижёр классической эпохи . В течение первых двух десятилетий XIX века Спонтини был важной фигурой во французской опере и написал более двадцати произведений.
Биография
[ редактировать ]Родившийся в Майолати, Папская область (ныне Майолати Спонтини , провинция Анкона ), он провел большую часть своей карьеры в Париже и Берлине , но в конце жизни вернулся к месту рождения. В течение первых двух десятилетий XIX века Спонтини был важной фигурой во французской опере . В своих более чем двадцати операх Спонтини стремился адаптировать Глюка классическую лирику трагедии к современному вкусу к мелодраме, к более грандиозному зрелищу ( , в «Фернане Кортесе» например ), к обогащению оркестрового тембра и к мелодической изобретательности в сочетании с идиоматической выразительностью слов. .
В юности Спонтини учился в Консерватории делла Пьета де Туркини, одной из четырех действующих музыкальных консерваторий Неаполя . Путешествуя из итальянского города в город, он впервые получил прорыв в Риме со своей успешной комедией Li Puntigli delle Donne (Карнавал 1793). В 1803 году он отправился в Париж, где 11 февраля 1804 года дебютировал со своей комической оперой «La Finta Filosofa» , его неаполитанским успехом 1799 года. Частично по рекомендации графа де Ремюза и его литературной графини , дамы дворца Спонтини. распространен при императорском дворе, стал членом Имперской академии музыки и получил придворную должность. в качестве специального композитора императрицы в 1805 году.
Хотя ранними успехами Спонтини были комедии, при поддержке императрицы Жозефины в 1807 году Спонтини написал свой самый большой успех - лирическую трагедию «Весталка» , которая осталась его самым известным произведением. [ 1 ] Его премьера в Парижской опере сделала Спонтини одним из величайших итальянских композиторов своего времени. Его современники Керубини , Бетховен , Вебер , Россини , Доницетти и Мейербер считали его шедевром, а более поздние композиторы, такие как Берлиоз , Верди и Вагнер, восхищались им.
Во время войны на полуострове Наполеон продвигал такие работы, как « Фернан Кортес » Гаспаро Спонтини (1809), в которых говорилось об испанском завоевании Мексики во время правления V. Карла [ 2 ] В 1811 году Спонтини женился на Селесте Эрар, племяннице парижского производителя фортепиано и арф Себастьяна Эрара ; это был счастливый брак, хотя и бездетный. [ 3 ] Он был сделан кавалером Наполеона ордена Почетного легиона ; его мальтийский крест висит у него на шее на портрете Николя-Эсташа Морена ( иллюстрация ).
В изменившемся политическом климате Реставрации Бурбонов Спонтини, тесно связанный с бывшей Империей, увидел, что его опера «Олимпия» (1819, переработка 1821, 1826) встретила безразличие, что заставило его покинуть Париж и отправиться в Берлин , где его оперы уже достигли успеха. . Там он стал капельмейстером и главным дирижером Королевской оперы и в этот период сочинил прусский национальный гимн «Боруссия». Там он также встретил молодого Мендельсона , но осудил оперу 17-летнего юноши Die Hochzeit des Camacho . [ 4 ]
В 1842 году разочарованный Спонтини, огорченный успехом Джакомо Мейербера и других в Германии, вернулся в Италию, где и умер в 1851 году. [ 5 ]
Библиография (на французском языке) Гаспаре Спонтини , Патрик Барбье, издательство bleu nuit, 2017, 176 стр. ( ISBN 978-2-3588-4067-5 )
Композиции
[ редактировать ]Для оперы
[ редактировать ]- Пунктуация женщин (1796)
- Нелепый героизм (1798)
- Признание Тесея (1798)
- Побег в маске (1800)
- Метаморфозы Паскуале (1802)
- Милтон (1804 г.)
- Джули, или Цветочный горшок (1805)
- Весталка (1807)
- Фернан Кортес (1809)
- Олимпия (1819 г.)
- Нурмахал, или Фестиваль роз Кашмира (1822 г.)
- Агнес фон Гогенштауфен (1829)
Другие композиции
[ редактировать ]- Отличная гонка [ 6 ] - Кантата на текст Луиджи Балокки (1806 г.)
- Все неправы - Водевиль (1806)
- Вакханалия Данаид для Антонио Сальери оперы «Данаиды» (1817)
- Боруссия - гимн Пруссии на текст Иоганна Фридриха Леопольда Дункера (1818 г.)
- Весь траур (1820)
- Лалла Рух – Фестшпиль на текст С.Х. Спикера по Томасу Муру (1821)
Современные возрождения
[ редактировать ]В течение 20-го века оперы Спонтини исполнялись редко, хотя некоторые из них были возрождены впервые за многие годы. Пожалуй, самой известной современной постановкой стало возрождение «Вестале» с Марией Каллас в Ла Скала на открытии сезона 1954 года, приуроченное к 180-летию со дня рождения композитора. Режиссером-постановщиком выступил знаменитый кинорежиссер Лукино Висконти . Эта постановка также стала дебютом тенора Франко Корелли в Ла Скала . Каллас записала арии «Tu che invoco» и «O Nume tutelar» из «Вестале» в 1955 году (как и Роза Понсель в 1926 году). В 1969 году дирижер Фернандо Превитали возродил оперу с сопрано Лейлой Генсер и баритоном Ренато Брусоном . (Неофициальная запись находится в обращении.) В 1993 году дирижер Риккардо Мути записал ее на оригинальном французском языке вместе с Карен Хаффстодт, Денис Грейвс, Энтони Майклс-Мур и Дмитрий Кавракос.
Среди других возрождений Спонтини - Агнес фон Гогенштауфен на итальянском языке в партии Аньезе ди Гогенштауфен на фестивале Maggio Musicale во Флоренции в 1954 году с Франко Корелли в главной роли под управлением Витторио Ги , а также в Риме в 1970 году с Монтсеррат Кабалье и Антониеттой Стеллой под управлением Риккардо Мути. , оба записаны вживую. Фернан Кортес был возрожден в 1951 году с молодой Ренатой Тебальди в Сан-Карло в Неаполе под управлением Габриэле Сантини . Премьера цельной версии произведения состоялась в оперном театре Эрфурта (Германия) (2006, Жан-Поль Пенен , дирижер).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герхард (nd) §2
- ^ Силке, с. 22.
- ^ Фонд Перголези Спонтини: Гаспаре Спонтини. Архивировано 1 декабря 2014 года в Wayback Machine.
- ^ Тодд (2003), стр. 167–168.
- ^ Герхард (nd) §4
- ^ (на голландском языке) «Уникальные партитуры Спонтини, обнаруженные в замке Хингене». ВРТ , 27 июня 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Герхард, Ансельм (nd). "Spontini, Gaspare" в Grove Music Online ( требуется подписка) , по состоянию на 13 сентября 2014 г.
- Силке Леопольд (2006), «Идея национальной оперы, около 1800 года» в книге « Единство и разнообразие европейской культуры» ок. 1800 , (ред.) Тим Блэннинг и Хаген Шульце Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Тодд, Р. Ларри (2003), Мендельсон, Жизнь в музыке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511043-2 .
- Гаспаре Спонтини (французский) [архив] Патрика Барбье, издательство bleu nuit, 2017, 176 стр. ( ISBN 978-2-3588-4067-5 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перголези Спонтини из Фонда Джези
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 732–733.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Бесплатные партитуры Гаспаре Спонтини в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1774 рождения
- 1851 смертей
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы-классики XIX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Итальянские композиторы XIX века.
- Итальянские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Дирижеры (музыка), удостоенные рыцарского звания
- Генеральные директора Берлинской государственной оперы
- Немецкие дирижеры (музыка)
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие мужчины-дирижеры (музыка)
- Немецкие оперные композиторы
- Итальянские дирижеры (музыка)
- Итальянские мужчины-дирижеры (музыка)
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Музыкальные руководители Берлинской государственной оперы
- Люди из провинции Анкона
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Итальянские композиторы XVIII века.