Олимпия
Олимпия | |
---|---|
Опера Гаспаре Спонтини | |
![]() Композитор | |
Либреттист | |
Язык | Французский |
На основе | «Олимпия Вольтера » |
Премьера | 22 декабря 1819 г. Номер «Монтансье» , Париж |
«Олимпия» (также пишется как «Олимпия» ) — опера в трёх действиях Гаспаре Спонтини . Французское либретто Армана -Мишеля Дьелафуа и Шарля Брифо основано на одноименной пьесе Вольтера ( 1761 ). «Олимпия» впервые была исполнена 22 декабря 1819 года Парижской оперой в зале Монтансье . При исполнении на итальянском или немецком языке обычно дается название «Олимпия» .
Фон
[ редактировать ]Действие истории разворачивается после смерти Александра Македонского , оставившего после себя обширную империю, простиравшуюся от Македонии через Персию до Индийского океана . Его выжившие генералы боролись за контроль над империей и разделили ее . Два исторических персонажа пьесы Вольтера и оперы Спонтини, Кассандр и Антигон , были среди соперников, борющихся за части империи. Антигон был одним из полководцев Александра, а Кассандр был сыном другого полководца Александра, Антипатра . Вдова Александра, Статира, предположительно была убита первой женой Александра Роксаной вскоре после его смерти, но в пьесе Вольтера и опере Спонтини она выживает инкогнито, как жрица Дианы в Эфесе . Главная героиня Олимпия, дочь Статиры и Александра, скорее всего, полностью вымышлена.
Вскоре после смерти Александра люди начали прославлять и мифологизировать его жизнь. К III веку многие считали, что он был смертным, избранным богами для совершения своих героических поступков. Хотя сейчас считается, что Александр умер от лихорадки, на протяжении многих столетий считалось, что он был убит. « Роман об Александре », впервые появившийся в то время, затемнил истинное объяснение его смерти: «Говорят, что говорящие деревья амазонок рассказали ему о его ранней смерти во время его последней битвы. Александр умер, выпив ядовитый напиток. смесь, которую ему подал его камердинер Иол по возвращении». [ 1 ] Неудивительно, что либреттисты Вольтера и Спонтини Дьелафуа и Брифо также предполагают, что Александр был убит. Отца Кассандра Антипатра часто называли руководителем заговора об отравлении, а сам Кассандр был хорошо известен своей враждебностью к памяти Александра.
Произведение и история его выполнения
[ редактировать ]

Спонтини начал сочинять «Олимпию» в 1815 году. Это было его третье крупное трехактное произведение для Парижской оперы. В нем он «объединил психологически точную прорисовку персонажей «Вестали» [1807 года] с массивным хоровым стилем своего Фернана Кортеса [1809 года] и написал произведение, лишенное зрелищных эффектов. В своей грандиозной концепции он выглядит как мюзикл. эквивалент неоклассической архитектуры ». [ 2 ] Парижская премьера получила неоднозначные отзывы, и Спонтини отозвал ее после седьмого спектакля (12 января 1820 г.). [ 3 ] ), чтобы он мог пересмотреть финал со счастливым, а не трагическим концом. [ 2 ]
Первая переработанная версия была представлена на немецком языке под названием «Олимпия» в Берлине, где ее дирижировал Спонтини, приглашенный туда Фридрихом Вильгельмом III на должность генерального музыкального директора Пруссии . [ 4 ] ЭТА Хоффманн предоставила немецкий перевод либретто. Эта версия была впервые поставлена 14 мая 1821 года в Кенигличской оперном театре . [ 5 ] где это имело успех. [ 2 ] После 78 выступлений в Берлине [ 6 ] его ставили в Дрездене (12 ноября 1825 г., с дополнениями Карла Марии фон Вебера ), [ 7 ] Кассель , Кёльн , [ 8 ] и Дармштадт (26 декабря 1858 г.). [ 7 ]
Олимпия требует огромных оркестровых сил (включая первое использование офиклеида ) . [ 9 ] Финал берлинской версии включал в себя зрелищные эффекты, в которых Кассандра прискакала на живом слоне. [ 10 ] [ 11 ] Таким образом, как и «Весталь» и «Фернан Кортес» , произведение является прообразом более поздней французской Гранд-оперы .
Спонтини переработал оперу во второй раз, сохранив счастливый конец ее возрождения Оперой в Зале Ле Пелетье 27 февраля 1826 года. [ 12 ] Адольф Нурри заменил своего отца Луи в роли Кассандры. [ 13 ] также была включена ария Вебера. [ 14 ] Даже в полностью переработанном виде опера не удержала сцену. Зрители сочли ее либретто слишком старомодным, и оно не могло конкурировать с операми Россини . [ 2 ]
Опера была дана на итальянском языке в концертной форме в Риме 12 декабря 1885 года. [ 7 ] и возродился совсем недавно во Флоренции в 1930 году, в Ла Скала в Милане в 1966 году (звукозапись которого доступна) и на фестивале в Перудже в 1979 году. [ 8 ]
Роли
[ редактировать ]Роль [ 13 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 22 декабря 1819 г. Дирижер: Родольф Крейцер [ 15 ] |
Вторая исправленная версия, [ 16 ] 27 февраля 1826 г. [ 12 ] Дирижер: Анри Валентино [ 17 ] |
---|---|---|---|
Олимпия, дочь Александра Македонского и Статиры. | сопрано | Августин Альберт | Лор Синти-Даморо |
Статира , вдова Александра | сопрано | Кэролайн Бранчу | Кэролайн Бранчу |
Кассандра , сын Антипатра , царь Македонии | тенор | Луи Нурри | Адольф Нурри |
Антигона , царь части Азии | бас | Анри-Этьен Деривис | Анри-Этьен Деривис |
L' Hierofante , первосвященник, председательствующий на праздновании Великих Тайн. | бас | Луи-Бартоломе-Паскаль Бонель [ 18 ] | Луи-Бартоломе-Паскаль Бонель |
Arbate, Cassandre's officer | тенор | (без роли)
|
Гиацинт Трево [ 19 ] |
Герм, офицер Антигоны | бас | Шарль-Луи Пуйи [ 20 ] | Шарль-Луи Пуйи |
Хор: Жрецы, вице-министры, посвященные, колдуны, жрицы, царские офицеры, воины, люди, вакханки , амазонки , мореплаватели. |
Краткое содержание
[ редактировать ]
- Место: Эфес
- Время: 308 г. до н. э., 15 лет после смерти Александра Македонского. [ 1 ]
Акт 1
[ редактировать ]Площадь перед храмом Дианы
Антигона, царь части Азии, и Кассандра, царь Македонии, были замешаны в убийстве Александра. Они также воевали друг с другом, но теперь готовы к примирению. Тем не менее, новое препятствие на пути к миру возникает в виде рабыни Аменэ, в которую влюблены оба короля. На самом деле Аменэ - это замаскированная дочь Александра Македонского Олимпия. Статира, вдова Александра и мать Олимпии, также приняла облик жрицы Арзане. Она осуждает предложенный брак между «Амене» и Кассандрой, обвиняя последнюю в убийстве Александра.
Акт 2
[ редактировать ]Статира и Олимпия раскрывают свою истинную личность друг другу и Кассандре. Олимпия защищает Кассандру от обвинений Статиры, утверждая, что однажды он спас ей жизнь. Статира не убежден и все еще намерен отомстить с помощью Антигоны и его армии.
Акт 3
[ редактировать ]
Олимпия разделена между любовью к Кассандре и долгом перед матерью. Войска Кассандры и Антигоны сталкиваются, и Антигона смертельно ранена. Перед смертью он признается, что виновен в смерти Александра, а не Кассандры. Кассандра и Олимпия теперь могут пожениться.
[В оригинальной парижской версии 1819 года Кассандр — убийца Александра, и после его победы «Статира наносит себе удар ножом на сцене и вместе с Олимпией призывается к Господу духом Александра, который выходит из его могилы (в Драма Вольтера «Олимпия выходит замуж за Антигона и бросается в пылающий костер, признавшись в любви к Кассандру»). [ 1 ] [ 21 ]
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать (Олимпия, Статира, Кассандра, Антигона, Герм, Иерофант) |
Дирижер Оркестр, Хор |
Этикетка [ 22 ] Каталожный номер |
---|---|---|---|
1966 | Пилар Лоренгар , Фьоренца Коссотто , Франко Тальявини, Джанджакомо Гуэльфи , Сильвио Майоника, Никола Дзаккария | Франческо Молинари-Праделли Ла Скала Оркестр и хор (Записано вживую 6 июня 1966 года, исполнено на итальянском языке) |
Компакт-диск: Золотая Опера Кот: OPD 1395 [ 23 ] |
1984 | Юлия Варади , Стефания Точиска , Франко Тальявини, Дитрих Фишер-Дискау , Йозеф Беккер, Джордж Форчун | Герд Альбрехт Симфонический оркестр Берлинского радио , Камерный хор RIAS |
Компакт-диск: ОРФЕО Кат.: C 137 862 H [ 24 ] |
2016 | Карина Говен , Кейт Олдрич , Матиас Видаль, Йозеф Вагнер, Филипп Суваж, Патрик Боллер | Джереми Рорер | Компакт-диск: Брю Зейн Кот: BZ1035 [ 25 ] |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с Мюллер 1984 , с. 11 (без номера)
- ^ Jump up to: а б с д Герхард 1992 г.
- ^ Питу 1990 , с. 967. Питу сообщает, что премьерный спектакль заработал 7 836 франков 40 сантимов, но доходы от каждого последующего спектакля неуклонно падали. На седьмом спектакле в прокате было собрано всего 2135 франков 90 сантимов.
- ^ Мюллер 1984 , с. 7 (на немецком языке), 10–11 (на английском языке)
- ^ Касалья 2005b .
- ^ Паркер 2003 .
- ^ Jump up to: а б с Левенберг 1978 , столбец 666.
- ^ Jump up to: а б Мюллер 1984 , с. 12 (без номера)
- ^ Ральф Томас Даджен, The Keyed Bugle (второе издание), Лэнхэм, Мэриленд, Scarecrow Press, 2004, страница (без номера): «Keyed Brass Chronology»; Адам Карс, История оркестровки , Нью-Йорк, Дувр, 1964, с. 239.
- ^ Зоннек 1922 , с. 142 .
- ^ Макдональд 2001 , с. 871.
- ^ Jump up to: а б В «Эверетте 2013» датой премьеры является 27 февраля, что также является датой, указанной в либретто 1826 года. В обзоре Journal des débats «Académie Royale de Musique», 3 марта 1826 г., Вендреди) говорится, что выступление состоялось «вечером понедельника» [т. е. 27 февраля 1826 г.]. Дата вторника, 28 февраля 1826 г., указана Герхардом. 1992 и Casaglia 2005c , возможно, неверно.
- ^ Jump up to: а б Либретто 1826 года .
- ^ Касалья 2005c .
- ^ Касалья 2005a и Эверетт 2013 , с. 138 («постоянный дирижер Оперы » ). Эверетт называет дату премьеры 20 декабря 1819 года, но Лахарте 1878 , стр. 94 , говорится, что, хотя в напечатанном либретто указано 20 декабря, оно ошибочно, и премьера на самом деле состоялась 22 декабря.
- ^ Список актеров взят из либретто 1826 года и Касальи 2005c . Эверетт 2013 , с. 183, говорится, что партию Статиры исполняла «Мадам Куини (сопрано)», а партию Олимпии — «Каролина Браншу (сопрано)», однако рецензия на исполнение в Journal des débats ( 3 марта 1826, стр. 4 ), сообщает: «Mlle Cinti a chanté avec plus de goût que d'expressiou [ sic ] роль Олимпии».
- ↑ Письмо с автографом Спонтини Валентино (Париж, 1 марта 1826 г.) с благодарностью Валентино за дирижирование оркестром ( общий каталог BnF – Библиографическое уведомление ). Тамвако 2000 , с. В номере 619 говорится, что Валентино провел премьеру оригинальной версии, возможно, это ошибка. Пужен 1880 не уточняет, дирижировал ли Валентино премьерой 1819 года или редакцией 1826 года. Эверетт 2013 , с. 183, выступает Франсуа Хабенек . дирижером
- ^ Тамвако 2000 , с. 1233: (полное имя)
- ^ Тамвако 2000 , с. 1303: (полное имя)
- ^ Тамвако 2000 , с. 1286: (полное имя)
- ^ Буклет 1819 года, с. 56 .
- ^ « Дискография Олимпии ( Олимпии )» . www.operadis-opera-discography.org.uk . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ «Запись в онлайн-каталоге Opera d'Oro» . Аллегро Музыка / Золотая опера . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Пересмотренная версия 1826 года на французском языке ( OCLC 856341732 ). «Онлайн-каталог ОРФЕО» . ОРФЕО . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Согласно буклету компакт-диска, исполнение было записано 31 мая и 2 июня 2016 года и использовало исправленную версию партитуры 1826 года на французском языке. «Престо Классик» . Брю Зейн . Проверено 3 марта 2019 г.
Источники
- Казалья, Герардо (2005). « Олимпия , 22 декабря 1819 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Казалья, Герардо (2005). « Олимпия , 14 мая 1821 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Казалья, Герардо (2005). « Олимпия , 28 февраля 1826 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Эверетт, Эндрю (2013). Композитор Жозефины: времена жизни и творчество Гаспаре Пасифико Луиджи Спонтини (1774-1851) . Блумингтон, Индиана: AuthorHouse. ISBN 9781477234143 .
- Герхард, Ансельм (1992). « Олимпия ». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Том. 3. Лондон. стр. 664–665. ISBN 0333734327 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . Также Oxford Music Online (требуется подписка). - Лажарт, Теодор (1878). Музыкальная библиотека Театра оперы . Полет. 2 [1793–1876]. Париж: Библиотека библиофилов.
- Левенберг, Альфред (1978). Анналы оперы 1597–1940 (третье, исправленное издание). Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780874718515 .
- Макдональд, Хью (2001). «Гаспаре Спонтини». В Аманде Холден (ред.). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. стр. 869–871. ISBN 0-140-29312-4 .
- Мюллер, Криста (1984). «Спонтини и его Олимпия » в переводе Роже Клемана. Буклет прилагается к записи Orfeo под управлением Герда Альбрехта. ОСЛК 18396752
- Паркер, Билл (2003). « Олимпия ». Буклет, включенный в компакт-диск Allegro со спектаклем Ла Скала 1966 года под управлением Молинари-Праделли. Портленд, Орегон: Аллегро. ОСЛК 315554990
- Питу, Шпиль (1990). « Олимпия ». Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей. Рост и величие, 1815–1914 гг . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. стр. 963–967. ISBN 9780313262180 .
- Пужен, Артур (1880). "Валентино (Анри-Жюстен-Жозеф") . Универсальная биография музыкантов и общая библиография музыки Ф.-Ж. Фетиса . Дополнение и дополнение . Т. 2. Париж: Фирмен-Дидо. С. 597–598.
- Зоннек, О.Г. (1922). «Музыкальные фельетоны Генриха Гейне». Музыкальный ежеквартальный журнал . 8 . Нью-Йорк: Г. Ширмер: [ https://books.google.com/books?id=alk5AAAAIAAJ&pg=PA119 119–159.
- Тамвако, Жан-Луи (2000). Канканы оперы. Хроники Королевской академии музыки и театра в Париже в двух реставрациях (2 тома) (на французском языке). Париж: издания CNRS. ISBN 9782271056856 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Спонтини Олимпия , французская фортепианно-вокальная партитура (Париж, Эрар, ок. 1826 г.) в библиотеке Гарвардского университета.
- Спонтини Олимпия , французская фортепианно-вокальная партитура (Париж, Брандус и Дюфур, ок. 1861) в Интернет-архиве
- RISM 270002047 » Спонтини «Олимпия , инструментальные партии 1825 года (некоторые отсутствуют) из Оперного архива Дрездена в RISM (Répertoire International des Sources Musicales)
- Спонтини Олимпия , французское либретто 1819 года в Google Книгах
- Спонтини «Олимпия» , немецкое либретто 1821 года (Берлин) в Баварской государственной библиотеке.
- » Спонтини «Олимпия , французское либретто 1826 года в Галлике.
- » Спонтини «Олимпия , итальянское либретто 1885 года (Рим) в Интернет-архиве
- Пьеса Вольтера, опубликованная на французском языке в 1763 году под названием «Олимпи» в Google Книгах.
- Пьеса Вольтера, опубликованная на французском языке в 1763 году под названием «Олимпия» в Интернет-архиве.
- Олимпия : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур