Франсуа-Жозеф Фетис
Франсуа-Жозеф Фетис | |
---|---|
![]() Фетис в 1841 году, автор Шарль Бонье. | |
Рожденный | |
Умер | 26 марта 1871 г. | ( 87 лет
Франсуа-Жозеф Фетис (англ. Французский: [фетис] ; 25 марта 1784 — 26 марта 1871) — бельгийский музыковед , критик, педагог и композитор . Он был одним из самых влиятельных музыкальных интеллектуалов в континентальной Европе. [ 1 ] Его огромный сборник биографических данных в Biography Universelle des Musiciens остается важным источником информации и сегодня.
Семья
[ редактировать ]Фетис родился в Монсе , Эно , в семье Антуана-Жозефа Фетиса и Элизабет Депре, дочери известного хирурга. У него было девять братьев и сестер. Его отец был титулярным органистом дворянского капитула Сен-Вальтруда . [ 2 ] Его дедушка был производителем органов. Его отец обучал его музыканту, и в юном возрасте он играл на органе хора Святой Вальтруды.
В октябре 1806 года он женился на Аделаиде-Луизе-Катрине Робер, дочери французского политика Пьера-Франсуа-Жозефа Робера и Луизы де Кералио, подруги Робеспьера . У них было двое сыновей: старший сын Эдуард Фетис (1812–1909) помогал своему отцу с изданием Revue Musicale и стал членом Королевской академии.
В 1866 году его жена умерла, и он вышел из брюссельского общества и двора. Когда умер его отец, Эдуард унаследовал его полную библиотеку и коллекцию музыкальных инструментов.
Карьера
[ редактировать ]Его композиторский талант проявился в семилетнем возрасте, а в девять лет он был органистом в церкви Сен-Вальтруда, Монс. В 1800 году он отправился в Париж и завершил обучение в консерватории у таких мастеров, как Буэльдье , Жан-Батист Рей и Луи-Бартелеми Прадер . [ 3 ]
В 1806 году он предпринял пересмотр римских литургических песнопений в надежде обнаружить и утвердить их первоначальную форму. В этом году он также начал свою «Всемирную биографию музыкантов» , самое важное из его произведений, которое появилось только в 1834 году. [ 3 ]
В 1821 году он был назначен профессором Парижской консерватории . В 1827 году он основал « Музыкальное ревю» , первую серьезную газету во Франции, посвященную исключительно музыкальным вопросам. Фетис оставался во французской столице до 1833 года, когда по просьбе Леопольда I он стал директором Королевской консерватории Брюсселя и капеллейстером короля. [ 4 ] Он также был основателем и до своей смерти дирижером знаменитых концертов при Брюссельской консерватории, а также открыл серию бесплатных лекций по истории музыки и философии. [ 3 ]
Фетис создал большое количество оригинальных композиций, от оперы и оратории до простого шансона , включая несколько музыкальных мистификаций , самой известной из которых является «Лютневый концерт Валентина Штробеля», премьера которого состоялась с Фернандо Сором в качестве солиста. Каркасси, как и Сор, принял участие в представлении. Произведение приписывается НЕ эльзасскому лютнисту Валентину Штробелю, а Жану (Иоганну) Стробаху, члену известной чешской семьи музыкантов. Этот Стробах (1650–1720 гг.) служил Леопольду I, и нет никаких доказательств того, что партитура Фетиса - подделка. Композиция была опубликована в 1698 году, хотя, как известно, не сохранилось ни одной копии, за исключением рукописной партитуры Фетиса, которая находится в библиотеке Королевской консерватории в Брюсселе. [ нужна ссылка ]
В 1856 году он тесно сотрудничал с Жаном-Батистом Вийомом при написании увлекательного трактата об Антонио Страдивари ( Antoine Stradivari, luthier célèbre ). Он включает в себя подробные главы об истории и развитии семейства скрипок, старых мастерах итальянских скрипичных мастеров (включая семьи Страдивари и Гварнери ), а также анализ смычков Франсуа Турта . О его интересе к инструментам свидетельствует его очень обширная коллекция, в которую входит самый старый из сохранившихся арабских инструментов . [ 5 ]
Фетису выпала честь иметь Паганини, Шумана и Берлиоза в качестве современников, а также работать с мастером и продавцом скрипок Жаном Батистом Вийомом. Работа Фетиса представляет собой уникальное окно в эпоху и поэтому является особенно ценным справочником для современного исследователя, дилера и игрока.
Возможно, более важными, чем его сочинения, являются его сочинения о музыке. Частично они носят исторический характер, например « Исторические курьезы музыки» (Париж, 1850 г.) и « Всеобщая история музыки» (Париж, 1869—1876 гг.); и отчасти теоретические, как, например, « Метод фортепианных методов» (Париж, 1840), написанный совместно с Мошелесом . [ 3 ]
Хотя критические взгляды Фетиса на современную музыку могут показаться консервативными, его музыковедческая работа была новаторской и необычной для XIX века, поскольку она пыталась избежать этноцентрической и ориентированной на настоящее точки зрения. В отличие от многих других людей того времени, он рассматривал историю музыки не как континуум растущего совершенства, движение к цели, а скорее как нечто, что постоянно менялось , не становясь ни лучше, ни хуже, но постоянно адаптируясь к новым условиям. Он считал, что все культуры и времена создавали искусство и музыку, соответствующие их времени и условиям; и он начал внимательно изучать музыку эпохи Возрождения, а также европейскую народную музыку и музыку неевропейских культур. Таким образом, Фетис заложил основу для того, что позже будет названо сравнительным музыковедением .
Фетис умер в Брюсселе . Его ценная библиотека была куплена правительством Бельгии и передана Королевской библиотеке. Его исторические труды, несмотря на множество неточностей, продолжают представлять огромную ценность для историков. [ 3 ]
Среди его учеников были Луиджи Аньези , Жан-Дельфин Алар , Хуан Крисостомо Арриага , Луиза Бертен , Уильям Казинс , Юлиус Эйхберг , Фердинанд Герольд , Франц Женин-Прюм , Жак-Николя Лемменс , Адольф Самуэль и Шарль-Мари Видор . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от C до F# Франсуа-Жозефа Фетиса .
Фетис и Берлиоз
[ редактировать ]Некоторые из его критических замечаний в адрес современных композиторов, а также отклики, которые они вызвали, стали весьма известными. Он сказал о Берлиозе : «...то, что сочиняет мсье Берлиоз, не является частью того искусства, которое мы называем музыкой, и я совершенно уверен, что ему не хватает самых элементарных способностей в этом искусстве». В выпуске «Revue Musicale» от 1 февраля 1835 г. [ 6 ] он писал о Фантастической симфонии :
Я видел, что мелодия ему антипатична, что о ритме он имеет лишь смутное представление; что его гармония, образованная зачастую чудовищным нарастанием нот, тем не менее была плоской и монотонной; словом, я видел, что ему недостает мелодических и гармонических идей, и рассудил, что он всегда будет писать в варварской манере; но я видел, что у него есть инстинкт инструментария, и думал, что он мог бы выполнить полезное призвание, открывая определенные комбинации, которые другие нашли бы лучшее применение, чем он. [ 7 ]
Берлиоз, который корректировал издания Фетиса первых восьми симфоний Бетховена для издателя Troupenas , [ 8 ] прокомментировал это
[Фетис изменил гармонии Бетховена] с невероятным самодовольством. Напротив ми-бемоль, которую кларнет выдерживает на шестом аккорде (ре-бемоль, фа, си-бемоль) в анданте симфонии до минор, Фетис наивно написал: «Это ми-бемоль, должно быть, фа. Бетховен не мог бы создать такая грубая ошибка. Другими словами, такой человек, как Бетховен, не мог не быть в полном согласии с гармоническими теориями г-на Фетиса.
Трупена действительно удалила редакционные пометки Фетиса, но Берлиоз все равно остался недоволен. Он продолжал критиковать Фетиса в одном из монологов « Лелио, или возвращение к жизни» , продолжения «Фантастической симфонии» 1832 года :
Эти молодые восьмидесятилетние теоретики, живущие среди моря предрассудков и убежденные, что мир кончается у берегов их острова; эти старые развратники всех возрастов, требующие, чтобы музыка их ласкала и забавляла, никогда не допускающие, что целомудренная муза могла бы иметь более благородную миссию; особенно эти осквернители, которые осмеливаются присвоить оригинальные произведения, подвергая их ужасным увечьям, которые они называют исправлениями и усовершенствованиями, которые, по их словам, требуют значительного вкуса. Будь они прокляты! Они издеваются над искусством! Таковы эти вульгарные птицы, населяющие наши общественные сады, высокомерно садящиеся на самые красивые статуи, и, когда они испачкали лоб Юпитера, руку Геркулеса или грудь Юпитера, важничают и величаются, как будто они возложили золотую яйцо. [ 9 ]
Не отставая, Фетис, возможно, сказал последнее слово в этих дебатах. В издании 1845 года своего трактата « La musique mise à la porte de tout le monde » он описывает слово «фантастический», говоря, что «это слово даже проникло в музыку. «Фантастическая» музыка состоит из инструментальных эффектов без мелодической линии и неправильная гармония».
Теоретическая работа
[ редактировать ]Хотя Фетис известен прежде всего своим вкладом в музыковедение и критику, он также оказал влияние на область теории музыки. В 1841 году он составил первую историю теории гармонии, свой « Очерк истории гармонии» . Собранная из отдельных статей, опубликованных Фетисом в парижском журнале Revue et Gazette Musicale примерно в 1840 году, книга Гюго Римана предшествует более известной «Истории теории музыки» на пятьдесят лет . « Эскиз» , как следует из названия, представляет собой скорее общий план, чем исчерпывающее исследование. Фетис пытается показать «факты, ошибки и истины» предыдущих теорий и теоретиков, как он их интерпретирует, чтобы обеспечить прочную основу для других ученых и предотвратить последующие ошибки интерпретации.
Основной теоретической работой Фетиса и кульминацией его концептуальных основ тональности и гармонии является « Трактат о теории и практике гармонии» 1844 года. Эта книга оказала влияние на более поздних теоретиков и композиторов, включая Пауля Хиндемита , Эрнста Курта и Ференц Лист . В «Музик-лексиконе» 1882 года Хьюго Риман утверждает, что «медитации [Фетиса] мы обязаны современной концепцией тональности… он обнаружил себя эмансипированным от духа определенной эпохи и способным воздать должное всем различным стили музыки». Хотя некоторые другие теоретики, особенно Мэтью Ширлоу , [ 10 ] имели явно негативные взгляды, оценка Римана отражает две ключевые особенности текста Фетиса. Хотя Фетис не придумал термин «тональность», он развил эту концепцию до ее современной формы. Он утверждал, что «тоналите» является основным организующим агентом всех мелодических и гармонических последовательностей и что усилия других теоретиков найти фундаментальный принцип музыки в «акустике, математике, совокупности интервалов или классификации аккордов оказались тщетными». [ 11 ]
Большая часть « Трактата» посвящена объяснению того, как тоналиты организуют музыку. Основным фактором, определяющим тональность, является масштаб. Он устанавливает порядок последовательности тонов в мажоре и миноре (единственные два «тональных» лада, которые он распознает), расстояния, разделяющие тона, и возникающие в результате мелодические и гармонические тенденции. [ 12 ] Тональность — это не только управляемое и обусловленное состояние, но и социально обусловленное. Весы — это культурные проявления, возникающие в результате общего опыта и образования. Природа предоставляет элементы тоналите, но человеческое понимание, чувствительность и воля определяют определенные гармонические системы. [ 13 ] назвал « Метафизическим Эту концепцию Фетис принципом», хотя Дальхаус утверждает, что этот термин используется в данном случае для обозначения антропологического , культурно относительного смысла в его книге 1990 года «Исследования происхождения гармонической тональности», а теоретик Розали Шеллхауз утверждает, что Кантовский термин «трансцендентальный» мог бы быть более подходящим. [ 14 ]
В своей сравнительной работе Фетис предпринял «новый метод классификации человеческих рас в соответствии с их музыкальными системами». [ 15 ] следуя современным тенденциям социального дарвинизма в новых областях этнологии и антропологии.
Гармоническая и ритмическая модуляция
[ редактировать ]Однако, если кто-то желает интерпретировать метафизическую теорию Фетиса, одна из его уникальных теоретических идей изложена в книге 3 «Трактата завершена» — о гармонической модуляции . Фетис утверждает, что тональность развивалась с течением времени через четыре отдельные фазы или порядка :
- Унитоника - возникшая в результате простой тональности, унитоническая фаза состоит в основном из трезвучий согласных без возможности модуляции из-за отсутствия тритона между 4-й и 7-й ступенями шкалы. Эту фазу Фетис также называет tonalité ancienne .
- Транзитоника - Порядок, который начался с введения доминирующего 7-го аккорда в гармонический дискурс, где-то между Зарлино и Монтверди . Это развитие также напрямую связано с кодификацией каденциальных систем и периодической структуры фраз.
- Плюритоника. Модуляция достигается за счет энгармонических отношений, в которых одна нота аккорда считается точкой соприкосновения разных гамм. Фетис утверждает, что Моцарт был первым, кто использовал такие модуляции как средство выражения. В этом порядке уменьшенный 7-й и увеличенный 6-й аккорды становятся важными, поскольку они могут модулировать несколько разных тональностей.
- Омнитоника - заключительная фаза тональности, воплощенная для Фетиса Вагнером , где изменение интервалов естественных аккордов и модификация путем замены нот настолько сложны, что становится невозможным идентифицировать исходный аккорд. [ 16 ] Это рассматривается как период крайностей и нежелателен по сравнению с умеренно хроматической музыкой Мейербера . [ 17 ]
Позже Фетис применил ту же систему порядков к ритму, «наименее развитой части музыки... [где] великие вещи еще предстоит открыть». [ 18 ] Хотя он не опубликовал эти теории ни в одном из своих трактатов, они появляются в нескольких статьях для «Revue Musicale» и в некоторых лекциях, которые оказали глубокое влияние на Листа . [ 19 ] Хотя ко времени Фетиса музыка еще не прошла первую фазу, Униритм, он утверждает, что композиторы могут «мутировать» от одного размера к другому в пределах одной и той же мелодической фразы. Хотя Лист, возможно, был открытым последователем идей омнитоники и омниритмики, влияние такого мышления, пожалуй, наиболее отчетливо можно увидеть в музыке Брамса , где гемиола и смешение тактовых размеров являются обычным явлением.
«Если мои вздохи»
[ редактировать ]Итальянская авторская песня «Se i miei sospiri» появилась на парижском концерте, организованном Фетисом в 1833 году. Фетис опубликовал пьесу для голоса и струнных в 1838 году, а затем снова в 1843 году для голоса и фортепиано с альтернативными текстами («Pietà, Signore "). Именно с этими альтернативными текстами сейчас обычно ассоциируется это произведение. Фетис приписал песню Алессандро Страделле и утверждал, что владеет оригинальной рукописью произведения, но так и не представил ее на экспертизу. Еще в 1866 году музыковеды ставили под сомнение подлинность песни, а когда после его смерти библиотека Фетиса была приобретена Королевской библиотекой в Брюсселе, такой рукописи найти не удалось. Из-за этого, а также из-за того, что стиль произведения не соответствует периоду Страделлы, авторство произведения теперь обычно приписывается самому Фетису. Оригинальный итальянский текст песни (Se i miei sospiri) был найден Алессандро Скарлатти , положенным на другую музыку , в его оратории 1693 года «Мученичество святой Феодосии». [ 20 ]
Публикации
[ редактировать ]- Биографии Йозефа и Михаэля Гайднов (Париж, дата)
- Элементарный и сокращенный метод гармонии и аккомпанемента (Париж: Пети, 1823 г.)
- Трактат о контрапункте и фуге... (Париж: Шарль Майкл Озу, 1824)
- Музыкальное обозрение (Париж, 1827–35).
- Исторические курьезы музыки, необходимое дополнение к музыке, доступной каждому (Париж: Джанет и Котель, 1830 г.)
- Универсальная биография музыкантов и общая библиография музыки (Брюссель, 1833–1844 [8 тт.])
- Трактат о хоровом пении (Париж, 1837 г.)
- Очерк истории гармонии как искусства и систематической науки (Париж, 1840 г.).
- Полный трактат по теории и практике гармонии (Париж и Брюссель, 1844 г.)
- Антуан Страдивари, знаменитый мастер (Париж, 1856 г.)
- Всеобщая история музыки (Париж, 1869–76; 5 томов, незаконченный)
Почести
[ редактировать ]Королевство Бельгия :
Королевство Нидерланды : Кавалер ордена Дубовой Короны . [ 21 ]
Королевство Пруссия : Кавалер ордена Красного Орла . [ 21 ]
Королевство Франция : Офицер Почетного легиона . [ 21 ]
- Академические награды
- Член Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . [ 21 ]
- Член Римской академии. [ 21 ]
- Член Берлинской академии. [ 21 ]
- Член Венской академии. [ 21 ]
- Член Стокгольмской академии. [ 21 ]
- Член Лондонской академии. [ 21 ]
Композиции
[ редактировать ]Ансамбли
[ редактировать ]- Струнный квартет №1
- Струнный квартет № 2
- Большой секстет, соч. 5
Увертюра
[ редактировать ]- Концертная увертюра с большим оркестром.
Концерт
[ редактировать ]Симфония
[ редактировать ]- 1862: Симфония № 1 ми-бемоль мажор.
- Симфоническая фантазия для органа и оркестра.
Масса
[ редактировать ]- Мессе ди Реквием
Песни
[ редактировать ]- Если мои вздохи
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Эллис, Кэтрин ; Вангерми, Роберт (2001). «Фетис, Франсуа-Жозеф» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/omo/9781561592630.013.60000200743 . ISBN 9781561592630 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ FJ FETIS 1784 - 1871. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕГО ВРЕМЕНИ. Брюссель, Королевская библиотека Альберта I, 1972/с. xxiii
- ^ Перейти обратно: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фетис, Франсуа Жозеф ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 294–295. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Дамшредер, Дэвид (1990). Теория музыки от Зарлино до Шенкера . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр. 85. ИСБН 0-918728-99-1 .
- ^ «Александрия в Брюссель, 1839 год» . эмиграции . 2 марта 2016 г. Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Фетис, Жозеф (1 февраля 1835 г.). «Критический анализ: эпизод из жизни художника» . Музыкальное обозрение (на французском языке). IX мне год (5). Париж: 33–35.
- ^ См. также Коун, Эдвард Т., изд. (1971). «Фантастическая симфония»: авторитетная партитура; историческая справка; анализ; просмотры и комментарии (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 217 . ISBN 0-393-09926-1 .
- ^ «Трупены» . ИМЛП . Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ Фетис, Ф.-Ж. Esquisse de L'histoire de l'Harmonie: перевод на английский язык «Истории гармонии» Франсуа-Жозефа Фетиса. Переведено, аннотировано и отредактировано Мэри И. Арлин. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1994, стр. XXII.
- ↑ Ширлоу утверждает, что «трудно представить что-либо более необдуманное и неадекватное, чем «метафизическая» теория гармонии Фетиса, основанная на принципе тональности, которую он сам не понимает и не может объяснить». [ нужна полная цитата ]
- ^ Арлин, Мэри И. «Вклад Фетиса в практическую и историческую теорию музыки». Бельгийское музыковедение, Vol. 26/27 (1972/1973), с. 106.
- ^ Фетис, Ф.-Ж. Esquisse de L'histoire de l'Harmonie: перевод на английский язык «Истории гармонии» Франсуа-Жозефа Фетиса. Переведено, аннотировано и отредактировано Мэри И. Арлин. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1994, стр. XXIII.
- ^ Шеллхауз, Розали. «Тональность Фетиса как метафизический принцип: гипотеза новой науки». Спектр теории музыки, Vol. 13, № 2 (Осень, 1991), с. 219-240.
- ^ Цитаты Дальхауса и Шеллхауса можно найти в: Шеллхауз, Розали. «Тональность Фетиса как метафизический принцип: гипотеза новой науки». Спектр теории музыки, Vol. 13, № 2 (Осень, 1991), с. 219-240
- ^ Мерфи, Керри (январь 2008 г.). «Франсуа-Жозеф Фетис, Переписка (обзор)» . Музыка и письма . 89 (4): 640–642. дои : 10.1093/ml/gcn041 . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Джозефсон, Норс С. «Франсуа-Жозеф Фетис и Рихард Вагнер». Бельгийское музыковедение, Том 26/27 (1972–1973), с. 84-89.
- ^ Блум, Питер А. «Друзья и поклонники: Мейербер и Фетис». Бельгийское музыковедение, Vol. 32/33 (1978-1979), с. 174-187.
- ^ Арлин, Мэри И. «Метрическая мутация и модуляция: предположения Ф. Дж. Фетиса девятнадцатого века». Журнал теории музыки, Vol. 44, № 2 (Осень 2000 г.), с. 261.
- ^ Мориц, Клара. «Двусмысленная связь между теорией и практикой в отношениях Ф. Листа и Ф.-Ж. Фетиса». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук, Т. 35, Фаск. 4 (1993-1994), с. 399-420.
- ^ Гленн Пэтон, Джон (1991). «26 итальянских песен и арий: авторитетное издание, основанное на аутентичных источниках». Издательство Альфред.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ф. Дж. ФЕТИС 1784 – 1871. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Брюссель, Королевская библиотека Альберта I, 1972/с. 100
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эллис, Кэтрин (2008). «Создание словаря: Франсуа-Жозеф Фетис, Аристид Фарренк и «Вселенная биографии музыкантов». Revue belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap . 62 : 63–78. JSTOR 25486037 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Результаты
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Франсуа-Жозефа Фетиса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
Тексты и книги
[ редактировать ]- Книги, автором которых является «Фетис» (Google Книги)
- Книги, в которых встречается слово «Фетис» (Google Книги)
- Тексты с появлением слова «Фетис» (archive.org)
- Универсальная биография музыкантов (2-е издание) в Google Книгах :
- Том 1 , 1860 г. (478 страниц) Аарон – Борер (+т. 2)
- Том. 2 , 1861 (484 страницы) Буальдье – Деросси (+т. 1)
- Том 3 , 1862 г. (480 страниц) Дезаргус - Сады.
- Том. 4 , 1862 (491 страница) Гиббонс – Казинский
- Том. 5 , 1863 (480 страниц) Кехлина – Мартини (+т. 6)
- Полет. 6 , 1864 (496 страниц) Мартини, leP – Пероль (+том 5)
- Том. 7 , 1864 (548 страниц) Перотти – Скультет (+т. 8)
- Том 8 , 1865 г. (527 страниц) Себастьяни – Зыка (+т. 7)
- Универсальная биография музыкантов (дополнение Артура Пужена ) в Google Books :
- Работы Франсуа-Жозефа Фетиса в Project Gutenberg
- Работы Франсуа-Жозефа Фетиса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1784 рождения
- 1871 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Бельгийские музыканты-мужчины XIX века
- Бельгийские композиторы-классики
- Бельгийские композиторы-классики мужского пола
- Бельгийские музыковеды
- Бельгийские музыкальные критики
- Бельгийские музыкальные преподаватели
- Бельгийские теоретики музыки
- Композиторы-романтики
- Коллекционеры книг и рукописей
- Композиторы-историки
- Академический состав Парижской консерватории
- Выпускники Парижской консерватории
- Члены Королевской академии Бельгии
- Римская премия за композицию
- Королевская библиотека Бельгии
- Люди из Монса
- Валлонский народ
- Музыкальные мистификации
- Французские ученые