Jump to content

Эжен-Франсуа Видок

(Перенаправлено от Эжена Франсуа Видока )
Эжен-Франсуа Видок
Литография Видока в толстом пальто.
Портрет Эжена Видока (1775–1857), авантюриста и начальника полиции безопасности работы Ахилла Девериа , ок. 1828.
Рожденный ( 1775-07-24 ) 24 июля 1775 г.
Умер 11 мая 1857 г. (11 мая 1857 г.) (81 год)
Известный Инновации в криминологии
Супруги
Энн Мари Луиза Шевалье
( м. 1795; див. 1805)
Жанна-Виктуар Герен
( м. 1820; умер в 1824 г.)
Флерид Альбертин Манье
( м. 1830; умер в 1847 г.)

Эжен-Франсуа Видок (англ. Французский: [øʒɛn fʁɑ̃swa vidɔk] ; 24 июля 1775 — 11 мая 1857) — французский преступник, ставший криминалистом , история жизни которого вдохновила нескольких писателей, в том числе Виктора Гюго , Эдгара Аллана По и Оноре де Бальзака . Он был основателем и первым директором первого во Франции агентства уголовных расследований Sûreté Nationale , а также главой первого известного частного детективного агентства . Видок считается отцом современной криминологии. [ 1 ] [ 2 ] и французской национальной полиции. [ 3 ] Его также считают первым частным детективом. [ 4 ]

Эжен Франсуа Видок родился в Аррасе , на севере Франции , в ночь с 23 на 24 июля 1775 года, на улице Мируар-де-Вениз, ныне улица Эжен-Франсуа Видок. [ 5 ] Он был третьим ребенком Анриетты Франсуазы Видок (девичья фамилия Дион, 1744–1824) и ее мужа, пекаря Николя Жозефа Франсуа Видока (1744–1799).

Детство и юность (1775–1795)

[ редактировать ]

О его детстве мало что известно; большая часть основана на его автобиографии , написанной призраком , и нескольких документах из французских архивов. Его отец был хорошо образован и в то время очень богат, поскольку также был торговцем кукурузой. У Видока было шесть братьев и сестер: два старших брата (один из которых умер до его рождения), два младших брата и две младшие сестры.

Подростковые годы Видока были бурными. Его описывают как бесстрашного, шумного и хитрого, очень талантливого, но в то же время очень ленивого человека. Он провел много времени в арсеналах (боевых залах) Арраса и приобрел репутацию грозного фехтовальщика и прозвище Ле Вотрен («дикий кабан»). [ № 1 ] ). Воруя, он обеспечивал себе некоторый уровень комфорта.

Когда Видоку было тринадцать лет, он украл серебряные тарелки своих родителей и потратил вырученные от них деньги в течение дня. Через три дня после кражи его арестовали и доставили в местную тюрьму Боде . [ Н 2 ] Лишь десять дней спустя он узнал, что отец устроил его арест, чтобы преподать ему урок. Всего через четырнадцать дней его выпустили из тюрьмы, но даже это его не укротило.

К четырнадцати годам он украл крупную сумму денег из кассы пекарни своих родителей и уехал в Остенде , где пытался отправиться в Америку; но однажды ночью его обманули, и он внезапно оказался без гроша в кармане. Чтобы выжить, он работал на группу странствующих артистов. Несмотря на регулярные избиения, он достаточно много работал, чтобы из конюха превратиться в карибского каннибала, который ест сырое мясо. В конце концов он стал жить с кукловодами, чтобы уйти от них. Однако его изгнали из них за то, что он флиртовал с молодой женой своего работодателя. Затем он некоторое время работал помощником разносчика, но как только приблизился к Аррасу, вернулся к родителям, ища прощения. Мать встретила его с распростертыми объятиями.

10 марта 1791 года он записался в Бурбонский полк , где подтвердилась его репутация опытного фехтовальщика. По словам Видока, за полгода он вызвал на дуэль пятнадцать человек и убил двоих. Несмотря на то, что он не был образцовым солдатом и вызывал трудности, в общей сложности он провел в тюрьме всего четырнадцать дней. В течение этих двух недель Видок помог своему сокамернику успешно сбежать.

Битва при Валми

Когда 20 апреля 1792 года Франция объявила войну Австрии, Видок участвовал в сражениях Первой коалиции , включая битву при Вальми в сентябре 1792 года. 1 ноября 1792 года он был произведён в капралы гренадёров , но во время церемонии повышения в звании он вызвал на дуэль своего товарища унтер-офицера. Этот фельдфебель отказался от дуэли. Итак, Видок ударил его. Нанесение удара по вышестоящему офицеру могло привести к смертному приговору. Поэтому он дезертировал и записался в 11-й егерский полк , скрывая свою историю. 6 ноября 1792 года он сражался под командованием генерала Дюмурье в битве при Жемаппе .

В апреле 1793 года Видок был признан дезертиром. Он последовал за генералом, бежавшим после неудавшегося военного переворота, во вражеский лагерь. Через несколько недель Видок вернулся во французский лагерь. егерь За него заступился друг- капитан- , и ему разрешили вернуться в ряды егерей. В конце концов он ушел из армии, потому что его больше не ждали.

Ему было восемнадцать лет, когда он вернулся в Аррас. Вскоре он приобрел репутацию бабника. Поскольку его соблазнения часто заканчивались дуэлями, он находился в заключении в Боде . с 9 января 1794 по 21 января 1795 года [ нужна ссылка ]

8 августа 1794 года, когда ему едва исполнилось девятнадцать, Видок женился на Анне Марии Луизе Шевалье после страха перед беременностью. Детей не было, и брак с самого начала не был счастливым. Когда Видок узнал, что жена изменила ему с адъютантом Пьером Лораном Валленом, он снова ушел в армию. Он больше не видел свою жену до их развода в 1805 году.

Годы скитаний и тюрьмы (1795–1800).

[ редактировать ]

Видок пробыл в армии недолго. Осенью 1794 года он большую часть времени проводил в Брюсселе , который тогда был прибежищем мошенников всех мастей. Там он поддерживал себя мелкими махинациями. Однажды его задержала полиция, поскольку у него, как у дезертира, не было действительных документов. Когда его спросили, кто он, он назвал себя месье Руссо из Лилля и скрылся, пока полиция пыталась подтвердить его показания.

В 1795 году, все еще под псевдонимом Руссо, он присоединился к Armée Roulante («Летучей армии»). Эта армия состояла из «офицеров», которые в действительности не имели ни комиссий , ни полков. Они были рейдерами, прокладывали маршруты, звания и униформу, но держались подальше от полей сражений. Видок начинал как лейтенант егерей, но вскоре дослужился до гусарского капитана. В этой роли он познакомился с богатой вдовой в Брюсселе. [ Н 3 ] который полюбил его. Сообщник Видока убедил ее, что Видок был молодым дворянином, находящимся в бегах из-за Французской революции . Незадолго до свадьбы Видок признался ей. Затем он уехал из города, но не без щедрого денежного подарка от нее.

В марте 1795 года Видок переехал в Париж, где растратил все свои деньги, развлекая женщин. Он вернулся на север и присоединился к группе богемских цыган , которую позже оставил ради женщины, в которую влюбился, Франсин Лонге. Когда Франсин ушла от него к настоящему солдату, он победил их обоих. Солдат подал на него в суд, и в сентябре 1795 года Видок был приговорен к трем месяцам заключения в тюрьме Тур Сен-Пьер в Лилле.

Видоку было двадцать лет, и он быстро адаптировался к жизни в тюрьме. Он подружился с группой мужчин, в том числе с Себастьяном Бойтелем, приговоренным к шести годам заключения за кражу. Потом Бойтеля внезапно отпустили, но на следующий день местный инспектор заметил, что помилование было поддельным. Видок утверждал, что двое сокамерников, Груар и Эрбо, попросили использовать его камеру (видок, будучи солдатом, имел камеру целиком), чтобы написать что-то неизвестного характера, потому что в общей комнате было слишком шумно. Однако оба заключенных утверждали, что он помогал в фабрикации и что все это было его идеей. Таким образом, Видок не был освобожден по истечении трех месяцев.

В последующие недели Видок несколько раз сбегал с помощью Франсин, но вскоре снова попадал в плен. После одного из его побегов Франсин поймала его с другой женщиной. Он исчез на несколько дней, а когда его наконец снова поймала полиция, ему сказали, что Франсин была найдена с множественными ножевыми ранениями. Теперь его обвинили не только в подделке документов, но и в покушении на убийство. Позже Франсин заявила, что раны были нанесены самому себе, и обвинение было снято. Контакты Видока с Франсин прекратились, когда она была признана виновной и приговорена к шести месяцам тюремного заключения за помощь в побеге.

Предложение

После долгой задержки над ним начался суд по делу о подделке документов. 27 декабря 1796 года Видок и второй обвиняемый, Сезар Эрбо, были признаны виновными и приговорены к восьми годам каторжных работ.

Утомленный плохим обращением с представителями всех видов, которому я подвергся в тюрьме Дуэ, измученный бдительностью, усилившейся после вынесения приговора, я позаботился о том, чтобы не подавать апелляцию, из-за которой меня задержали бы там на несколько месяцев. Подтверждением моего решения было сообщение о том, что пленных следует немедленно отправить в Бисетр, а оттуда, образовав одну цепь, отправить в Бань в Бресте. Нет нужды говорить, что я рассчитывал на побег по дороге.

- Эжен Франсуа Видок, Мемуары Видока , с. 54 [ 6 ]
Le Malheureux Cloquemin Sous les Verroux , 1830 год, показывает типичный цепной транспорт из Бисетра в Бань.

В тюрьме Бисетр Видок должен был несколько месяцев ждать перевода в Бань в Бресте, чтобы работать на галерах . Сокамерник научил его боевому искусству сават , которое позже оказалось ему полезным. Попытка побега 3 октября 1797 года провалилась, что ускорило его помещение в темницу на восемь дней.

Наконец, 21 ноября его отправили в Брест. 28 февраля 1798 года он сбежал, переодевшись матросом. Лишь через несколько дней его задержали из-за отсутствия документов, однако полиция не признала в нем сбежавшего каторжника. Он утверждал, что является Огюстом Дювалем, и, пока официальные лица проверяли это утверждение, его поместили в тюремную больницу. Там он украл монашескую одежду и переоделся. В Шоле он нашел работу погонщика скота и в этом качестве проехал через Париж, Аррас, Брюссель, Ансер и, наконец, Роттердам , где его шанхайили голландцы. После непродолжительной карьеры капера он был снова арестован и доставлен в Дуэ , где его опознали как Видока. Его перевели в Бань в Тулоне , куда он прибыл 29 августа 1799 года. После неудачной попытки побега он снова сбежал 6 марта 1800 года с помощью проститутки.

Поворот (1800–1811 гг.)

[ редактировать ]

Видок вернулся в Аррас в 1800 году. Его отец умер в 1799 году. Поэтому он почти полгода скрывался в доме матери, прежде чем его узнали, и ему снова пришлось бежать. Он принял личность австрийца и провел некоторое время в отношениях с вдовой, с которой он переехал в Руан в 1802 году. Видок заработал репутацию бизнесмена и, наконец, почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы позволить своей матери переехать жить к нему и семье. вдова; но, наконец, его прошлое настигло его. Его арестовали и доставили в Лувр . Там он узнал, что его заочно приговорили к смертной казни. С помощью местного генерального прокурора Рэнсома он подал апелляцию и провел следующие пять месяцев в тюрьме в ожидании повторного суда. В это время с ним связалась Луиза Шевалье, чтобы сообщить об их разводе. Когда стало ясно, что приговор по его приговору не будет вынесен, он снова решил бежать. 28 ноября 1805 года, оставив на мгновение без присмотра, он выпрыгнул из окна в соседнюю реку Скарпе. . В течение следующих четырех лет он снова оказался в бегах.

Некоторое время он провел в Париже, где стал свидетелем казни Сезара Эрбо, человека, с которым его жизнь пошла по нисходящей спирали. Это событие вызвало процесс переоценки Видока. Вместе со своей матерью и женщиной, которую он в своих мемуарах назвал Аннет, он в последующие годы несколько раз переезжал; но снова и снова люди из его прошлого узнавали его. Он снова попытался стать законным торговцем, но бывшая жена нашла его в Париже и шантажировала, требуя денег, а пара бывших сокамерников заставила его сбывать для них краденое.

Тюрьма Ла Форс в Париже

1 июля 1809 года, всего за несколько дней до своего 34-летия, Видок был снова арестован. Он решил перестать жить на обочине общества и предложил свои услуги в качестве информатора полиции. Его предложение было принято, и 20 июля он был заключен в тюрьму в Бисетре, где начал свою шпионскую деятельность. 28 октября он продолжил свою работу в тюрьме Ла Форс . Он опросил своих сокамерников и через Аннет передал информацию о поддельных личностях и нераскрытых преступлениях начальнику полиции Парижа Жану Анри.

Я полагаю, что мог бы стать вечным шпионом, если бы никто не предполагал, что между агентами государственной власти и мной существует какое-либо попустительство. Даже носильщики и смотрители не знали о моей порученной мне миссии. Обожаемый ворами, уважаемый самыми решительными бандитами (ибо даже у этих закоренелых негодяев есть чувство, которое они называют уважением), я всегда мог рассчитывать на их преданность мне.

- Эжен Франсуа Видок, Мемуары Видока , с. 190 [ 6 ]

После 21 месяца шпионажа Видок был освобожден из тюрьмы по рекомендации Генриха. Чтобы не вызывать подозрений у других заключенных, освобождение (состоявшееся 25 марта 1811 г.) было оформлено как побег. И все же Видок не был по-настоящему свободен, поскольку теперь он был обязан Генриху. Поэтому он продолжал работать секретным агентом парижской полиции. Он использовал свои связи и свою репутацию в преступном мире, чтобы завоевать доверие. Он замаскировался под сбежавшего каторжника и погрузился в криминальную среду, чтобы узнать о запланированных и совершенных преступлениях. Он даже участвовал в уголовных преступлениях, чтобы внезапно наброситься на своих партнеров и арестовать их. Когда преступники в конце концов начали его подозревать, он маскировался и принимал другие личности, чтобы продолжить свою работу и снять подозрения.

Сюрете (1811–1832)

[ редактировать ]
Эжен Франсуа Видок, портрет работы Мари-Габриэль Куанье [ фр ]

В конце 1811 года Видок неофициально организовал подразделение в штатском - Brigade de Sûreté («Бригада безопасности»). Департамент полиции признал ценность этих гражданских агентов, и в октябре 1812 года эксперимент был официально преобразован в подразделение полиции безопасности при префектуре полиции . Видок был назначен ее лидером. 17 декабря 1813 года император Наполеон I подписал указ о преобразовании бригады в полицию государственной безопасности. С этого дня она стала называться Sûreté Nationale .

Первоначально в Sûreté работало восемь, затем двенадцать, а в 1823 году — двадцать сотрудников. Год спустя он снова расширился до 28 секретных агентов. Кроме того, в Сюрте тайно работали восемь человек, но вместо зарплаты они получали лицензии на игорные залы. Большая часть подчиненных Видока были такими же бывшими преступниками, как и он сам. Он даже нанимал их только что из тюрем; например, Коко Лакур, которая позже станет преемницей Видока в Sûreté. Видок описал свою работу этого периода:

Именно с таким небольшим отрядом мне приходилось следить за более чем двенадцатью сотнями помилованных осужденных, освобожденных одних из государственных тюрем, других из одиночных заключений: ежегодно приводить в исполнение от четырех до пятисот ордеров, а также от префета как судебной власти; добывать информацию, проводить поиски и получать всевозможные подробности; совершать ночные обходы, столь непрерывные и трудные в зимнее время года; помогать комиссарам полиции в их обысках или в исполнении ордеров на обыск; исследовать различные места встреч в каждой части; ходить в театры, на бульвары, на шлагбаумы и во все другие общественные места, прибежища воров и карманников.

- Эжен Франсуа Видок, Мемуары Видока , с. 233 [ 6 ]

Например, Видок лично обучал своих агентов правильному выбору маскировки в зависимости от рода работы. Сам он по-прежнему тоже занимался охотой за преступниками. Его мемуары полны историй о том, как он перехитрил мошенников, притворяясь нищим или старым рогоносцем . В какой-то момент он даже инсценировал собственную смерть.

В 1814 году, в начале Французской Реставрации , Видок и Сюрте пытались сдержать ситуацию в Париже. Он также арестовал тех, кто пытался использовать послереволюционную ситуацию, утверждая, что они аристократы . В течение 1817 года он участвовал в 811 арестах, в том числе 15 убийц и 38 скупщиках. К 1820 году его деятельность существенно снизила преступность в Париже. Его годовой доход составлял 5000 франков, но за гонорары он также работал частным сыщиком. В то время ходили слухи, что Видок подставил преступников, организовав взломы и грабежи и заставив своих агентов ждать, чтобы поймать преступников. Хотя некоторые методы Видока могли показаться сомнительными, похоже, в этом нет никакой правды.

Несмотря на свою должность начальника полицейского управления, Видок оставался в розыске преступником. Его осуждение за подделку документов так и не было полностью снято. Так, помимо жалоб и доносов, его начальство неоднократно получало запросы от директора тюрьмы Дуэ, которые игнорировалось. Наконец, граф Жюль Англес , префект парижской полиции, ответил на прошение Видока и потребовал официального помилования, которое он получил 26 марта 1817 года от короля Людовика XVIII .

Дагерротип . Оноре де Бальзака

В ноябре 1820 года Видок снова женился, на этот раз на обездоленной Жанне-Виктуар Герен, происхождение которой неизвестно, что в то время привело к спекуляциям. Она переехала жить в дом на улице Рю де л'Ирондель, 111, где также жили мать Видока и ее племянница, 27-летняя Флерид Альбертина Манье (родилась 22 марта 1793 года). В 1822 году Видок подружился с писателем Оноре де Бальзаком , который начал использовать его в качестве модели для нескольких фигур в своих книгах. Жена Видока, болевшая на протяжении всего брака, умерла в июне 1824 года в больнице. Шесть недель спустя, 30 июля 1824 года, мать Видока умерла в возрасте 80 лет. Ее похоронили с почестями, а ее реквием был исполнен в соборе Парижской Богоматери .

События 1820-х годов затронули полицейский аппарат. После убийства герцога Беррийского в феврале 1820 года префект полиции Англ был вынужден уйти в отставку, и его заменил иезуит Ги Делаво , который высоко ценил религиозность среди своих подчиненных. В 1824 году умер Людовик XVIII. Его преемником стал ультрареакционный Карл X , во время деспотического правления которого полицейские агенты регулярно отстранялись от своей первоначальной деятельности. [ нужны разъяснения ] Наконец, непосредственный начальник Видока, начальник полиции Анри, ушел в отставку, и его место занял Паризо, которого вскоре сменил амбициозный, но в то же время очень формальный Марк Дюплесси. Антипатия между Видоком и Дюплесси была велика. Снова и снова Дюплесси жаловался на пустяки, например, на то, что агенты Видока проводят время в борделях и барах с дурной репутацией. Объяснение Видока, что это нужно было сделать для установления контактов и сбора информации, было проигнорировано. Когда Видок за короткое время получил два официальных предупреждения, с него было достаточно. 20 июня 1827 года 52-летний мужчина подал в отставку:

Восемнадцать лет я прослужил в полиции с отличием. Я никогда не получал ни одного упрека от ваших предшественников. Так что, должно быть, я думаю, что не заслужил этого. С момента вашего назначения во второй дивизион вы уже второй раз оказываете мне честь жаловаться на агентов. Я мастер держать их подальше от офиса? Нет. Чтобы избавить Вас, сэр, от хлопот посылать мне подобные в будущем, а меня от неудобств их получения, имею честь просить Вас принять мою отставку. [Перевод:] Восемнадцать лет я служил в полиции с отличием. Я никогда не получал никакой критики от ваших предшественников. Поэтому я должен думать, что я никогда ничего не зарабатывал. С момента вашего назначения во Второй отдел вы уже второй раз оказали мне честь, обратившись ко мне с жалобой на моих агентов. Являюсь ли я их хозяином в то время, когда они проводят время вне офиса? Нет. Чтобы избавить вас, сэр, от необходимости посылать мне подобные жалобы в будущем, а меня от неудобств, связанных с их получением, я имею честь просить вас принять мою отставку.

Затем он написал свои мемуары с помощью писателя-призрака .

Свидетельство о браке (страница 1 из 3)

Видок, который после отставки стал богатым человеком, стал предпринимателем. В Сен-Манде , небольшом городке к востоку от Парижа, где 28 января 1830 года он женился на своей кузине Флёрид Манье, он основал бумажную фабрику. В основном он трудоустроил освобожденных осужденных – как мужчин, так и женщин. Это вызвало в обществе возмутительный скандал и привело к спорам. Кроме того, машины стоили денег, полуквалифицированные рабочие нуждались в пище и одежде, а клиенты отказывались платить рыночные цены, аргументируя это тем, что у него, казалось бы, более дешевая рабочая сила. Компания просуществовала недолго; Видок обанкротился в 1831 году. За то короткое время, пока он отсутствовал в Париже, Делаво и Дюплесси были вынуждены оставить свои посты, а июльская революция 1830 года вынудила Карла X отречься от престола. Когда Видок дал несколько полезных советов, которые помогли раскрыть кражу со взломом в Фонтенбло и привели к аресту восьми человек, новый префект полиции Анри Жиске снова назначил его начальником Сюрте. [ 7 ] [ 8 ]

Критика Видока и его организации росла. Июльская монархия вызвала нестабильность в обществе, и в 1832 году произошла вспышка холеры . Одной из ее жертв стал генерал Жан Максимилиан Ламарк . Во время его похорон 5 июня 1832 года вспыхнуло восстание, и трон «гражданина-короля» Луи-Филиппа I оказался в опасности. Якобы группа Видока расправилась с бунтовщиками с особой жестокостью. Не вся полиция одобряла его методы, и возникло соперничество. Возник слух, что Видок инициировал кражу, в результате которой его самого восстановили в должности, чтобы показать свою незаменимость. Из-за этого дела одному из его агентов пришлось сидеть в тюрьме на два года, но причастность Видока доказать не удалось. Все больше и больше защитников [ нужны разъяснения ] утверждал, что Видок и его агенты не заслуживают доверия как очевидцы, поскольку большинство из них сами имеют криминальное прошлое. Положение Видока было несостоятельным, и 15 ноября 1832 года он снова подал в отставку под предлогом болезни жены.

Имею честь сообщить вам, что болезнь моей жены вынуждает меня остаться в Сен-Манде, чтобы самому руководить своим заведением. Это веское обстоятельство не позволит мне в дальнейшем руководить действиями бригады безопасности. Я пришел просить вас любезно принять мою отставку и принять мою искреннюю благодарность за все знаки доброты, которыми вы соизволили осыпать меня. Если при каких-либо обстоятельствах я был достаточно счастлив служить вам, вы можете рассчитывать на мою неизменную верность и преданность. [Перевод:] Имею честь сообщить Вам, что плохое здоровье моей жены вынуждает меня остаться в Сен-Манде, чтобы следить за своим заведением. Эта неотложная ситуация лишит меня возможности руководить будущими операциями бригады безопасности. Примите мою отставку и искреннюю благодарность за все знаки доброты, которыми вы соизволили меня удостоить. Хотя я при любых обстоятельствах был рад служить вам, вы можете во что бы то ни стало рассчитывать на мою верность и преданность.

- Видок в отставке от 15 ноября 1832 г.

В тот же день Служба безопасности была распущена, а затем восстановлена ​​без агентов с уголовным прошлым, какими бы незначительными ни были их правонарушения. Преемником Видока стал Пьер Аллар.

Разведывательное бюро (1833–1848)

[ редактировать ]

В 1833 году Видок основал Le Bureau des Renseignements («Управление информации»), компанию, которая представляла собой смесь детективного агентства и частной полиции. Считается первым известным детективным агентством. [ 8 ] И снова он нанимал преимущественно бывших заключенных .

Его отряд, который первоначально состоял из одиннадцати детективов, двух клерков и одного секретаря, боролся от имени бизнесменов и частных лиц против Faiseurs (мошенников, мошенников и мастеров по банкротству), иногда используя незаконные методы. С 1837 года Видок постоянно ссорился с официальной полицией из-за своей деятельности и сомнительных отношений с различными правительственными учреждениями, такими как военное министерство. 28 ноября 1837 года полиция провела обыск и конфисковала более 3500 папок и документов. Несколько дней спустя Видок был арестован и провел Рождество и Новый год в тюрьме. Ему было предъявлено обвинение в трех преступлениях, а именно в получении денег путем обмана, коррупции среди государственных служащих и претендунии на государственные функции. [ нужны разъяснения ] В феврале 1838 года, после того как многочисленные свидетели дали показания, судья снял все три обвинения. Видок снова был свободен.

Видок все чаще становился предметом литературы и общественных дискуссий. Бальзак написал несколько романов и пьес, в которых персонажи были созданы по образцу Видока.

Консьерж

Агентство процветало, но Видок продолжал наживать врагов, некоторые из которых были могущественными. 17 августа 1842 года по поручению префекта полиции Габриэля Делессера 75 полицейских ворвались в здание его офиса и арестовали его и одного из его агентов. На этот раз дело, казалось, было ясно. В ходе расследования хищений он произвел незаконный арест и потребовал вексель от арестованного мошенника на присвоенные деньги. В течение следующих нескольких месяцев 67-летний Видок находился под стражей в Консьержери . 3 мая 1843 года наконец состоялись первые слушания перед судьей Мишелем Барбу, близким другом Делессера. В ходе суда Видоку пришлось дать показания по многим другим делам, в том числе по похищению нескольких женщин, которых он якобы доставил в монастыри против их воли по велению их семей. Также была рассмотрена его деятельность как ростовщика и возможные выгоды от нее. В итоге его приговорили к пяти годам лишения свободы и штрафу в 3000 фунтов стерлингов. франков . Видок немедленно подал апелляцию, и благодаря вмешательству своих политических друзей, таких как граф Габриэль де Берни и генеральный прокурор Франк-Карре, он быстро добился нового судебного разбирательства, на этот раз с главным судьей Королевского суда . [ нужны разъяснения ] Слушание 22 июля 1843 года заняло считанные минуты, и после одиннадцати месяцев пребывания в Консьержери Видок снова оказался на свободе.

Однако вред был нанесен. Иск стоил очень дорого, и его репутация была подорвана. Бизнес в агентстве пострадал. Более того, Делессерт пытался добиться его высылки из города как бывшего преступника. Хотя попытка провалилась, Видок все чаще подумывал о продаже своего агентства, но не мог найти квалифицированного и уважаемого покупателя.

В последующие годы Видок опубликовал несколько небольших книг, в которых изобразил свою жизнь, чтобы прямо опровергнуть распространявшиеся о нем слухи. В 1844 году он представил эссе о тюрьмах, пенитенциарных учреждениях и смертной казни . Утром 22 сентября 1847 года после 17 лет брака умерла его третья жена Флерид. Видок больше не женился, но до самой смерти у него было несколько интимных партнеров.

В 1848 году Февральская революция стала причиной отречения «гражданина короля» Луи-Филиппа. главе переходного Была провозглашена Вторая республика, во Альфонс де Ламартин правительства которой стал . Хотя Видок всегда гордился своим приемом при королевском дворе и хвастался своим доступом к Луи-Филиппу, он предложил свои услуги новому правительству. Его задачей было наблюдение за политическими противниками, такими как -Наполеон Бонапарт , племянник Наполеона I. Луи Тем временем новое правительство погрузилось в хаос и насилие. На президентских выборах 10 декабря 1848 года Ламартин получил менее 8000 голосов. Видок выдвинул свою кандидатуру во 2-м округе , но получил только один голос. Явным победителем и, следовательно, президентом Второй республики стал Луи-Наполеон Бонапарт, который не ответил на предложение Видока работать на него.

Последние годы (1849–1857)

[ редактировать ]

В 1849 году Видок в последний раз ненадолго попал в тюрьму по обвинению в мошенничестве. В конце концов, однако, дело было прекращено. Он все больше и больше уходил в частную жизнь и время от времени принимался лишь за мелкие дела. В последние годы жизни он страдал от сильной боли в правой руке, которая была сломана и так и не зажила должным образом. Неразумные инвестиции также стоили ему значительной части его активов, вынудив его снизить уровень жизни и жить в съемном жилье. В августе 1854 года, несмотря на пессимистический прогноз врача, он пережил приступ холеры. Лишь в апреле 1857 года его состояние ухудшилось до такой степени, что он уже не мог стоять. 11 мая 1857 года Видок умер в возрасте 81 года в своем доме в Париже в присутствии своего врача, адвоката и священника.

Я его любил, я его уважал... Никогда его не забуду и громко скажу, что он был честный человек! [Перевод: «Он мне нравился, я ценил его, я никогда его не забуду, и могу просто сказать, что он был честным человеком!»

Запись в реестр смертей церкви Сен-Дени.

Его тело было доставлено в церковь Сен-Дени-дю-Сен-Сакреман , где прошла отпевание. Неизвестно, где похоронен Видок, хотя ходят слухи об этом месте. Один из них, упомянутый в биографии Филипа Джона Стеда , утверждает, что его могила находится на кладбище в Сен-Манде. [ 10 ] Есть надгробие с надписью «Видок 18». Однако, по информации городских властей, эта могила зарегистрирована на последнюю жену Видока, Флёрид-Альбертину Манье.

В конце концов его активы составили 2907,50 франков от продажи его товаров и пенсию в размере 867,50 франков. [ 8 ] В общей сложности одиннадцать женщин выступили обладателями его завещания, документа, который они получили за милость вместо подарков. Его оставшиеся активы достались Анне-Элоизе Лефевр, в доме которой он жил в конце своей жизни. Хотя у Видока не было известных детей, Эмиль-Адольф Видок, сын его первой жены, пытался добиться признания своим сыном (даже сменив для этой цели свою фамилию), но потерпел неудачу. Видок оставил доказательства, исключающие его отцовство: он находился в тюрьме во время зачатия Эмиля-Адольфа Видока.

Криминологическое наследие

[ редактировать ]

Видок считается историками «отцом» современной криминологии. [ 1 ] [ 2 ] Его подходы были новыми и уникальными для того времени. Однако следует сказать, что знаменитый предшественник Антуан де Сартин , организовавший тайную полицию при монархии до Французской революции, оказал влияние на другие правительства Европы, Екатерину II в России , Марию Терезию в Австрии и Папу Римского. Де Сартин изображается в вымышленном детективном французском сериале «Николя Ле Флох» . Тем не менее, Видоку приписывают введение агентурной работы , баллистики , криминологии и системы ведения учета в уголовных расследованиях . Он сделал первые гипсовые слепки отпечатков обуви. он создал нестираемые чернила и неизменяемую высокосортную бумагу В своей типографии . Его форма антропометрии до сих пор частично используется французской полицией. Ему также приписывают филантропическую деятельность: он утверждал, что никогда не доносил ни на кого, кто воровал из реальной необходимости.

При этом его творчество долгое время не признавалось во Франции из-за криминального прошлого. В сентябре 1905 года Национальная служба безопасности выставила серию картин с бывшими главами. Однако на первой картине серии был изображен Пьер Аллар, преемник Видока. Газета L'Exclusive сообщила 17 сентября 1905 года, что, получив информацию об упущении, они получили ответ, что Видок никогда не был главой Sûreté.

Ремоделирование полиции

[ редактировать ]

Когда Видок присягнул на верность полиции около 1810 года, во Франции существовало две полицейские организации: с одной стороны, была политическая полиция , разведывательное агентство , агенты которого отвечали за раскрытие заговоров и интриг; с другой – обычная полиция, расследующая обычные преступления, такие как кражи, мошенничество, проституция и убийства. Со времен Средневековья эти констебли носили опознавательные знаки, которые со временем превратились в полноценную униформу. В отличие от зачастую тайно действующей политической полиции, их было легко обнаружить. Опасаясь нападения, они не осмелились войти в некоторые районы Парижа, ограничив свои усилия по предотвращению преступности .

Видок убедил свое начальство разрешить своим агентам, среди которых были и женщины, носить штатскую одежду и маскировку в зависимости от ситуации. Таким образом, они не привлекали к себе внимания и, как бывшие уголовники, также знали тайники и методы преступников. Благодаря своим контактам они часто узнавали о планируемых преступлениях и могли поймать виновных с поличным. У Видока также был другой подход к допросу. В своих воспоминаниях он несколько раз упоминает, что не отвозил арестованных сразу в тюрьму, а приглашал их на обед, где беседовал с ними. Помимо информации о других преступлениях, он часто таким ненасильственным способом добивался признаний и вербовал будущих информаторов и даже агентов.

Август Воллмер , первый начальник полиции Беркли, Калифорния , и ведущая фигура в развитии уголовного правосудия в Соединенных Штатах, [ 11 ] изучал работы Видока и австрийского юриста-криминалиста Ганса Гросса по поводу его реформы полиции Беркли. [ 12 ] Его реформаторские идеи были приняты Международной ассоциацией начальников полиции (IACP) и в результате затронули также Дж. Эдгара Гувера и ФБР . [ 13 ] После того как Роберт Пил основал Скотланд-Ярд в 1829 году, в 1832 году он отправил комитет в Париж, чтобы на несколько дней посовещаться с Видоком. [ нужна ссылка ] В 1843 году два комиссара [ нужны разъяснения ] из Скотленд-Ярда отправился в Париж для дальнейшего обучения. Они провели всего два дня с Пьером Алларом, который к тому времени возглавлял Сюрте. [ нужна ссылка ] . Затем они отправились в частное агентство Видока и в течение недели сопровождали его и его агентов в работе. [ 14 ]

Идентификация преступников

[ редактировать ]
Бертильонаж

Юрген Торвальд заявил в своей книге «Das Jahrhundert der Detektive» (1964), что Видок обладал фотографической памятью , которая позволяла ему узнавать ранее осужденных преступников, даже замаскированных. Биограф Сэмюэл Эдвардс сообщил в «Досье Видока» о судебном процессе над мошенником и фальсификатором Ламбертом, в котором Видок сослался на свои воспоминания об обвиняемых. Видок регулярно посещал тюрьмы, чтобы запомнить лица заключенных, и заставлял своих агентов делать то же самое. Английская полиция взяла на вооружение этот метод. До конца 1980-х годов британские следователи присутствовали на судебных заседаниях, чтобы наблюдать за зрителями на общественных галереях и узнавать о возможных сообщниках.

Как сказал Видок на суде над Ламбертом, хотя его память была феноменальной, он не мог требовать того же от своих агентов. Поэтому на каждого арестованного он тщательно завел учетную карточку с личным описанием, псевдонимами, судимостью, методами работы и другой информацией. В карточке фальсификатора Ламберта, помимо прочего, содержался образец почерка. Систему учетных карточек сохранила не только французская полиция, но и полицейские подразделения других стран. Однако вскоре оно выявило свои слабые стороны. К тому времени, когда в 1879 году Альфонс Бертильон пришел в Сюрте клерком, описания на карточках уже не были достаточно подробными, чтобы можно было действительно идентифицировать подозреваемых. Это побудило Бертильона разработать антропометрическую систему идентификации личности, названную бертильонаж . Сортировка карточных коробок, которые к тому времени уже заполняли несколько комнат, была преобразована в размеры тела, что стало первой из многих попыток улучшить структуру сортировки. С наступлением информационного века , карты были оцифрованы, а карточные коробки были заменены базами данных .

Научные эксперименты

[ редактировать ]

Во времена Видока криминалистики еще не существовало. Несмотря на многочисленные научные работы, полиция не осознавала его практической пользы, и Видок не смог этого изменить. Тем не менее он не был так уж противен экспериментам, как его начальство, и обычно в своем офисном здании устраивал небольшую лабораторию. В архивах парижской полиции хранятся отчеты о делах, которые он раскрыл, применив криминалистические методы, за десятилетия до того, как они были признаны таковыми.

Химические соединения
Во Франции времен Видока уже существовали чеки и векселя . Фальшивомонетчики купили эти чеки и подменили их в свою пользу. В 1817 году Видок решил эту проблему, поручив двум химикам разработать бумагу, защищенную от несанкционированного доступа. Эта бумага, на которую Видок подал патент, была обработана химическими веществами, которые размазывали чернила, если их впоследствии изменить, и, таким образом, позволяли идентифицировать подделки. По словам биографа Эдвардса, Видок широко использовал свои связи, рекомендуя свою газету тем, кто был обманут, в основном банкирам, которые его наняли. Поэтому бумага получила широкое распространение. Видок также использовал его для карточек своей учетной системы, чтобы подчеркнуть их надежность в суде. Он также заказал создание несмываемых чернил. Эти чернила, среди прочего, использовались французским правительством для печати банкнот с середины 1860-х годов.
места преступления Исследование
Луи Матюрен Моро-Кристоф , современный генеральный директор французских тюрем, описал в своей книге Le monde des coquins ( «Мир негодяев» ), как Видок использовал улики с места преступления, чтобы определить преступника на основе его знаний о конкретных преступниках и их методах работы. . В качестве конкретного примера Моро назвал ограбление Национальной библиотеки Франции в 1831 году, при расследовании которого он сам присутствовал. Видок осмотрел дверную панель, поврежденную преступником, и сказал, что благодаря использованному методу и совершенству, с которым это было выполнено, он знал только одного преступника, который мог это сделать. Он предложил вора Фоссарда, но отметил, что он не может быть виновником, поскольку все еще находится в тюрьме. Присутствовавший также начальник полиции Лекронье сообщил им, что Фоссар сбежал восемь дней назад. Два дня спустя Видок арестовал Фоссара, который на самом деле совершил кражу со взломом.
Баллистика
Александр Дюма оставил записи, описывающие дело об убийстве 1822 года. Графиня Изабель д'Арси, женщина, намного моложе своего мужа, которому она изменила, была застрелена, после чего полиция арестовала графа д'Арси. Видок беседовал с ним и пришел к выводу, что «старый господин» не обладал личностью убийцы. Он осмотрел свои дуэльные пистолеты и обнаружил, что с тех пор из них либо не стреляли, либо чистили. Тогда он уговорил врача тайно вынуть пулю из головы боярыни. Простое сравнение показало, что пуля была слишком велика для ружья графа. Затем Видок обыскал квартиру любовника женщины и нашел не только многочисленные украшения, но и большой пистолет, размер которого соответствовал пуле. Граф опознал драгоценности как драгоценности своей жены, а Видок также нашел скупщика, которому любовник уже продал кольцо. Столкнувшись с уликами, любовник признался в убийстве.

Первое настоящее сравнение ружья и пули было проведено в 1835 году бегуном с Боу-стрит Генри Годдардом. 21 декабря 1860 года газета «Таймс» сообщила о решении суда, согласно которому убийца из Линкольна по имени Томас Ричардсон был впервые признан виновным с помощью баллистики.

Общество Видока

[ редактировать ]

В 1990 году Общество Видока было основано в Филадельфии судмедэкспертом и скульптором Фрэнком Бендером (ум. 2011). Его членами являются судебно-медицинские эксперты, специалисты ФБР , следователи по убийствам, ученые, психологи, коронеры и любые другие компетентные специалисты. пытаются раскрыть нераскрытые дела На своих ежемесячных встречах они бесплатно и в соответствии со своим девизом Veritas veritatum («Правда порождает истину») со всего мира. Списки членов закрыты, и число членов остается достаточно низким, чтобы никогда не превышать количество лет жизни Видока.

Изображения Видока

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
Растиньяк и Вотрен на обложке Le Père Goriot

В 1829 году два журналиста под псевдонимом преступника по имени Мальгаре опубликовали книгу « Мемуары о силе или видоке, чтобы разоблачить преступную деятельность, которую якобы совершил Видок». Другие полицейские последовали примеру мемуаров Видока и в последующие годы опубликовали свои автобиографии, в том числе префект полиции Анри Жиске .

История жизни Видока вдохновила многих современных писателей, многие из которых были его ближайшими друзьями. В произведениях Бальзака он регулярно был образцом литературных деятелей: его опыт предпринимателя-неудачника был использован в третьей части « Иллюзий утраченных », «Les Souffrances de l'inventeur»; в Гобсеке Бальзак представил полицейского Корантена; но наиболее явно связь с Видоком можно обнаружить в фигуре Вотрена . Этот персонаж впервые появляется в романе «Отец Горио» , затем в «Illusions perdues» , «Splendeurs et Misères des Courtisanes» (в качестве главного героя), «La Cousine Bette» , «Le Contrat de Mariage» и, наконец, в качестве главного героя в театральной пьесе 1840 года «Вотрен» . Не только Видок как личность, но и его методы и маскировка вдохновляли Бальзака в его творчестве.

Виктора Гюго В «Отверженных» (1862) оба главных героя, исправившийся преступник Жан Вальжан и инспектор полиции Жавер , были созданы по образцу Видока, как и полицейский месье Шакал в «Могиканах Парижа » (1854–1855) Александра Дюма . [ нужна ссылка ] Он также был основой для Родольфа де Герольштейна , который добился справедливости в серийном газетном романе «Тайны Парижа» Эжена Сю в еженедельной газете Journal des débats ; и он был источником вдохновения Эмиля Габорио для месье Лекока , одного из первых научных и методических исследователей, сыгравшего главную роль во многих приключениях, который, в свою очередь, оказал большое влияние на создание Шерлока Холмса . [ нужна ссылка ] Считается также, что Эдгара Аллана рассказ о Видоке побудил По создать первого в художественной литературе сыщика К. Огюста Дюпена , [ 15 ] появившийся, например, в рассказе « Убийства на улице Морг », который считается первым детективным рассказом . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Видок также упоминается в Моби Дик» («Глава 88: Школы и школьные учителя») и «Белая куртка» («Глава VI: Квартердекские офицеры и т. д.»). романах Германа Мелвилла « [ 19 ] и «Большие надежды» Чарльза Диккенса .

В Песочный человек Слим» серии городских фэнтези- книг Ричарда Кэдри « вымышленная версия Видока является другом и наставником главного героя Джеймса Старка. Видок Кадри стал бессмертным благодаря алхимической катастрофе и живет в современном Лос-Анджелесе. [ 20 ]

Луи Баярда Еще один современный роман, в котором фигурирует Видок, - это «Черная башня» (2008), хотя действие его происходит в эпоху Реставрации во Франции.

Видок также появляется как главный герой романа Джеймса МакГи «Восстание» (2011).

Видок часто упоминается в романе Берта Соломона 2017 года « Убийство Уилли Линкольна».

Мелодрама на парижском бульваре Криминал, Оноре Домье

Видок был другом театра . При его жизни довольно популярен был Бульвар дю Крим — дорога с несколькими театрами, регулярно представлявшими криминальные истории в форме мелодрам . Одним из этих театров был Театр де л'Амбигу-Комик , который в значительной степени спонсировался Видоком. По словам биографа Джеймса Мортона, Видок также представил пьесу, но она так и не была поставлена. У него также были планы заняться актерским мастерством, но он так и не осуществил их.

Не только многие из любовниц Видока были актрисами, но и многие из его друзей и знакомых также были выходцами из театра. Среди них был знаменитый актер Фредерик Леметр , сыгравший, среди прочего, главную роль в Бальзака » «Вотрене , пьесе, которая дебютировала 14 марта 1840 года в Театре де ла Порт Сен-Мартен после многочисленных проблем с цензурой. Лемэтр пытался адаптировать свою внешность к Видоку, на котором был основан персонаж Вотрена . На премьере возникли волнения, потому что парик, который использовал Леметр, тоже был похож на парик короля Луи-Филиппа. После этого спектакль был запрещен министром внутренних дел Франции и больше не исполнялся.

В театре шли не только пьесы, вдохновленные Видоком. История его жизни также несколько раз появлялась на сцене, обычно с мемуарами в качестве литературного образца. Особенно в Англии Видок пользовался большим энтузиазмом. Мемуары были быстро переведены на английский язык, и несколько месяцев спустя, 6 июля 1829 года, состоялась премьера « Видок!» Французский полицейский шпион проходил в театре Суррей в лондонском районе Ламбет . Мелодрама в двух действиях, продюсером которой выступил Роберт Уильям Эллистон , была написана Дугласом Уильямом Джерролдом , а главного героя сыграл Т.П. Кук . Хотя критики, в том числе из «Таймс» , были весьма положительными, за первый месяц спектакль был показан всего девять раз, а затем его закрыли.

В декабре 1860 года, через несколько лет после смерти Видока, в театре «Британия» в Хокстоне была представлена ​​другая пьеса о нем, написанная Ф. Маршаном, под названием «Видок, или Французский Джонатан Уайлд» . В программу театра его включили всего на одну неделю.

В 1909 году Эмиль Бержера написал мелодраму «Видок, император полиции» в пяти действиях и семи сценах. Продюсеры Герц и Коклен отвергли это предложение, но Бержера успешно предъявил им иск о возмещении ущерба в размере 8000 франков. Спектакль дебютировал в 1910 году в Театре Сары Бернар . Главную роль взял на себя Жан Кемм , который спустя годы также примет участие в фильме о Видоке.

Видок , режиссёр Жан Кемм

13 августа 1909 года во Франции был выпущен фильм по мемуарам Видока — короткий черно-белый немой фильм «Молодость Видока» или «Комментарий к девиантной политике» . Видока сыграл Гарри Баур , который также изобразил его в двух сиквелах: «Уклонение от Видока» (1910) и «Видок» (1911). Под руководством Жана Кемма в 1922 году по мемуарам вышел немой фильм «Видок» . Сценарий написал Артюр Бернед , главную роль исполнил Рене Наварр . Первый звуковой фильм , снова названный «Видок» , появился в 1939 году. Жак Даруа поставил Андре Брюле в главной роли. В фильме основное внимание уделяется криминальной карьере Видока.

19 июля 1946 года вышел первый американский фильм о Видоке — «Скандал в Париже » с Джорджем Сандерсом в роли Видока и режиссёром Дугласом Сирком . В нем показано появление мошенника в обществе в сочетании с историей любви. За ним в апреле 1948 года последовала следующая французская версия истории жизни Видока, «Кавалер Круа-Морта » режиссера Люсьена Ганье-Раймона с Анри Насье в главной роли.

7 января 1967 года французский телеканал ОРТФ показал первый из двух телесериалов, каждый из которых состоял из тринадцати серий. Видок с Бернаром Ноэлем в главной роли все еще был черно-белым. Премьера второго сериала, «Новые приключения Видока» , первого цветного, состоялась 5 января 1971 года, в нем главную роль сыграл Клод Брассер .

В 1989 году пилотная серия «След» была посвящена Эжену Видоку. Сериал назывался «Приключения криминалистики» и был снят в совместном чехословацко-германском производстве.

В 2001 году под руководством Питофа сыграл Жерар Депардье Видока во французском научно-фантастическом фильме «Видок» .

В 2018 году Жан-Франсуа Рише снял фильм с Венсаном Касселем в роли Видока, императора Парижа ( L'Empereur de Paris ). [ 21 ] [ 22 ]

на создание серии комиксов Жизнь Видока вдохновила голландского художника Ханса Г. Крессе , которая была опубликована в журнале Pep в период с 1965 по 1969 год. Это был реалистичный приключенческий сериал, действие которого происходит в эпоху Наполеона, где Видок изображен как детектив с криминальным прошлым. [ 23 ]

Видеоигры

[ редактировать ]

Видок появляется как игровой персонаж в приключенческой детективной игре «Inspector Javert and the Oath of Blood» . [ 24 ] [ 25 ]

Сочинения

[ редактировать ]

Примерно в 1827 году Видок написал автобиографию, которую он планировал опубликовать книготорговцем Эмилем Морисом летом 1828 года. Оноре де Бальзак , Виктор Гюго и Александр Дюма считали эту историю слишком короткой. Итак, Видок нашел нового издателя, Луи-Франсуа Л'Эритье . В декабре 1828 года Л'Эритье опубликовал мемуары, которые благодаря помощи некоторых писателей-призраков выросли до четырех томов . Произведение стало бестселлером, и за первый год было продано более 50 000 экземпляров. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сегодняшнее французское имя более английское . Вотрен — жаргонное слово, обозначающее дикого кабана на севере Франции ( Артуа и Пикардия ) и, вероятно, произошло от возвратного глагола se vautrer («валяться в воде»).
  2. Разрушен в 1944 году.
  3. Биограф Бруно Рой-Анри подозревает, что это была баронесса д'Иксель.
  1. ^ Jump up to: а б Сигел, Джей А.: Судебная медицина: основы . ЦРК Пресс, 2006, ISBN   0-8493-2132-8 , стр. 12.
  2. ^ Jump up to: а б Консер, Джеймс Эндрю и Рассел, Грегори Д.: Правоохранительные органы в Соединенных Штатах. Издательство «Джонс и Бартлетт», 2005 г., ISBN   0-7637-8352-8 , стр. 39.
  3. ^ Эмсли, Клайв и Шпайер-Маков, Хайя: Полицейские детективы в истории, 1750–1950 . Издательство Эшгейт, 2006 г., ISBN   0-7546-3948-7 , стр. 3.
  4. ^ Хюгель, Ханс-Отто: Следственные судьи, ловцы воров, детективы. Мецлер, 1978 г., ISBN   3-476-00383-3 , С. 17.
  5. ^ https://www.arras.fr/en/node/11669 Муниципальная информация города Аррас
  6. ^ Jump up to: а б с Мемуары Видока: главного агента французской полиции до 1827 года. Кэри, 1834 год.
  7. ^ Мецнер, Пол: Крещендо виртуоза. Зрелище, мастерство и самореклама в Париже в эпоху революции
  8. ^ Jump up to: а б с Джеймс Мортон: Первый детектив: Жизнь и революционные времена Видока: преступник, шпион и частный сыщик
  9. ^ Савант, Жан: Приключенческая жизнь Видока . Библиотека Hachette, Париж, 1973, с. 299.
  10. ^ Стед, Джон Филип: Видок: Биография. . 4-е издание, Staples Press, Лондон, январь 1954 г., стр. 247
  11. ^ Time.com: Лучшие из лучших
  12. ^ Паркер, Альфред Юстас. История полиции Беркли. Паб Чарльза Томаса, 1972 год, ISBN   0-398-02373-5 , с. 53.
  13. ^ Теохарис, Атан Г. ФБР: Комплексное справочное руководство. Гринвуд Пресс, 1999, ISBN   0-89774-991-X , с. 265ф.
  14. ^ Коу, Ада. Детектив: миф нашего времени. Калифорнийский университет, Дэвис Пресс, 2000, с. 10.
  15. ^ Корнелиус, Кей. Биография Эдгара Аллана По в BioCritiques Блума: Эдгар Аллан По , Гарольд Блум, изд. Филадельфия: Издательство Chelsea House, 2001. с. 31 ISBN   0-7910-6173-6
  16. ^ Сильверман, Кеннет (1991). Эдгар А. По: скорбные и бесконечные воспоминания (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Харпер Многолетник. стр. 171 . ISBN  0-06-092331-8 .
  17. ^ Мейерс, Джеффри (1992). Эдгар Аллан По: Его жизнь и наследие . Нью-Йорк: Cooper Square Press, 123. ISBN   0-8154-1038-7
  18. ^ Жепка, Чарльз Дж. Детективная фантастика. Глава 3 – От негодяев к рационализации
  19. ^ Мелвилл, Герман. Школы и учителя
  20. ^ «Интервью автора: Ричард Кадри из Sandman Slim» . Нердлокер. 28 июля 2012 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
  21. ^ «Картина Gaumont Boards Ж. Ф. Рише-Венсана Касселя «Парижский император» » . 26 сентября 2017 г.
  22. ^ «Император Парижа (2018)» . IMDB .
  23. ^ «Ганс Г. Крессе» .
  24. ^ «Инспектор Жавер и клятва крови» . IGDB.com . Проверено 28 ноября 2020 г.
  25. ^ "О" . ИНСПЕКТОР ЖАВЕР И КЛЯТВА КРОВИ | ИГРА ДЛЯ ПК . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 28 ноября 2020 г.
  26. ^ Сэмюэл Эдвардс.... [ нужны разъяснения ]

Библиография

[ редактировать ]

Биографии

[ редактировать ]

Английский

[ редактировать ]

Французский

[ редактировать ]
  • Гийон, Луи (1826). Биография комиссаров и блюстителей порядка города Парижа (изд. Гулле). Париж.
  • Морис, Бартелеми (1861). Видок. Жизнь и приключения . Париж: Лене.
  • Ученый, Жан (1973). Авантюрная жизнь Видока . Париж: Библиотека Hachette.

Влияние на криминалистика

[ редактировать ]

Влияние на литературу

[ редактировать ]
  • Рикс, Пол Г. Бухло, Йенс П. Беккер. При участии Антье Вульф и Уолтера Т. (1973). Детективный роман, исследования, например. История и форма d. Английский и американский. Детективная фантастика (2-е исправленное и дополненное изд.). Дармштадт: Научное книжное общество. ISBN  3-534-05379-6 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Энгельхардт, фон Сандра (2003). Следователи преступлений в литературе . Марбург: Тектум-Верлаг. ISBN  3-8288-8560-8 .
  • Мессак, Режис (1975). «Детективный роман» и влияние научной мысли . Женева: Слаткин. (Перепечатка парижского издания 1929 г.).
  • Марч, Альма Э. (1968). Развитие детективного романа . Лондон: П. Оуэн.
  • Рзепка, Чарльз Дж. (2005). Детективная фантастика (ред.). Кембридж: Политика. ISBN  0-7456-2941-5 .
  • Черный, Эллен (2001). Фантастический криминальный роман: исследование параллелей между римским полицейским, фантастической историей и готическим романом . Марбург: Издательство Tectum. ISBN  3-8288-8245-5 . (также диссертация, Гиссенский университет, 2001 г.).
  • Саймонс, Джулиан (1994). Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману: история ([4-е изд.]. Изд.). Лондон: Пан. ISBN  0-330-33303-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 206002f671fb70d78e8f80b7c4cd28a4__1724214420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/a4/206002f671fb70d78e8f80b7c4cd28a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eugène-François Vidocq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)