Альфонс Бертильон
Альфонс Бертильон | |
---|---|
Фотография Бертильона (автопортрет) | |
Рожденный | |
Умер | 13 февраля 1914 г. | (60 лет)
Род занятий | сотрудник правоохранительных органов и исследователь биометрии |
Родитель |
|
Родственники | Сюзанна Бертильон (племянница) |


Альфонс Бертильон (англ. Французский: [bɛʁtijɔ̃] ; 22 апреля 1853 — 13 февраля 1914) — французский полицейский и исследователь биометрии , который применил антропологический метод антропометрии в правоохранительных органах, создав систему идентификации, основанную на физических измерениях.
Антропометрия была первой научной системой, использованной полицией для идентификации преступников. До этого преступников можно было идентифицировать только по имени или фотографии. В конечном итоге этот метод был вытеснен дактилоскопией . [1]
Он также является изобретателем фотографии . Фотографирование преступников началось в 1840-х годах, всего через несколько лет после изобретения фотографии, но только в 1888 году Бертильон стандартизировал этот процесс.
Его ошибочные доказательства были использованы для ошибочного осуждения Альфреда Дрейфуса по печально известному делу Дрейфуса .
Биография
[ редактировать ]Альфонс Бертильон родился в Париже. [2] Он был сыном статистика Луи-Адольфа Бертильона и младшим братом статистика и демографа Жака Бертильона .
После исключения из Императорского лицея Версаля Бертильон сменил множество должностей в Англии и Франции, прежде чем был призван во французскую армию в 1875 году. Несколько лет спустя он был уволен из армии, не имея настоящего высшего образования, поэтому его отец устроил его на низкую конторскую работу в префектуре полиции в Париже. Таким образом, Бертильон начал свою карьеру в полиции 15 марта 1879 года в качестве переписчика отдела .
Будучи человеком санитарным, он был недоволен специальными методами выявления растущего числа задержанных ранее арестовывавшихся преступников. Это, наряду с неуклонно растущим уровнем рецидивизма во Франции с 1870 года, [3] мотивировал свое изобретение антропометрии. Замеры он делал в свободное время. Для своей деятельности он использовал знаменитую парижскую тюрьму Ла-Санте , сталкиваясь с насмешками со стороны заключенных и полицейских.

Бертильон также создал множество других криминалистических методов, включая использование гальванопластических соединений для сохранения следов , баллистику и динамометр , используемый для определения степени силы, применяемой при взломе и проникновении .
Почти 100-летний стандарт сравнения 16 характеристик гребней для идентификации скрытых отпечатков на месте преступления с криминальными отпечатками отпечатков пальцев был основан на утверждениях, опубликованных в статье Бертильона 1912 года, опубликованной во Франции. [4]
Альфонс Бертильон умер 13 февраля 1914 года в Париже.
Бертильон и дело Дрейфуса
[ редактировать ]Альфонс Бертильон был свидетелем обвинения по делу Дрейфуса в 1894 году и снова в 1899 году. Он давал показания как эксперт по почерку и утверждал, что Альфред Дрейфус написал компрометирующий документ (известный как «бордо»). Однако он не был экспертом по почерку, а его запутанные и ошибочные показания стали важным фактором, способствовавшим одной из самых печально известных судебных ошибок — приговору невиновного Дрейфуса к пожизненному заключению на Острове Дьявола.
Используя сложную систему измерений, он пытался доказать, что Дрейфус замаскировал свой почерк, подражая собственному почерку, как если бы это делал кто-то другой, так что если бы кто-нибудь подумал, что бордюр находится в руке Дрейфуса, он мог бы сказать, что кто-то другой подделал его сочинение. Оба военных трибунала, очевидно, согласились с этим, и Дрейфус был признан виновным. Приговор второго военного трибунала вызвал огромный скандал и в конечном итоге был отменен.
Многие считают Бертильона чрезвычайно эксцентричным человеком. По словам Мориса Палеолога , который наблюдал за ним на втором военном трибунале, Бертильон «определенно не полностью обладал своими способностями». Палеолог далее описывает аргументы Бертильона как «... длинную пачку абсурдов» и пишет о «... его лунных глазах, его могильном голосе, сатурниальном магнетизме», которые заставляли его чувствовать, что он «... в присутствие некроманта». [5]
Бертильон утверждал, что его графологическая система основана на математическом исчислении вероятностей . Более поздний анализ, проведенный в 1904 году тремя известными математиками, Анри Пуанкаре , Жаном Гастоном Дарбу и Полем Эмилем Аппелем , пришел к выводу, что система Бертильона лишена какой-либо научной ценности и что он не смог ни применить этот метод, ни представить свои данные должным образом. [6] Когда это ключевое доказательство против Дрейфуса было опровергнуто, он был наконец оправдан в 1906 году.
Система Бертильона
[ редактировать ]Особую антропологическую технику, которую практиковал Альфонс Бертильон, часто называют системой Бертильона. Эта система состояла из пяти первоначальных измерений — длины головы, ширины головы, длины среднего пальца, длины левой стопы и длины локтя. [7] Наряду с этими измерениями Бертильон использовал фотографию, теперь известную как фотография , чтобы завершить эту систему записи. Эти методы идентификации были объединены в систему, позволяющую сотрудникам правоохранительных органов быстро получать доступ к информации и изображениям.
Хотя система была основана на научных мерах, было известно, что у нее есть свои недостатки. Например, его, возможно, нельзя было точно применить к детям или женщинам, поскольку в основном он был разработан для мужчин, достигших полной физической зрелости и имевших короткие волосы. [8]
Работники переулка в Миннеаполисе
[ редактировать ]В конце 19-го и 20-го веков чернокожие женщины, работавшие проститутками в Миннеаполисе, штат Миннесота, стали известны как «переулки». Полицейское управление Миннеаполиса использовало систему Бертильона как средство выявления и документирования преступлений этих уличных рабочих. Вскоре система стала использоваться в качестве инструмента для контроля и классификации этих женщин.
Чтобы обойти систему, многие чернокожие женщины использовали псевдонимы вместо своих настоящих имен. Наиболее распространенным именем, которое использовалось в качестве псевдонима, было «Мейми», которое также было псевдонимом, использованным Мейми Найт, которая была единственной сохранившейся фотографией работницы переулка в период использования департаментом системы Бертильона. Ее фотография в настоящее время находится в архиве полицейского управления Сент-Пола. [9]
В популярной культуре
[ редактировать ]![]() |

- Месье Бертильон упоминается в о Шерлоке Холмсе рассказе «Собака Баскервилей» , в котором один из клиентов Холмса называет Холмса «вторым по значимости экспертом в Европе» после Бертильона. Кроме того, в «Морском договоре », говоря о системе измерений Бертильона, «[Холмс]… выразил свое восторженное восхищение французским ученым».
- На снимке Warner Bros. 1937 года «Сан-Квентин» , на 49:33, показана учетная карточка заключенного. Одна строка начинается со слов «Бертиллион [sic] Измерений».
- В Арсена Люпена рассказе «Побег Арсена Люпена» Люпен сбегает, используя Мориса Леблана те же недостатки антропометрии, которые в конечном итоге привели к его прекращению использования.
- В книге «Избыток миног» Нгаио Марша главный инспектор Родерик Аллейн затрагивает эту систему в главе 14, часть 1.
- Бертильон также упоминается в Калеба Карра романе «Алиенист» . Братья Айзексон, детективы, упоминают, что прошли обучение по системе Бертильон.
- Бертильон упоминается в Бориса Акунина «Убийстве на Левиафане» . Детектив Эраст Фандорин говорит, что встречался с Бертильоном и обсуждает его систему измерений.
- Измерения Бертильона также упоминаются в романе Сакса Ромера « Фу Маньчжурия » «Император Америки» (Кассель, 1929, стр. 61), в романах Росса Макдональда «Тонущий пруд» и «Голубой город» (стр. 30), в загадке Ива Фея «Плывёт во тьме ». Тень и загадка Агаты Кристи «Тайна дымоходов» (1925, глава 27).
- Бертильонаж упоминается в главе 4 и в приложении к детективному роману «Убийца в Марэ ». Клода Изнера
- Бертильон появляется в Эрика Зенси романе « Панама» .
- «Система Бертильона» упоминается в британском детективном фильме 1943 года «Заголовок».
- Бертильон упоминается в рассказе 1965 года «Покайся, Арлекин!» «Сказал Тиктокмен» Харлана Эллисона .
- Бертильон — главный герой третьего эпизода чешского телесериала «Приключения криминолога» под названием «Бертийонаж».
- Бертильон также упоминается во втором эпизоде седьмого сезона FX телесериала «Арчер» .

- Бертильон также упоминался в американском телесериале «Элементарно» (современный взгляд на Шерлока Холмса ), сезон 2, серия 17 («Уши для тебя»).
- Бертильон высмеивается в «Дело Дрейфуса: IV» ( книге Финли Питера Данна « Мистер Дули »), перепечатанной в книге «Мистер Дули в сердцах его соотечественников » (Роберт Ховард Рассел, паб, 1899), стр. 268, сл.
- Бертильон упоминается Эркюлем Пуаро в «Убийстве на связи» Агаты Кристи (с. 55, ISBN 0 00 711928 3 ).
- Система Бертильона продемонстрирована в канадском телесериале « Тайны Мердока» , 13 сезон, 3 серия («Вечно молодой»).
- Бертильон несколько раз упоминался в фильме 1958 года «Я обвиняю!» , который был посвящен делу Альфреда Дрейфуса.
- Эрик Прат играет Бертильона в фильме 2008 года «Тигровые бригады», адаптированном из давнего одноименного сериала.
- Матье Амальрик играет Бертильона в фильме 2019 года «Офицер и шпион» . [10]
- Бертильон, которого играет Кристиан Хек (из французской комедии ), является персонажем вышедшего в 2021 году на французском канале Canal + сериала «Парижская полиция 1900», посвященного последствиям антисемитского дела Дрейфуса ; второстепенный сюжетный момент касается разработки им системы судебно-медицинской антропометрии («Бертильонаж»).
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Олсен, Роберт Д. старший (ноябрь 1987 г.). «Басня об отпечатках пальцев: дело Уилла и Уильяма Уэста» . Идентификационные новости . 37 (11). Архивировано из оригинала 16 сентября 2015 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Родс, Генри Т.Ф. Роудс (1956). Альфонс Бертильон: отец научных изысканий . Нью-Йорк: Абеляр-Шуман. п. 27.
- ^ Гинзбург 1984 , с. 105
- ^ «Отпечатки пальцев», Архив криминальной антропологии , стр. 36–52
- ^ Палеолог, Морис (1957) Мой тайный дневник дела Дрейфуса , Секер и Варбург, стр. 197
- ^ «Отчет эксперта по математике Дарбу, Аппеля и Пуанкаре, 1904 год» . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Система Бертильона» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2018 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Передача системы идентификации Бертильона» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2018 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Наблюдение за социальными различиями: «подпольная работа» чернокожих женщин в индустриализации Миннеаполиса» . Наблюдение и общество . Архивировано из оригинала 13 апреля 2018 года . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Офицер и шпион» . Крю Юнайтед . Проверено 23 июня 2023 г.
- Источники
- Гинзбург, Карло (1984). «Морелли, Фрейд и Шерлок Холмс: подсказки и научный метод». В Эко, Умберто ; Себеок, Томас (ред.). Знак трёх: Дюпен, Холмс, Пирс . Блумингтон, Индиана: Семинар по истории, Издательство Университета Индианы. стр. 81–118 . ISBN 978-0-253-35235-4 . LCCN 82049207 . ОСЛК 9412985 . Гинзбург описывает роль Бертильона в развитии судебной медицины. Это эссе представляет собой обсуждение предположительной парадигмы, о чем свидетельствуют методы Джованни Морелли , Зигмунда Фрейда и Шерлока Холмса, в свете логики Чарльза Сандерса Пирса, основанной на предположениях или абдуктивных рассуждениях .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Приключение криминалистики
- Криминокорпус: Альфонс Бертильон и идентификация личностей 1880–1914 гг. * «Центральный государственный университет Миссури: уголовное правосудие: Альфонс Бертильон» . Архивировано из оригинала 13 июля 2001 года . Проверено 10 июня 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Пример измерений Бертильона на практике
- Инструкции по вывескам от Альфонса Бертильона
- Судимости предков - включает карты Бертильона.