Родерик Элли
Родерик Элли | |
---|---|
Первое появление | Мужчина лежал мертвым |
Последнее появление | Свет сгущается |
Создано | Профессионал Марш |
Информация во вселенной | |
Пол | Мужской |
Занятие | Полицейский детектив |
Национальность | Британский |
Родерик Аллейн (произносится как «Аллен») — вымышленный персонаж, впервые появившийся в 1934 году. [ 1 ] Он — герой-полицейский из 32 детективных романов Нгаио Марша . Марш и ее джентльмен-детектив прочно принадлежат к Золотому веку детективной фантастики , хотя последний роман Аллейна, «Свет сгущается », был опубликован в 1982 году. [ 2 ]
Марш упоминает во введении [ 3 ] что она назвала своего детектива Аллейном в честь актера елизаветинской эпохи Эдварда Аллейна , основателя Далвич-колледжа , где учился ее отец. Она начала роман с Аллейном в 1931 году, прочитав детективный рассказ Агаты Кристи или Дороти Л. Сэйерс дождливым субботним днем в Лондоне и задумавшись, сможет ли она написать что-нибудь в этом жанре. Поэтому она купила шесть тетрадей и карандаш в местном магазине канцелярских товаров и начала книгу «Мужчина лежал мертвый » с игрой в убийство, которая тогда была популярна на английских вечеринках по выходным.
Предыстория и молодость
[ редактировать ]Родерик Аллейн (произносится как «Аллен» и известен друзьям как Рори) — джентльмен-детектив , о семье и образовании которого можно судить по комментариям в романах. Вкратце, Аллейн, судя по всему, родился примерно в 1892–1894 годах, окончил Оксфорд примерно в 1915 году, три года служил в армии во время Первой мировой войны , затем провел год (1919–1920) на британской дипломатической службе . В конце концов он присоединился к столичной полиции в качестве констебля примерно в 1920 или 1921 году.
Романы Марша об Аллейне образуют хронологическую серию, отражающую его детективную карьеру. Когда сериал открывается ( «Мужчина лежал мертвым» , 1934), Аллейну около 40 лет, и он уже работает старшим инспектором уголовного в розыска Скотланд - Ярде .
В ранних романах он несколько раз описывается как нечто среднее между монахом и вельможей. Он очень высокий, смуглый и красивый; пресса дала ему прозвище «Красавчик Аллейн». У него есть привычка цитировать, среди прочего, Шекспира. По ходу сериала Аллейн женится, у него рождается сын, и в конечном итоге он достигает звания старшего суперинтенданта .
Годы Второй мировой войны он проводит в антиподах, занимаясь контрразведывательной работой, часто под вымышленным именем. Когда он возвращается в Англию к своей жене Агате Трой — и к делу об убийстве — в « Последнем занавесе» (1947), Аллейн отмечает, что они были в разлуке «три года, семь месяцев и двадцать четыре дня».
Семейное прошлое
[ редактировать ]На протяжении всех романов Аллейн явно принадлежит к дворянству . Он младший брат баронета и вырос в Бакингемшире, где продолжала жить его мать, леди Аллейн. Леди Аллейн не появлялась до шестого романа «Художники в преступлении» (1938). В «Избытке миног» (1941) Аллейн утверждает, что девичья фамилия его матери была Блэндиш.
С начала сериала отец Аллейна мертв: его старший брат, сэр Джордж Аллейн, уже наслаждается баронетством . Их покойный отец, которого также звали Джордж (« Смерть в белом галстуке» , 1938), косвенно имел по крайней мере одного брата (дядя Аллейна по отцовской линии), поскольку в первом романе (« Мужчина лежал мертвым» , 1934) упоминается двоюродная сестра Кристина Аллейн, которая остается невидимый персонаж . Кристина — химик , получившая образование в Ньюнхэм-колледже в Кембридже. В 1934 году Кристине Аллейн около двадцати пяти лет.
Аллейн находится в сносных хороших отношениях со своим старшим братом, сэром Джорджем Аллейном, нынешним баронетом, который на протяжении большей части сериала является невидимым персонажем . В «Криминальных художниках» (1938) их мать указывает, что сэр Джордж более консервативен и менее умен, чем его младший брат-детектив. В романе « Смерть в белом галстуке» рассказывается о Саре Аллейн, дочери сэра Джорджа, и упоминается, что жену сэра Джорджа (невестку Аллейна) зовут Грейс, а старшую леди Аллейн зовут Хелена (по крайней мере, к ней обращаются как таковая леди Лорример). Как и его младший брат, сэр Джордж поступил на дипломатическую службу: « Смерть в белом галстуке» подразумевает, что сэр Джордж является губернатором Фиджи в конце 1930-х годов, как он пишет Аллейну из Дома правительства в Суве . В гораздо более позднем романе « Когда в Риме » (1970) Аллейн отмечает, что его старший брат когда-то был там послом Великобритании. Сэр Джордж наконец появляется лично, но ненадолго, на мероприятии в посольстве в фильме «Черный, каким он нарисован» (1974).
В первых пяти романах Аллейн одинок, и его весьма привлекают актрисы, как это описано в «Выходе убийцы» (1935) и «Винтажном убийстве» (1937). В «Художниках в преступлении» (1938) Аллейн встречает известную художницу Агату Трой на корабле, покидающем Фиджи и снова возвращающемся в Англию после того, как в студии Троя убита модель. Во время расследования он «теряет сердце», но Трой поначалу не может вернуть ему любовь. Наконец она принимает его предложение в предпоследней сцене « Смерти в белом галстуке» (1938).
Трой - известный художник, особенно портретист , и фигурирует во многих более поздних романах либо лично, либо в письмах, которые ей пишет Аллейн. Согласно одному из серии писем в «Увертюре к смерти» (1939), их свадьба планировалась на апрель следующего года. Само событие происходит «за сценой», как и рождение их сына, которого также зовут Родерик, но обычно зовут Рики; Рикки играет главные роли шестилетнего (!) ребенка в «Девах в опасности» (1954) и молодого человека в «Последней канаве» (1977).
Рождение, образование и начало карьеры
[ редактировать ]Сообщается, что Аллейн получил образование в Итоне и Оксфорде проработал в британской дипломатической службе, и в течение года (1919–1920) прежде чем присоединиться к столичной полиции . Гораздо более поздний роман «Весы правосудия» (1955) дает отрывочные подробности этого периода в жизни Аллейна. Причины смены карьеры никогда не раскрываются.
В начале своей полицейской карьеры Аллейн написал учебник, получивший широкое признание: «Принципы и практика уголовных расследований » Родерика Аллейна, магистратуры (Оксон), уголовного розыска (Сейбл и Мергатройд, 21 год), который упоминается в сноске к главе 6 книги. Винтажное убийство (1937).
В первых нескольких романах Аллейну чуть за сорок. В первом, «Человек лежал мертвым» Аллейна (1934), Найджелу Батгейту (будущему Уотсону ) ясно заявлено, что ему двадцать пять лет, а Аллейн намного старше, судя по тону его замечаний в адрес Батгейта. Во втором, «Входит убийца» (1935), есть небольшое несоответствие: Батгейт кажется немного моложе, чем раньше. Батгейт говорит, что работает журналистом всего 15 месяцев, с тех пор как «пришел» (то есть окончил) Тринити-колледж в Кембридже . Однако Аллейн отмечает, что прошло почти 20 лет с тех пор, как он (Аллейн) закончил Оксфорд. с типичной трехлетней Если предположить, что оба джентльмена окончили Оксбридж степенью примерно в 21 год, то в 1934 или 1935 году Батгейту будет около 22 или 23, а Аллейну примерно на 20 лет старше, что указывает на то, что он родился примерно в 1893 или 1894 году.
Действие пятого романа, «Винтажное убийство» (1937), происходит в Новой Зеландии в июне 1936 года — согласно эпилогу, датированному сентябрем 1936 года, а действие происходит через три месяца после действия романа. В главе 16 Аллейн называет свой возраст, разговаривая с подростком: «Ты думаешь, грубо? Я старше тебя на двадцать пять лет. Старикам сорока двух лет позволено быть дерзкими. Особенно, когда они полицейские.
«Винтажное убийство» (1937) также указывает на то, что Аллейн провел три года в армии после окончания учебы, предположительно во время Первой мировой войны . Нигде в сериале не приводятся подробности этой военной службы. Сразу после армии он провел год на британской дипломатической службе .
Шестой роман, «Художники в преступлении» (1938), быстро следует за событиями « Винтажного убийства» (то есть происходит в конце 1936 года) и содержит письма между леди Аллейн и ее младшим сыном во время его возвращения в Англию. На них видно, что матери Аллейна в 1936 году исполняется 65 лет, и что Аллейн примерно на 20 лет моложе. В той же переписке показано, что день рождения леди Аллейн приходится на седьмое сентября, а вскоре после этого следует день рождения Аллейна (сорок третьего). Следовательно, судя по информации в пятом и шестом романах, Аллейн, вероятно, родился в сентябре или октябре 1893 года.
Понятно, что в более поздних романах некоторые вольности относятся к возрасту Аллейна. В романе «Черный, каким он нарисован » (1974) Аллейну явно не 80 лет, как ему должно было бы быть, если бы он родился в 1893 году. Место действия романа определено как современное его написанию, то есть начало 1970-х годов, и хотя Аллейн явно является высокопоставленным сотрудником уголовного розыска, он все еще относительно молод и достаточно здоров, чтобы «бегать» по переулкам в поисках преступников.
Канон Аллейна
[ редактировать ]Следующие описания взяты с благодарностью из аннотации на задней обложке коллекции Harper Collins Diamond Anniversary Collection 2009 года.
- Мужчина лежал мертвым (1934)
Экстравагантные домашние вечеринки сэра Хьюберта Хэндсли по выходным заслуженно славятся его захватывающей игрой в убийства. Но когда на этот раз загорается свет, там оказывается настоящий труп с настоящим кинжалом в спине. У всех семерых подозреваемых есть искусное алиби, поэтому главному детективу-инспектору Родерику Аллейну предстоит разобраться в детективном блоке. - Введите убийцу (1935)
Местом преступления была сцена Театра Единорога, когда из реквизита была выпущена вполне настоящая пуля; жертвой стал актер, пробившийся к славе, используя взяточничество вместо таланта; Среди подозреваемых были две невольные подруги и несколько освобожденных жертв шантажа. Все готово для одного из самых загадочных дел Родерика Аллейна. - Убийство в доме престарелых (1935)
Хирург с Харли-стрит и его привлекательная медсестра слишком нервничают, чтобы оперировать. Их пациент — министр внутренних дел, и у них обоих есть очень веские личные причины желать его смерти. Операция прошла успешно, но он умирает через несколько часов, и инспектор Аллейн должен выяснить, почему. - Смерть в экстазе (1936)
Кто подсыпал цианид в церемониальное вино экстаза в Доме Священного Пламени? Остальные посвященные и Первосвященник претендуют на то, чтобы быть выше земных страстей. Но Родерик Аллейн обнаруживает, что жертва спровоцировала похоть и ревность, и подозревает, что за Знаком Священного Пламени все еще скрывается еще большее зло. - Винтажное убийство (1937)
Новозеландский театральный менеджер Альфред Мейер планирует сделать сюрприз на день рождения своей жены - после спектакля на сцену мягко опустится бокал шампанского. Но, как свидетельствует Родерик Аллейн, что-то идет не так. Является ли смерть результатом суеверий маори или чего-то более приземленного? - Художники в преступлении (1938)
Все начинается как художественное упражнение — нож под драпировкой, поза, обведенная мелом. Но когда Агата Трой возвращается в свой класс, сцена повторяется: модель мертва, застывшая в самой драматичной позе, которую Трой когда-либо видел. Это непростое дело для главного детектива-инспектора Аллейна. Действительно ли женщина, которую он любит, убийца? - Смерть в белом галстуке (1938)
Сезон начался. Дебютантки и сопровождающие планируют свои торжественные ужины, а шантажист планирует стратегии, как выследить свою следующую жертву. Главный детектив-инспектор Родерик Аллейн знает, что что-то не так, и уже подтолкнул на ужин своего друга лорда Роберта Госпела, но кто-то другой добрался туда первым. - Увертюра к смерти (1939)
Это было запланировано как благотворительная акция: новое пианино для приходского зала и забавное вечернее развлечение для финансирования подарка. Но все обречено, когда мисс Кампанула садится играть. Звучит аккорд, раздается выстрел, и мисс Колокольчик мертва. Похоже, это случай зловещего увлечения Родерика Аллейна. - Смерть в баре (1940)
Вечер середины лета — ночь дартса в Plume of Feathers , традиционном девонширском пабе. Выдающийся художник, знаменитый актер, выпускница, полная дама из графства Клэр и местный фермер — все играют свои роли в фатальном эксперименте, требующем следственного опыта инспектора Аллейна. - Избыток миног (1941), опубликовано в США под названием «Смерть пэра».
Миноги были своеобразной семьей. Они развлекали гостей шарадами — как богатый дядя Габриэль, который всегда был таким занудой. Миноги думали, что если они его развеселят, он снова выручит их из бедности. Но дядя Габриэль терпит жестокий конец, и главному инспектору Аллейну приходится выяснить, кто из членов семьи убил его. - Смерть и танцующий лакей (1942)
Все начинается как развлечение. Восемь человек, многие из которых были противниками, собрались на зимние выходные ведущим, любящим театр. Все заканчивается заснеженной катастрофой. У каждого есть алиби, а также мотив. Но вскоре Родерик Аллейн понимает, что все зависит от танцующего лакея Томаса. - Цветовая схема (1943)
Это была ужасная смерть: его заманили в лужу кипящей грязи и бросили умирать. Родерик Аллейн, находящийся вдали от дома в поисках вражеских агентов во время войны, знает, что его могло убить любое количество людей: английские изгнанники, которых он ненавидел, новозеландцы, которых он презирал, или маори, которых он оскорбил. Даже шпионы, которым он помешал. - Умер в шерсти (1945)
Одним летним вечером 1942 года Флосси Рубрик, член парламента, одна из самых грозных женщин Новой Зеландии, идет в сарай для шерсти своего мужа, чтобы отрепетировать патриотическую речь - и исчезает. Три недели спустя она появляется на аукционе — упакованная в один из своих тюков шерсти и очень, очень мертвая. - Последний занавес (1947)
Как только Агата Трой, всемирно известная художница, заканчивает свой портрет сэра Генри Анкреда, Великого Старика сцены, старый актер умирает. Драматические обстоятельства его смерти таковы, что вызывается Скотланд-Ярд - в лице давно отсутствовавшего мужа Троя, главного детектива-инспектора Родерика Аллейна. - Swing Brother Swing (1949), опубликовано в США как «Венок для Риверы».
Музыка достигает кульминации, лорд Пастерн целится из револьвера и стреляет. Фигура в центре внимания падает – и театральный переворот превратился в убийство… Не позволил ли эксцентричный пэр ненависти к будущему зятю зайти слишком далеко? Или клубок зависти и шантажа раскроет перед инспектором Аллейном совершенно другого убийцу? - Премьера (1951), опубликовано в США как Night at the Vulcan.
Мечты о славе заманили Мартина Тарна из далекой Новой Зеландии в душераздирающий круг агентов и менеджеров Вест-Энда в поисках работы. Теперь, движимая крайней необходимостью, она соглашается на скромную работу костюмера у ведущей актрисы театра Вулкан. Но долгожданная премьера приносит странный поворот колеса фортуны – и внезапную непредвиденную смерть. - Девы в опасности (1954), опубликовано в США в 1953 году, а затем в сокращенной версии под названием «Невеста смерти» (1955). [ 4 ]
Высоко в горах стоит историческая сарацинская крепость, дом загадочного мистера Оберона, лидера ковена ведьм. Родерик Аллейн, отдыхающий со своей семьей, подозревает, что внутри замка действует огромная сеть наркоторговцев. Когда кто-то другой узнает секрет, мистер Оберон решает, что его странные ритуалы требуют человеческих жертвоприношений. - Весы правосудия (1955)
Жителей Свевенингса волнует только ожесточенная конкуренция за поимку чудовищной форели, которая, как известно, обитает в их прекрасном ручье. Затем одного из членов их небольшой общины находят зверски убитым; рядом с ним — свежеубитая форель. Расследование убийства главного детектива-инспектора Родерика Аллейна, похоже, гораздо больше интересуется рыбой. - Off With His Head (1957), опубликовано в США как Death of a Fool.
Когда надоедливая Анна Бунц приезжает в Мардиан, чтобы исследовать местные народные танцы, она быстро вызывает недовольство жителей деревни. Но г-жа Бюнц — не единственный источник разногласий. Когда традиционное пародийное обезглавливание танцоров с мечами в день зимнего солнцестояния становится ужасно реальным, суперинтендант Родерик Аллейн оказывается перед сложным случаем ужасных масштабов. - Пение в саванах (1959)
Холодной февральской лондонской ночью полиция находит на набережной труп, усыпанный лепестками цветов и жемчугом. Известно, что убийца, ушедший с песнями, был одним из девяти пассажиров грузового корабля « Мыс Прощания» . Суперинтендант Родерик Аллейн присоединяется к кораблю для выполнения самого сложного задания в своей карьере. - Ложный запах (1960)
Мэри Беллами, любимица лондонской сцены, устраивает вечеринку по случаю 50-летия, торжество для всех, кто любит ее и боится ее власти. Затем кто-то наносит на Мэри спрей от смертельных насекомых вместо азалий. Подозреваемые очень театрально играют роли скорбящих. Суперинтенданту Аллейну предстоит выяснить, кто из них сыграл убийцу. - Рука в перчатке (1962)
Казалось, что первоапрельский день имел ошеломляющий успех для всех – за исключением бедного мистера Картелла, который оказался в канаве – навсегда. Затем был случай с письмом соболезнования мистера Персиваля Пайка Периода, отправленным до того, как тело было найдено, не говоря уже о семейных ссорах. Для суперинтенданта Аллейна это загадочное преступление. - Мертвая вода (1964)
В деревне Порткарроу в Корнуолле времена хорошие: сотни людей стекаются, чтобы попробовать целебные воды водопада Пикси. Когда мисс Эмили Прайд унаследовала эту знаменитую землю, она хочет положить конец использованию жителями деревни чудесных лекарств, особенно сувенирного магазина мисс Элспет Кост. Но кто-то ставит крест на мисс Кост, и Родерик Аллейн оказывается буквально на месте. - Смерть в дельфине (1967), опубликовано в США как Killer Dolphin
Разбомбленный театр «Дельфин» передан Перегрину Джею таинственным нефтяным миллионером, который также дает ему перчатку, принадлежавшую Шекспиру, для показа в портовом театре. Но тут происходит убийство, на мальчика нападают, а перчатку крадут. Инспектор Родерик Аллейн не считает, что нефть и вода — не лучшая смесь. - Сцепление констеблей (1968)
По словам главного суперинтенданта Родерика Аллейна, «Джампот» — это международный преступник, который считает убийство «утомительной и прискорбной необходимостью». Но жена Аллейна Трой тесно общалась с Джампотом во время увеселительного круиза по мирным рекам «страны констеблей» и знает, что что-то не так, еще до двух убийств на борту. - Когда в Риме (1970)
Когда их гид загадочным образом исчезает в глубинах римской базилики, члены туристической группы Себастьяна Мейлера кажутся странно невозмутимыми. Но когда в этрусском саркофаге обнаруживают тело, суперинтендант Аллейн, находящийся в Риме на следе международного наркорэкета, очень обеспокоен. - Связанные в мишуре (1972)
Когда нелюбимый приезжий слуга бесследно исчезает после игры в Деда Мороза, сразу же возникает подозрение о нечестной игре - только подозрение падает не на персонал, а на безупречно респектабельных гостей. Когда суперинтендант Родерик Аллейн неожиданно возвращается из заграничной поездки, он обнаруживает свою любимую жену в гуще интригующей тайны. - Черный, каким он нарисован (1974)
Вызванный для помощи в обеспечении безопасности президентского приема в лондонском посольстве, главный суперинтендант Аллейн следит за тем, чтобы в доме и на территории было много полиции. Тем не менее, нападает убийца, и Аллейн не находит недостатка в помощи: от Особого отдела до племенного суда - и маленькой черной кошки по имени Люси Локетт. - Последняя канава (1977)
Молодой Рики Аллейн приехал на Нормандские острова, чтобы писать, но деревенская жизнь кажется утомительной - пока он не находит конюха в канаве, мертвого в результате неудачного прыжка. Но Рики замечает что-то странное, и его отца, старшего суперинтенданта Родерика Аллейна, незаметно вызывают на место происшествия, когда Рики исчезает. - Серьезная ошибка (1978)
Учитывая смерть двух мужей, дочь, вышедшую замуж не за того мужчину, и изнурительную болезнь, неудивительно, что Сибил Фостер покончила с собой. Но главный суперинтендант Родерик Аллейн не верит, что она была из тех, кто покончил с собой, и считает, что кто-то другой совершил очень серьезную ошибку. - Фотофиниш (1980)
Роскошный особняк на берегу новозеландского озера Уэйхо — идеальное место для отдыха всемирно известной сопрано после триумфальных гастролей. Среди гостей — старший суперинтендант Аллейн и его жена, но это не светский визит. Когда случается трагедия и Аллейн оказывается изолированным из-за внезапного шторма на озере, ему предстоит столкнуться с одним из самых сложных дел. - Свет сгущается (1982)
Перегрин Джей, владелец театра «Дельфин», ставит великолепную постановку «Макбета» , пьесы, которая, согласно суеверию, всегда приносит неудачу. Но однажды ночью клеймор раскачивается, и голова манекена становится более чем реальной: закулисное убийство. К счастью, в зале присутствует главный суперинтендант Родерик Аллейн.
Есть также «Деньги в морге» , рукопись, начатая Маршем и завершенная Стеллой Даффи .
Кроме того, три рассказа Аллейна включены в сборник рассказов « Смерть в эфире и другие истории» , впервые опубликованный в Великобритании издательством HarperCollins Publishers в 1995 году. Три рассказа Аллейна:
- Смерть в эфире (1936)
- Я могу найти выход (1946, США)
- Глава и стих: Маленькая загадка Копплстоуна (1974 - США)
В сборник, помимо семи неаллейнских рассказов, вошли также два «биографических» эссе, написанных Нгаио Маршем: «Родерик Аллейн» и «Портрет Трои».
Сценарий телевизионной пьесы Нгаио Марша «Узловая проблема» с участием Аллейна, действие которой происходит в Новой Зеландии, появляется в антологии « Тела из библиотеки 3» (Криминальный клуб Коллинза, 2021).
Адаптации
[ редактировать ]Телевидение
[ редактировать ]Несколько романов Родерика Аллейна были адаптированы для телевидения, но ни один из них еще не был выпущен в массовом кино. Два романа были адаптированы как эпизоды антологического сериала BBC « Детектив» 1960-х годов ; Смерть в экстазе в 1964 году с Джеффри Кином в роли Аллейна. [ нужна ссылка ] и «Художники в преступлении» в 1968 году с Майклом Аллинсоном в роли Аллейна. [ нужна ссылка ]
Четыре романа были адаптированы для новозеландского телевидения в 1977 году под названием «Театр Нгайо Марш» с Аллейном в исполнении Джорджа Бейкера . [ 5 ] Действие фильмов «Цветовая схема» , «Умер в шерсти» и «Винтажное убийство» происходит в Новой Зеландии, а действие «Вечера премьеры» происходит в Лондоне. Тема премьеры связана с новозеландской актрисой, поразительно похожей на главного актера.
Девять романов с британским сюжетом были адаптированы для британского телевидения под названием «Тайны инспектора Аллейна» . В пилотном фильме «Художники в преступлении» (1990) Аллейна сыграл Саймон Уильямс , а затем Патрик Мэлахайд еще в восьми сказках (1993–94): «Мертвый человек» , «Убийство в доме престарелых» , «Последний занавес» (вторая телеадаптация). ), «Смерть в баре» , «Смерть в белом галстуке» , «Рука в перчатке» , «Мёртвая вода» и «Весы правосудия» .
Радио Би-би-си
[ редактировать ]«Смерть в экстазе» была адаптирована для «Субботнего ночного театра» в 1969 году. Питер Хауэлл сыграл Аллейна, причем его имя произносилось как «Ал-Лейн».
Была сделана серия адаптаций с Джереми Клайдом в роли Аллейна. В период с 2001 по 2006 год было записано четыре истории; «Человек лежал мертвым» (2001), «Избыток миног» (2001), «Когда в Риме » (2003) и «Вечер премьеры» (2006)
DVD-релиз
[ редактировать ]«Тайны инспектора Аллейна» (британская постановка 1990-х годов) доступны на DVD «Второй регион» в виде пакета из четырех дисков.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марш, Нгаио (1934). Мужчина лежал мертвым . Великобритания: Коллинз. ISBN 9780006155911 .
- ^ Розмари., Герберт (1 января 2003 г.). Кто? : кто есть кто в написании детективов и детективов . Издательство Оксфордского университета. стр. 6–7 . ISBN 0195157613 . ОСЛК 252700230 .
- ^ Коллекция Нгаио Марш, том 1 (Мужчина лежал мертвым / Входит убийца / Убийство в доме престарелых), Нгаио Марш, Харпер, 2009
- ^ Гиббс, Роуэн; Ричард Уильямс (1990). Нгаио Марш: библиография англоязычных публикаций в твердом и мягком переплете с указанием ценности первых изданий . Драгонби Пресс.
- ^ «Театр Нгаио Марш» . Новая Зеландия на экране . Проверено 5 декабря 2013 г.