Эдвард Элли
Эдвард Элли | |
---|---|
![]() Эдвард Элли | |
Рожденный | 1 сентября 1566 г. |
Умер | 21 ноября 1626 г. Лондон | ( 60 лет
Занятие | Актер |
Годы активности | 1583–1604 |
Супруги |
|
Эдвард « Нед » Аллейн ( / ˈ æ l ɪ n / ; 1 сентября 1566 — 21 ноября 1626) — английский актёр, крупная фигура елизаветинского театра и основатель Колледжа Божьего Дара в Далвиче .
Ранний период жизни
[ редактировать ]

Аллейн родился 1 сентября 1566 года в Бишопсгейте , Лондон; по крайней мере, так это было записано в Biography Britannica как произведение, написанное самим Аллейном. Аллейн несколько раз записывает дату своего рождения в дневнике, но не указывает точно, что местом его рождения является Бишопсгейт. В приходских книгах Св. Ботольфа записано, что он был крещен на следующий день после своего рождения. Он родился младшим сыном Эдварда Аллейна с тремя братьями по имени Джон, Уильям и Эдвард. Его отец был трактирщиком и носильщиком королевы Елизаветы I , а мать, Маргарет Таунли, была дочерью Джона Таунли. [ 1 ] [ 2 ] Связь его матери с семьей Ланкашира Таунли остается загадкой. Аллейн сказала, что она была дочерью Джона Таунли из Таунли, но это утверждение не соответствует имеющейся информации о генеалогическом древе Таунли. [ 2 ] Несмотря на это, дорога, проходящая мимо школы Аллейна, была названа в ее честь в 1884 году. [ 3 ] Он был крещен в церкви Святого Ботольфа без Бишопсгейта . Современникам он был известен как «Нед»; его фамилия альтернативно пишется Аллен или Аллейн. [ нужна ссылка ]
Актерская карьера
[ редактировать ]Эдварду Аллейну было четыре года, когда умер его отец. Его мать снова вышла замуж за актера по имени Браун. Считалось, что Аллейн, выросший в доме актера, был воспитан в среде театральной культуры. [ 4 ] Неизвестно, с какого числа он начал выступать, но в 1583 году его имя значилось в списке игроков графа Вустера . [ 5 ] По общему мнению, он был признан выдающимся актером своего времени; [ 6 ] его единственным близким соперником был Ричард Бербедж . [ 7 ]
Он сыграл главные роли в трех Кристофера Марло главных пьесах : «Доктор Фауст» , «Тамерлен» и «Варабас» в «Мальтийском еврее» . Он создавал партии, которые, вероятно, были написаны специально для него. Эдвард Аллейн был известен своими физическими размерами и умением управлять командными частями. В остальном свидетельства его сценической карьеры фрагментарны. Другие роли, которые, как полагают, связаны с Аллейном, — это Орландо в Роберта Грина » «Неистовом Орланде и, возможно, Иеронимо в «Испанской трагедии» Томаса Кида . [ 8 ] Считается, что в других произведениях, некоторые из которых сейчас утеряны, Аллейн играл главные роли, включая пьесы Джорджа Пила , такие как «Битва при Алькасаре» . [ 9 ] В частном письме он высмеивал себя, называя себя « фустианским королем». [ 10 ]
Чтобы проиллюстрировать преданность Аллейна, в 1593 году Аллейн и остальные его коллеги-игроки путешествовали по провинциям Англии, в том числе по сельским районам, и, очевидно, не зарабатывали достаточно денег, которые стоило бы путешествовать. В то время в Лондоне сеяла хаос бубонная чума , но Аллейн и другие актеры были готовы рисковать своим здоровьем ради успеха труппы и, возможно, своей личной финансовой стабильности, оставаясь в Лондоне. [ 11 ] В этот тур вошли игроки из «Людей Лорда Стрэнджа» и « Людей адмирала», с которыми он был связан. Тур распространился на Бристоль , Шрусбери , Честер и Йорк . [ 2 ]
Аллейн ушел в отставку на пике своей славы около 1598 года, и говорят, что королева Елизавета попросила его вернуться на сцену, что он и сделал в 1604 году, через год после ее смерти. Бен Джонсон высоко оценил игру Аллейна. [ 12 ] Томас Нэш выразил в «Пирсе Пеннилессе» (1593) свое восхищение им в квартете английских актеров, включая Джона Бентли, Уильяма Нелла и клоуна Ричарда Тарлтона ; [ 2 ] а Томас Хейвуд называет его «неподражаемым», «лучшим из актеров», « Протеем за формы и Росцием за язык». Томас Фуллер в своей книге «Достоинства» позже написал о репутации Аллейна как человека, «так относящегося к жизни, что он сделал все возможное, чтобы стать им». [ 6 ]
Хотя Аллейн заработал значительную часть своего состояния благодаря браку, он также заработал большую часть своего состояния благодаря своей актерской карьере и владел большим поместьем в Сассексе. [ нужна ссылка ]
Бизнес
[ редактировать ]Аллейн занялся бизнесом вместе со своим тестем Филипом Хенслоу и разбогател. Он был совладельцем предприятий Хенслоу и, в конце концов, единственным владельцем нескольких прибыльных игровых домиков, медвежьих ям и другой недвижимости, сдаваемой в аренду. Среди них были Театр Роуз в Бэнксайде, Парижский сад и Театр Фортуны на Финсбери-Филдс . «Фортуна» была построена для Аллейна и Хенслоу в 1600 году, через год после того, как конкурирующий театр «Глобус» был построен к югу от реки тем же подрядчиком Питером Стрит, но был скорее квадратным, чем круглым; [ 13 ] его занимали люди адмирала , главой которых был Аллейн. [ 6 ]
Вместе с Хенслоу он занял пост «мастера королевских игр с медведями, быками и собаками». В некоторых случаях он лично руководил этим видом спорта, и Джон Стоу в своих «Хрониках» рассказывает о том, как Аллейн травил льва перед Яковом I в лондонском Тауэре . [ нужна ссылка ]
основатель колледжа
[ редактировать ]Связь Аллейна с Далвичем началась в 1605 году, когда он купил поместье Далвич у сэра Фрэнсиса Калтона. Земельная собственность, все поместье которой перешло в руки Аллейна не ранее 1614 года, простиралось от Сиденхэм-Хилла, на вершине которого сейчас стоит телевизионная башня Хрустального дворца, до гребня параллельного хребта, на три мили ближе к Лондону, известного в его несколько частей: Херн-Хилл , Дания-Хилл и Чемпион-Хилл . Аллейн приобрел это большое поместье чуть более чем за 35 000 фунтов стерлингов. Он приступил к строительству и финансированию Колледжа Божьего Дара в Далвиче. [ 6 ]
Существует легенда, связанная с основанием Далвича, которая приписывает дар Аллейна встрече с привидением. Английский антиквар Джон Обри был первым, кто записал эту легенду, сказав:
Мистер Аллейн, будучи трагиком и одним из первых актеров во многих знаменитых пьесах Шекспира , в одной из которых он играл демона , вместе с шестью другими был застигнут врасплох призраком дьявола , который так подействовал на его воображение, что он дал обет, который исполнил в этом месте (Далвич-колледж). [ 14 ]
Все было завершено в 1617 году, за исключением устава или учредительного акта о передаче его земель в моргмейн . Задержки произошли в Звездной палате , где лорд-канцлер Бэкон оказывал давление на Аллейна с целью получить часть предложенного пожертвования на содержание лекций в Оксфорде и Кембридже. Подход Бэкона соответствовал его скептицизму относительно влияния благотворительных фондов по сравнению со схемой, предложенной сэром Генри Сэвилом и сэром Эдвином Сэндисом , для которой не хватало средств. [ 15 ] Аллейн, наконец, осуществил свою точку зрения, и был основан Колледж Дара Божьего в Далвиче, получивший патент на письмо Якова I от 21 июня 1619 года. Строительство школы началось в 1613 году. [ 6 ]
Говорят, что Далвич был построен как жест благодарения Богу за актерские способности и успехи Аллейна в деловых отношениях. На момент основания Аллейн не был членом собственного фонда, но руководил и контролировал его дела в соответствии с полномочиями, закрепленными за ним в патентных письмах . Его дневник показывает, что он много и тесно участвовал в жизни колледжа. Время от времени он вовлекал мальчиков в театральные представления: на праздничном собрании 6 января 1622 года «мальчики играли в пьесу». [ 6 ]
В 1610 году Аллейн был членом корпорации смотрителей церкви Святого Спасителя в Саутварке, в приходе которого он основал богадельни в «Мыльном дворе» рядом со старым фондом Томаса Кюра; он также внес свой вклад в приходскую гимназию , и оба учреждения до сих пор получают выплаты от его фонда в Далвиче. [ нужна ссылка ]
В 1882 году Колледж Дара Божьего был юридически разделен на три школы: Далвич-колледж , школу для девочек Джеймса Аллена и школу Аллейна . Колледж Далвич расширился на международном уровне, охватив Китай, Сингапур и Южную Корею. [ 16 ]
Браки
[ редактировать ]
Аллейн унаследовал недвижимость в Бишопсгейте от своего отца. Он женился на Джоан Вудворд, падчерице Филипа Хенслоу , 22 октября 1592 года. Она умерла 28 июня 1623 года. Вудворд был похоронен в Часовне Христа Божьего Дара . 3 декабря того же года он женился на Констанции, дочери Джона Донна , поэта и настоятеля церкви Святого Павла . [ 6 ] У него не было детей. Констанция снова вышла замуж в 1630 году за Сэмюэля Харви. [ 2 ]
Смерть и мемориал
[ редактировать ]Аллейн умер в ноябре 1626 года и был похоронен в часовне основанного им колледжа, известной как Часовня Христа Божьего Дара . 3 ноября Аллейн написал свою последнюю волю и завещание. На его надгробии указано 21-е число дня его смерти. [ 6 ] Он был похоронен 25 ноября в полу церкви, но в 1925 году его мемориальный камень был перенесен изнутри наружу, чтобы предотвратить дальнейший износ. Его тело до сих пор лежит под полом церкви. [ нужна ссылка ]
есть мемориальное окно в его честь В соборе, который в его время был приходской церковью как для района, так и для Clink Liberty, где базировалась большая часть его деловой деятельности, . Портрет актера выставлен в Далвичской картинной галерее . [ 6 ]
Аллейн необычен среди персонажей драмы XVI века, поскольку сохранилась большая подборка его личных бумаг. Они были опубликованы в 1843 году под названием «Записки Аллейна» под редакцией ученого-фальсификатора Джона Пейна Коллиера . Он также развил профессиональные отношения с религиозными и политическими деятелями, такими как сэр Фрэнсис Бэкон и сэр Юлий Цезарь . [ нужна ссылка ]
У Аллейна была важная частная коллекция книг, которую он завещал Далвич-колледжу. [ 17 ]
Оружие
[ редактировать ]![]() |
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коллиер, Дж. Пейн (21 апреля 2016 г.). Мемуары Эдварда Аллейна . стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д и Словарь национальной биографии ; s: Аллейн, Эдвард (DNB00) .
- ^ Справочник Далвичских дорог и географических названий в Далвичском обществе, доступ в 2010 г.
- ^ Коллиер, Дж. Пейн (21 апреля 2016 г.). Мемуары Эдварда Аллейна . Лондон. п. 3.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ EK Чемберс, Елизаветинская сцена , Оксфорд, Clarendon Press, 1923; Том. 2, с. 224.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Чисхолм 1911 года .
- ^ «Актеры Шекспира (1) :: Жизнь и времена :: Интернет-издания Шекспира» . Интернетshakespeare.uvic.ca . 4 января 2011 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Майкл Хэттауэй, Елизаветинский популярный театр: пьесы в спектакле (2005), стр. 91.
- ^ Ранние современные литературные исследования, специальный выпуск 16 (октябрь 2007 г.) 9.1–19 Аннализ Коннолли. «Давид и Вифсава Пила: пересмотр библейской драмы долгих 1590-х годов» . Extra.shu.ac.uk (1 августа 2007 г.). Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Эндрю Гурр, Шекспировская сцена, 1574–1642 (1992), стр. 90.
- ^ Коллиер, Дж. Пейн (21 апреля 2016 г.). Мемуары Эдварда Аллейна . Лондон. п. 37.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эпиграммы, № 89.
- ↑ Исторический Лондон: Театр Роуз. Архивировано 25 апреля 2017 года в Wayback Machine . Британия.com. Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Обри, Джон; Барбер, Ричард (1982). Короткие жизни . Вудбридж СФК: Бойделл. п. 18 . ISBN 9780851152066 . Проверено 24 ноября 2016 г.
Джон Обри Эдвард Аллейн Привидение дьявола.
- ^ Лиза Джардин и Алан Стюарт, Заложник удачи: беспокойная жизнь Фрэнсиса Бэкона 1561–1626 (1998), с. 422.
- ^ «Далвич Интернэшнл – О – Далвичский колледж» . dulwich.org.uk . Проверено 21 апреля 2016 г.
- ^ «Эдвард Аллейн 1566–1626 — Владельцы книг в Интернете» . www.bookowners.online . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Ходжес, Шейла (1981). Божий дар: живая история Далвич-колледжа .
- ^ Бамфри, Роберт (1983). Гербы Суррея (PDF) . Регистратура Суррея. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2022 года.
Ссылки
[ редактировать ]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аллейн, Эдвард ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 694. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- С. П. Черасано, «Выход на пенсию» Эдварда Аллейна 1597–1600 , Драма Средневековья и Возрождения в Англии, 10 (1998), стр. 98–112.
- С. П. Черасано, Эдвард Аллейн, новый образцовый актер, и рост знаменитости в 1590-х годах , Драма Средневековья и Возрождения в Англии (2005), стр. 47–58.
- Г.Л. Хоскинг, Жизнь и времена Эдварда Аллейна , Лондон: Джонатан Кейп, 1952.
- Дэвид Мэтир, Эдвард Аллейн, Ричард Перкинс и соперничество между театрами «Лебедь» и «Роза» , Обзор английских исследований, 2009 г., 60 (243): стр. 61–77.
Внешние ссылки
[ редактировать ]