Увертюра к смерти
![]() Первое издание в США | |
Автор | Профессионал Марш |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Родерик Элли |
Жанр | Детективная фантастика |
Издатель | Джеффри Блес Ли Фурман (США) |
Дата публикации | 1939 |
Тип носителя | Распечатать |
Предшественник | Смерть в белом галстуке |
С последующим | Смерть в баре |
«Увертюра к смерти» — детективный роман Нгаио Марша ; Это восьмой роман с участием Родерика Аллейна , впервые опубликованный в 1939 году. Сюжет касается убийства во время любительского театрального представления в деревне Дорсет, которое Аллейн и его коллега Фокс отправляются из Скотланд-Ярда для расследования и надлежащего раскрытия.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В живописной деревне Вале-оф-Пен-Кукушка напряженность накаляется среди семи человек, которые собираются, чтобы обсудить благотворительную программу по сбору средств на новое церковное фортепиано. Местный сквайр Джоселин Джернингем не одобряет отношения своего сына Генри с Диной Коупленд, дочерью ректора. Джернингемы — несколько обедневшие дворяне, и Генри нужно жениться на богатой женщине, чтобы сохранить поместье Пен Куку. Двоюродная сестра Джослин, Элеонора Прентис, бесполая старая дева, безумно влюбленная в ректора Коупленда, а также не одобряющая отношения Генри и Дины. Лучший друг мисс Прентис, Идрис Кампанула, тоже влюблен в ректора, и эти две старые девы иногда соперничают. Они оба не одобряют новичка Селию Росс, у которой, по всей видимости, роман с доктором Темплеттом, у которого жена-инвалид. Когда миссис Росс предлагает поставить постановку «Витрины», все соглашаются, кроме двух старых девиц, которых численно меньше.
Репетиции проходят неудачно, поскольку некоторые актеры отказываются серьезно относиться к постановке, а мисс Прентис и мисс Кампанула спорят о том, кто должен сыграть вступительную увертюру. В конце концов они решают, что мисс Прентис откроет спектакль «Венецианской сюитой» Этельберта Невина . У нее заболел палец, и она выбыла за несколько минут до начала постановки в субботу вечером. Мисс Кампанула садится за пианино, чтобы сыграть Сергея Рахманинова знакомую прелюдию до-диез минор , и ее тут же застреливает кольт 32, спрятанный в пианино.
Единственным хорошим результатом этого шокирующего убийства является то, что эта богатая жертва оставила свое состояние настоятелю. Его дочь Дина тоже выигрывает.
Главный инспектор Родерик Аллейн проводит расследование и быстро узнает, что озорной ребенок по имени Джорджи Биггинс накануне оснастил пианино своей «Twiddletoy» и водяным пистолетом так, чтобы вода брызгала всякий раз, когда кто-то нажимал на мягкую педаль. Однако где-то в субботу, в день убийства, водяной пистолет был заменен на револьвер Джоселин. Все знали о револьвере Джоселин и могли пробраться в холл приходского священника, чтобы установить пианино. Молодой волонтер рассказывает Аллейн, что она играла на пианино и пользовалась педалью Soft менее чем за час до убийства мисс Кампанула. У револьвера должен быть еще один аспект.
Аллейн задается вопросом, была ли предполагаемой жертвой мисс Прентис, и спрашивает ее, есть ли у нее враги. Ее ответ косвенный. Он вспоминает, как она отказалась от соло на фортепиано за несколько минут до убийства. Оба не нравятся. Оба используют признание ректору, чтобы пожаловаться друг другу. Каждый нападает на другую пару с угрозами.
Аллейн заключает, что предполагаемой жертвой всегда была мисс Колокольчик. Револьвер был смонтирован таким образом, чтобы предохранитель можно было легко включать и выключать, и он был включен, когда молодой доброволец играл. Если бы предполагаемой жертвой была мисс Прентис, убийца мог бы легко и быстро отключить предохранитель на глазах у зрителей.
Поскольку жертвой всегда должна была быть мисс Кампанула, Аллейн считает, что ее убийцей может быть только мисс Прентис. Только мисс Прентис знает, что она может в последнюю минуту бросить сольную игру на фортепиано. Соревнование между двумя женщинами достигает апогея в субботу вечером, когда Элеонора неверно истолковала объятия, которые мисс Кампанула подарила ректору. Это повергло ее в штопор и привело к убийству лучшей подруги.
Джернингемы предполагают, что мисс Прентис сошла с ума. Аллейн не согласен и думает, что она пытается добиться снисхождения.
Персонажи
[ редактировать ]- Главный инспектор Родерик Аллейн
- Инспектор Фокс
- Найджел Батгейт
- Сержанты Бэйли и Томпсон
- Джоселин Джернингем — местный сквайр
- Генри Джернингем — его сын
- Элеонора Прентис - его двоюродная сестра, старая дева, переехала сюда тремя годами ранее, когда умерла его жена.
- Уолтер Коупленд — ректор
- Дина Коупленд — дочь ректора
- Идрис Кампанула – богатая старая дева.
- Уильям Темплетт — местный врач
- Селия Росс – привлекательная вдова
- Джорджи Биггинс — озорной ребенок
Это третий роман, в котором фигурирует любовное увлечение Аллейна, художница Агата Трой . Хотя она не появляется, она помолвлена с Аллейном, который пишет ей, описывая, какой брак, как он надеется, им понравится. В следующей книге они женаты. Чтобы освободить место для этого нового направления в развитии ее детектива, его оригинального «Ватсона», журналист Найджел Батгейт появляется в этом романе в одно из своих последних выступлений.
Разработка
[ редактировать ]Биограф Маргарет Льюис [ 1 ] описывает, как «ее длительное пребывание с семьей Роудс в различных загородных домах... дало Нгаио материал, необходимый ей для нескольких романов. Действие «Увертюры к смерти» происходит в своеобразной деревенской деревне, которую она хорошо знала. Персонаж доминирует в романе.. [T] Рецензент New Statesman обвинил писательницу в том, что она рассматривает криминальную литературу «как удобную вазу, в которой можно разместить своих персонажей». Другие рецензенты восхищались ее талантом развивать характер и вскоре рекомендовали ей забыть о детективах и вместо этого сосредоточиться на откровенной фантастике.
Темы
[ редактировать ]В своей более поздней биографии Марша Джоан Дрейтон [ 2 ] довольно подробно обсуждает центральную тему «Увертюры к смерти » о преследуемой, разочарованной или реализованной любви, противопоставляя запретный роман Генри и Дины ядовитому соперничеству Идриса и Элеоноры за привязанность ректора. Дрейтон также сравнивает развивающийся любовный интерес Аллейна к Трое с развитием в конце 1930-х годов параллельных любовных интересов в браке для Альберта и лорда Питера Уимзи Дороти Л. Сэйерс Кэмпиона , Аллингем Марджери тогда как Агаты Кристи детективы из сериала Эркюль Пуаро и Джейн Марпл являются персонажами. совершенно невосприимчивы к заслуживающему доверия любовному интересу, который, как цитируется, Агата Кристи находила «ужасно скучным в детективные истории».
Прием
[ редактировать ]Роман представляет собой классический пример того, что писатель-криминалист Колин Уотсон назвал «Школой хаоса Парвы», благородной тайны английских деревенских убийств из «золотого века» между мировыми войнами. [ 3 ] Несмотря на гениально ужасный метод убийства, это, по сути, социальная комедия нравов с забавно ужасным соперничеством между двумя стареющими старыми дамами за доминирование в их уютном маленьком обществе деревенских, церковных и благотворительных дел, каждая из которых при каждом удобном случае исполняет свою любимую фортепианную пьесу. , напоминающий романы Э. Ф. Бенсона « Мапп» и «Люсия» того же периода.
Написав некролог Марша в «Нью-Йорк Таймс» в 1982 году, Дженнифер Даннинг вспомнила этот роман из-за его юмора, забыв при этом точное название романа и вспомнив Идриса Кампанулу как мужчину, поскольку у нее мужское имя». за ее юмор. … В «Прелюдии к смерти» жертвой является пианист-любитель, который при каждой возможности настаивает на том, чтобы играть «Прелюдию до минор» Рахманинова. Его застреливают на скамейке фортепиано на первом аккорде». [ 4 ]
В статье 1945 года в журнале The New Yorker «Какая разница, кто убил Роджера Экройда?» американский литературный критик Эдмунд Уилсон (1895–1972) резко раскритиковал искусственность и литературные недостатки классического детективного романа Золотого века. [ 5 ] Это цитируется во многих последующих исследованиях криминальной фантастики, в том числе в книге Говарда Хейкрафта 1946 года «Искусство детективной истории» . [ 6 ] Уилсон выделяет королев преступности «английской благородной» школы, в том числе Дороти Л. Сэйерс и Нгайо Марш , чьи «Девять портных» и «Увертюра к смерти» соответственно подвергаются критике. Так, Уилсон в «Увертюре к смерти» :
- «Я думаю, что для человека, обладающего хоть малейшим чувством слова, невозможно описать неаппетитные опилки, которыми мисс Марш насыпала свои страницы, как «превосходную прозу» или вообще как прозу, кроме как в том смысле, который отличает прозу от стихов. И здесь опять же книга в основном прописка. Есть мнение, что можно совершить убийство, встроив в пианино пистолет, чтобы жертва застрелилась, когда нажмет на педаль, но это заложено. диалоги и действия множества фальшивых английских деревенских жителей, которые даже более утомительны, чем в « Девяти портных ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Маргарет. Слушайте Марш: Жизнь . Чатто и Виндус. п. 81. ИСБН 0 7012 0985 2 .
- ^ Дрейтон, Джоан (2008). Нгаио Марш: Ее жизнь в преступлении . Харпер Коллинз. стр. 136–147. ISBN 978000 7328680 .
- ^ Уотсон, Колин (1971). Снобизм с насилием: английские криминальные истории и их аудитория . Метуэн. ISBN 978057 1254033 .
- ^ Даннинг, Дженнифер (19 февраля 1982 г.). «Даме Нгаио Марш, автор 32 детективных романов, умерла в возрасте 82 лет [так в оригинале]» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Уилсон, Эдмунд (20 января 1945 г.). «Какая разница, кто убил Роджера Экройда?». Житель Нью-Йорка .
- ^ Хейкрафт, Ховард (1946). Искусство мистической истории . Кэрролл и Граф. п. 395. ИСБН 978088 1840568 .