Золотой век детективной фантастики
Золотой век детективной фантастики был эпохой классических детективных романов об убийствах схожего образца и стиля, преимущественно 1920-х и 1930-х годов. На практике под собственно Золотым веком обычно понимают тип художественной литературы, который преобладал в 1920-х и 1930-х годах, но писался по крайней мере с 1911 года и пишется до сих пор.
В своей истории детектива « Кровавое убийство: от детективного рассказа к криминальному роману » автор Джулиан Саймонс возглавляет две главы, посвященные Золотому веку, как «Двадцатые» и «Тридцатые». Саймонс отмечает, что статья Филипа Ван Дорена Стерна «Дело о трупе в тупике» (1941 г.) [1] «мог бы послужить… некрологом Золотого Века». [2] Авторов Агату Кристи , Дороти Л. Сэйерс , Марджери Аллингем и Нгайо Марш все вместе называют королевами преступности . [3] [4]
Описание жанра
[ редактировать ]Были установлены определенные условности и клише, которые ограничивали любые неожиданности со стороны читателя деталями сюжета и, в первую очередь, личностью убийцы. Большинство романов той эпохи были « детективами », и некоторые авторы, успешно введя своих читателей в заблуждение, преуспели в убедительном раскрытии злодея в наименее вероятном подозреваемом. Существовала также склонность к определенным типам персонажей и определенной обстановке в уединенном английском загородном доме и его обитателях из высшего сословия (хотя, как правило, это были землевладельцы , а не аристократы со своим загородным домом в качестве второго дома). Правила игры – а тайны Золотого века считались играми – были систематизированы в 1929 году Рональдом Ноксом . [5]
По мнению Нокса, детективный рассказ «должен иметь своим главным интересом разгадку тайны; тайны, элементы которой ясно представлены читателю на ранней стадии разбирательства и чья природа такова, что вызывает любопытство, любопытство». что приносит удовлетворение в конце». «Десять заповедей Нокса», также известные как «Декалог Нокса», заключаются в следующем:
- Преступник должен быть упомянут в начале рассказа, но это не должен быть тот, чьи мысли читателю разрешено знать.
- Все сверхъестественные и сверхъестественные силы исключаются как нечто само собой разумеющееся.
- наличие не более одной секретной комнаты или прохода . Допускается
- Нельзя использовать никакие до сих пор не открытые яды, а также любые приспособления, которые в конце потребуют подробного научного объяснения.
- Ни один китаец не должен фигурировать в этой истории. [Примечание 1]
- Никакая случайность никогда не должна помочь сыщику, и у него никогда не должно быть необъяснимой интуиции, которая окажется верной.
- Сам сыщик не должен совершать преступление.
- Детектив обязан сообщать обо всех уликах, которые он может обнаружить.
- «Кореш» сыщика, Ватсон, не должен скрывать от читателя какие-либо мысли, приходящие ему в голову: его интеллект должен быть немного, но очень немного, ниже уровня среднего читателя.
- Братья-близнецы и вообще двойники не должны появляться, если мы к ним не подготовлены должным образом.
Похожий, но более подробный список необходимых условий был подготовлен С. С. Ван Дайном в статье под названием «Двадцать правил написания детективных рассказов», появившейся в «Американском журнале» в сентябре 1928 года. [7] Их обычно называют Заповедями Ван Дайна. [8]
Падение популярности
[ редактировать ]Начало Второй мировой войны часто воспринимается как начало конца беззаботных и прямолинейных «детективов» Золотого века. Как пишет Ян Оусби, Золотой Век «давно умирал. В самом деле, можно утверждать, что он все еще не умер, поскольку его манеры оказались упорно устойчивыми среди писателей, и можно было бы ожидать, что они вообще откажутся от них в том виде, в котором они устарели, или И все же Вторая мировая война ознаменовала собой знаменательное завершение, так же как Первая мировая война ознаменовала знаменательное начало». [9] : 64 Далее он пишет: «Даже к 1930-м годам его предположения подвергались сомнению... Там, где когда-то было обычным рассматривать Золотой Век как высшую точку достижений, в равной степени стало модой осуждать его. обвинительное заключение следовало правилам, которые упрощали его предмет. Оно предпочитало обстановку, выражающую узкое, если не намеренно элитарное, видение общества, а для героев создавались детективы в лучшем случае двумерные, в худшем - утомительные». [9] : 65
Нападки на этот жанр были сделаны влиятельным писателем и критиком Джулианом Саймонсом , который пренебрежительно отнесся к послевоенному детективу в «Кровавом убийстве» . [2] Эдмунд Уилсон («Какая разница, кто убил Роджера Экройда?»), [10] и Рэймонд Чендлер (« Простое искусство убийства »). [11] По количеству продаж — особенно продаж Агаты Кристи — современная детективная фантастика никогда не приближалась к популярности произведений Золотого века. Дэвид Леман пишет: «Время от времени кто-нибудь повторяет знаменитую критику детективных романов Эдмунда Уилсона «Какая разница, кто убил Роджера Экройда?» Уилсон считал этот жанр окончательно сублитературным, то ли зависимостью, то ли безобидным пороком наравне с кроссвордами. Но правда в том, что на каждого Эдмунда Уилсона, сопротивляющегося этому жанру, приходится множество интеллектуалов, которые всем сердцем приняли его. детективного романа... является одним из литературных чудес века». [12]
Устойчивое влияние
[ редактировать ]Современное письмо, находящееся под влиянием стиля Золотого века, часто называют « уютным » детективным письмом, в отличие от « крутого » стиля, популярного в Соединенных Штатах. Среди недавних писателей, работающих в этом стиле, — Сара Кодвелл , Рут Дадли Эдвардс , Питер Лавси и Саймон Бретт . Телесериалы, подражающие этому стилю , включают «Она написала убийство» и «Убийства в середине дня» . Продолжают выпускаться фильмы и сериалы по классическим романам Золотого века. В 1930 году группа британских авторов Золотого века объединилась, чтобы сформировать Клуб детективов . Помимо встреч за обедами и помощи друг другу в технических аспектах работы, участники согласились соблюдать Заповеди Нокса. Энтони Беркли сыграл важную роль в создании клуба, а Г. К. Честертон был его первым президентом. В 2015 году Мартин Эдвардс стал девятым президентом клуба. [13]
Тайна загородного дома была популярным жанром английской детективной литературы 1920-х и 1930-х годов; Действие происходит в резиденциях дворян и часто связано с убийством в загородном доме, временно изолированном из-за снежной бури, или в чем-то подобном, когда все подозреваемые находятся на вечеринке в выходные дни. Настольная игра Cluedo ( Подсказка в Северной Америке) основана на структуре тайны загородного дома.
называют «новыми традиционалистами» С конца 1980-х до начала 1990-х годов в Японии один за другим дебютировали немало писателей- , испытавших влияние стиля Золотого века. Их детективов , детективами новыми ортодоксальными писателями- или « ». «новая ортодоксальная школа» ( Син Хонкакуха , шин хонкаку ха ) . [14] [15] [16] К представителям «новых традиционалистов» относятся такие писатели, как Юкито Аяцудзи , Гошо Аояма , Ринтаро Норизуки и Таку Ашибе . [17]
Популярные авторы
[ редактировать ]Большинство авторов Золотого века были британцами или ирландцами. У некоторых американских авторов был более жесткий стиль.
Британский
[ редактировать ]- Марджери Аллингем
- Сесил Дэй-Льюис
- Линн Брок
- ГК Честертон
- Агата Кристи
- Энтони Беркли Кокс
- Джон Кризи
- Эдмунд Криспин
- Фриман Уиллс Крофтс
- Джозеф Джефферсон Фарджон
- Р. Остин Фриман
- Джорджетт Хейер
- Энн Хокинг
- ДЖИМ Стюарт
- Рональд Нокс
- ЭЦР Лорак
- Филип Макдональд
- Глэдис Митчелл
- ER Пуншон
- Дороти Л. Сэйерс
- Жозефина Тей
- Патрисия Вентворт
- Сэр Генри Обри-Флетчер, шестой баронет
- Альфред Уолтер Стюарт
Небританец
[ редактировать ]- Эрл Дерр Биггерс
- Джеймс М. Кейн
- Рэймонд Чендлер
- Джон Диксон Карр
- Фрэнсис Крейн
- Элизабет Т. Дейли
- Фредерик Ван Ренсселер Дей
- Бретт Холлидей
- СС Ван Дайн
- Эрл Стэнли Гарднер
- Уолтер Б. Гибсон
- Фрэнк Грубер
- Дэшил Хэмметт
- Джон П. Маркуанд
- Профессионал Марш
- Эллери Куин
- Мэри Робертс Райнхарт
- Жорж Сименон
- Рекс Стаут
- Фиби Этвуд Тейлор
- Луи Джозеф Вэнс
Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Правило отсутствия китайцев» было реакцией и критикой расовых клише, распространенных в английской литературе 1920-х годов . Нокс объяснил: «Я не вижу в природе вещей причин, по которым китаец должен портить детективный рассказ. Но на самом деле, если вы перелистываете в книжном магазине страницы неизвестного романа и натыкаетесь на упоминание о узкие, щелевидные глаза Чин Лу, избегайте этой истории, это плохо». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стерн, Филип Ван Дорен (1941). «Дело о трупе в тупике». Ежеквартальный обзор Вирджинии . 17 : 227–236. Перепечатано в Хейкрафт, Ховард (1976). Убийство ради удовольствия: жизнь и времена детективной истории (переработанная редакция). Нью-Йорк: Библио и Таннен.
- ^ Перейти обратно: а б Саймонс, Джулиан (1974). Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману: история . Лондон: Книги Пингвина. п. 149. ИСБН 0-14-003794-2 .
- ^ «Четыре королевы преступлений» . Департамент непрерывного образования Оксфордского университета .
- ^ Медавар, Тони (июнь 2019 г.). «Хороший, плохой и злой: от А до Я золотого века криминальной и детективной фантастики». Боковые огни на Sayers . 66 . Общество Дороти Л. Сэйерс: 10–11. JSTOR 48609853 .
- ^ «Десять правил хорошего детектива» . Издательский еженедельник . Том. 116, нет. 14. 5 октября 1929. с. 1729 . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Дувр, Дж. К. Ван (2010). «Нет китайца: этническая принадлежность и детектив 1920-х годов». Создание американского детектива: Биггерс, Ван Дайн и Хэммет и поворотный момент жанра, 1925–1930 . МакФарланд. п. 66. ИСБН 9780786456895 . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Ван Дайн, СС (1 сентября 1928 г.). «Двадцать правил написания детективных рассказов» . Американский журнал . Том. 106. Издательство Кроуэлл. стр. 129-131 . ISSN 2155-7225 . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Заповеди Ван Дайна ( последняя резервная копия найдена в веб-архиве, удалена в 2012 году .)
- ^ Перейти обратно: а б Усби, Ян (1997). Книга преступлений и тайн: спутник читателя . Темза и Гудзон. ISBN 0500279780 .
- ^ Уилсон, Эдмунд (20 июня 1945 г.). «Какая разница, кто убил Роджера Экройда?». Житель Нью-Йорка .
- ^ Чендлер, Раймонд (декабрь 1944 г.). « Простое искусство убийства ». Атлантический Ежемесячник .
- ^ Леман, Дэвид (февраль – март 2000 г.). «Таинственный роман об убийстве» . Бостонский обзор .
- ^ «Мартин Эдвардс назвал следующего президента Клуба детективов!» . www.watsonlittle.com . Ватсон, Литтл. 23 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 11 января 2022 г. Проверено 22 ноября 2015 г.
- ↑ Журнал Ellery Queen's Mystery Magazine , январь 2004 г., стр. 28.
- ↑ ZOOM JAPON , 1 июня 2010 г. Архивировано 15 октября 2013 г., в Wayback Machine , стр. 4–7 (на французском языке).
- ^ Сильвер, Марк; Герберт, Розмари (1999). Криминалы и детективы в Японии . В «Оксфордском справочнике по написанию криминальных и детективных произведений» . Издательство Оксфордского университета. (по-английски)
- ^ «Клуб писателей детективов Хонкаку Японии» . Японский клуб детективных писателей Хонкаку . Проверено 5 августа 2015 г.