Дворец Артуклу
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
Дворец Артуклу | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Дворец |
Расположение | Диярбакыр , Турция |
Координаты | 37 ° 54'59 "N 40 ° 14'30" E / 37,91629 ° N 40,24170 ° E |
Строительство началось | начало 13 века |
Клиент | Правители Артукидов |
Владелец | турецкое государство |
Дворец Артуклу , или Дворец Артукид , или Дворец Артукид ( турецкий : Artuklu Sarayı ) был резиденцией Диярбакырской ветви династии Артукидов , турецкого бейлика , который правил восточной Анатолией и Аль-Джазирой в XII и XIII веках. Он был расположен в Ичкале (цитадели) исторического окруженного стеной района Диярбакыр. Частично раскопанная в 1960-х годах основная часть дворца до сих пор погребена под курганом.
История
[ редактировать ]Дворец располагался в современном районе Ичкале, внутри городских стен Диярбакыра . Он был построен во время правления Насир ад-Дина Махмуда ( турецкий : Салих Насреддин Мухаммед ) (1200–1222).
Есть и другие дворцовые резиденции Артукидов в Мардине , Хасанкейфе и Палу , останки которых сохранились, но эту в Диярбакыре обычно называют «Дворцом» сыновей Артука. В этом дворце, как и его отец до него, новаторский мусульманский ученый, изобретатель и инженер-механик Аль-Джазари работал в течение 30 лет и был местом, источником вдохновения и контекстом многих из этих изобретений и устройств.
В начале османского владычества (16 век) дворец использовался как тюрьма, пока не пришел в упадок и постепенно не исчез под нынешним курганом Вирантепе.
Частичные раскопки на территории дворца были проведены в 1961 году под руководством искусствоведа и османского археолога Октая Асланапы Важные руины, обнаруженные во время раскопок, такие как часть дворцового сада и четкие очертания архитектурной системы турецкого бани не сохранились и со временем исчезли. [ 1 ] В последнее время остатки также были изучены внешним способом с использованием компьютерных технологий. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Окруженный садами, богатый удобствами, а также декоративными и художественными элементами (такими как статуи, причем ряд ученых определяли период менее строгого соблюдения запрета на человеческое изображение в первые века ислама), а также эксцентричными, сам по себе возможно, вдохновленные традицией, восходящей к Омейядов дворцу Хирбат аль-Мафжар в Иерихоне , дворцы Артукидов позже послужили моделями для мамелюков .
Дверь и дверные молотки
[ редактировать ]Дверные молотки , часто отлитые из бронзы , имели символическое значение в Восточной Анатолии и были частью тематической программы, которая была заметна в регионе, особенно в XII-XIII веках. Традиция, хотя и развивалась, сохраняется и по сей день в таких центрах, как Кемалие . Наряду с дверью в целом, они также были отличительной особенностью дворца в Диярбакыре.

Дверные молотки дворца Артуклу, объединившие в себе фигуры двойного дракона, льва и змеи , известны, как и вся конструкция четырехметровой (13 футов) двери, к которой они были прикреплены, по описаниям. сделанный дизайнером аль-Джазари в его рукописи и рисунках внутри, [ 3 ] а также на основании сходства, которое можно установить с дверью и дверными молотками с изображением двойного Великой мечети Джизре , построенной в 1155–1160 годах атабеками Мосула , дракона с Кубадабадского дворца изразцами и с драконами в Рельеф в Сусуз Хан караван-сарае близ Бурдура . Обнимающие драконы дверных молотков мечети Джизре выставлены сегодня в стамбульском Музее турецкого и исламского искусства ( Дворец Ибрагим-паши ). Еще один подобный молоток, также с драконами, выставлен в Берлинском Музее исламского искусства и, согласно ранней литературе, был куплен в Тбилиси от имени Берлинских музеев в 1912 году. Однако более поздние публикации утверждают, что он произошел из юго-восточной Анатолии. /Северная Месопотамия и контрабанда через Тбилиси. Подобные фигурки драконов с узловатыми телами, как на дверных молотках, также можно увидеть на некоторых монетах Артукидов Хисн Кейфа ( Хасанкейф ). Образный рисунок двери дворца Артуклу был выполнен Михаэлем Мейнеке на основе эскиза Аль-Джазари и приведенных ему подобных работ.
Рукопись Аль-Джазари «Аль-Джами Бейн аль-Ильм валь-Амаль ан-Нафи Фи Синат'ат аль-Хиял» (« Книга знаний об изобретательных механических устройствах »), датированная 1206 годом, также включает в себя другие подобные артефакты, созданные специально для Во дворце Артуклу представлены часы в форме людей и животных , игрушки , автоматические кувшины и бассейны, водное оборудование, будильник и транспортир .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Октай Асланапа» . Турецкие ежедневные новости . Архивировано из оригинала 9 мая 2006 г. Проверено 15 апреля 2001 г.
- ^ Айтеш, Айхан (2004). «Проектирование нового пространства памяти для культурного наследия». В Лонгсоне, Тони; Специальная группа ACM по компьютерной графике и интерактивным методам (ред.). Программа для преподавателей ACM SIGGRAPH 2004: Лос-Анджелес (Калифорния), 8–12 августа 2004 г. [Нью-Йорк]: ACM. дои : 10.1145/1186107.1186145 . ISBN 1-58113-896-2 . Проверено 7 ноября 2010 г.
- ↑ Аль-Джазари хвалит свой дверной молоток как «настоящий шедевр, настоящую жемчужину» и дверь дворца следующими словами: «... затем я сделал кольца, когда они обнимали друг друга, и их головы были повернуты друг к другу». по другому за каждое крыло двери. Их пасть открыта, как будто они хотят схватить львиную голову и шею. Голова и шея льва — это продолжение железного гвоздя, прибитого к двери. Зубы змеи внутри. две дырки на шее льва и кольцо движется по ним. Его центр образован мотивами… в стиле клетки, сделанными из плоских стержней, которые имеют толщину пальцев и толще их».
Источники
[ редактировать ]- Доктор З. Кенан Биличи. «Бронзовые дверные молотки Великой мечети Джизре: новый пример» . Трансоксиана: Журнал Libre de Estudios Orientales, Борис Ильич Маршак Festschrift . Проверено 15 апреля 2001 г.
- МЕЙНЕКЕ, Майкл (1989), «Двери исламского дракона - к новой рекламе музея исламского искусства», Museums Journal 3, IV (1989), стр. 54–58.
- (обложка книги) Октай Асланапа (1991). Ранняя турецкая архитектура в Анатолии: Начало и развитие ( . на турецком языке) Публикации АКМ, Анкара . ISBN 975-16-0264-5 .
- «Цитадель, городские стены и ворота Диярбакыра» . АрхНет . Архивировано из оригинала 8 февраля 2006 г.
- «Хирбат аль-Мафжар Дворец Омейядов в Иерихоне» . www.islamicarchitecture.org.
Книги
[ редактировать ]- Джейн Тернер (1996). Словарь искусства . Мичиганский университет – Гроув. ISBN 1-884446-00-0 .
- Майкл Майнеке (1996). Закономерности стилистических изменений в исламской архитектуре: местные традиции и мигрирующие художники . Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 0-8147-5492-9 .