Jump to content

Фахр ад-Дин Иракский

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Фахр ад-Дин Иракский
Фахр ад-Дин Ираки с учениками. Из персидской рукописи, датированной ок. 1580 г.
Фахр ад-Дин Ираки с учениками. Из персидской рукописи, датированной ок. 1580 г.
Рожденный 1213/14
Комджан, Хорезмийская империя
Умер 1289 (78 лет)
Дамаск , Мамлюкский султанат
Известные работы Ламаат
Диван Фахр ад-Дина Иракского

Фахр ад-Дин Ираки (также пишется как Араки ; персидский : فخرالدین عراقی ; 1213/14 – 1289) был персидским суфийским поэтом 13-го века. Он в основном известен своим смешанным прозаическим и поэтическим произведением « Ламаат » («Божественные вспышки»), а также своим диваном (сборником коротких стихотворений), большинство из которых были написаны в форме газели .

Родившийся в религиозной и начитанной семье, Ираки в юности присоединился к группе каландаров (странствующих дервишей ) в поисках духовных знаний. В конце концов они достигли Мултана в Индии , где Ираки позже стал учеником Баха ад-Дина Закарии (умер в 1262 г.), лидера мултанской ветви Сухравардии , суфийского ордена. После смерти последнего в 1262 году Ираки ненадолго стал его преемником, но был вынужден уйти из-за зависти сына своего бывшего хозяина Садр ад-Дина Арифа и некоторых его учеников. После паломничества в Мекку иракец поселился в Конье в Анатолии , где познакомился со многими фигурами, такими как его новый покровитель Муин ад-Дин Парвана (умер в 1277 г.), администратор монгольского Ильханата . После опозорения и казни своего покровителя в 1277 году Ираки был обвинен в сотрудничестве с ним и поэтому был вынужден бежать. После недолгого пребывания в Синопе переехал в Каир иракец на несколько лет , а затем, в конце концов, в Дамаск , где и умер в 1289 году.

Успешно объединив две мистические школы — арабоязычный суфизм андалузского мистика Ибн Араби (умер в 1240 г.) и персидский поэтический стиль суфизма, Ираки сумел придать своим произведениям богатую и выразительную образность, что оказало неизгладимое влияние на Иранская духовность.

Историография

[ редактировать ]

Большая часть жизни Ираки известна благодаря анонимному Мукаддиме («Введение») его дивана (сборника коротких стихов). Хотя « Мукаддима» была написана в том же стиле иракской эпохи, американский историк Уильям Читтик утверждает, что она могла быть написана еще в 15 веке. Другой историк, Эве Фейбуа, добавляет, что, если эта гипотеза верна, самым старым источником, в котором упоминается иракский язык, будет « Тарих-и гузида» («Избранные исторические события»), составленный историком и географом Хамдаллахом Мустауфи (умер после 1339/40 г.). в 1330 году. [ 1 ] Многие истории в « Мукаддиме» дают контекст иракским газелям , но не имеют особой ценности с точки зрения историчности. Они уделяют большое внимание иракскому шахидбази («возможно, чрезмерному», согласно Фейбуа), суфийскому обычаю пристально смотреть на молодых мужчин, чтобы увидеть образ божественного свидетеля. [ 1 ] [ 2 ]

Более поздние источники в своих биографических подробностях об Ираки во многом полагаются на информацию Мукаддимы. К этим источникам относятся « Нафахат аль-унс» («Дыхание знакомства»), составленное между 1476 и 1478 годами поэтом и агиографом Джами (умер в 1492 году), и « Хабиб ас-сияр» («Любимый биографов») историка Хвандамира ( умер в 1535/36). [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

происхождения Персидского , [ 3 ] [ 4 ] Ираки родился в 1213/14 году в деревне Комджан , недалеко от Хамадана . [ 2 ] один из крупнейших городов Персидского Ирака . [ 5 ] Он был сыном некоего Бузургмихра ибн Абд аль-Гаффара Джавалики и принадлежал к религиозной и начитанной семье. Сообщается, что к шести годам иракец выучил Коран наизусть . Затем он получил образование в области религиозных наук и к семнадцати годам работал учителем в медресе (религиозной школе) в Хамадане. [ 1 ] Однажды, когда Ираки, еще в молодом возрасте, преподавал тафсир (толкование Корана), группа каландаров (странствующих дервишей ) посетила его занятия. Они убедили его отказаться от своего учения и присоединиться к ним в поисках духовных знаний. [ 1 ] [ 2 ]

В конце концов они отправились в город Мултан в Индии , где иракцы встретили Баха ад-Дина Закарию (умер в 1262 году), лидера мултанской ветви Сухравардии , суфийского ордена. Ираки впервые стал его учеником два года спустя, после странствий по Индии. Он продолжал оставаться учеником Баха ад-Дина в течение 25 лет, в конце концов женившись на дочери последнего и родив сына по имени Кабир ад-Дин. После смерти Баха ад-Дина в 1262 году Ираки сменил его на посту главы ордена. Однако вскоре он был вынужден покинуть Мултан из-за зависти сына Баха ад-Дина Садра ад-Дина Арифа и некоторых его учеников. [ 1 ]

Вместе с группой верных соратников иракец совершил паломничество в Мекку . Пока они направлялись в Хиджаз , султан Омана безуспешно пытался сдержать иракцев. После паломничества иракец отправился в город Конья в Анатолии . Там он начал обучение у Садр ад-Дина аль-Кунави (умер в 1274 г.), самого выдающегося ученика андалузского мистика Ибн Араби (умер в 1240 г.). Именно в этот период иракцы начали писать « Ламаат» («Божественные вспышки»), книгу, которой Садр ад-Дин очень восхищался. Ираки наблюдал за сеансами сама (духовного концерта), которые организовал выдающийся персидский поэт Руми (умер в 1273 году). Сообщается, что он также присутствовал на похоронах Руми. [ 1 ]

Другой фигурой, присутствовавшей на сеансах Руми, был Муин ад-Дин Парвана (умер в 1277 г.), администратор Монгольского Ильханства . Он стал последователем иракского языка и ханаку (суфийскую ложу) построил в Дукате для себя и его учеников. [ 1 ] [ 2 ] Ираки также познакомился с Шамс ад-Дином Джувейни (умер в 1284 г.), занимавшим пост министра правителей Ильханата с 1262 по 1284 г. [ 1 ] После опозорения и казни Парваны иракца обвинили в сокрытии государственного имущества для Парваны, и поэтому он был вынужден бежать. С помощью Шамса ад-Дина Джувайни иракцы бежали в город Синоп , которым правил сын Парваны Муин ад-Дин Мухаммад, известный своей поддержкой суфиев. Затем Ираки отправился в город Каир , где пробыл несколько лет и заручился поддержкой его правителя, мамлюкского султана Калавуна ( годы правления 1279–1290 ). [ 1 ] [ 2 ]

Вместе со своим сыном Кабиром ад-Дином Ираки позже отправился в город Дамаск , где и умер в возрасте 78 лет. Он был похоронен рядом с Ибн Араби на кладбище района Салихия Дамаска, но от его могилы ничего не осталось. сегодня. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

Диван и включает в себя иракского языка большей частью написан в виде газелей 4500 двойных стихов. В него входят двадцать касыдов (хвалебных слов) на религиозно-мистический материал; похвала его учителей Баха ад-Дина Закарии и Садр ад-Дина аль-Кунави, а также исламского пророка Мухаммеда (умер в 632 г.); семь строфических стихотворений, посвященных мистической философии, и около 200 рубаи ( четверостиший ) о любви, духовности и разрушительном суфизме, последний из которых, скорее всего, в основном является подделкой. 300 мистически-любовных газелей , написанных во время его пребывания в Индии, составляют большую часть его стихов. Некоторые из стихотворений также демонстрируют влияние философии Ибн Араби, что показывает, что они были написаны после того, как иракцы встретили Садр ад-Дина аль-Кунави. [ 1 ]

Знаменитый иракский Ламаат (لمعات) представляет собой смесь прозы и поэзии и состоит из 27 или, возможно, 28 глав, поскольку ранние тексты предполагают, что одна из глав состоит из двух глав, подобно «Фусус аль-Хикам » Ибн Араби («Безели мудрости»). Несмотря на то, что произведение основано на понимании Садром ад-Дином аль-Кунави произведений Ибн Араби, оно не является просто комментарием, поскольку сочетает в себе философию Ибн Араби с персидской любовной мистикой, что делает его понятным и приветствуемым персами. . Во введении к работе Ираки говорит, что его воодушевил любовный трактат «Савани аль-Ушшак» («Покровительство влюбленных») выдающегося персидского мистика, писателя и проповедника Ахмада Газали (умер в 1126 г.). [ 1 ]

Ираки приписывают написание Истилахата ( «Технические термины»), небольшой книги о суфийской терминологии. Однако на самом деле это вариант Рашф аль-альхаз фи кашф аль-альфаз («Бросающие взгляды на раскрытие технических терминов») другого суфия, писателя XIV века Шараф ад-Дина Хусейна ибн Ульфати. Тебризи. [ 1 ] [ 2 ]

Ираки также первоначально считался автором « Ушшак-нама» («Книги влюбленных»), также известной как «Дах-нама» («Десять [любовных] писем»), маснависа (стихотворения в рифмующихся куплетах ), наполненного некоторыми газелями . Однако современный историк Дж. Балдик утверждает, что на самом деле оно было написано примерно тридцать лет спустя одним из его поклонников, Атаи. Это предложение получило поддержку других историков. [ 1 ] [ 2 ]

Наследие и оценка

[ редактировать ]

Успешно объединив две мистические школы, арабоязычный суфизм Ибн Араби и персидский поэтический стиль суфизма, Ираки сумел придать своим произведениям богатую и выразительную образность, что оказало неизгладимое влияние на иранскую духовность. [ 1 ]

Иракский язык высоко ценится исследователями персидской литературы, такими как Саид Нафиси (умер в 1966 г.), который считал его «смелое раскрытие любовных тайн не имеющим себе равных во всей персидской поэзии». [ 2 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Босворт, К. Эдмунд (1998). «Эрак-э Аджам (и) » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том VIII/5: английский IV – Эршад аль-Зераа . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 538. ИСБН  978-1-56859-054-7 .
  • Читтик, Уильям К. (1997). «Эраки, Фахр-ад-Дин Ибрахим» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VIII/3: Образование XX – Элам VI . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 538–540. ISBN  978-1-56859-052-3 .
  • Данешгар, Маджид (2019). Изучение Корана в Мусульманской Академии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190067540 .
  • Фейбуа, Ева (2017). «Ираки, Фахр ад-Дин» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  • Павлин, САУ (2019). Ислам, литература и общество в Монгольской Анатолии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1108499361 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 188b0665e167596ff1c2481ffe8dcc6f__1718325120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/6f/188b0665e167596ff1c2481ffe8dcc6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fakhr al-Din Iraqi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)