Фахр ад-Дин Иракский
Фахр ад-Дин Иракский | |
---|---|
![]() Фахр ад-Дин Ираки с учениками. Из персидской рукописи, датированной ок. 1580 г. | |
Рожденный | 1213/14 Комджан, Хорезмийская империя |
Умер | 1289 (78 лет) Дамаск , Мамлюкский султанат |
Известные работы | Ламаат Диван Фахр ад-Дина Иракского |
Фахр ад-Дин Ираки (также пишется как Араки ; персидский : فخرالدین عراقی ; 1213/14 – 1289) был персидским суфийским поэтом 13-го века. Он в основном известен своим смешанным прозаическим и поэтическим произведением « Ламаат » («Божественные вспышки»), а также своим диваном (сборником коротких стихотворений), большинство из которых были написаны в форме газели .
Родившийся в религиозной и начитанной семье, Ираки в юности присоединился к группе каландаров (странствующих дервишей ) в поисках духовных знаний. В конце концов они достигли Мултана в Индии , где Ираки позже стал учеником Баха ад-Дина Закарии (умер в 1262 г.), лидера мултанской ветви Сухравардии , суфийского ордена. После смерти последнего в 1262 году Ираки ненадолго стал его преемником, но был вынужден уйти из-за зависти сына своего бывшего хозяина Садр ад-Дина Арифа и некоторых его учеников. После паломничества в Мекку иракец поселился в Конье в Анатолии , где познакомился со многими фигурами, такими как его новый покровитель Муин ад-Дин Парвана (умер в 1277 г.), администратор монгольского Ильханата . После опозорения и казни своего покровителя в 1277 году Ираки был обвинен в сотрудничестве с ним и поэтому был вынужден бежать. После недолгого пребывания в Синопе переехал в Каир иракец на несколько лет , а затем, в конце концов, в Дамаск , где и умер в 1289 году.
Успешно объединив две мистические школы — арабоязычный суфизм андалузского мистика Ибн Араби (умер в 1240 г.) и персидский поэтический стиль суфизма, Ираки сумел придать своим произведениям богатую и выразительную образность, что оказало неизгладимое влияние на Иранская духовность.
Историография
[ редактировать ]Большая часть жизни Ираки известна благодаря анонимному Мукаддиме («Введение») его дивана (сборника коротких стихов). Хотя « Мукаддима» была написана в том же стиле иракской эпохи, американский историк Уильям Читтик утверждает, что она могла быть написана еще в 15 веке. Другой историк, Эве Фейбуа, добавляет, что, если эта гипотеза верна, самым старым источником, в котором упоминается иракский язык, будет « Тарих-и гузида» («Избранные исторические события»), составленный историком и географом Хамдаллахом Мустауфи (умер после 1339/40 г.). в 1330 году. [ 1 ] Многие истории в « Мукаддиме» дают контекст иракским газелям , но не имеют особой ценности с точки зрения историчности. Они уделяют большое внимание иракскому шахидбази («возможно, чрезмерному», согласно Фейбуа), суфийскому обычаю пристально смотреть на молодых мужчин, чтобы увидеть образ божественного свидетеля. [ 1 ] [ 2 ]
Более поздние источники в своих биографических подробностях об Ираки во многом полагаются на информацию Мукаддимы. К этим источникам относятся « Нафахат аль-унс» («Дыхание знакомства»), составленное между 1476 и 1478 годами поэтом и агиографом Джами (умер в 1492 году), и « Хабиб ас-сияр» («Любимый биографов») историка Хвандамира ( умер в 1535/36). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]происхождения Персидского , [ 3 ] [ 4 ] Ираки родился в 1213/14 году в деревне Комджан , недалеко от Хамадана . [ 2 ] один из крупнейших городов Персидского Ирака . [ 5 ] Он был сыном некоего Бузургмихра ибн Абд аль-Гаффара Джавалики и принадлежал к религиозной и начитанной семье. Сообщается, что к шести годам иракец выучил Коран наизусть . Затем он получил образование в области религиозных наук и к семнадцати годам работал учителем в медресе (религиозной школе) в Хамадане. [ 1 ] Однажды, когда Ираки, еще в молодом возрасте, преподавал тафсир (толкование Корана), группа каландаров (странствующих дервишей ) посетила его занятия. Они убедили его отказаться от своего учения и присоединиться к ним в поисках духовных знаний. [ 1 ] [ 2 ]
В конце концов они отправились в город Мултан в Индии , где иракцы встретили Баха ад-Дина Закарию (умер в 1262 году), лидера мултанской ветви Сухравардии , суфийского ордена. Ираки впервые стал его учеником два года спустя, после странствий по Индии. Он продолжал оставаться учеником Баха ад-Дина в течение 25 лет, в конце концов женившись на дочери последнего и родив сына по имени Кабир ад-Дин. После смерти Баха ад-Дина в 1262 году Ираки сменил его на посту главы ордена. Однако вскоре он был вынужден покинуть Мултан из-за зависти сына Баха ад-Дина Садра ад-Дина Арифа и некоторых его учеников. [ 1 ]
Вместе с группой верных соратников иракец совершил паломничество в Мекку . Пока они направлялись в Хиджаз , султан Омана безуспешно пытался сдержать иракцев. После паломничества иракец отправился в город Конья в Анатолии . Там он начал обучение у Садр ад-Дина аль-Кунави (умер в 1274 г.), самого выдающегося ученика андалузского мистика Ибн Араби (умер в 1240 г.). Именно в этот период иракцы начали писать « Ламаат» («Божественные вспышки»), книгу, которой Садр ад-Дин очень восхищался. Ираки наблюдал за сеансами сама (духовного концерта), которые организовал выдающийся персидский поэт Руми (умер в 1273 году). Сообщается, что он также присутствовал на похоронах Руми. [ 1 ]
Другой фигурой, присутствовавшей на сеансах Руми, был Муин ад-Дин Парвана (умер в 1277 г.), администратор Монгольского Ильханства . Он стал последователем иракского языка и ханаку (суфийскую ложу) построил в Дукате для себя и его учеников. [ 1 ] [ 2 ] Ираки также познакомился с Шамс ад-Дином Джувейни (умер в 1284 г.), занимавшим пост министра правителей Ильханата с 1262 по 1284 г. [ 1 ] После опозорения и казни Парваны иракца обвинили в сокрытии государственного имущества для Парваны, и поэтому он был вынужден бежать. С помощью Шамса ад-Дина Джувайни иракцы бежали в город Синоп , которым правил сын Парваны Муин ад-Дин Мухаммад, известный своей поддержкой суфиев. Затем Ираки отправился в город Каир , где пробыл несколько лет и заручился поддержкой его правителя, мамлюкского султана Калавуна ( годы правления 1279–1290 ). [ 1 ] [ 2 ]
Вместе со своим сыном Кабиром ад-Дином Ираки позже отправился в город Дамаск , где и умер в возрасте 78 лет. Он был похоронен рядом с Ибн Араби на кладбище района Салихия Дамаска, но от его могилы ничего не осталось. сегодня. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Диван и включает в себя иракского языка большей частью написан в виде газелей 4500 двойных стихов. В него входят двадцать касыдов (хвалебных слов) на религиозно-мистический материал; похвала его учителей Баха ад-Дина Закарии и Садр ад-Дина аль-Кунави, а также исламского пророка Мухаммеда (умер в 632 г.); семь строфических стихотворений, посвященных мистической философии, и около 200 рубаи ( четверостиший ) о любви, духовности и разрушительном суфизме, последний из которых, скорее всего, в основном является подделкой. 300 мистически-любовных газелей , написанных во время его пребывания в Индии, составляют большую часть его стихов. Некоторые из стихотворений также демонстрируют влияние философии Ибн Араби, что показывает, что они были написаны после того, как иракцы встретили Садр ад-Дина аль-Кунави. [ 1 ]
Знаменитый иракский Ламаат (لمعات) представляет собой смесь прозы и поэзии и состоит из 27 или, возможно, 28 глав, поскольку ранние тексты предполагают, что одна из глав состоит из двух глав, подобно «Фусус аль-Хикам » Ибн Араби («Безели мудрости»). Несмотря на то, что произведение основано на понимании Садром ад-Дином аль-Кунави произведений Ибн Араби, оно не является просто комментарием, поскольку сочетает в себе философию Ибн Араби с персидской любовной мистикой, что делает его понятным и приветствуемым персами. . Во введении к работе Ираки говорит, что его воодушевил любовный трактат «Савани аль-Ушшак» («Покровительство влюбленных») выдающегося персидского мистика, писателя и проповедника Ахмада Газали (умер в 1126 г.). [ 1 ]
Ираки приписывают написание Истилахата ( «Технические термины»), небольшой книги о суфийской терминологии. Однако на самом деле это вариант Рашф аль-альхаз фи кашф аль-альфаз («Бросающие взгляды на раскрытие технических терминов») другого суфия, писателя XIV века Шараф ад-Дина Хусейна ибн Ульфати. Тебризи. [ 1 ] [ 2 ]
Ираки также первоначально считался автором « Ушшак-нама» («Книги влюбленных»), также известной как «Дах-нама» («Десять [любовных] писем»), маснависа (стихотворения в рифмующихся куплетах ), наполненного некоторыми газелями . Однако современный историк Дж. Балдик утверждает, что на самом деле оно было написано примерно тридцать лет спустя одним из его поклонников, Атаи. Это предложение получило поддержку других историков. [ 1 ] [ 2 ]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Успешно объединив две мистические школы, арабоязычный суфизм Ибн Араби и персидский поэтический стиль суфизма, Ираки сумел придать своим произведениям богатую и выразительную образность, что оказало неизгладимое влияние на иранскую духовность. [ 1 ]
Иракский язык высоко ценится исследователями персидской литературы, такими как Саид Нафиси (умер в 1966 г.), который считал его «смелое раскрытие любовных тайн не имеющим себе равных во всей персидской поэзии». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фейбуа 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Читтик 1997 , стр. 538–540.
- ^ Данешгар 2019 , с. 82.
- ^ Павлин 2019 , с. 125.
- ^ Босворт 1998 , с. 538.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, К. Эдмунд (1998). «Эрак-э Аджам (и) » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том VIII/5: английский IV – Эршад аль-Зераа . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 538. ИСБН 978-1-56859-054-7 .
- Читтик, Уильям К. (1997). «Эраки, Фахр-ад-Дин Ибрахим» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VIII/3: Образование XX – Элам VI . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 538–540. ISBN 978-1-56859-052-3 .
- Данешгар, Маджид (2019). Изучение Корана в Мусульманской Академии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190067540 .
- Фейбуа, Ева (2017). «Ираки, Фахр ад-Дин» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Павлин, САУ (2019). Ислам, литература и общество в Монгольской Анатолии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108499361 .