Ситец

Ситец ( / tʃɪ n t s / [1] ) — это ситцевая ткань с набивной , окрашенной, окрашенной или глазурованной тканью , которая возникла в Голконде (современный Хайдарабад , Индия) в 16 веке. [2] [3] На ткани напечатаны рисунки с цветами и другими узорами разных цветов, обычно на светлом однотонном фоне.
Имя
[ редактировать ]Название происходит от хинди : छींट , латинизировано : chīṁṭ , произносится [t͜ʃʰĩːʈ] , [4] что означает «пятнистый», «пестрый», «пестрый» или «распыленный». [5] [6] С 19 века этот термин также использовался для обозначения стиля цветочного декора, разработанного в ситцевых тканях, но затем он стал использоваться более широко, например, на ситцевой керамике и обоях . Дизайн ситца заимствован из стиля индийского дизайна, отражающего искусство Великих Моголов . Его основные характеристики – белая основа с цветочными и анималистическими принтами.
Неглазурованную бязь традиционно называли « кретоном ». Слово «ситец» происходит от названия индийского города Каликут (Кожиккоде на родном малаялам ), с которым у него было производственное объединение. В современном английском языке слова «ситец» и «дешевка» могут использоваться для обозначения одежды или предметов обстановки, которые считаются вульгарными, провинциальными, мелкобуржуазными или немодно витиеватыми на вкус, а в неформальной речи — для обозначения дешевых, низких цен. качественные или яркие вещи, а также для описания подлого или скупого личного поведения. [7] [8]
Термин «дешевый» также приписывают писателю Джорджу Элиоту , который в 1851 году написал своей сестре о муслиновой ткани, говоря: «Качество пятнистой ткани лучше, но эффект дешевый». Считается, что так говорилось о дешевых британских имитациях настоящего ситца, ставших в то время обычным явлением. [6]
История
[ редактировать ]
Ситец изначально представлял собой ситец с гравюрой на дереве , росписью или морением, производимый в Хайдарабаде , Индия. [2] с 1600 по 1800 год и был популярен для изготовления покрывал , одеял и драпировок . После того, как Васко да Гама успешно достиг Каликута в Индии в 1498 году, ткань стала известна в Европе. [6] Около 1600 года португальские и голландские торговцы привозили образцы индийского ситца в Европу в небольших количествах, но английские и французские купцы начали отправлять большие количества. К 1680 году в Англию импортировалось более миллиона кусков ситца в год, и такое же количество отправлялось во Францию и Голландскую республику. Этот ранний импорт, вероятно, в основном использовался для изготовления штор, мебельных тканей, покрывал и покрывал ( Сэмюэл Пепис купил комплект для своей жены). [9] Было высказано предположение, что носить их как одежду начали, когда их заменили и отдали служанкам, которые шили из них платья, а также что их сначала носили как подкладку.
Поскольку импортный ситец стал настолько популярен среди европейцев в конце 17 века, французские и английские фабрики забеспокоились, поскольку они не знали, как делать ситец. В 1686 году Франция объявила запрет на весь импорт ситца. В 1720 году парламент Великобритании принял закон, который запрещал «использование и использование в одежде импортного ситца, а также его использование или ношение внутри или рядом с любой кроватью, стулом, подушкой или другой домашней мебелью».
Испания последовала примеру Англии и Франции, запретив импорт ситца . Впервые в 1717 году был запрещен азиатский текстиль. Затем в 1728 году в Испанию был запрещен ввоз европейских имитаций азиатского текстиля. Кроме того, одна из целей второго указа заключалась в поощрении местной импортозамещающей ткацкой и полиграфической промышленности по образцу Англии.
Хотя ситец был объявлен вне закона, в законодательстве имелись лазейки. двор Версальский находился вне закона, и модные молодые придворные продолжали носить ситец. В 1734 году французский военно-морской офицер М. де Болье, находившийся в Пондичерри , Индия, отправил домой письма вместе с реальными образцами ситцевой ткани на каждом этапе процесса другу-химику, подробно описывая процесс крашения хлопкового ситца. Его письма и образцы можно увидеть сегодня в Национальном музее естественной истории в Париже .
В 1742 году другой француз, отец Керду, также предоставил подробности процесса изготовления ситца, когда он пытался обратить индейцев в католицизм . В 1759 году запрет на ситец был снят. К этому времени французские и английские фабрики уже могли производить ситец.
Европейцы сначала производили репродукции индийских узоров, а позже добавляли оригинальные узоры. Хорошо известной маркой была туаль де Жуи , которая производилась в Жуи-ан-Жозас , Франция , между 1700 и 1843 годами. Со временем это слово в английском языке стало обозначать любой хлопок, напечатанный промышленным способом. [6] Современный ситец обычно состоит из ярких цветочных узоров, напечатанных на светлом фоне, но есть и популярные узоры на черном фоне.
Книги
[ редактировать ]«Ткань, которая изменила мир» — это книга Сары Фи о ситце, в которой объясняется история индийского ситца. [10] [11]
Галерея
[ редактировать ]- Ситец с Коромандельского побережья , Индия, ок. 1710–1725. Музей Виктории и Альберта .
- Chintz jacket, 1750–1800. MoMu , Antwerp.
- Женское английское платье из ситца, ок. 1770–1790. МоМу, Антверпен
- Ситцевые платья XVIII века.
- Деревянный блок для печати на ситце, 18 век. Музей истории Барселоны .
- Магазин ситца в Барселоне, гр. 1824 г. Картина, приписываемая Габриэлю Планелле и Конкселло. Музей истории Барселоны .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ситец» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Jump up to: а б Ноубл, Аллен Г. (2019). Индия: культурные модели и процессы . Рутледж. п. 1. ISBN 9780429724633 . JSTOR 44148394 .
- ^ Сингх, Сима (1988). Голкондский ситец: производство и торговля в 17 веке . Том. 49. Конгресс истории Индии. стр. 301–305. ISBN 9780429724633 . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ МакГрегор, RS (1993). Оксфордский хинди-английский словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-864317-9 . ОСЛК 30111536 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 235.
- ^ Jump up to: а б с д Бехрад, Джубин (21 апреля 2020 г.). «Цветочная ткань, которая была запрещена» . Би-би-си . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «Чинтзи» . Кембриджский словарь .
- ^ Компактный Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 1991. ISBN 978-0-19-861258-2 .
- ^ «Суббота 5 сентября 1663 года» . Дневник Сэмюэля Пеписа . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Бехрад, Джубин. «Цветочная ткань, которая была запрещена» . www.bbc.com . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Ткань, изменившая мир», Сара Фи . Йельские книги, Великобритания . Проверено 30 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Выставка бязи и ситца в Смитсоновском музее американского искусства.
- Одеяла с ситцевыми аппликациями: от имитации к иконе - онлайн-выставка в Международном музее лоскутных изделий , Университет Небраски – Линкольн
- На ситце . Интервью с экспертом по ситцу Розмари Крилл, старшим куратором Музея Виктории и Альберта .