Битва при Пианозе
42 ° 48'N 10 ° 00'E / 42,800 ° N 10,000 ° E
Битва при Пианозе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войн христианских держав против берберийских корсаров. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | Тунисские корсары | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | Кайд Али ( военнопленный ) | ||||||
Сила | |||||||
| |||||||
Жертвы и потери | |||||||

Битва при Пианозе — военно-морское сражение , произошедшее 25 — 25 апреля 1519 года, когда генуэзский флот нанес серьезное поражение флотилии базирующегося Тунисе в берберийского корсара Кайда Али в Тирренском море у острова Эльба . Битва сломала хребет одной из растущих корсарских баз на Берберийском побережье , Бизерте , и сделала Андреа Дориа одним из выдающихся капитанов Средиземноморья .
Фон
[ редактировать ]Рейдерство уже давно стало частью жизни в Средиземноморье . В последние десятилетия Средневековья многочисленные знаменитые корсары преследовали как прибрежное население, так и судоходство, но начало XVI века совпало с заметным всплеском пиратства. [1] [2] В частности, несколько капитанов основали базы на побережье Северной Африки , откуда каждый год отправлялись сильные корсарские флотилии в многомесячные круизы. [3] Весной и летом они совершали набеги и грабили прибрежные районы и морскую торговлю Средиземноморья. [4] региона Среди самых известных берберийских корсаров в то время были Хайреддин Барбаросса и Куртоглу Муслихиддин . [5] Последний создал свою оперативную базу в тунисском городе Бизерта при поддержке местной династии Хафсидов . Доблесть Куртоглу на море привлекла внимание османского правительства, и в 1516 году ему предложили командовать турецким флотом . После того, как Куртоглу Муслихиддин покинул Северную Африку, командование в Бизерте принял другой капитан ( рейс ), Кайд Али (буквально Али Босс). который вскоре оказался таким же бичом для европейцев, как и его предшественник. [6] Бизертинская флотилия окрепла настолько, что представляла угрозу не только для торговых судов и прибрежных деревень, но даже для военных судов. В сражении в середине сентября 1518 года Кайд Али разбил и захватил флагманскую галеру ( Капитана ) Папы и взял адмирала папского флота Паоло Веттори недалеко от Мон-Арджентарио , на тосканском побережье. [7]
По большей части европейские христианские державы были слишком заняты борьбой друг с другом, чтобы обращать внимание на довольно мелкое хищничество берберийских корсаров. Испания , например, заметно сократила ресурсы, выделяемые на борьбу с североафриканскими набегами в 1510-х годах, считая французский экспансионизм гораздо большей угрозой своей безопасности. [8] Корсары воспринимались всерьез только меньшими прибрежными державами, такими как Генуя и Папская область, в частности, потому что они напрямую угрожали важным торговым путям, от которых зависели их экономика и поставки зерна. [9] [10] Ранней весной 1519 года, зная о прибытии флотилии Кайда Али в Тирренское море , Генуэзская республика доверила оборону своей береговой линии местному капитану, дворянину Андреа Дориа , который приобрел хорошую репутацию, сражаясь на Корсике за республику. Помня о сложности поставленной задачи, Андреа Дориа потребовал, чтобы четыре галеры Республики были усилены еще двумя. Генуэзское правительство удовлетворило его просьбу, но, поскольку заключенных и пленников было слишком мало, чтобы обеспечить две новые лодки достаточным количеством гребцов, были наняты свободные гребцы (известные как буонаволья ). в дополнение к гребной команде [11]
Боевой
[ редактировать ]

Генуэзский в флот покинул свою базу в середине апреля и направился на юг, в Тирренское море, поисках корсаров . 25 апреля в Тосканском архипелаге , недалеко от острова Пьяноза , генуэзские корабли встретились с флотилией Кайда Али . Более многочисленные и при поддержке благоприятного сильного южного ветра ( сирокко ) берберийские корсары имели явное преимущество. Андреа Дориа приказал своим галерам развернуться и бежать, а «Бизертинец» начал преследование. Погоня продолжалась около 20 морских миль и, вероятно, четыре часа. Сильный ветер дал преимущество более крупным и мореходным генуэзским кораблям. Они достигли самого западного мыса острова Эльба раньше своих преследователей. [12]
Достигнув Эльбы, генуэзский капитан воспользовался местным ветром, чтобы изменить направление и направиться прямо в сторону Бизертинцев. Однако недавно завербованным гребцам двух дополнительных кораблей не хватило навыков и сил для этих трудных маневров, и они начали дрейфовать по ветру. Андреа Дориа пришлось отправить две свои старые галеры для буксировки менее опытных кораблей. Две трети генуэзских кораблей не смогли вовремя противостоять и задавить противника. Вместо того, чтобы упустить эту возможность, Андреа Дориа поручил своему племяннику Филиппино Дориа командовать четырьмя более медленными кораблями и направил свои главные галеры, «Капитана» и «Патрона» , прямо к Бизертине, чтобы прижать их до прибытия основных сил. [13] [14]
Генуэзцы имели больше артиллерии, чем корсары, и им удалось нанести некоторый урон своими пушками. Однако «Бизертинцу» удалось схватить и взять на абордаж генуэзские корабли. Завязался рукопашный бой. Имея сильное численное превосходство, Дориа и его люди сумели выдержать шок в течение пятнадцати минут. В этот момент четыре корабля под командованием Филиппино Дориа достигли гущи боя, и через полчаса битва была выиграна генуэзцами. Лишь трем кораблям корсаров удалось спастись. Остальная часть флотилии – возможно, целых девять судов разного размера – была захвачена или потоплена. Папы «Капитана » была обнаружена и отбуксирована обратно в Геную вместе с четырьмя другими кораблями. [15]
Последствия
[ редактировать ]Бой, как это часто бывало на переполненных галерах , был необычайно жестоким и кровавым. Итальянские источники сообщают о гибели 500 корсаров. Возможно, это преувеличение, но потери на стороне бизертинцев, несомненно , были тяжелыми. Генуэзцы также понесли серьезные потери. Один из племянников Андреа Дориа , Лазарино Дориа, был убит в бою, а его заместитель, Филиппино Дориа, был дважды ранен. [16] [17] Генуэзцам удалось взять лишь горстку пленных, среди которых, однако, был бизертинский капитан Кайд Али . Большинство этих пленников были быстро выкуплены, но сам Кайд Али не был обменян и содержался в качестве пленника в крепости Пианоза до своей смерти в 1530 году.
Когда Кайд Али был пленником, а Куртоглу Муслихиддин служил османам на Востоке, большая часть их людей погибла, а большая часть их кораблей была захвачена или потоплена, силы бизертинской корсарской базы были сломлены, и город превратился в второстепенную базу для набегов. далеко позади главных корсарских портов Триполи и, прежде всего, Алжира .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Валериан 2006 , с. 421 и др.
- ^ Грациани 1991 , с. 477
- ^ Боно 1964 , с. здесь и там
- ^ Бродель 1995 , с. 251
- ^ Захариаду 2002 , с. пассим
- ^ Гульельмотти 1876 , с. 161
- ^ Грациани 2008 , с. 69
- ^ Эспиноза 2005 , с. 249
- ^ Пачини 1999 , с. 59
- ^ Гренди 2005 , с. здесь и там
- ^ Гульельмотти 1876 , с. 165
- ^ Гульельмотти 1876 , с. 165
- ^ Гульельмотти 1876 , с. 165
- ^ Уильямс 2015 , с. 87 и далее.
- ^ Гульельмотти 1876 , с. 165
- ^ Гульельмотти 1876 , с. 166
- ^ Грациани 2008 , с. 70
Библиография
[ редактировать ]- Боно, Сальваторе (1964). Берберийские корсары . Рим: ERI-Edizioni RAI Итальянское радио и телевидение.
- Бродель, Фернан (1995). Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II, Том 1 . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520203082 .
- Камподонико, Пьеранджело (1997). Андреа Дориа . Генуя: Тормена Эдиторе.
- Каванна Чаппина, Маристелла (1982). «Дория, Филиппо» . Биографический словарь итальянцев - Том 41 .
- Эспиноза, Аурелио (2005). «Великая стратегия Карла V (1500-1558): Кастилия, война и династический приоритет в Средиземноморье» . Журнал ранней современной истории . 9 (3): 239–283. дои : 10.1163/157006505775008446 .
- Грациани, Антуан-Мари (1991). «Колониальные владения, индустрия безопасности и налоговая система на Корсике в конце 16 века» . Смесь французской римской школы: Италия и Средиземноморье . 103 (2): 461–520. дои : 10.3406/mefr.1991.4168 .
- Грациани, Антуан-Мари (2008). Андреа Дориа: принц эпохи Возрождения . Париж: Талландье.
- Гренди, Эдоардо (2005). «Генуя в середине шестнадцатого века: зерновая политика?». Журнал ранней современной истории . 5 (13): 106–160. JSTOR 43900349 .
- Гульельмотти, Альберто (1876). История папского флота с восьмого по девятнадцатый век, Том 3, Выпуск 1 . Рим: Типография Тиберины.
- Ло Бассо, Лука (2007). «Отсутствующие короля. Частные военные действия в экономической стратегии генуэзцев (1528-1716)» (PDF) . Р. Кансила. Средиземноморье в оружии. Средиземноморье . Палермо: 2712–81.
- Пачини, Артуро (1999). Генуя Андреа Дориа в империи Карла V. Флоренция: Ольшки. * Валериан, Доминик (2006). Свеча, североафриканский порт, 1067-1510 гг . Рим: Французская школа Рима.
- Захариаду, Елизавета А., изд. (2002). Капудан-паша: его офис и его владения: Безмятежные дни на Крите IV, симпозиум, проведенный в Ретимно, 7-9 января 2000 г. Ретимно: Издательство Критского университета.
- Уильямс, Филипп (2015). Империя и священная война в Средиземном море: галерный и морской конфликт между Габсбургами и османами . Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 9781784533755 .