Битва при Леотунге
Битва при Леотунге | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть пиратства в Азии | |||||||
![]() Карта дельты Жемчужной реки Леотунг 1890 года находится в центре справа. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | Китайские пираты | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() | неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
1 бриг 1 пароварка | 2 лорчи ~37 боевых джонок | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто 1 бриг поврежден 1 пароход поврежден | ~300 убитых или раненых 2 лорки затонули 6 военных джонок затоплены ~5 боевых джонок повреждено |
Битва при Леотуне была победой Великобритании над подавляющим флотом китайских пиратских кораблей. В 1855 году Королевский флот начал серию операций в заливе Леотунг и его окрестностях по пресечению пиратства, было проведено несколько сражений, в результате которых были убиты сотни пиратов. [1]
Фон
[ редактировать ]В 1850-х годах южное побережье Китая было базой для множества различных пиратских группировок, Эли Боггс самой известной из которых был . Суда, используемые китайскими пиратами, были вооружены орудиями калибра от тридцати двух фунтов и ниже и имели в среднем пятьдесят и более вооружений. европейские и американские В составе пиратских экипажей часто бывали моряки. Боевые джонки, участвовавшие в битве при Леотунге, имели от шести до восемнадцати орудий каждая, и все водоизмещением от девяноста до 200 тонн, за исключением лорч, которые были крупнее и лучше вооружены. Несколько пиратских флотов действовали в дельте Жемчужной реки , и в середине-конце 1855 года она стала целью британской операции по борьбе с пиратством. Одна экспедиция в составе одного брига и двух зафрахтованных пароходов находилась под командованием капитана Чарльза Тернера . Бриг HMS Bittern нес двенадцать орудий и 125 офицеров, экипаж и морскую пехоту. Он находился под командованием командира Эдварда В. Ванситтарта . Пароход «Конфуций» был укомплектован китайскими моряками и вооружен орудиями фрегата « Македонский », но он не участвовал в бою, так как у него кончился уголь, и он был вынужден покинуть экспедицию вскоре после ее начала. Другой пароход Павушан или Паушан не был вооружен, но им командовал капитан Тернер, и он использовался для буксировки «Выпи» по мелководью. [2] [3]
Боевой
[ редактировать ]
18 августа во время плавания в Леотунгском заливе « Павушан» и « Выпь» попали в поле зрения тридцати семи-сорока джонок, в том числе двух лорч. Они были расположены недалеко от устья реки, ведущей в Фучан . Позже командир Ванситтарт сообщил, что из-за сильного дождя и густого тумана он не смог точно подсчитать количество замеченных им пиратских кораблей. Выпь и Павушан продвинулись примерно на две мили от пиратского флота и встали на якорь на ночь. На следующее утро пираты начали бой, сформировав две дивизии и начав наступление на британские корабли. Когда они оказались в пределах досягаемости, пираты открыли огонь из пушек, и британцы открыли ответный огонь. Вооружение пиратов в основном включало длинные 18-фунтовые пушки, что давало им большую дальность действия, поэтому в течение примерно десяти минут обе стороны вели дуэль, но только китайцы были способны нанести какие-либо удары. Выпь была основной целью китайского огня, и в нее несколько раз попали, прежде чем она добилась первого попадания. Сообщается, что большая часть огня пиратов проходила через паруса и снасти кораблей Королевского флота, а когда пираты оказались в пределах досягаемости У Выпи ее борта стали более точными, она обстреляла несколько судов и, по-видимому, серьезно их повредила. Из-за этого пираты были вынуждены перегруппироваться и отступить. Попытка обманом заставить британцев сесть на мель; пираты бежали через скопление рифов и песчаных отмелей. Уловка не удалась, и «Выпь» смогла маневрировать в коварных водах и вести шквальный огонь. Обе лорки, суда, которые, как говорят, произвели наиболее точные выстрелы, были затоплены вместе с шестью другими джонками. Остальные тридцать или около того судов скрылись и отбуксировали как минимум пять поврежденных джонок. По оценкам, погибло около 300 пиратов, ни один из них не был схвачен; некоторые из пиратов считались европейцами. Выпь и Павушан не получили слишком больших повреждений, и никто из британских военнослужащих не пострадал в результате боя, продолжавшегося около часа. [4]
Последствия
[ редактировать ]Пиратский флот направился на север, в Нью-Чанг, где они захватили несколько торговых судов и пригрозили убить заложников и напасть на порт, если им не будет выплачено 100 000 долларов. Они убили одного китайского моряка и отправили его тело на берег в корзине, после чего китайские чиновники уступили требованиям и выкуп был уплачен. Прежде чем освободить торговые суда, они заставили экипажи заплатить им по 1200 долларов за каждое судно. Те, кто не мог позволить себе заплатить, были убиты, а их корабли сожжены. Затем пираты разделились на несколько более мелких групп и спрятались среди нескольких ручьев и притоков Жемчужной реки. 20 августа, на следующее утро после битвы, «Выпь» был на буксире Павушаном и направился на север, чтобы начать освобождение десятков захваченных торговых судов по всему региону. В западной части пролива Мид-Тао они столкнулись с тринадцатью пиратскими кораблями, и после очередного боя одно было захвачено и передано китайскому правительству, а десять других были потоплены артиллерийским огнем или сначала сожжены, а затем затоплены. Выпь и Павушан потопили еще одну джонку 30 августа к северу от острова Стонтон , а позже, в сентябре, они участвовали в битве при Шейпу против флота Эли Боггса. Капитан Чарльз Тернер был убит в бою, а командир Ванситтарт принял командование и завершил бой решающей победой британцев. [5] Позже Ванситтарт стал вице-адмиралом Королевского флота.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Пираты и джонки в позднем имперском Южном Китае
- Уомвелл, А. Джеймс (2010). Долгая война с пиратством: исторические тенденции . Форт Ливенворт, Канзас: Издательство Института боевых исследований. ISBN 978-0-9823283-6-1 .
- Коэн, В. Джоанна (2006). Культура войны в Китае: империя и вооруженные силы при династии Цин . ISBN 1-84511-159-1 .