Разоблачать
Часть серии о |
Кельтское христианство |
---|
![]() |
Портал христианства |
Папар ( Исландское произношение: [ˈpʰaːpar̥] ; от латинского papa , через древнеирландское поселившиеся в отшельнической жизни в некоторых частях Исландии до заселения этого острова скандинавами скандинавскими , что означает «отец» или «папа») — ирландские монахи , . Об их существовании свидетельствуют ранние исландские саги и недавние археологические находки. [1] [2]
Папар в Исландии
[ редактировать ]Первые скандинавы начали селиться в Исландии в 874 году нашей эры. Однако самый старый скандинавский источник, в котором упоминается о существовании Папара , « Исландябук» («Книга исландцев») исландского летописца Ари Торгильссона , был написан между 1122 и 1133 годами, через некоторое время после этого события. Ари пишет о «христианских мужчинах», которых норвежцы называли папарами , которые покинули остров из-за своей неприязни к «языческим» норвежцам, указывая на возможность того, что папары прибыли раньше норвежцев. [3]
Более ранним источником, который, возможно, мог относиться к Папару, является работа Дикуила , ирландского монаха и географа начала 9-го века, которая включала упоминание о странствованиях «святых людей» по землям севера. Однако неизвестно, говорит ли Дикуил об Исландии, поскольку гэльско -ирландские отшельники также селились на других островах севера, таких как Оркнейские и Шетландские острова .
несколько исландских топонимов связано С Папаром , в том числе остров Папей и Вестманнаэйяр («острова вестменов » ), но никакие археологические данные в этих местах пока не подтвердили эту связь.
Другая теория состоит в том, что эти два источника были объединены и что Торгильссон основал свою историю на трудах Дикуила.
Ланднамабук (Исландская книга поселений), в своем первоначальном виде датируемая, возможно , XI веком, на первой странице четко говорится, что ирландские монахи жили в Исландии до прибытия норвежских поселенцев. Согласно этому сообщению, основой этих знаний было то, что монахи оставили после себя многочисленные напоминания о своем пребывании, в том числе ирландские книги, колокольчики и посохи , помогающие норвежцам идентифицировать своих предшественников. Согласно « Ланднамабоку» , ирландские монахи покинули остров либо когда прибыли норвежцы, либо больше не жили там, когда прибыли норвежцы.
Папар на Фарерских островах
[ редактировать ]Есть также несколько топонимов, относящихся к Папару на Фарерских островах . Среди них — Папарёкур возле Вестманны и Папуршилсур возле Саксуна . Вестманна, на самом деле, является сокращением от Вестманнаховн , что означает «гавань вестменов » ( гаэлов ). На погосте на острове Скугвой также есть надгробия, свидетельствующие о возможном гэльском происхождении или влиянии. [4]
Некоторые саги предполагают, что Грим , норвежский исследователь, возможно, был ответственен за их изгнание, хотя, вероятно, сам был норвежцем-гаэлем :
Согласно «Саге о Фаэрейингах»… первым поселенцем на Фарерских островах был человек по имени Гримур Камбан – Ханн бигди фирстр Фэрейар , возможно, именно захват земель Гримуром и его последователями заставил отшельников уйти… прозвище Камбан, вероятно, гэльский язык, и одна интерпретация состоит в том, что это слово относится к какому-то физическому недостатку, а другая - что оно может указывать на его мастерство как спортсмена. Вероятно, в молодости он приехал на Фарерские острова через Ирландию викингов и по местной традиции, а затем поселился в Фуннингуре в Эйстурой. [4]
Папар на Северных островах
[ редактировать ]XII века В Historia Norwegiæ спекулятивно идентифицируются местные пикты и папары как те, кого норвежцы обнаружили, когда они вторглись на Оркнейские острова в начале девятого века.
Первоначально эти острова были населены пентами и папами. Из этих рас пенты, лишь немногим выше пигмеев, совершали чудесные достижения, строя города утром и вечером, но в полдень все силы покидали их, и они от страха прятались в подземных покоях. [...] Папы были названы так из-за облачений, в которые они одевались, как священники, и по этой причине все священники на немецком языке известны как papen. Однако, как свидетельствует внешний вид и буквенная форма книг, которые они оставили после себя, они были выходцами из Африки и исповедовали иудейскую веру . [5]
Экрем и Мортенсен отмечают: «Автор HN не согласен с более ранней работой Ари ( Íslendingabók ), который пишет, что они были христианами и ирландцами. правило. [6]
Историк Джозеф Андерсон отметил в своем «Введении к саге об Оркнейге» несколько топонимов острова, происходящих от Папара , предполагая их влияние на регион:
Два Папея [Оркнейских островов], великий и маленький (в прошлом Папей Мейри и Папей Минни), теперь [являются] Папа Вестрей и Папа Стронсей ... Джон Фордунский в своем перечислении островов имеет «Папеай терцию» [третий Папей], о котором сейчас неизвестно. На Шетландских островах есть три острова, называемых Папей, и как на Оркнейских, так и на Шетландских островах есть несколько округов, называемых Паплай или Папплей, несомненно, то же самое, что и Папили в Исландии. [7]
Уильям Томсон предполагает, что «возможно, Папай Терсия был Холмом Папая - не отдельным папар-сайтом, а дочерней компанией Холма Папы Вестрея». [8]
Папар на Гебридских островах
[ редактировать ]На Внешних Гебридских островах есть множество топонимов, созданных под влиянием Папара, но с той важной разницей, что норвежский язык в этой области вымер рано, и остается спорным, шотландский гэльский язык вымер ли вообще когда-либо . Есть по крайней мере три острова, первоначально называвшиеся и переименованные в «Паббай» ( шотландский гэльский : Pabaigh ) на Внешних Гебридских островах Шотландии Папей :
- Паббай, Барра-Айлс
- Паббай, Харрис
- Пабай , Внутренние Гебриды недалеко от Скай.
- Пабай, Лох-Багасдейл , Саут-Уист
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «RAE 2008: Материалы: RA1, RA2 и RA5c» . Rae.ac.uk. 24 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2009 г. Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ «Новый взгляд на происхождение первых поселенцев в Исландии» . Обзор Исландии . 4 июня 2011 г. Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ «Музей Сагамеум – Обзор» . www.sagamuseum.is . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шей, Лив Кьёрсвик и Моберг, Ганни (2003) Фарерские острова . Бирлинн.
- ^ Санднес (2010), с. 11, цитирует Historia Norwegiæ (2003). Под редакцией Экрема и Мортенсена, перевод Питера Фишера.
- ^ Ричи, Анна (2003). Пикты в Оманде . стр. 42–46.
- ^ Андерсон, Джозеф (Ред.) (1893) Введение в сагу об Оркнейских островах . Перевод Джона А. Хьялталина и Гилберта Гуди. Эдинбург. Джеймс Тин и Mercat Press (переиздание 1990 г.). ISBN 0-901824-25-9
- ^ Томсон, Уильям П.Л. «Имена Оркнейских папаров» в Баллине Смите (2007), с. 517
Ссылки
[ редактировать ]- Баллин Смит, Беверли, Тейлор, Саймон и Уильямс, Гарет (редакторы) (2007) Запад за морем: исследования скандинавской морской экспансии и заселения до 1300 года . Брилл. ISBN 90-04-15893-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барбара Э. Кроуфорд (редактор) «Папар в Северной Атлантике: окружающая среда и история – итоги дневной конференции» . Комитет Университета Сент-Эндрюса по исследованиям темных веков, 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аксель Кристинссон, Есть ли какие-либо реальные доказательства того, что ирландские монахи жили в Исландии до поселений викингов?
- Санднес, Берит (2010) «Лингвистические закономерности в топонимах Норвегии и Северных островов» Северное сияние, северные слова . Избранные статьи с конференции FRLSU, Киркуолл, 2009 г., под редакцией Роберта Макколла Миллара.
- Является ли язык Исландии норвежским кодексом или наследием кельтских поселенцев?