Христианство в римской Британии

Христианство присутствовало в Римской Британии по крайней мере с третьего века до конца правления римской империи в начале пятого века и продолжалось в западной Британии.
Религия в Римской Британии в целом была политеистической и включала в себя множество богов и богинь. Христианство отличалось монотеизмом или верой только в одно божество. Христианство было одной из нескольких религий, пришедших в Британию из восточной части империи, другие были посвящены определенным божествам, таким как Кибела , Исида и Митра .
После краха римской имперской администрации большая часть южной и восточной Британии пострадала от англосаксонских миграций и перехода к англосаксонскому язычеству в качестве основной религии. были Позднее, в седьмом веке , англосаксы обращены в христианство вновь появилась институциональная церковь , и после миссии августинцев . Среди англосаксонских христианских писателей, таких как Беда, сохранялось осознание того, что романо-британское христианство существовало. Фактически в Уэльсе постоянно существовала романо-британская церковь .
Доказательство
[ редактировать ]Археологические свидетельства христианства в Римской Британии невелики. [1] но имеющиеся данные помогают ученым определить масштабы распространения религии в этот период. [2] Определить, использовался ли предмет в христианском или языческом символизме и использовании, не всегда просто. [3] при этом интерпретация таких предметов часто носит спекулятивный характер. Этот христианский материал представляет собой «незначительную часть» археологического материала, найденного в Римской Британии. [4]
Литературные источники включают « Церковную историю английского народа» « Разрушение Беды, Британии» , Гильдаса « Британскую историю», приписываемую Неннию , и агиографию , в частности «Жизнь святого Германа Осерского» Констанция Лионского . [5]
Контекст
[ редактировать ]
Римская Британия была религиозно разнообразной, с последователями местной кельтской религии, римской религии и импортированных восточных религий. [6] Эти восточные культы включали культы божеств Исиды , Митры и Кибелы . Христианство было лишь одним из таких восточных культов. [7] Христианство было ответвлением иудаизма . [8] но нет прямых доказательств того, что иудаизм практиковался в Римской Британии. [9]
Эти отдельные религиозные традиции превратились в гибридную романо-кельтскую религию в результате культурного смешения. [6] Местные божества и римские аналоги иногда были синкретизированы, например, Аполлон - Куномаглус и Сулис - Минерва . Романо-британские храмы иногда возводились на более старых, доримских культовых объектах. Был разработан новый стиль романо-кельтского храма , на который повлияли как железный век , так и имперский римский архитектурный стиль, но он также был уникальным. Здания в этом стиле использовались до IV века. [10]
Люди обычно верили в самых разных богов и богинь. Они поклонялись нескольким из них, вероятно, выбирая некоторые местные и племенные божества, а также некоторые из главных божеств, почитаемых по всей Империи. [11] Археолог Мартин Хениг предположил, что, чтобы «почувствовать что-то от духовной среды христианства в это время», было бы полезно представить себе Индию, где индуизм , «основная политеистическая система», остается доминирующим, и «где церкви, содержащие изображения Христа и Богородицы находятся в ничтожном меньшинстве против множества храмов богов и богинь». [9]
Хронология
[ редактировать ]2-й и 3-й века
[ редактировать ]Точно неизвестно, когда христианство пришло в римскую Британию. Провинция испытывала постоянный приток людей со всей империи, некоторые из которых, возможно, были христианами. Тем не менее, существует разница между временными христианами, которые, возможно, прибыли в Британию, и оседлой романо-британской христианской общиной. [12] Историк Дороти Уоттс предположила, что христианство, возможно, появилось в Британии во второй половине II века. [13]
Около 200 г. карфагенский богослов Тертуллиан включил Британию в список мест, достигнутых христианством в своем труде «Adversus Judaeos» . Его современник, греческий богослов Ориген, также писал, что христианство достигло Британии. Точность этих заявлений можно подвергнуть сомнению, учитывая, что оба писателя имели сильный риторический аспект в своей работе, целью которой было прославление того, что все еще оставалось незаконным и подпольным религиозным движением. Тем не менее возможно, что Тертуллиан и Ориген основывали свои утверждения на какой-то реальности. [14]
Христианство переживало медленный и устойчивый рост в империи в III веке. [15] Однако число британских христиан, вероятно, было небольшим, и маловероятно, что до IV века существовала какая-либо обширная церковная организация. [16] В середине III века произошло усиление гонений на христиан , особенно при императорах Деции ( годы правления 249–251 ) и Валериане ( годы правления 253–260 ). Эти волны преследований, возможно, повлияли на христианскую общину в Великобритании. Возможно, в это время были убиты святые Албан , Юлий и Аарон , три романо-британских мученика, упомянутые в раннесредневековых источниках. В 260 году император Галлиен издал указ, декриминализировавший христианство и разрешивший церкви владеть собственностью как юридическому лицу. [17]
4-й и 5-й века
[ редактировать ]
Наиболее жестокие гонения на христиан со стороны империи начались в 303 году при Диоклетиане ( годы правления 284–305 ). Тем не менее, похоже, что британские христиане пострадали меньше во время гонений Диоклетиана, чем христиане в других местах. [18] В 313 году император Западной Римской империи Константин и император Восточной Римской империи Лициний издали Миланский эдикт , положивший конец гонениям на христиан в империи. [19]
Доступные источники показывают, что в этот период Британская церковь участвовала в деятельности более широкой церкви по всей Западной Римской империи. [20] В 314 году Константин созвал Арльский собор — первый церковный совет, созванный римским императором. Собор осудил донатизм и согласился следовать методу римской церкви по расчету даты Пасхи . приняли участие епископы из Галлии , Италии, Испании, Германии и Африки . В соборе , помимо Великобритании, [21] Текст, обсуждающий собор, Acta Concilii Arelatensis , показал, что на нем присутствовали три британских епископа. [22] Это были Эборий , Реститут и Адельфиус . Их сопровождали пресвитер Арминий Сакерд и диакон . [23] Присутствие трех епископов указывает на то, что к началу IV века британская христианская община была организована на региональной основе. [24] и имел четкую епископскую иерархию . [25]
Имена нескольких романо-британских епископов также были найдены в надписях на археологических находках. [26] На Рисли-парке в Ланксе есть фрагментарная надпись: «Епископ Экзуперий передал [это]…» [26] Свинцовая солонка из Шавингтона , Чешир, также содержит латинскую надпись, которая, вероятно, относится к «О Вивенции, епископе...». [25]
Британская церковь пострадала от арианских противоречий , но, похоже, британские епископы были едины против арианства . Хотя ни один британский епископ не присутствовал на Первом Никейском соборе 325 года, считавшемся первым вселенским собором , британские церковники присутствовали и на других соборах, созванных для разрешения спора. [27] По словам Афанасия , патриарха Александрийского , британские епископы присутствовали на соборе Сердики в 343 году. Однако в протоколах собора не указано, что на нем присутствовали какие-либо британские епископы; по этой причине историк Ричард Шарп утверждал, что Афанасий был неточным. Галло-римский летописец Сульпиций Север в 359 году присутствовали как минимум три епископа из Британии утверждал, что на Ариминском соборе . [28] Император Констанций II предложил жилье за государственный счет, но большинство епископов, за исключением британцев, отказались. Это говорит о том, что британская церковь была либо бедной, либо малочисленной. [29]
К IV веку, вероятно, существовали романо-британские семьи, разделенные по религиозной принадлежности; некоторые христиане, другие следуют языческим религиям. Некоторые люди, возможно, колебались между ними. [30] Ко второй половине IV века христиане занимали несколько высших административных должностей в правительстве гражданской епархии . [31] Римский поэт Авзоний переписывался с Флавием Санктусом , христианским губернатором одной из британских провинций. [31]

В 391 году император Феодосий запретил все языческие религии на всей территории империи, и христианство стало официальной религией . Указ Феодосия, вероятно, оказал бы влияние на Британию, и администрация провинции приняла бы меры. [32] Мартин Хениг предположил, что к концу IV века «большая часть британского общества, каким бы материальным оно ни было», было христианским. [33]
Некоторые выдающиеся христиане были романо-британцами по происхождению. Пелагий , родоначальник пелагианства , вероятно, родился в Британии во второй половине IV века, хотя большую часть жизни прожил в континентальной Европе. [34] Святой Патрик также родился в Британии в семье, которая была христианской как минимум три поколения. [35] Его «Исповедь святого Патрика» — единственное сохранившееся письменное свидетельство, написанное романо-британским христианином, хотя в основном речь идет о его пребывании в Ирландии, а не в Британии. [35] В 470-х годах Аполлинарий Сидоний , епископ Клермона , писал Фаусту, епископу Рие , ссылаясь на последнего как на британца по рождению. [36]
Существуют и другие сохранившиеся текстовые ссылки, свидетельствующие о присутствии христианства в Британии конца 4-5 веков. [37] В 390-х годах Витриций , епископ Руана , путешествовал по Британии и в своем «De Laude Sanctorum» упомянул о существующем там священстве. [38] Другой галльский епископ, Герман Осерский , был отправлен в Британию папой Селестиной I в 429 году, чтобы разобраться там с епископом по имени Агрикола, который пропагандировал пелагианство. [39] В «Житии святого Германа» говорится о том, что епископ посетил Британию во второй раз, на этот раз с епископом Севером, в последний год его жизни, хотя точный год неизвестен. [40]
Пережитки V и VI веков
[ редактировать ]Многие археологи полагают, что конец римской жизни в Британии произошел стремительно в первые три десятилетия пятого века. [41] За этим событием последовала англосаксонская миграция , в ходе которой лингвистически германские общины из современной Дании и северной Германии поселились в Британии, образовав культурную ареал, ныне известную как англосаксонская Англия . Археологи склоняются к мнению, что этот переход от романо-британской культуры к англосаксонской был частичным и постепенным, а не результатом внезапного завоевания. [41]
Текстовые источники предполагают, что христианские общины, основанные в римской провинции, выжили в Западной Британии в четвертом, пятом и шестом веках. [42] Это западнобританское христианство продолжало развиваться на своих собственных условиях. [42] В 540-х годах Гильдас осуждал британских епископов. [43] В двадцатом веке различные исследователи западнобританского христианства избегали объяснений выживания романо-британцев и вместо этого пытались проследить истоки христианства в этой части Европы до морских путей. [44] Первой, кто бросил вызов этому предположению, была Джоселин Тойнби , которая утверждала, что романо-британское христианство на самом деле было прародителем того, что она назвала «так называемой кельтской церковью» Западной Британии. [44]
В конце шестого века Папа приказал Августину Кентерберийскому возглавить Григорианскую миссию по обращению англосаксов в христианство. [45] Согласно записям более позднего монаха Беды , эти миссионеры-августинцы использовали старую романо-британскую церковь, посвященную святому Мартину , и получили разрешение от короля Кента на восстановление нескольких ранее существовавших церквей. [45] Выживание романо-британских церквей в этот период также засвидетельствовано в других источниках, таких как « Житие святого Уилфрида» . [45]
Функции
[ редактировать ]Церковные здания
[ редактировать ]В римской Британии церковь в первую очередь служила местом Евхаристии . совершения [46] У него также были пересекающиеся функции, например, как место встреч, место группового богослужения и место для одиночной молитвы. [46] В отличие от Британии позднего средневековья, в Римской Британии не было густой сети приходских церквей. [47] Вместо этого по всему региону присутствовал целый ряд различных типов церковных структур. [47] Одним из терминов для обозначения церкви, который, вероятно, использовался в римской Британии, был алтарь , термин, который появляется в надписи из клада Кристиана Уотера Ньютона и который обычно не использовался для языческих культовых мест. [47]
Церковным зданиям требовался алтарь, на котором можно было бы совершать Евхаристию, место, откуда можно было читать, место для процессии приношений и место для прихожан. [48] Сравнения с другими частями Римской империи показывают, что в романо-британских образцах, вероятно, также было кресло кафедры , где сидел епископ, и вестибюль или комната, где некрещеные могли уйти. [48]
Спорадические гонения на христиан, продолжавшиеся на протяжении нескольких столетий, препятствовали строительству официальных, специально построенных церквей. [48] Вместо этого раннехристианские места встреч часто были неотличимы от жилых домов. [48] Хотя некоторые из этих церковных домов ( domus ecclesiae ) были признаны в других частях империи, ни один из них до сих пор не был обнаружен в Британии. [49]
Вполне возможно, что христиане могли принять существовавшие ранее романо-кельтские храмы в качестве своих мест поклонения. [50] Это объяснение, которое археологи выдвинули при обсуждении храма Веруламиум перед театром . [50]
Есть и другие дохристианские религиозные объекты, которые, возможно, были переняты романо-британскими христианами. Одним из примеров является источник Чедворт . [51]
В Лондоне существует давняя традиция, согласно которой церковь Святого Петра на Корнхилле была основана королем Луцием после его обращения в 179 году нашей эры. Интересно, что церковный алтарь расположен прямо над потенциальным местом расположения языческого святилища великой римской лондонской базилики. Если бы Люциус действительно существовал, возможно, имело бы смысл превратить языческое святилище в церковь. [52]
Однако два других факта могут подтвердить римское прошлое Святого Петра. Во-первых, Лондон послал епископа Реститута на Арльский собор в 314 году нашей эры. Restitutus, должно быть, имел церковную основу. Во-вторых, в 1417 году, во время дискуссии о порядке старшинства в процессии Троицы, мэр Лондона подтвердил, что церковь Святого Петра была первой церковью, основанной в Лондоне. [53] Учитывая, что собор Святого Павла был основан в 604 году, это явно означает, что собор Святого Петра считался основанным в 1417 году до 600 года. [54]
Церемонии
[ редактировать ]
Существование христианской символики на графинах, чашах, чашках, ложках, ситечках для вина и других предметах, используемых для хранения еды или питья, предполагает существование христианских праздников в римской Британии. [55] Тот факт, что многие из этих предметов, например, из клада Уотер Ньютон , были роскошными, позволяет предположить, что христианская община могла зависеть от своих более богатых членов в плане церемониального материала. [55]
Некоторые мозаичные полы, вероятно, изображают христианские образы. [56]
Большинство романо-британских христиан, вероятно, были неграмотными, и большая часть их знаний о христианстве пришла через церемонии. [57]
Мученики и святые
[ редактировать ]
Есть три известных христианских мученика из Римской Британии: святые Юлий и Аарон и святой Албан . [58] Среди историков ведутся серьезные споры о том, когда жили и умерли эти люди. [24] Имя Аарон еврейского происхождения и может указывать на человека еврейского происхождения. [59] Аарон и Юлий, вероятно, были замучены в результате одного события в III веке. Вероятно, это произошло до c. 290 г. , когда легионы отошли из Карлеона. [24]
Дата смерти Альбана оспаривается. [59] но он умер в Веруламиуме (позже переименованном в Сент-Олбанс ), где аббатство Сент-Олбанс . позже было построено [60] Албан — единственный романо-британский мученик, чей культ определенно пережил прекращение правления римской империи среди анклава британских христиан. [61] Герман описал посещение святилища Альбана и обмен там реликвиями в 429 году. [62] Беда пишет, что его культ все еще почитался в VIII веке и что его могила была местом чудес. [60] Возможно, существовали и другие культы романо-британских святых, которые сохранились до VI и VII веков, когда они были подавлены в результате англосаксонской миграции. [4]
Интерпретация
[ редактировать ]Средневековый и ранний современный периоды
[ редактировать ]После падения римского имперского правления Британия вступила в то, что историки называют периодом раннего средневековья. В этот период появилось осознание того, что христианство существовало в Римской Британии. [63] Гильдас , британский христианский монах, живший где-то в Западной Британии в шестом веке нашей эры, обсуждал этот вопрос в своей книге De Excidio et Conquestu Britanniae («Разрушение и завоевание Британии»). [63] Многие утверждения Гильдаса об установлении христианства в Римской Британии противоречат информации, представленной в других источниках; он, например, утверждал, что император Тиберий был христианином, который санкционировал распространение религии, и что Британская церковь пережила раскол из-за влияния арианства . [64] Приход христианства позже обсуждался Бедой , англосаксонским монахом, жившим в Королевстве Нортумбрия восьмого века , в его «Церковной истории английского народа» . Здесь он использовал работу Гильдаса среди других источников, чтобы передать свое повествование. [64] Программа Беды отличалась от программы Гильдаса тем, что он стремился представить Британскую церковь как неортодоксальную, а свою собственную, Английскую церковь, как ортодоксальную. [65] Следующим раннесредневековым источником, посвященным романо-британскому христианству, была «Historia Brittonum» девятого века , позже приписываемая – возможно, ошибочно – валлийскому монаху Неннию . [65]
В эпоху высокого и позднего средневековья продолжали публиковаться исторические отчеты, в которых обсуждалось утверждение христианства в римской Британии. [65] По словам Петтса, их повествования становились все более «искаженными и причудливыми». [65] В своей книге «Historia Regum Britanniae» , написанной в двенадцатом веке , Джеффри Монмутский , например, добавил новые детали к истории обращения, например, назвав Фагана и Дувиана двумя миссионерами, принесшими христианство в Британию. [65] Он также утверждал, что императрица Елена , мать Константина, была дочерью (мифического) правителя Колчестера, короля Коэля . [65] Другой писатель двенадцатого века, Уильям Малмсберийский , добавил утверждение, что Иосиф Арамафейский прибыл в Гластонбери в своем Gesta Regum Anglorum . [65] Такие истории вошли в популярный фольклор и оказали на него влияние, где они подвергались дальнейшим изменениям. [65]
Возродился интерес к романо-британскому христианству в шестнадцатом и семнадцатом веках, где это произошло на фоне споров между приверженцами римского католицизма и протестантизма . [66] Итальянский писатель Полидор Вергилий приехал в Англию в 1501 году и подружился с королем Генрихом VIII ; он написал «Английскую историю» , в которой рассказывалось о приходе христианства. [66] После английской Реформации , в ходе которой англиканская церковь перешла от римского католицизма к протестантскому англиканству , все большее число английских богословов обращались к первому приходу христианства в Британию, чтобы утверждать, что на острове сохранилась более старая, более чистая форма христианства, отдельная от той, которая была испорчена церковью в Риме. [67]
Археология и развитие науки
[ редактировать ]В начале восемнадцатого века археология начала развиваться как дисциплина в Великобритании. [68] В это время был обнаружен ряд романо-британских христианских артефактов, хотя их происхождение не всегда признавалось. [68] В некоторых случаях предметы признавались романо-британскими, но не христианскими; в других они были признаны христианскими, но не романо-британскими. [69] Например, при вспашке поля в Рисли, Дербишир, в 1729 году была обнаружена ланксовая пластина с символом Чи-Ро. Его исследовал антиквар Уильям Стьюкли , который отметил его христианскую символику, но считал, что он, вероятно, возник во Франции и был привезен в Англию солдатами пятнадцатого века. [68] В другом случае романо-британский стакан, украшенный библейскими сценами, был обнаружен в детской могиле на англосаксонском кладбище в Лонг-Уиттенхеме , Оксфордшир, во время раскопок под руководством Джона Йонга Акермана в 1850-х годах. Акерман считал, что он относится к раннему средневековью и имеет галльское происхождение. [70] Первой попыткой синтезировать археологический и исторический материал для понимания романо-британского христианства была академическая статья, опубликованная в English Historical Review ; написанная Фрэнсисом Дж. Хаверфилдом в 1896 году, она оставалась малоизвестной среди ученых. [71]
Именно в двадцатом веке было обнаружено более значительное количество романо-британских христианских материалов. [70] Были обнаружены различные клады, например, из Милденхолла, которые содержали христианские материалы. [70] Раскопки различных римских вилл, например, в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет , выявили христианскую символику на мозаиках. [70] Раскопки церкви Святого Павла в залоге в Линкольне привели к открытию романо-британской церкви, которая когда-то существовала на этом месте. [70] Ко второй половине того столетия накопилось достаточно материала, чтобы археологи могли обсуждать христианство в Римской Британии независимо от исторических данных. [71] Основная попытка обсудить археологические свидетельства была предпринята в статье историка искусства Джоселин Тойнби в 1953 году, в которой основное внимание уделялось попыткам распознать христианские мотивы и символы на артефактах. [71] После Тойнби наиболее важным вкладом в эту тему было произведение Чарльза Томаса « Христианство в римской Британии до 500 г. н.э. »; опубликованный в 1981 году, он обсуждал исторические, археологические и лингвистические данные. [71]
Среди ученых сохраняются разногласия в понимании романо-британского христианства. [72] Это разделение часто основано на дисциплинарных подразделениях: ученые, изучающие римскую археологию и историю, с одной стороны, и ученые, занимающиеся кельтскими исследованиями или археологией и историей раннего средневековья, с другой. [72]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Петтс 2003 , с. 7.
- ^ Уоттс 1991 , с. 11.
- ^ Петтс 2003 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Шарп 2002 , с. 76.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , стр. xvi–xix.
- ^ Jump up to: а б Хилсон-Смит 1999 , с. 10.
- ^ Уоттс 1991 , с. 6.
- ^ Хениг 1984 , с. 121; Уоттс 1991 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Хениг 1984 , с. 121.
- ^ Уоттс 1991 , стр. 2–5.
- ^ Петтс 2003 , стр. 9−10.
- ^ Петтс 2003 , с. 29.
- ^ Уоттс 1991 , с. 9.
- ^ Петтс 2003 , стр. 30–31.
- ^ Петтс 2003 , с. 3.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , с. 39.
- ^ Петтс 2003 , с. 31; Хилсон-Смит 1999 , с. 70.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , с. 50.
- ^ Петтс 2003 , с. 36.
- ^ Шарп 2002 , с. 77.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , стр. 53–54.
- ^ Уоттс 1991 , с. 10; Шарп 2002 , с. 77; Петтс 2003 , стр. 36, 38.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с Уоттс 1991 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 38.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , стр. 55 и 58.
- ^ Шарп 2002 , стр. 77–78.
- ^ Хилсон-Смит 1999 , с. 56.
- ^ Хениг 1984 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , стр. 42–43.
- ^ Уоттс 1991 , с. 1.
- ^ Хениг 1984 , с. 224.
- ^ Петтс 2003 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 45.
- ^ Шарп 2002 , с. 81.
- ^ Петтс 2003 , с. 46.
- ^ Шарп 2002 , стр. 78–79; Петтс 2003 , с. 46.
- ^ Шарп 2002 , с. 79; Петтс 2003 , с. 46.
- ^ Шарп 2002 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Шарп 2002 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Шарп 2002 , с. 85.
- ^ Шарп 2002 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Шарп 2002 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б с Шарп 2002 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Петтс 2003 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д Петтс 2003 , с. 53.
- ^ Петтс 2003 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б Хениг 1984 , с. 126.
- ^ Хениг 1984 , с. 226.
- ^ «Король Британии Луций» Дэвида Дж. Найта ( ISBN 9780752445724 )
- ↑ Король Луций Табула, Джон Кларк (2014), стр. 7 , по состоянию на 17 января 2022 г.
- ^ Найт, 2008, стр. 83.
- ^ Jump up to: а б Хениг 1984 , с. 123.
- ^ Хениг 1984 , с. 218.
- ^ Петтс 2003 , с. 25.
- ^ Хениг 1984 , с. 125; Уоттс 1991 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Хениг 1984 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Хилсон-Смит 1999 , с. 51.
- ^ Шарп 2002 , с. 75.
- ^ Шарп 2002 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Петтс 2003 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 13.
- ^ Петтс 2003 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с Петтс 2003 , с. 15.
- ^ Петтс 2003 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с д и Петтс 2003 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Петтс 2003 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Петтс 2003 , с. 19.
Источники
[ редактировать ]- Хениг, Мартин (1984). Религия в римской Британии . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-67059-1 .
- Хилсон-Смит, Кеннет (1999). Христианство в Англии от римских времен до Реформации . Том. Т. 1: От римских времен до 1066 года. SCM Press. ISBN 0334027691 .
- Петтс, Дэвид (2003). Христианство в римской Британии . Страуд: Темпус. ISBN 0-7524-2540-4 .
- Шарп, Ричард (2002). «Мученики и местные святые в позднеантичной Британии». Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 75–154. ISBN 0-19-820394-2 .
- Уоттс, Дороти (1991). Христиане и язычники в Римской Британии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-05071-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мавер, Фрэнсис (1995). Свидетельства христианства в римской Британии: маленькие находки . Оксфорд: Британские археологические отчеты.
- Моррис, младший (1968). «Дата Святого Альбана». Хартфордширская археология . 1 : 1–8.
- Шарп, Ричард (2001). «Были ли британские епископы на соборе в Сердике в 343 году нашей эры?». Перития . 15 : 188–194. дои : 10.1484/J.Peri.3.435 .
- Стивенс, GR (1987). «Записка о мученичестве святого Альбана». Хартфордширская археология . 9 : 20–21.
- Томас, Чарльз (1981). Христианство в Римской Британии до 500 г. н.э. Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тойнби, Дж. (1953). «Христианство в римской Британии». Журнал Британской археологической ассоциации . 16 :1–24. дои : 10.1080/00681288.1953.11894720 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с христианством в римской Британии, на Викискладе?