Вы даете

Чи Ро ( ☧ , английское произношение / ˈ k aɪ ˈ r oʊ / ; также известный как chrismon [1] ) — одна из самых ранних форм Христограммы , образованная путем наложения первых двух (заглавных) букв — хи и ро ( ХР ) — греческого ΧΡ ΙΣΤΟΣ ( rom : Christos ) таким образом, что вертикальная черта ро пересекает центр ци. [2]
Символ Чи-Ро использовался римским императором Константином Великим (годы правления 306–337 гг. н.э.) как часть военного штандарта ( vexillum ). Штандарт Константина был известен как Лабарум . Ранними символами, похожими на Хи Ро, были Ставрограммы ( ) и IX монограмма (
).
В дохристианские времена символ Хи-Ро также использовался для обозначения особенно ценного или важного отрывка на полях страницы, сокращая хрестон (хорошо). [3] Некоторые монеты Птолемея III Эвергета (годы правления 246–222 до н.э.) были отмечены знаком Хи-Ро. [4]
Хотя это устройство (или его отдельные части) состоит из греческих букв, оно часто используется в качестве сокращения в латинском тексте с добавлением окончаний, соответствующих латинскому существительному, например, XPo , обозначающее Christo , «Христу», дательный падеж от Christus. , [5] или χρ̅icola , что означает Christicola , «христианин», в латинской лирике Шумера — icumen в .

Происхождение и принятие
[ редактировать ]По мнению Лактанция , [6] латинский ( историк североафриканского происхождения, спасенный от бедности императором Константином Великим (годы правления 306–337), сделавшим его наставником своего сына Криспа , Константин мечтал о том, чтобы ему приказали поставить «небесный божественный символ» лат .: coeleste Signum Dei ) на щитах своих воинов. Описание фактического символа, выбранного императором Константином на следующее утро, как сообщает Лактанций, не очень ясно: он очень напоминает Тау-Ро или ставрограмму ( ), аналогичный христианский символ. В тот же день армия Константина сразилась с войсками Максенция и выиграла битву у Мильвийского моста (312 г.) под Римом .


Евсевий Кесарийский (умер в 339 г.) дал два разных описания событий. В своей церковной истории, написанной вскоре после битвы, когда Евсевий еще не имел контакта с Константином, он не упоминает ни о каком сне или видении, но сравнивает поражение Максенция (утонувшего в Тибре ) с поражением библейского фараона и приписывает ему поражение. Победа Константина под божественной защитой.

В мемуарах римского императора, написанных Евсевием после смерти Константина ( «О жизни Константина» , ок. 337–339 ), говорится, что чудесное явление произошло в Галлии задолго до битвы у Мильвийского моста. В этой более поздней версии римский император размышлял о несчастьях, постигших военачальников, призывавших на помощь множество разных богов, и решил обратиться за божественной помощью в предстоящей битве к Единому Богу. В полдень Константин увидел крест света, наложенный на солнце . К нему была прикреплена греческими буквами поговорка «Εν τούτῳ Νίκα!» («В этом победить!»). [7] Не только Константин, но и все войско увидело чудо. В ту ночь Христос явился во сне римскому императору и велел ему сделать копию увиденного им на небе знамения, которая будет надежной защитой в бою.
Евсевий писал в « Житии» , что Константин сам рассказал ему эту историю «и подтвердил ее клятвами «в позднем возрасте», когда я счел себя достойным его знакомства и общества». «Действительно, — говорит Евсевий, — если бы кто-нибудь другой рассказал эту историю, принять ее было бы нелегко».
Евсевий также оставил описание лабарума , военного штандарта, включавшего в себя знак Хи-Ро, который император Константин использовал в своих более поздних войнах против Лициния. [8]

Позднее использование
[ редактировать ]Поздняя античность
[ редактировать ]Раннее визуальное изображение связи между Распятием Иисуса и его воскресением, увиденное в саркофаге Домитиллы IV века Риме . над Использование венка вокруг Хи-Ро символизирует победу Воскресения в смертью. [11]
После Константина Хи-Ро стал частью официального императорского знака отличия . Археологи обнаружили доказательства того, что Чи-Ро красовался на шлемах некоторых позднеримских солдат. Монеты и медальоны, отчеканенные во время правления императора Константина, также имели изображение Чи-Ро. К 350 году Чи-Ро стали использовать на христианских саркофагах и фресках . Узурпатор Магненций, по-видимому, был первым, кто использовал монограмму Хи-Ро в окружении Альфы и Омеги на реверсе некоторых монет, отчеканенных в 353 году. [12] В Римской Британии мозаичный пол был обнаружен в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет, в 1963 году. По стилистическим соображениям он датируется 4-м веком; его центральный медальон представляет собой безбородую мужскую голову и бюст, задрапированные мантией перед символом Чи-Ро, в окружении гранатов , символов вечной жизни. Другой романо-британский Чи-Ро на фреске был найден на месте виллы в Луллингстоне (на рисунке). Этот символ также был найден на позднеримских христианских перстнях-печатках в Великобритании. [13]
В 2020 году археологи обнаружили в Виндоланде на севере Англии чашу V века, покрытую религиозной иконографией, в том числе Чи-Ро. [14] [15]
Островные евангельские книги
[ редактировать ]В островных евангельских книгах начало Евангелия от Матфея 1:18, в конце повествования о родословной Христа и предисловии к повествованию о жизни, представляющее таким образом момент Воплощения Христа , обычно было отмечено сильно украшенной страницей. , где буквы первого слова «Кристи» сокращены и пишутся по-гречески как «XPI» и часто почти скрыты декором. [16] Хотя буквы пишутся одна за другой, а буквы «X» и «P» не объединяются в монограмму, они известны как страницы Чи-Ро.
Известные примеры находятся в Келлской книге и Книге Линдисфарна . [17] Буква «X» считалась crux decussata , символом креста; эта идея встречается в произведениях Исидора Севильского и других святоотеческих и раннесредневековых писателей. [18] В Келлской книге есть вторая аббревиатура Чи-Ро на листе 124, посвященная Распятию Христа . [19] а в некоторых рукописях Хи-Ро встречается в начале Евангелия от Матфея, а не в середине текста Евангелия от Матфея 1:18. В некоторых других произведениях, таких как Каролингский Godescalc Evangelistary , «XPS» в последовательных буквах, представляющих «Христус», занимает видное место. [20]
В Юникоде
[ редактировать ]Символ Чи Ро имеет два кода Юникода :
- U + 2627 ☧ CHI RHO в блоке «Разные символы» и
- U+2CE9 ⳩ КОПТСКИЙ СИМВОЛ ХИ РО в коптском блоке .
Галерея
[ редактировать ]- Символ Чи-Ро ☧ , Катакомбы Сан-Каллисто , Рим .
- Монограмма Христа (Хи Ро) на мемориальной доске саркофага , IV век нашей эры, мрамор, Музей Ватикани, экспонируется на временной выставке в Колизее в Риме, Италия.
- Символ Чи-Ро ☧ , Катакомбы Домитиллы , Рим.
- Символ Чи-Ро ☧ с Альфой и Омегой , Катакомбы Домитиллы, Рим.
- Хи-Ро с венком, символизирующим победу Воскресения, над римскими солдатами, ок. 350 .
- IV века Чи-Ро на алтаре , Хирбет-ум-эль-Амад, Алжир .
- Римская аппликация Хи Ро из бронзы из германского поселения в Неерхарене (Бельгия), 375-450 гг. н.э., Галло-Римский музей (Тонгерен)
- Серебряное кольцо с символом Чи Ро, найденное на христианском захоронении в позднеримском Тонгерене (Бельгия), IV век нашей эры, Галло-Римский музей (Тонгерен)
- Римско-христианская мозаика с Чи-Ро, Хинтон-Сент-Мэри , Англия.
- Реконструкция фрески Чи-Ро из римской виллы в Луллингстоне , включая Альфу и Омегу .
- Саркофаг с символом Хи-Ро, Альфой и Омегой , VI век, Суассон , Франция.
- Фолио 34r Келлской книги — это страница Чи Ро, на которой расширены первые две буквы слова «Христос» .
- Последовательный «XPS» в каролингском Godescalc Evangelistary .
- Чи-Ро на крыше базилики Святого Иоанна Латеранского в Риме.
- Чи-Ро, Альфа и Омега на современном католическом алтаре .
- Чи-Ро и Альфа и Омега в Главном соборе Вооружённых Сил России
См. также
[ редактировать ]- Альфа и Омега
- Чи Ро (значения)
- Христианская символика
- Христограмма
- Ихтис
- Лабарум
- Торговая марка
- Кириос
- Рождество
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ От предполагаемого среднелатинского chrismon ), специально применяемого к «Chrismon святого Амвросия» в Миланском соборе . Крисмон (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange и др., Glossarium mediae et infimae latinitatis , изд. авг., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 621б. «КРИСМОН, заметка, которая помещается в книгу по желанию каждого, чтобы отметить что-то. Папий в рукописи Битурик. Крисмон или Хрисмон - это собственно монограмма Христа, выраженная таким образом ☧»; 1 chrismon (par les Bénédictins de St. Maur, 1733–1736), в: du Cange, et al., Glossarium mediae et infimae latinitatis , ed. август., Ньор: Л. Фавр, 1883–1887, т. 1, с. 2, кол. 318c. Архивировано 26 августа 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Стеффлер 2002 , с. 66.
- ^ Южный 2001 , с. 281; Грант 1998 , с. 142, цитирует Брууна, Исследования по Константиновской нумизматике .
- ^ фон Реден 2007 , с. 69: « Серия хи-ро времен правления Эвергета была самой обширной серией бронзовых монет, когда-либо отчеканенных, и включала восемь номиналов от 1 мела до 4 оболов».
- ^ Например, как написано на монументальной латуни Томаса де Камойса, 1-го барона Камойса (ум. 1421) в церкви Святого Георгия, Троттон , Сассекс, Англия.
- ^ Лактанций. О смертях преследователей , Глава 44.
- ↑ Хорошо известное предложение In hoc Signo vinces — это просто более поздний латинский перевод греческой формулировки Евсевия.
- ^ Евсевий Памфилий: История Церкви , Жизнь Константина , Речь в честь Константина , Глава 31.
- ^ Кенелм Генри Дигби, «Католические нравы», или «Века веры», том. 1 (1844), с. 300 .
- ^ А.Л. Миллин, «Путешествие в Милане» (1817), стр. 51 .
- ^ Харрис 2004 , с. 8.Саркофаг со сценами страстей (вероятно, из катакомб Домитиллы), Рим, середина IV века. Мрамор, 23 x 80 дюймов. Музей Пио Кристиано, Ватикан, Рим.
- ^ Келлнер 1968 , с. 57 и след. См. также Григг 1977 , с. 469 (Примечание №4).
- ^ Джонс 1996 , с. 67.
- ^ «При раскопках Стены Адриана обнаружены древнейшие христианские граффити на чаше» . опекун . 29 августа 2020 г.
- ^ «Раннехристианская чаша, раскопанная в Северной Англии» . www.archaeology.org . 31 августа 2020 г.
- ^ В латинской Вульгате был стих: «Christi autem generatio sic Erat cum esset desponsata mater eius Maria Ioseph antequam convenirent inventa est in utero habens de Spiritu Sancto» («Теперь рождение Иисуса Христа произошло таким образом. Когда его мать Мария была обручена с Иосифом, но прежде чем они сошлись вместе, оказалось, что она беременна от Святого Духа")
- ^ Льюис 1980 , стр. 142–143.
- ^ Льюис 1980 , стр. 143–144.
- ^ Льюис 1980 , с. 144.
- ^ Льюис 1980 , с. 153.
Библиография
- Грант, Майкл (1998). Император Константин . Лондон, Великобритания: Гигант Феникс. ISBN 0-7538-0528-6 .
- Григг, Роберт (декабрь 1977 г.). « «Симфонический Aeidō tēs Basileias»: Образ императорской гармонии на основании колонны Аркадия». Художественный вестник . 59 (4): 469–482. дои : 10.2307/3049702 . JSTOR 3049702 .
- Харрис, Ричард (2004). Страсть в искусстве . Берлингтон, Вермонт: Издательская компания Ashgate. ISBN 0-7546-5011-1 .
- Джонс, Кэтрин (1996). Ювелирные изделия Римской Британии: кельтские и классические традиции . Оксон, Великобритания: Рутледж (Taylor & Francisco Group). ISBN 1-85728-566-2 .
- Келлнер, Венделин (1968). Либертас и Христограмма: Мотивно-исторические исследования чеканки императора Магненция (350–353 гг.) (на немецком языке). Карлсруэ, Германия: Верлаг Г. Браун.
- Льюис, Сюзанна (1980). «Сакральная каллиграфия: страница Чи Ро в Келлской книге». Традицио . 36 . Издательство Кембриджского университета: 139–159. дои : 10.1017/S0362152900009235 . JSTOR 27831075 . S2CID 151747754 .
- Саузерн, Пэт (2001). Римская империя от Севера до Константина . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Routledge (Taylor & Francisco Group). ISBN 0-415-23943-5 .
- Стеффлер, Альва Уильям (2002). Символы христианской веры . Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Соединенное Королевство: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-4676-9 .
- фон Реден, Ситта (2007). Деньги в птолемеевском Египте: от македонского завоевания до конца третьего века до нашей эры . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85264-7 .
Дальнейшее чтение
- Хейланд, Фриц (1948). «Астрономическое толкование видения императора Константина». Специальная лекция в Планатарии Цейсса в Йене : 11–19.
- Латура, Джордж (2012). «Видимый Бог Платона: Космическая душа, отраженная в небесах» . Религии . 3 (3): 880–886. дои : 10.3390/rel3030880 .
- Ранер, Хьюго (1971). Греческие мифы и христианские тайны . Перевод Баттершоу, Брайан. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Компания Biblo & Tannen Booksellers and Publishers Incorporated. ISBN 0-8196-0270-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Чи Ро, на Викискладе?
- «Константин торжествовал под крестным знамением» . christianity.com .