Скульптурные камни
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Октябрь 2023 г. ) |
Скульптурные камни — это название, применяемое к резным каменным памятникам раннехристианского периода, раскопанным в различных частях Британских островов и Скандинавии . Они документируют обращение этих территорий в христианство. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Обычно это грубо отесанные плиты или валуны, некоторые из которых стоят вертикально или лежат. На многих из них есть рунические или буквенные надписи на языке огам , скандинавские руны (древнескандинавские) или латынь . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Некоторые из них представляют собой кресты с кельтскими узлами и другими переплетающимися узорами. Многие из них напоминают те, что встречаются в кельтских текстах Евангелий . [ 5 ]
Скульптурные камни обычно находят вблизи древних церковных памятников, а их дату приблизительно устанавливают по характеру орнамента. Камни датируются 26 веком до нашей эры. [ 6 ] до 16 века нашей эры. [ 7 ]
Уэльс
[ редактировать ]Камни с надписями являются памятниками и служат свидетельством обращения Уэльса в христианскую церковь. [ 1 ] Многие камни найдены на кладбищах церквей или возле церквей. Большинство камней датируется периодом между временем ухода римлян из Британии и приходом норманнов. [ 1 ] Сохранилось множество надписей на латыни и огаме, некоторые из которых двуязычны. Другие были украшены крестами. Некоторые из памятников были впервые обнаружены в викторианскую эпоху Эдвардом Люйдом , [ 1 ] когда многие средневековые здания были снесены и на их вершинах построены новые. Некоторые из них находились в стенах, а другие были найдены в фундаменте (на котором викторианцы строили свои новые здания). [ 1 ]
Существуют различные теории относительно назначения камней. Виктор Эрл Нэш-Уильямс предположил, что эти камни были мемориалами и надгробиями. [ 1 ] Нэнси Эдвардс предположила, что камни служат маркерами границ собственности. [ 1 ] Есть также свидетельства того, что скульптурные камни повторно использовались для строительства церквей; другие все еще использовались в качестве надгробий, но для могилы другого человека. Камень с надписью из Пенбрина, расположенный рядом с пирамидой из камней, описывает могилу ирландца. Когда позже пирамиду раскопали, вместо останков ирландца, упомянутых на камне, в ней была найдена римская урна. Еще больше участков с камнями были перепрофилированы в результате вторжения англосаксов, заявивших права на эту землю. Эдвардс предполагает, что более поздние поселенцы, возможно, считали, что первоначальные могилы принадлежали их предкам, и чувствовали права на землю. [ 2 ] По краям римских дорог были найдены камни, возможно, обозначающие границы. [ 1 ] [ 8 ]
В центре внимания были две группы камней. Один находился на северо-западе Уэльса, где было больше латинских надписей и относились к камням либо «Группы II», либо «Группы III», группа которых была создана Нэш-Уильямсом. [ 1 ] Вторая группа — это те, которые имеют кресты и более тесно связаны с церквями и церковными кладбищами, а не с монастырскими местами. III группа — кресты и крестовые плиты, встречающиеся вблизи монастырей. Другой кластер находился на юго-западе, где было больше надписей огама и он был двуязычным. Там было больше ирландских поселений, в том числе Королевство Дайфед , которое когда-то было оккупировано ирландцами до пятого века. [ 1 ] [ 4 ] поэтому там было больше огама. Это камни I группы, которые в основном представляют собой просто надписи и связаны как с захоронениями, так и с погостами и, возможно, обозначают границы и владения землей. [ 1 ]
В Гламоргане , что на юге Уэльса, возможно, камень был обнаружен, когда Археологический фонд Гламорган-Гвинт раскапывал поселение бронзового века на полуострове недалеко от реки Северн. [ 4 ] Его нашли в яме в разобранном виде на десять фрагментов, причем некоторые куски были обожжены. Археологи полагали, что последним его применением была плита для запекания. На нем были обнаружены какие-то угольные вещества. На гладкой стороне камня ближе к середине некоторые насечки на поверхности выглядели как руны англосаксонского или скандинавского происхождения. [ 4 ] По краям обнаружено больше насечек, ближе к рунам огама, что делает этот камень редким, если он был двуязычным камнем. Так далеко на востоке Уэльса не так уж много камней-огамов; район с наибольшей концентрацией - Дайфед. [ 4 ] Есть три известных двуязычных камня: один в Ирландии и два на острове Мэн. [ 4 ] Противоречие этого камня заключается в том, что надписи огама не несут лингвистического смысла и могут быть псевдоогамными рунами. Это также затрудняет точную датировку камней. [ 4 ]
Англси
[ редактировать ]Камни, расположенные на Англси , большом западном валлийском острове, имеют явно скандинавский вид и датируются эпохой викингов (10–12 вв.). [ 9 ] Кажется, это время, в которое вложили деньги в скульптуру. Всего здесь более сорока различных произведений: тринадцать из них представляют собой стоячие камни и более двадцати - камни с крестообразной резьбой. Мемориальных камней пятого-седьмого веков осталось всего тринадцать. [ 9 ]
Основная область этих камней — два отдельно стоящих креста, найденные в Пенмоне . Оно было вырезано в стиле цепочки-кольца викингов Борре . [ 9 ] На одном из них вырезано «Искушение святого Антония» с всадниками и животными. У другого также есть кольцевая цепочка и абстрактные узоры и лады, или ключевые узоры. [ 9 ] Оба камня сделаны из известняка с красными пятнами, добытого в все еще действующем карьере поблизости. Камни из известняка из этого карьера встречаются на острове Бардси и в материковом Уэльсе с одинаковым красным пятном. [ 9 ]
Еще одна важная область на Англси - это большой резной камень с крестом в Лланфихангеле Тре'р Бейрдде в Тверселине и кольчатая голова креста с вырезанным переплетением, найденная в Ллангаффо. Эти камни также представляют собой известняк, но не из карьеров Пенмона, поскольку на них нет красного пятна. [ 9 ]
Шотландия
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных пиктских камней найдены в Аберлемно , Монифите и Кирримюре , на восточной стороне Шотландии, и датируются 7-8 веками. [ 10 ]
На западе страны несколько более молодых камней, датируемых 14-16 веками, были найдены в трех областях: Лусс, Инчкайлох, Лох-Ломонд и Глендаруэль. В Луссе есть четыре камня, представляющих интерес. Один камень, двусторонний, лежит к западу от Сен-Кессог , известной церкви в Луссе, и представляет собой классный камень со спиной свиньи длиной почти шесть футов. [ 7 ] Камни со спинкой изогнуты и напоминают перевернутую лодку. Одна сторона имеет длинную серию арок (аркад), переплетающихся и рельефных. На противоположной стороне в центре имеется аркада меньшего размера с шипами в промежутках между арочными рычагами. Справа расположен рельефный четырехлистник, окруженный двумя врезанными декоративными кругами. [ 7 ]
Второй камень на южной стороне, густо покрытый мхом, имеет на одной стороне камня клеймор, разновидность меча, с двумя ступенями, очерченными под кончиком. [ 7 ] Рядом с ним находится древко с четырьмя вырезанными кружками, похожими на блюдца, расположенными в квадрате, параллельном рукояти меча. Этот дизайн распространен в западном Хайленде. [ 7 ]
В Инчкайлохе (в тексте пишется Инч Кайлиах) есть три примечательных камня, которые лежат в руинах Святой Кентигерны. Первый похож на описанный предыдущий, но в нем клеймор установлен внутри креста. В нижней половине есть надпись, которая была добавлена позже, когда камень повторно использовался для другой могилы, что было обычным явлением. [ 7 ]
Второй камень фрагментирован и имеет крест с выгравированными в центре инициалами IHS. Каждый из трех верхних рукавов заканчивается геральдической лилией. Самое раннее появление Флер-де-Лис произошло только в середине четырнадцатого века, что позволяет предположить, что этот камень был изготовлен по крайней мере в пятнадцатом веке и, возможно, был одним из последних, заложенных до того, как церковь перестала использоваться приходом. . [ 7 ]
Третий камень очень большой и испорченный. Как и у первого камня, здесь есть клеймор, но он лежит в центре камня. Над рукоятью расположены четыре переплетенных узла-четырехлистника, образующие круг. У него также есть граница из веревки. [ 7 ]
В Глендаруэле, что в Аргайлшире, примечательны четыре камня вокруг церкви Святого Модана. Первый камень состоит из двух секций. В верхней части изображена фигура с копьем, типичная для западных горцев. Вокруг фигуры есть окантовка, которая заканчивается листом наверху камня. Второй раздел содержит пары фигурок животных и некоторые переплетающиеся украшения. [ 7 ]
Второй камень испорчен, но имеет следы похожей фигуры горца с животным у ног, скорее всего, собакой. Вокруг него имеются следы переплетения. Третий камень также испорчен, но имеет следы фигуры священнослужителя с посохом. Все три камня найдены в небольшом огороженном помещении возле церкви. [ 7 ]
Четвертый камень находится снаружи ограды и разделен на три горизонтальные панели. На верхней панели изображены четыре животных, окруженные переплетением, включая их хвосты. Два верхних — лошади, а два нижних — перевернутые зайцы. [ 7 ] гильошированным узором Верхние панели разделены . Второе панно представляет собой большой переплетенный узор. Ладовая полоса разделяет нижние панели. На нижней панели изображены две пары львов, стоящих боком и несущих в лапах оружие. Верхний лев каждой пары обращен к линии ладов, а нижний — к конусному краю камня. На нижнем крае камня вырезана треугольная форма листа. [ 7 ]
В другом месте Шотландии четыре камня были найдены в неолитическом поселении в Пуле, Сэндей, Оркнейские острова. Изготовлен из черного слюдяного алевролита, датируемого 26-24 веками до нашей эры. [ 6 ] На одном из них вырезан слабый крест и другие тонкие насечки; остальная поверхность была гладко отполирована. Они похожи на те, что можно увидеть на мемориальных досках, найденных на острове Мэн. [ 6 ]
Ирландия
[ редактировать ]четыре камня, найденные в графстве Уэксфорд Было обнаружено, что , Ирландия, известные как «Камни Мэриголд Уэксфорда», имеют схожие мотивы с аналогичными камнями за морем в Уэльсе. Ирландские камни взяты из Килмакриджа , старого монастыря, который раньше назывался Килл Макруа. [ 8 ] Одной из возможных связей между камнями и Уэльсом было то, что это место, как говорят, было основано валлийским святым. Дизайн четырех камней похож друг на друга, что позволяет предположить, что они были изготовлены вместе. Мотив окруженного крестом из бархатцев, также называемый крестом дуг, был распространен на Британских островах, но уникальностью их делало наличие меньшего латинского креста, который можно было увидеть только в одном другом месте в Ирландии: Папоротники. , еще одно монастырское место недалеко от восточного побережья. [ 8 ]
Местоположение подобных камней в Уэльсе находится почти прямо за Ирландским морем от Килмакриджа и Фернса, а именно: собор Святого Давида , Сент-Догмаэлс и Лланбадарн-Фавр, Кередигион . Наиболее похожей является крестовая плита в церкви Святого Давида. [ 8 ]
Кольбер также рассказал историю о Сульене , валлийском священнослужителе, который принес копию книги под названием « Жизнь святого Маедока» из Фернса в церковь Святого Давида. Это предполагает связь между двумя местами и причину сходства между двумя группами камней. [ 8 ] Однако камни в Килмакридже — единственные видимые останки Силла Макруа. На месте снесенного монастыря была построена Ирландская церковь. [ 8 ]
Три камня представляют собой кресты, а один — плиту-крест. Мотивы бархатцев шестилепестковые, окруженные кругом, находятся около верхней трети крестов. В нижней части находится редкий латинский крест меньшего размера. В Ирландии не было обнаружено других камней с такими дополнениями, но они были найдены в Великобритании. [ 8 ] Тем не менее, много камней бархатцев действительно существует в Ирландии, в основном в Галлене, графство Оффали, вдоль реки Шеннон. [ 8 ] Крест-дуги - частый мотив в христианской иконографии раннего средневековья. Они в основном встречаются на водных путях и побережьях, а также на острове Мэн . [ 8 ]
Крест 1 имеет окруженные ноготки на северной стороне и ложный рельеф на южной стороне и был найден на границе Килланнадаффа. В настоящее время он находится в Центре для посетителей Фернса, но когда-то находился в Музее округа Уэксфорд. Нижняя половина Креста 2 была отломана, осталась только крестовина. [ 8 ] Он был найден в 200 метрах от Креста 1, сразу за границей Килланнадаффа, а затем также отправился в музей округа Уэксфорд , но его нынешнее местоположение неизвестно, когда музей был перераспределен. Оба камня имеют короткие стебли, выходящие из них. [ 8 ] НЕТ грани треугольных камней.
Крест 3 немного отличается от двух других: на древке креста и на плечах больше линий. Его стебель намного длиннее, чем у двух других, и проходит большую часть стержня. Его нашли гораздо ближе к церкви. [ 8 ] Кольбер предполагает, что Кресты 1 и 2 обозначают внешние границы прихода, а Крест 3 отмечает меньшую территорию поместья. Основная дорога проходит рядом с камнями, заставляя их действовать так, будто они являются дорожными указателями. [ 8 ] [ 1 ] Четвертый камень представляет собой плиту, и он должен был лежать, а не стоять вертикально, поскольку вырезана только одна сторона. Он был недавно обнаружен на кладбище Папоротников Кристофером Корлеттом в 2011 году. У него также есть стебель и небольшой латинский крест. [ 8 ]
Все четыре камня датируются десятым и двенадцатым веками. [ 8 ] что намного позже, чем многие камни, найденные в Галлене и Южном Уэльсе, которые также имеют мотив календулы и датируются не позднее девятого века. Это предполагает, что камни Уэксфорда были вдохновлены камнями из Уэльса и Галлена. [ 8 ]
Изготовление крестов больше зависит от соотношения геометрических фигур, чем от фактического размера или размеров различных частей. Кажется очевидным, что у создателей крестов были какие-то инструменты, например, циркуль для рисования кругов. [ 5 ] Высокие кресты — одни из самых известных каменных крестов, известных на Британских островах.
Многие из скульптурных каменных крестов имеют загнутые внутрь «подмышки», которые являются местом соединения плеч крестовины и длинного стержня. [ 5 ] Дизайн крестов также похож на тот, который можно увидеть в иллюминированных рукописях, таких как Келлская книга. Однако Роберт Стевик объясняет, что, хотя конструкции крестов похожи, не бывает двух одинаковых, потому что для изготовления каждого используются одни и те же методы, а не одни и те же этапы. [ 5 ] Для их построения используются циркуль и линейки, но каждый шаг может выполняться не в этом конкретном порядке. Сложность дизайна обусловлена сочетанием большего количества геометрических форм и симметрии. У большинства каменных крестов есть кольца, которые, как предположил Стевик, предназначены для того, чтобы стабилизировать ветви креста от разрушения из-за ветра и других погодных условий, поскольку они являются самой хрупкой частью крестов в той конкретной конструкции, в которой они расположены. верхняя часть вертикальной части креста. [ 5 ]
Скандинавия
[ редактировать ]По всей Скандинавии насчитывается около 2000 различных рунических камней. Большинство из них проживают в Швеции, всего около пятидесяти в Норвегии и двести в Дании. [ 2 ] Камни, как правило, посвящены памяти разных членов семьи, а также содержат истории обращения в христианство. [ 2 ] Картинные камни — это хорошо известные скульптурные камни из Скандинавии.
Некоторые другие скульптурные камни являются руническими камнями в Швеции. Хотя рунные камни разбросаны по всей территории Скандинавии, два набора этих камней в Уппланде рассказывают истории посредством своих рун, которые являются скандинавскими и связаны двусторонней змеей. [ 3 ] Первый набор — это камень Хиллерсйо и рунические камни Снаттста , которые рассказывают историю матери и дочери Герлога и Инги . [ 3 ]
Второй набор камней называется руническими камнями Ингвара . Ингвар был могущественным вождем, который отправился в неудавшуюся экспедицию на восток, которая, как предполагает Анук Буссет, могла быть Грузией, поскольку эта экспедиция упоминается в «Хрониках Джорджии». [ 3 ] В этом наборе более двадцати камней, которые являются памятными знаками последователей Ингвара, погибших по пути, в том числе и самого Ингвара. [ 3 ] Камни были воздвигнуты вскоре после смерти каждого человека; камни датируются периодом с 1010 по 1050 год нашей эры, в период экспедиции. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Эдвардс, Нэнси (2001). «Раннесредневековые камни с надписями и каменная скульптура в Уэльсе: контекст и функция». Средневековая археология . 45 : 15–39. дои : 10.1179/med.2001.45.1.15 . S2CID 162335191 – через полный текст Art.
- ^ Jump up to: а б с д Сойер, Биргит (1988). «Истории скандинавских преобразований» . Гарвардские украинские исследования . 13.12: 46–60. JSTOR 41036304 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Буссе, Анук (2020). «Соединяющие места: взгляд на пиктскую скульптуру из шведских рунических камней». В Толстпенни, Синтия; Форсайт, Кэтрин; Геддес, Джейн; Матис, Кейт (ред.). Заселение островного искусства: практика, исполнение, восприятие . Оксфорд, Великобритания: Oxbow Books . стр. 115–126. doi : 10.2307/j.ctv13pk6js . ISBN 9781789254549 . JSTOR j.ctv13pk6js . S2CID 245304975 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Холдер, Ник; Уордл, Питер (1999). «Спорный камень с надписью раннего средневековья из Барри, долина Гламорган». Средневековая археология . 43 .
- ^ Jump up to: а б с д и Стевик, Роберт Д. (1999). «Формы ранних скульптурных крестов Ирландии» . Геста . 38 (1): 3–21. дои : 10.2307/767109 . JSTOR 767109 . S2CID 192206395 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Эндрю Мейрион; Диас-Гуардамино, Марта (2019). «Оркнейские острова: статуэтки и скульптурные камни». Оставить след: образ и процесс в неолитической Британии и Ирландии . Оксфорд, Великобритания: Oxbow Books . стр. 135–141. дои : 10.2307/j.ctvjz80kw . ISBN 9781789251883 . JSTOR j.ctvjz80kw . S2CID 198642096 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бридалл, Роберт (1905). «Уведомление о вырезанных и скульптурных камнях в (1) Луссе; (2) Инч-Кайлихе, Лох-Ломонд; и (3) в Глендаруэле в Аргайлшире» . Труды Археологического общества Глазго . Новая серия. 5 (1). Издательство Эдинбургского университета : 23–31. JSTOR 24681368 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кольбер, Кейт (2020). «Художественное и культурное распространение через Ирландское море: камни «Мариголд» в Уэксфорде и их валлийские связи». В Толстпенни, Синтия; Форсайт, Кэтрин; Геддес, Джейн; Матис, Кейт (ред.). Заселение островного искусства: практика, исполнение, восприятие . Книги Оксбоу . стр. 71–84. дои : 10.2307/j.ctv13pk6js.11 . S2CID 245303879 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эдвардс, Нэнси (2011). «Скульптура эпохи викингов на северо-западе Уэльса: богатство, власть, покровительство и христианский пейзаж». В Эдмондсе, Фиона; Рассел, Пол (ред.). Том: Исследования по средневековой кельтской истории и праву в честь Томаса Чарльза-Эдвардса . Том. 31. Мартлшам, Саффолк, Англия: Boydell Press . стр. 73–87. ISBN 9781843836612 . JSTOR 10.7722/j.ctt81mmk.13 .
- ^ «Пиктские камни» . Историческая среда Шотландии . Проверено 1 апреля 2016 г.
Примечание
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). « Скульптурные камни ». Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн.