Jump to content

Федор Матисен

Федор Андреевич Матисен
Фёдор Андреевич Матисен
Федор Матисен в Королевского флота форме
Рожденный ( 1872-06-01 ) 1 июня 1872 г.
Санкт-Петербург
Умер 19 декабря 1921 г. (1921-12-19) (49 лет)
Иркутск
Верность  Российская Империя
Услуга/ ветвь  Императорский Российский Флот
Лет службы 1897–1917
Классифицировать Командир
Команды удержаны Русская полярная экспедиция 1900–02 гг.
Награды Орден Святого Владимира
Другая работа Федор Матисен
Федор Матисен был первым, кто произвел тщательное географическое обследование архипелага Норденшельда .
Устья реки Лены — еще один сложный участок, обследованный Матисеном. (Фото: Landsat 2000)

Матисен (или Матисен ) и Санкт - Фёдор Андреевич (1 июня ( 20 мая OS ) 1872, Петербург — 19 декабря 1921, Иркутск ) — офицер Российского императорского флота , гидрограф исследователь.

Матисен исследовал и нанес на карту обширные территории побережья Карского моря и моря Лаптевых в Российской Арктике. Он был другом Александра Колчака и членом Русского географического общества и Российской академии наук .Будучи старшим офицером и заместителем командира, Матисен стал капитаном полярного корабля «Заря» во время последней части русской полярной экспедиции 1900–02 годов под руководством барона Эдуарда фон Толля .

Русская полярная экспедиция (1900–1903).

[ редактировать ]

Федор Андреевич Матисен окончил Морской кадетский корпус в 1897 году. Всего через два года он принял участие в русской экспедиции 1899 года на Шпицберген .

Благодаря опыту полярных исследований, приобретенному на Шпицбергене, Матисен был выбран в состав полярной экспедиции барона Эдуарда Густава фон Толля от имени Российской академии наук. Его назначили помощником командира полярного корабля «Заря» Николая Коломейцева . Друг Матисена Александр Колчак сопровождал экспедицию в качестве третьего морского офицера и гидрографа. Все ведущие офицеры имели военное прошлое. [1]

Во время первой зимовки «Зари» вблизи острова Таймыр разногласия между Толлем и Коломейцевым стали непреодолимыми. [2] В конце концов барон фон Толль отправил Коломейцева в долгое путешествие на санях по суше с поручением организовать угольные склады для корабля. Когда бывшего капитана не стало, Матисен был назначен Толлем командиром «Зари» .

В марте, когда «Заря» все еще застряла во льдах, Матисен исследовал архипелаг Норденшельда на собачьих упряжках по замерзшему морю до острова Русский . Оттуда он повернул на юго-запад, затем на юг, через другую часть большого архипелага. В этой поездке Матисен смог обследовать только части береговой линии многих островов Норденшельда, но в последующем путешествии в апреле он смог внести поправки в свою предыдущую съемку, определив с точностью координаты по крайней мере одного острова на каждом из островов Норденшельда. группы, на которые он разделил архипелаг. Всего Матисен открыл и назвал около 40 островов группы Норденшельда; он также разделил архипелаг на следующие четыре основные подгруппы: острова Вилькицкого, острова Пахтусова, острова Циволко и острова Литке. [1]

После оттепели Матисен повел «Зарю» через море Лаптевых к Новосибирским островам . Целью экспедиции Толля было хорошо изучить район к северу от Новосибирских островов и в конечном итоге плыть к полюсу, чтобы найти неуловимую Землю Санникова . [1]

Однако «Заря» застряла в припае и вряд ли ее удастся освободить той зимой. Покинув корабль, Толль и трое спутников отправились на поиски Земли Санникова пешком и на байдарках. Они исчезли в ноябре 1902 года, путешествуя от острова Беннетта на юг на рыхлых льдинах. « Заря» смогла отправиться в плавание только 11 августа 1902 года; он направился прямо к острову Беннета, но не смог приблизиться к острову из-за льда. В конце концов капитан Матисен отказался от попытки и поплыл в сторону дельты реки Лены . [3] Барон фон Толль и его спутники так и не были найдены.

Несмотря на эту трагедию, экспедиция не оказалась неудачной. Было проведено множество важных океанографических исследований, так что изучение данных продолжалось до 1917 г. и осталось незавершенным. Кроме того, экспедиция нанесла на карту Арктического региона около 200 новых географических названий. [4]

После исследования устьев реки Лены командир Матисен оставил сильно протекавшую «Зарю» тонуть в бухте Тикси , недалеко от дельты Лены. 6 августа 1903 года, после отправки всего научного оборудования в Санкт-Петербург , корабль разобрали и наполнили его корпус водой. спустил флаг Невского яхт-клуба Матисен в последний раз и покинул «Зарю» . Матисен вернулся в Якутск на теплоходе «Лена» вместе с капитаном Ершевским. Судя по всему, Зари останки до сих пор лежат недалеко от острова Бруснева в бухте Тикси. [1]

В 1904–1905 годах Матисен участвовал в Русско-японской войне . Он был старшим штурманом крейсера «Жемчуг» , который был направлен в Цусиму на помощь российскому флоту. Принимал участие в Цусимском сражении . [5]

Во время русской революции 1917 года, когда российский флот практически прекратил свое существование, Матисен, как и многие его коллеги-флотцы, покинул Россию. он служил гидрографом в Британском королевском флоте Некоторое время , но решил вернуться в Россию и в 1919 году отправился во Владивосток . Во время путешествия в Дальневосточную Республику Матисен заболел тифом. Он тяжело заболел и был отправлен в военный госпиталь в Иркутске, где и умер в декабре 1921 года. [5]

Посмертные награды

[ редактировать ]
Русский полярный корабль «Заря» в 1910 году.

Матисен был награжден орденом Святого Владимира За всю свою жизнь в области гидрографии .Один из двух основных каналов, разделяющих группы архипелага Норденшельда, получил название «Пролив Матисена» (второй — имени Ленина ). [6] присвоило судну береговой разведки класса «Дмитрий Овцын» имя «Федор Матисен» В 1976 году правительство СССР . [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Уильям Барр , Последняя экспедиция барона Эдуарда фон Толля: Русская полярная экспедиция, 1900-1903 гг.
  2. ^ Э. Отлично. Русское полярное плавание «Сарьи » 1900-1902 годов из дневников барона Эдуарда фон Толля. Берлин 1909 г.
  3. ^ «Экспедиция к устью Лены» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 января 2006 года . Проверено 13 июня 2008 г.
  4. ^ В. Синюков, Вклад Русской полярной экспедиции (1900–1903) в океанографическое исследование арктических морей России. Институт истории науки и техники имени С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия. Архивировано 25 сентября 2006 г. на Wayback Machine.
  5. ^ Jump up to: а б Матисен Фёдор Андреевич (1872–1921) Archived 3 January 2011 at the Wayback Machine
  6. ^ «Картирование Российской Арктики» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2007 года . Проверено 21 мая 2008 г.
  7. ^ ВМФ СССР
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9d105a290517d399734c34dda712808__1714801920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/08/c9d105a290517d399734c34dda712808.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fyodor Matisen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)