Тевдрик
Святой Тьюдриг | |
---|---|
Мученик | |
Рожденный | пятый или шестой век |
Умер | Матерн , Уэльс |
Почитается в | Римский католицизм Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Церковь Святого Тевдрига, Матерн |
Праздник | 1 апреля |
Тевдриг ап Тейтфалт (англ. Валлийское произношение: [ˈtɛudrɪɡ ap ˈtɛiθvaɬt] ; Латинское : Theodoricus [ 1 ] известный просто как Тьюдриг , был королем постримского королевства Гливисинг . Он отрекся от престола в пользу своего сына Мейрига (Мориса) и ушел в отставку, чтобы вести отшельническую жизнь, но был отозван, чтобы возглавить армию своего сына против вторгшихся саксонских войск. Он выиграл битву, но был смертельно ранен.
Контекст битвы — противостояние британцев и вторгшихся саксов , без явного религиозного подтекста. Поскольку Тьюдриг вел религиозный образ жизни и был убит при защите христианского королевства от язычников , по стандартам того времени Тьюдриг считается мучеником и святым . Латинская форма его имени дана как «Теодорих» , а его праздник - 1 апреля. [ 2 ] Имя Тьюдрига появляется в генеалогии колледжа Иисуса MS 20 по линии одного из его потомков, [ 3 ] но единственная существенная информация об этом человеке содержится в Книге Лландаффа двенадцатого века .
Книга Лландаффа помещает историю Тьюдрига на территорию исторического королевства Гвент (юго-восточная часть современного Монмутшира ), хотя и утверждает, что он был королем Гливисинга . Древние истории королевств Гвинт и Гливисинг переплетаются, и, возможно, он правил обоими королевствами.
Жизнь
[ редактировать ]Существует три теории происхождения имени Тьюдриг:
- вариант германского имени Теодорих ;
- возможно, это было северобританское имя, поскольку имя Теодрик было королевским именем в Бернисии и/или;
- или бретонское королевское имя Теудерик . [ 4 ]
Отец Тевдрига, Тейтфалт, также был королем, и в «Книге Лландафа» отмечается, что во время его правления саксы опустошили приграничные регионы, главным образом на северо-западе около Херефорда (т. е. в историческом королевстве Эргинг ), а также вдоль Ривер Уай .
Будучи королем Гливисинга , Тевдриг ап Тейтфалт был покровителем церкви в Лландаффе и добился успехов в боях. В какой-то момент своего правления он отрекся от престола в пользу своего сына Мейрига , чтобы жить отшельнической жизнью в Тинтерне , скалистом месте возле брода через реку Уай . Когда возникла саксонская угроза королевству, он вернулся, чтобы возглавить оборону. Ему это удалось, но в бою или стычке у брода (называемого Рид-Тинтерн ) или рядом с ним он был смертельно ранен. Он попросил, чтобы его отвезли в Инис-Эхни ( по-английски «Флэт-Хольм» ) для захоронения, но не добрался дальше Матерна в устье реки Северн , где недолго томился и умер. Король Мейриг построил на этом месте церковь и похоронил там тело своего отца, отдав прилегающие земли епископам Лландаффа; епископский дворец Позже здесь был построен . Это место стало известно сначала как Мертир Тевдриг («Тьюдриг мученик»), а позже как Матейрн («место короля») или Матерн. [ 5 ] Говорили, что защита Тьюдригом своей родины была достаточно решительной, чтобы саксы не осмелились вторгнуться снова в течение тридцати лет.
В этой истории есть небольшой агиографический элемент из « Книги Лландаффа» . Вернувшись на светскую службу из-за военной необходимости, Тьюдриг получил пророчество о том, что он добьется успеха, но будет смертельно ранен; что появится повозка, запряженная двумя оленями , и отвезет его к месту назначения, Инис Эхни, но он умрет мирно через три дня после битвы. Там, где олени останавливались, били фонтаны, но когда они приблизились к Северну, повозка сломалась, хлынул очень чистый поток, и здесь Тевдрик умер. [ 6 ]
Ряд источников, таких как Ашера . » «Древности британских церквей [ 7 ] (1639), процитируйте отчет епископа Годвина о средневековой церкви в Матерне за 1615 год. Годвин сказал, что он обнаружил у алтаря церкви каменный гроб с костями святого, череп которого был сильно сломан. Ашер также повторяет рассказ из Книги Лландаффа . В 1958 году писатель и иллюстратор Фред Хандо записал историю, рассказанную ему старухой, долгое время проживавшей в Матерне, которая утверждала, что видела в 1881 году открытый гроб с телом Тьюдрига, на черепе которого все еще была видна рана. [ 6 ]
Источники информации
[ редактировать ]Книга Лландаффа
[ редактировать ]Книга Лландаффа была написана ок. 1125 г., в то время, когда епископство в Лландаффе боролось с конкурирующими епископствами в Сент-Дэвиде и Херефорде . Книга была написана специально для обоснования претензий Лландаффа, и история Тьюдрига объясняет причину, по которой его сын, Мейриг ап Тьюдриг , пожертвовал земли возле Матерна кафедре Лландаффа .
Другие источники
[ редактировать ]Тьюдриг не упоминается Неннием в Historia Brittonum (ок. 850 г.). [ 8 ] Ллойда В « Истории Уэльса» (1911) упоминается рассказ Лландаффа о битве Тьюдрига при переправе через Уай и отмечается, что Мертир Тьюдриг теперь называется Матерном, но больше ничего не добавляет. [ 9 ] Книга Неделека «История ранних камбро-британских христиан» (1879) пересказывает историю из « Книги Лландаффа» , добавляя ряд неизвестных подробностей, которые красочны, но несущественны. [ 10 ] ( Тернера «История англосаксов» 1799 г.) повторяет отчеты «Книги Лландаффа» и «Епископа Годвина» (ссылаясь на Ашера в качестве источника), но затем добавляет, что рассматриваемые саксы были саксами из Уэссекса , возглавляемыми Кеолвульфом . [ 11 ] Никаких полномочий по данному иску не предоставлено.
Рукописи Иоло
[ редактировать ]Рукописи Иоло — это собрание рукописей, представленное в начале девятнадцатого века Эдвардом Уильямсом, более известным как Иоло Моргануг . Содержащие тщательно продуманные генеалогии, которые связывают практически всех известных людей со всеми остальными известными (и имеют множество связей с «Артуром»), они сначала считались подлинными, но с тех пор было показано, что они представляют собой набор рукописей, транскрипций и фантазий. многие из них изобретены самим Иоло. [Доказательства этих подделок неясны и сомнительны.] Существует множество упоминаний о Тьюдриге и его генеалогии. Список работ, испорченных тем, что они опирались на материалы, представленные Иоло (иногда без указания авторства), был бы довольно длинным.
Источники
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Рис, Уильям Дженкинс (1840), The Liber Landavensis, Ллифр Тейло , Лландовери: Уильям Рис - из MSS. в библиотеках Хенгвирта и колледжа Иисуса (перевод на английский)
- Уильямс, Эдвард (Иоло Моргануг) (1848) [ок. 1810], Уильямс (аб Иоло), Талиесин (редактор), Рукописи Иоло , Лландовери: Уильям Рис
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леффлер, Клеменс (1912), «Тьюдриг» , в Герберманне, Чарльз Джордж (редактор), Католическая энциклопедия , том. XIV, Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс (опубликовано в 1913 г.), стр. 542
- ^ Оуэн, Роберт (1880), «1 апреля» , Sanctorale Catholicum или Книга Святых , Лондон: C. Kegan Paul & Co, стр. 169
- ^ Аноним (около 1340 г.), «Родословные из колледжа Иисуса, рукопись 20», в Филлиморе, Эгертоне (редактор), Y Cymmrodor [ Валлийец ], том. VIII, Lincoln's Inn Fields, Лондон, WC: Почетное общество Симмродориона (опубликовано в 1887 г.), стр. 83 - Родословная Тьюдрига указана (в I[1]) как « ... te6dric. M. teidfallt. M. teidtheryn. M. thathal. M. ann6n du vrenhin groec » .
- ^ Дженкинс, П. (2013) Морис, сын Теодориха: валлийские короли и средиземноморский мир AD550-650 Североамериканский журнал валлийских исследований, том 8, стр. 4-5
- ^ ET Дэвис, История прихода Матерн , 1990
- ^ Перейти обратно: а б Хандо, Ф.Дж., (1958) «Прогулки в Монмутшире», Р. Х. Джонс, Ньюпорт.
- ^ Ашер, Джеймс (1639 г.), Элрингтон, Чарльз Ричард (редактор), Все труды преподобного Джеймса Ашера, DD , том. VI, Дублин: Ходжес и Смит (опубликовано в 1847 г.), с. 82
- ^ Ненниус (ок. 850 г.), Ганн, В. (редактор), Historia Brittonum , Лондон: Джон и Артур Арч (опубликовано в 1819 г.)
- ^ Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (2-е изд.), Лондон: Longmans, Green и Co (опубликовано в 1912 г.)
- ^ Неделец, Луи (1879), Cambria Sacra, или История первых камбро-британских христиан , Лондон: Бернс и Оутс
- ^ Тернер, Шарон (1799), История англосаксов , том. I (Седьмое изд.), Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс (опубликовано в 1852 г.), стр. 285–86.