Богослужебные книги римского обряда
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
В рамках Римского обряда Католической Церкви было официально одобрено множество литургических книг, содержащих слова, которые следует произносить, и действия, которые необходимо совершать во время совершения католической литургии . Римский обряд Латинской церкви Католической церкви является наиболее широко используемым литургическим обрядом . Названия некоторых из этих книг содержат прилагательное «Римский», например Римский Миссал , чтобы отличить их от литургических книг для других обрядов церкви.
Классификация
[ редактировать ]Эти литургические книги были разделены на семь: Миссал , Папский , Часовая литургия (в более ранних изданиях называвшаяся Бревиарием ), Ритуал , Мартиролог , Постепенный и Антифонарий . [1] В другом семикратном списке вместо последних двух указаны Cæremoniale Episcoporum и Memoriale Rituum. [2]
На самом деле число не фиксировано. Некоторые названия, такие как «Ритуал» и «Папский», относятся не к одному тому, а к коллекции книг, подпадающих под одну и ту же категорию. [3] Также существуют официальные богослужебные книги, которые не фигурируют ни в одном из приведенных выше списков, такие как Лекционарий и Евангелиарий или Евангелие . В 2001 году Пятая инструкция о правильном применении Конституции о литургии Второго Ватиканского Собора перечислила еще несколько. [4] Существуют также богослужебные книги для редких случаев, такие как Чиновник Конклава и Чиновник начала петровского служения Епископа Римского, изданные в 2005 году.
В прошлом использовались и другие литургические книги, которые сегодня уже не существуют, например, Эпистолярий и Сакраментарий (в собственном смысле этого слова). Каталог иллюминированных рукописей Британской библиотеки показывает, насколько разнообразны были классы литургических книг для служения Мессы. [5] и Часовая Литургия. [6]
Чтобы избежать путаницы между различными способами наименования и классификации богослужебных книг, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений составила Список единообразных названий литургических произведений латинского обряда Католической Церкви. [7]
Caeremoniale Episcoporum, хотя и указан выше как литургическая книга, также описывается как «не литургическая книга в собственном смысле слова, поскольку она не используется в литургических богослужениях». [8]
Содержание богослужебных книг менялось на протяжении веков. Молитвы и рубрики изменяются, в книги добавляются новые обряды, другие исключаются, иногда спустя долгое время после того, как они вышли из употребления. Например, до Второго Ватиканского Собора Римский Папа продолжал проводить церемонию первого бритья бороды священнослужителя. [2]
Самые ранние христианские богослужебные книги
[ редактировать ]В раннем христианстве (возможно, до четвертого века) не было никаких книг, кроме Библии, по которой читались уроки и пелись псалмы. В литургии ничего не было написано, потому что ничего не было исправлено. Даже после того, как некоторые формы стали настолько стереотипными, что уже составили то, что мы могли бы назвать более или менее фиксированной литургией, по-видимому, поначалу не было никакой идеи о том, что их следует записать. Привычка и память заставляли празднующего повторять более или менее одни и те же формы каждое воскресенье; народ отвечал на его молитвы привычными возгласами и откликами – и все без книг.
Адриан Фортескью в своей статье о литургических книгах в Католической энциклопедии 1910 года цитирует одного писателя, который утверждал, что существовали литургические книги еще во времена апостольских отцов , и другого, который утверждал, что богослужебных книг не было даже к концу четвертый век. Сам он заключает, что они определенно существовали к четвертому веку. [2]
Самые ранние римские литургические книги
[ редактировать ]В римском обряде первыми известными полными книгами являются Сакраментарии . Сакраментарий – это не то же самое, что Миссал. Это книга для священника, служащего мессу. Она содержит все и только те молитвы, которые он произносит. В то время он не повторял у алтаря части, которые исполнялись священниками или хором, как это было принято во время тридентской мессы . Собрания, Евхаристическая молитва с ее предисловиями, все это является исключительно обязанностью священника на Мессе. С другой стороны, они предусматривают и другие случаи, помимо Мессы, с молитвами для использования при рукоположении и при освящении церкви и алтаря, и многие экзорцизмы, благословения и посвящения, которые позже были включены в Римский Папский и Римский Ритуалы . Многие существующие сейчас сакраментарии более или менее фрагментарны и не содержат всех этих элементов.
Другое название Сакраментария (по-латыни Sacramentarium ) было Liber Sacramentorum (Книга Таинств), но «Таинство» в данном случае означает Месса. [2]
Одновременно с Сакраментариями готовились книги для чтецов и хора. Постепенно Comes или Liber Comicus , книга, в которой были указаны тексты Библии для чтения, превратилась в Evangelarium (Книгу Евангелия) и Lectionarium (Лекционарий). Проповеди отцов, подлежащие чтению, собирались в «Гомиларии» , Деяния мучеников, читаемые в их праздники, — в «Мартирологиях» . Книга Псалмов писалась отдельно для пения, затем располагалась в том порядке, в котором пелись псалмы в Псалтерии (Псалтири). Части мессы, исполняемые хором (Introit, Gradual, Offertory, Communion), были организованы в Liber Antiphonarius или Gradualis (Антифонарий или Постепенное), а антифоны и респонсории в офисе образовали Liber Responsalis (Ответную книгу) или Antiphonarius. Officii (Антифонарий Офиса), в отличие от Antiphonarius Missae (Антифонарий Мессы). Гимны (в нашем понимании) были введены в римский обряд примерно в пятом или шестом веке. Тезисы Мессы были написаны постепенно, а те, что касались Божественной службы, сначала в Псалтири или Антифонарии. Но существовали и отдельные сборники гимнов, называемые Гимнария и Libri Sequentiales или Troponarii, содержащие последовательности и дополнения (фарс) к Кирии и Глории и т. д. Другие службы, Таинства (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Бракосочетание, Соборование), Посещение больных, Отпевание. Всевозможные благословения были записаны в очень обширном сборнике небольших книг, предшественников римского ритуала , названных такими именами, как Liber Agendorum , Agenda , Manuale , Benedictionale , Pastorale , Sacerdotale , Rituale .
Наконец остались рубрики , указания не о том, что говорить, а о том, что делать. Этот вопрос будет одним из последних, которые будут записаны. Даже после того, как нужно было писать и читать более или менее сложные молитвы, традиция все еще оставалась достаточным руководством для действий. Молитвенники (Сакраментарии, Антифонарии и т. д.) содержали несколько слов, указывающих на самые важные и важные дела, — элементарные рубрики. Например, Григорианский Сакраментарий предписывает священникам (в отличие от епископов) не произносить «Глорию», кроме как в день Пасхи; празднующий произносит предисловие excelsa voce (громким голосом) и так далее. Однако со временем растущая сложность папских функций и более сложные церемонии римского двора сделали необходимым разработать правила, которые требовали обычаи и этикета. Эти правила содержатся в « Ordines » – предшественниках Cæremoniale Episcoporum . Первое из них было составлено, вероятно, около 770 года в царствование Папа Стефан III (768–772), но основан на аналогичном « Ордо » времен Папы Григория I (590–604). « Ордины » не содержат молитв, за исключением того, что там, где необходимо, приводятся первые слова, указывающие на то, что имеется в виду. Они дополняют Священные книги и хоровые книги подробными указаниями относительно ритуала. [ нужна ссылка ]
Средний возраст
[ редактировать ]В средние века эти книги были переставлены для большего удобства. Обычай малой мессы превратил Сакраментарий в Миссал. На обедне священнослужитель должен был лично дополнить то, что обычно пели диакон и иподиакон или пел хор. Затем это отразилось на высокой мессе , так что и здесь священнослужитель начал произносить тихим голосом то, что пел кто-то другой. Для этого ему нужны были тексты, которых не было в старом Сакраментарии. Поэтому эта книга была расширена за счет добавления Чтений (Послание и Евангелие и т. д.) и песнопений хора (Вступление, Постепенное и т. д.). Таким образом, он становится пленарием Миссала , содержащим весь текст Мессы. Отдельные случаи таких Миссалов встречаются еще в шестом веке. Примерно к двенадцатому веку они полностью заменили старые сакраментарии. Но Лекционарии и Дипломы (с музыкой) по-прежнему пишутся для чтецов и хора.
Таким же образом, но несколько позже, составляются компиляции из различных книг, используемых для произнесения Божественной службы. И здесь действовал тот же мотив. «Офис» предназначался для пения хором. Но были отдельные священники, маленькие деревенские церкви без хора, которые не могли позволить себе библиотеку книг, необходимую для произнесения этого слова. Для их удобства с одиннадцатого века составлялись сборники. Папа Григорий VII (1073–1085) издал подобный сборник, который стал очень популярным. Сначала мы слышим о Libri nocturnales или matutinales , содержащих все уроки и ответы к утрени. К ним позднее добавляются антифоны и псалмы, затем сборники и все необходимое для остальных канонических часов . В то же время создаются эпитомы для людей, которые читают Канцелярию без пения. В них часто опускается Псалтирь; духовенство должно знать его наизусть. Антифоны, стихи, респонсории и даже уроки обозначаются только первыми словами. На самом деле это своего рода краткий указатель Управления, но достаточный для людей, которые повторяли это изо дня в день и почти знали это наизусть. Такие книжечки называются по-разному – Epitomata , Portiforia , а затем особенно Breviaria divini officii (сокращения Божественной канцелярии). Их использовали в основном священники в путешествиях. Части этих Бревиаров со временем были заполнены, чтобы ничего не оставить на память, но удобное расположение и название были сохранены. Любопытно, что слово Бревиарий, первоначально означавшее лишь удобное воплощение для использования в путешествиях и подобных случаях, стало обычным названием самой Божественной канцелярии. Священник «читал свой требник», то есть читал канонические часы.
Развитие остальных книг происходило примерно таким же образом. Миссалы теперь содержали только мессу и несколько утренних служб, тесно связанных с ней. Ежедневная месса была обычаем для каждого священника; не было никакой цели включать в каждый Миссал все обряды, используемые только епископом. Таким образом, эти обряды отдельно образовали Папский престол. Другие неевхаристические элементы старого Сакраментария в сочетании с Libri Agendarum образовали более поздний Ритуал. [ нужна ссылка ]
Тридентский совет и далее
[ редактировать ]Тридентский собор (1545–1563) рассмотрел вопрос о единообразии богослужебных книг и назначил комиссию для изучения этого вопроса, но комиссия сочла работу по объединению такого большого количества и столь разнообразных книг невозможной в то время и оставила ее. Папы должны делать это постепенно. [ нужна ссылка ] Реформированный Бревиарий был обнародован Папой Пием V вместе с Апостольской конституцией Quod a nobis от 9 июля 1568 года, а вскоре после этого — с Римским миссалом, с Апостольской конституцией Quo primum от 14 июля 1570 года. Римский мартиролог был составлен Папой Григорием XIII в 1584 году. «Римский понтификал» появился в 1596 году. «Caeremoniale Episcoporum» был издан папой Климентом VIII в 1600 году. «Римский ритуал» был опубликован в 1614 году.
Все книги постоянно пересматривались и переиздавались с дополнениями и исправлениями вплоть до нашего времени, а дополнительную информацию можно найти в статьях, посвященных отдельным книгам.
Богослужебные книги римского обряда
[ редактировать ]Литургические книги римского обряда, их история и содержание включают:
Для совершения Мессы :
- Римский Миссал
- Лекционарий (Чтения мессы)
- Постепенное (Музыкальная книга для мессы)
Для празднования Божественной службы:
- Литургия Часа (Богослужение)
- Римский антифонарий (Музыкальная книга для Часовой литургии)
- Римская Веспераль
- Liber Usualis (Объединенная книга постепенного и антифонарного)
Литургический календарь:
Для таинств и благословений, обычным служителем которых является епископ:
Для таинств и благословений, обычным служителем которых является священник:
Список большинства католических святых:
О том, как епископ служит мессу и богослужение (полезно и для священников):
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мультимедийный музыкальный словарь Технологического института штата Вирджиния: Литургические книги» . Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фортескью, Адриан (1910). «Богослужебные книги» . Католическая энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона – через New Advent .
- ^ «ICEL: Богослужебные книги» . www.icelweb.org .
- ^ Конгрегация богослужения и дисциплины таинств (7 мая 2001 г.). «IV. Издание богослужебных книг, раздел 110». Пятая инструкция о правильном применении Конституции на литургии Второго Ватиканского Собора . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года – в Католической литургической библиотеке.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Литургические рукописи – Книги для мессы» . Каталог иллюминированных рукописей . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Богослужебные рукописи – Книги для богослужения» . Каталог иллюминированных рукописей . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Единые наименования богослужебных произведений» . Архивировано из оригинала 30 марта 2008 года.
- ^ Тирон, Рита (2004). Подготовка приходских литургий: Путеводитель по ресурсам . Литургическая пресса. п. 122. ИСБН 978-0-8146-2980-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрик Палаццо, Мадлен М. Бомонт, История литургических книг с начала до тринадцатого века (Liturgical Press, 1998). ISBN 0-8146-6167-X , 97808146616730
- о. DJ Wollaston, SDB, «Литургический катехизис» , содержит главу о литургических книгах, используемых в римском обряде (Canisius Books, 2009). ISBN 978-0-9809183-0-4