Куртки



Саккос . ( греч . σάκκος, « вретище ») [ 1 ] ) — облачение, носят православные и греко-католические архиереи вместо священнической фелони которое . Одежда представляет собой тунику с широкими рукавами и характерным узором отделки. Оно доходит ниже колен и застегивается по бокам на пуговицы или перевязывается лентами. По форме он похож на западный далматик , который также произошел от византийского платья . Первоначально саккос которую носил император как императорское облачение, символизируя тунику позора, носил Христос во время суда и издевательств.
Саккос ткани и может быть украшена обычно изготавливается из богатой парчовой сложной вышивкой. Обычно в центре спины находится крест, который епископ целует перед тем, как возложить его на него. Сзади пришиваются пуговицы или петли, к которым архиерейский омофор можно прикрепить прикрепляют колокольчики (большой или малый). Традиционно к саккосу , следуя библейским указаниям относительно облачений еврейского первосвященника ( Исход 28:33–34 ; 39:25–26 ).
История
[ редактировать ]Первоначально все архиереи носили фелонь, похожую на ту, что носили священники, но тканую или расшитую многослойным крестовым узором, называемым полиставрием («многокресты»). Использование саккоса было привилегией, дарованной басилевсом ( императором) отдельным патриархам в знак его личного расположения. Первые литературные свидетельства об этой одежде встречаются в трудах Феодора Вальсамона , патриарха Антиохийского (ок. 1130–1140), и он считал, что она предназначена только для патриарха. [ 2 ] Деметриос Хоматенос пишет, что это было патриархальное облачение, которое также носили некоторые архиепископы с исключительным статусом, и что его носили только на Рождество, Пасху и Пятидесятницу. [ 2 ] Симеон Солунский также приписывает его патриархам и некоторым высокопоставленным архиепископам (он упоминает архиепископов Кипрского, Охридского, Тырновского и Пецкого). [ 2 ] Другие архиереи продолжали носить полиставрион . Первое художественное изображение саккоса находится на портрете архиепископа в Перивлепте, Орхидея, а затем на фреске Саввы Сербского, найденной в Левишской Богоматери , Призрен . [ 2 ]
После падения Константинополя (1453 г.) саккос распространялся на все большее количество епископов и в наше время стал обычной одеждой православных епископов. [ 2 ] Распространение саккосов происходило параллельно с распространением митры , происходящей от императорской короны, как знака их временной власти в пределах ромового проса Османской империи .
В России саккос был впервые принят примерно во времена Феогноста Киевского (1328-1353) и носил его только митрополит Киевский и всея Руси , тогда как остальные архиереи носили полиставрион. К XVII веку, помимо патриарха, право носить саккос имели несколько епископов. Право ношения саккоса было предоставлено всем епископам на соборе 1675 года. [ 3 ] [ 4 ]
Саккос . теперь носят все восточно-православные и византийско-католические епископы, независимо от ранга В отличие от западных понтификалий , которые могут носить прелаты, не являющиеся епископами, при условии, что они имеют на это привилегию, саккос может носить только епископ.
Использовать
[ редактировать ]
Архиерей носит саккос , когда полностью облачается во время совершения Божественной литургии , на Великом славословии на утрене , во время Всенощного бдения , или в других особых случаях, когда того требуют рубрики (например, при выносе Эпитафия ) в и Страстную пятницу или крест в Великий праздник Воздвижения Великую . На других службах он будет носить епископскую мантию ( греч . Μανδύας, Mandýas , старославянский : Mantiya ). При облачении епископа ему преподносят саккос на подносе. Он благословляет его обеими руками, а два иподиакона поднимают его с подноса, подносят ему для целования креста сзади, возлагают на него и застегивают бока (как показано здесь ). Эпигонат застегивании , который надевался на епископа первым, при саккоса приподнимается так, что остается видимым снаружи. Во время облачения в саккос протодиакон и произносит Молитву размахивает кадильницей саккосов:

Первосвященники Твои славою облекутся, и святые Твои возрадуются радостью всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Эта молитва идентична той, которую использует священник, облачаясь в фелонь , за исключением того, что вместо того, чтобы говорить «Первосвященники Твои», священник говорит просто: «Священники Твои».
В некоторых традициях епископ может совершить литургию «как священник»; это означает, что он не облачается в полное епископское облачение и не пользуется дикирионом и трикирионом ( епископскими подсвечниками). Вместо саккоса он носит священническую фелонь которой только малый омофор , на плечах эпигонат , а на боку . В этом случае епископ, как всегда, будет носить свой Панагия энколпион и стоять на ковре с орлом . Более того, не соблюдаются определенные церемониальные практики, как при полноценном иерархическом служении.
Епископ теоретически всегда может использовать фелонь , а не саккос , но это делается очень редко. Примечательным примером фелони всегда использования является Литургия Св. Иакова . Фелонь первоначально использовался как пресвитерами, так и архиереями церкви. Однако, когда Римская империя подошла к концу, Вселенский Патриарх начал носить саккос, поскольку был «Вселенским» Патриархом, то есть Патриархом имперской столицы и большей части Империи. После падения Империи турки поручили большинству православных епископов носить саккос. Это был также период, когда православные епископы начали носить императорские митры, а также сидели на троне сбоку, а не в центре, рядом с тем местом, где должен был находиться первоначальный амвон. Славянские Церкви сохранили положение епископов в центре Церкви, но в ходе различных реформ стали носить митры и саккосы, как это делали греки. Однако российский Патриарх/Митрополит уже носил митру, подобную той, которую он носит сегодня, а другие российские епископы лишь позже переняли митры греков.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соколоф, протоиерей Д. (1916), Руководство по богослужению Православной Церкви , Джорданвилл, Нью-Йорк : Типография св. Иова Почаевского (опубликовано в 2001 г.), с. 31
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вудфин, Уоррен Т. (2012). Воплощенная икона: богослужебные облачения и таинственная власть в Византии . Оксфорд [Великобритания]: Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN 978-0-19-959209-8 . OCLC 714724958 .
- ^ "Особенности богослужебного облачения Патриарха на Руси" . Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" (in Russian) . Retrieved 2021-06-28 .
- ^ Евгений Голубинский " История Русской Церкви ", т. II, М. 1997-98 гг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ватикан Саккос Византийский (Константинополь или Салоники), 14 век.
- Саккос (саккос) патриарха Никона, 1654 г.
- «Коломенский» Саккос Патриарха Никона
- Саккос Патриарха Иоакима