Jump to content

Акакий Константинопольский


Акакий
Патриарх Константинопольский
Умер 489
Почитается в Восточное православие
Коптская православная церковь
Праздник 30-е число коптского месяца Хатхор.

Акакий Константинопольский
Вселенский Патриарх Константинопольский
Установлено 472
Срок закончился 489
Личные данные
Номинал Восточное христианство

Акакий ( греч . Ἀκάκιος; умер 26 ноября 489 г.) служил Вселенским Патриархом Константинополя с 472 по 489 г. Он был практически первым прелатом на Востоке и был известен своим амбициозным участием в Халкидонском споре. [1] Его противоречивые попытки залечить богословские разногласия привели к акакианскому расколу и осуждению Халкидонских церквей. Он почитается как святой в восточном православии .

Акакий посоветовал византийскому императору Зенону издать в 482 году Энотиконский эдикт, который осудил Нестория и Евтихия , принял Двенадцать глав Кирилла Александрийского и проигнорировал Халкидонское определение . [2] Хотя Энотикон был направлен на разрешение конфликта вокруг ортодоксальности Халкидонского собора, в конечном итоге он потерпел неудачу. Папа Феликс III считал пренебрежительное отношение Акакия к Халкидону и его предшественнику Льву оскорблением престижа его престола . Акакий был осужден и свергнут Феликсом III, действие, которое было встречено Акацием с презрением и привело к расколу между двумя престолами, который продолжился после смерти Акакия. Раскол распространялся на протяжении всего бурного правления византийского императора Анастасия I и был разрешен только Юстином I при папе Хормизде в 519 году. [1]

Коптская Православная Церковь празднует Отъезд святителя Акакия, Патриарха Константинопольского, 30-го числа коптского месяца Хатур. [3]

Ранняя жизнь и епископство

[ редактировать ]

Акакий впервые появляется в достоверной истории как орфанотрофос , или чиновник, которому поручена забота о сиротах в Константинопольской церкви , которой он управлял с заметным успехом. [4] Суидас описывает его как великолепного, щедрого, обходительного, благородного, изысканного и эффектного. [5]

Римский император Лев I заметил его способности и, используя навыки опытного придворного, [6] приобрел на него значительное влияние, что привело к его преемственности на посту Патриарха после смерти Геннадия в 471 году. Первые пять-шесть лет его епископства были ничем не примечательны. Однако вскоре он оказался втянутым в противоречия, которые продолжались на протяжении всего его патриархата, кульминацией которых стал тридцатипятилетний раскол между Восточной и Западной церквями. [7]

Он стремился, во-первых, восстановить единство Церкви, которая была разделена разделениями, вызванными Евтихианскими дебатами ; и, во-вторых, повысить авторитет своего престола , утвердив его независимость от Рима и распространив свое влияние на Александрию и Антиохию . В своих действиях он, похоже, вел себя скорее как государственный деятель, чем как богослов. [6]

Халкидонский спор

[ редактировать ]

Союзная оппозиция против Василика и Тимофея Элера

[ редактировать ]

Акакий получил восторженную народную поддержку и похвалу от Папы Симплиция из-за его противодействия узурпированному императору Василиску . Вместе со столпником монахом Даниилом Столпником он возглавил оппозицию узурпированному императору Василиску. [7] Тимофей Элер , нехалкидонский патриарх Александрийский, находящийся под покровительством Василиска с 476 года, [7] уже побудил Василиска издать энциклику или императорскую прокламацию ( egkyklios ), осуждающую учение Халкидонского Собора . Акакий поначалу не решался добавить свое имя в список азиатских епископов, ранее подписавших энциклику. Однако он пересмотрел свою позицию и стал активно участвовать в дебатах после получения письма от Папы Симплиция. Бдительная монашеская партия предупредила папу о неуверенной позиции Акакия. Эта внезапная смена присяги улучшила его репутацию среди общественности и принесла ему благосклонность халкидонской фракции, особенно среди различных монашеских групп на Востоке, благодаря его явной приверженности здравому учению . [5] Он даже получил одобрительное письмо от Папы Симплиция. [7]

Основной причиной внезапного всплеска популярности Акакия была его умелая способность руководить движением, лидером и вдохновителем которого был Даниил Столпник. Несомненно, возмущение было спонтанным среди монашеских пропагандистов и широкой публики, которая искренне ненавидела евтихианские взгляды на Воплощение. Однако остается неясным, был ли Акакий, который тогда находился в оппозиции халкидонитам, или позже, в своих попытках компромисса, чем-то более сложным, чем политик, пытающийся достичь своих личных целей. Ему не хватало последовательного понимания богословских принципов, и он имел склад ума игрока, играющего исключительно ради влияния. В конечном итоге Василиск потерпел поражение. [5]

Василиск отозвал свой оскорбительный указ посредством контрпрокламации, но его подчинение не спасло его. [5] Впоследствии император Зенон , находившийся в изгнании до сопротивления Акакия, вернул себе утраченный трон; и Василиск, после унизительных и тщетных уступок церковной власти, был передан ему (как гласит традиция) Акацием, укрывшимся в его церкви в 477 году. [8] На данный момент отношения между Зеноном, Акакием и Симплицием, похоже, были дружескими. Они сошлись во мнении о необходимости принять решительные меры для подтверждения постановлений Халкидонского Собора и какое-то время действовали дружно. [9]

Споры по поводу Питера Монгуса и Джона Талая

[ редактировать ]

В 479 году Акакий рукоположил в сан патриарха Антиохийского . [10] тем самым превышая надлежащие пределы своей юрисдикции. Тем не менее Папа Симплиций принял это назначение, сославшись на необходимость. [7]

Проблемы возникли, когда в 482 году нехалкидонская партия Александрии попыталась назначить патриархом Петра Монга вместо Иоанна Талая . Симпликус возражал против назначения Петра Монгуса. [11] из-за своей принадлежности к Нехалкидонской партии Александрии и заявил о своей поддержке Иоанна Талая. [7]

Оба кандидата имели заметные недостатки. Монг не был халкидонцем, и Талая была связана торжественным обещанием, данным императору, не искать и (казалось бы) не принимать Патриархат. [12] Талая немедленно искала и получила поддержку Симплиция и оскорбила Акакия. Монгус заверил Акакия, что в случае утверждения на своем посту он сможет урегулировать разногласия, вызванные спором. [7]

Этот случай дал Акакию долгожданную возможность претендовать на честь и юрисдикцию над всем Востоком, освободив столичных епископов от ответственности перед кафедрами Александрии, Антиохии, Иерусалима и римского понтифика. Акакий, полностью одержав победу над Зеноном, посоветовал императору поддержать Монга, несмотря на сильное сопротивление Симплиция. Затем Акакий отправил послов для обсуждения условий воссоединения всех церквей Востока. [5]

Энотиконский эдикт и акакийский раскол

[ редактировать ]

Вскоре после этого Акакий подготовил документ или набор статей, который был одновременно символом веры и инструментом воссоединения, как его способ претендовать на юрисдикцию над всем Востоком. Этот документ, известный богословам как Энотикон , изначально был нацелен на противостоящие группировки в Египте и был призывом к воссоединению на основе сдержанности и компромисса.

Энотиконский эдикт 482 года подтвердил Никейско-Константинопольский Символ веры (т. е. Никейский Символ веры , завершенный в Константинополе ) как общий, окончательный и единый символ или выражение веры. Все другие символы или математики были отвергнуты; Евтихий и Несторий были безоговорочно осуждены анафемой , а Двенадцать глав Кирилла Александрийского были приняты. [5] Учение Халкидона не было отвергнуто, а просто проигнорировано; Иисус Христос описывался как «единородный Сын Божий... один, а не два», и не было явного упоминания о двух природах. [13]

Петр Монгус принял Энотикон и был утвержден в своем положении. Иоанн Талая отказался принять его и удалился в Рим, где его поддержка была с большой силой поддержана письмами папы Симплиция, призывавшими Акакия контролировать распространение ереси в других местах и ​​в Александрии . [14] Письма оказались напрасными, и вскоре после этого Симплиций умер. [7]

Его преемник, папа Феликс III , ревностно отстаивал дело Талая и послал двух епископов, Виталия и Мисена, в Константинополь с письмами к Зенону и Акакию, требуя, чтобы последний вернулся в Рим, чтобы ответить на обвинения, выдвинутые против него Талая (Felix, Epp. 1, 2). Миссия полностью провалилась. Виталиса и Мисена уговорили публично пообщаться (т.е. причаститься ) с Акакием и представителями Монга. С позором они вернулись в Италию в 484 году. [7]

По прибытии в Рим собрался синод, резко осудивший их действия. Впоследствии они были свергнуты и отлучены от церкви. Кроме того, против Монга была объявлена ​​новая анафема, а Акакий был безвозвратно отлучен от церкви за связь с Монгом, за превышение пределов своей юрисдикции и за отказ отвечать на обвинения Талаи в Риме; [15] но против него не было доказано и не выдвинуто никакого прямого еретического мнения. [7] Акакий был осужден Папой Феликсом за совершение греха против Святого Духа и апостольской власти . Впоследствии он был подвергнут вечному отлучению от церкви . [5]

Феликс отправил приговор Акакию, а одновременно написал Зенону и Константинопольской Церкви, приказав всем отделиться от низложенного Патриарха под страхом отлучения . [16] Тем временем был назначен дополнительный посланник Тутус, который лично доставил Акакию указ о двойном отлучении от церкви. Акакий отказался принять документы, представленные Тутом, и продемонстрировал свое пренебрежение авторитетом Римского престола и Синода, осудившего его, стер имя Папы Феликса из диптихов. Несмотря на угрозы со стороны Феликса, практических последствий практически не было, поскольку большинство восточных христиан продолжали оставаться в общении с Акакием. [7]

Талая согласился стать епископом Нолы , фактически признав поражение; [5] тем временем Зенон и Акакий активно добивались широкого распространения Энотикона по всему Востоку. Некоторые (вероятно, тенденциозные) источники сообщают, что Акакий вместе с Зеноном начал жестокую политику насилия и преследований, направленную главным образом против своих старых противников-монахов, чтобы добиться всеобщего принятия Энотикона. Осуждение Акакия, вынесенное от имени Папы, было повторено от имени Халкидонского Собора, и раскол завершился в 485 году. Акакий игнорировал приговор до дня своей смерти в 489 году, за которым последовали приговоры Монгус в 490 году и Зенон в 491 году. [7]

Его преемник Фравитас (Флавитас, Флавиан) в течение очень недолгого патриархата вступил в переговоры с Феликсом, но безуспешно. Политика Акакия провалилась, когда он больше не мог ее осуществлять. За короткий промежуток времени все его усилия были сведены на нет. Генотикону не удалось восстановить единство на Востоке, и в 519 году византийский император Юстин I передал дело папе Хормизду , а осуждение Акакия было признано Константинопольской церковью. [7] [17]

  1. ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 732.
  2. ^ Мейендорф 1989 , стр. 194–202.
  3. ^ «30 Хатур - Месяц Хатур - Коптский синаксарий (коптский православный календарь: ежедневный синаксарий) - Веб-сайт коптской православной церкви Святого Текле Хайманота - Алекс, Египет» .
  4. ^ Весткотт 1911 цитирует Суидаса , св.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Клиффорд 1907 год .
  6. ^ Jump up to: а б Весткотт 1911 цитирует Suidas, LC.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Уэсткотт 1911 г.
  8. ^ Весткотт 1911 цитирует Евагрия HE iii. 4 и далее. Теодорит Лект. я. 30 и далее. Феофановая летопись, стр. 104 и сл.; Прокопий Беллум Вандаликум i. 7, с. 195.
  9. ^ Весткотт 1911 цитирует Симплика. Эпп. 5, 6.
  10. ^ Весткотт 1911 цитирует Хроники Феофана , стр. 110.
  11. ^ Весткотт 1911 цитирует Симплика. Эпп. 14, 15.
  12. ^ Весткотт 1911 цитирует Либерат. в. 17; Эвагр. ОН iii. 12.
  13. ^ Весткотт 1911 цитирует Эвагра. ОН iii. 14.
  14. ^ Весткотт 1911 цитирует Симплика. Эпп. 18, 19.
  15. ^ Весткотт 1911 цитирует Эвагра. ОН iii. 21; Феликс, еп. 6.
  16. ^ Весткотт 1911 цитирует Эппа. 9, 10, 12.
  17. Весткотт 1911 года отмечает, что Тиллемон подробно изложил историю всей полемики, вплоть до смерти Патриарха Фравитты , в своих «Мемуарах», том. xvi., но с естественным уклоном в сторону Рима. Оригинальные документы, за исключением историй Евагрия, Феофана и Либерата , по большей части собраны в 58-м томе « Миня » Патрологии . См. также Хефеле , Конц. Геш. Бд. ii.

Атрибуция:

Библиография

[ редактировать ]
Титулы халкидонского христианства
Предшественник Патриарх Константинопольский
472–489
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 551ce6d408d82ce5af32bb0bbf376276__1720985220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/76/551ce6d408d82ce5af32bb0bbf376276.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Acacius of Constantinople - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)