Акакий Константинопольский
Акакий | |
---|---|
Патриарх Константинопольский | |
Умер | 489 |
Почитается в | Восточное православие Коптская православная церковь |
Праздник | 30-е число коптского месяца Хатхор. |
Акакий Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Установлено | 472 |
Срок закончился | 489 |
Личные данные | |
Номинал | Восточное христианство |
Акакий ( греч . Ἀκάκιος; умер 26 ноября 489 г.) служил Вселенским Патриархом Константинополя с 472 по 489 г. Он был практически первым прелатом на Востоке и был известен своим амбициозным участием в Халкидонском споре. [1] Его противоречивые попытки залечить богословские разногласия привели к акакианскому расколу и осуждению Халкидонских церквей. Он почитается как святой в восточном православии .
Акакий посоветовал византийскому императору Зенону издать в 482 году Энотиконский эдикт, который осудил Нестория и Евтихия , принял Двенадцать глав Кирилла Александрийского и проигнорировал Халкидонское определение . [2] Хотя Энотикон был направлен на разрешение конфликта вокруг ортодоксальности Халкидонского собора, в конечном итоге он потерпел неудачу. Папа Феликс III считал пренебрежительное отношение Акакия к Халкидону и его предшественнику Льву оскорблением престижа его престола . Акакий был осужден и свергнут Феликсом III, действие, которое было встречено Акацием с презрением и привело к расколу между двумя престолами, который продолжился после смерти Акакия. Раскол распространялся на протяжении всего бурного правления византийского императора Анастасия I и был разрешен только Юстином I при папе Хормизде в 519 году. [1]
Коптская Православная Церковь празднует Отъезд святителя Акакия, Патриарха Константинопольского, 30-го числа коптского месяца Хатур. [3]
Ранняя жизнь и епископство
[ редактировать ]Акакий впервые появляется в достоверной истории как орфанотрофос , или чиновник, которому поручена забота о сиротах в Константинопольской церкви , которой он управлял с заметным успехом. [4] Суидас описывает его как великолепного, щедрого, обходительного, благородного, изысканного и эффектного. [5]
Римский император Лев I заметил его способности и, используя навыки опытного придворного, [6] приобрел на него значительное влияние, что привело к его преемственности на посту Патриарха после смерти Геннадия в 471 году. Первые пять-шесть лет его епископства были ничем не примечательны. Однако вскоре он оказался втянутым в противоречия, которые продолжались на протяжении всего его патриархата, кульминацией которых стал тридцатипятилетний раскол между Восточной и Западной церквями. [7]
Он стремился, во-первых, восстановить единство Церкви, которая была разделена разделениями, вызванными Евтихианскими дебатами ; и, во-вторых, повысить авторитет своего престола , утвердив его независимость от Рима и распространив свое влияние на Александрию и Антиохию . В своих действиях он, похоже, вел себя скорее как государственный деятель, чем как богослов. [6]
Халкидонский спор
[ редактировать ]Союзная оппозиция против Василика и Тимофея Элера
[ редактировать ]Акакий получил восторженную народную поддержку и похвалу от Папы Симплиция из-за его противодействия узурпированному императору Василиску . Вместе со столпником монахом Даниилом Столпником он возглавил оппозицию узурпированному императору Василиску. [7] Тимофей Элер , нехалкидонский патриарх Александрийский, находящийся под покровительством Василиска с 476 года, [7] уже побудил Василиска издать энциклику или императорскую прокламацию ( egkyklios ), осуждающую учение Халкидонского Собора . Акакий поначалу не решался добавить свое имя в список азиатских епископов, ранее подписавших энциклику. Однако он пересмотрел свою позицию и стал активно участвовать в дебатах после получения письма от Папы Симплиция. Бдительная монашеская партия предупредила папу о неуверенной позиции Акакия. Эта внезапная смена присяги улучшила его репутацию среди общественности и принесла ему благосклонность халкидонской фракции, особенно среди различных монашеских групп на Востоке, благодаря его явной приверженности здравому учению . [5] Он даже получил одобрительное письмо от Папы Симплиция. [7]
Основной причиной внезапного всплеска популярности Акакия была его умелая способность руководить движением, лидером и вдохновителем которого был Даниил Столпник. Несомненно, возмущение было спонтанным среди монашеских пропагандистов и широкой публики, которая искренне ненавидела евтихианские взгляды на Воплощение. Однако остается неясным, был ли Акакий, который тогда находился в оппозиции халкидонитам, или позже, в своих попытках компромисса, чем-то более сложным, чем политик, пытающийся достичь своих личных целей. Ему не хватало последовательного понимания богословских принципов, и он имел склад ума игрока, играющего исключительно ради влияния. В конечном итоге Василиск потерпел поражение. [5]
Василиск отозвал свой оскорбительный указ посредством контрпрокламации, но его подчинение не спасло его. [5] Впоследствии император Зенон , находившийся в изгнании до сопротивления Акакия, вернул себе утраченный трон; и Василиск, после унизительных и тщетных уступок церковной власти, был передан ему (как гласит традиция) Акацием, укрывшимся в его церкви в 477 году. [8] На данный момент отношения между Зеноном, Акакием и Симплицием, похоже, были дружескими. Они сошлись во мнении о необходимости принять решительные меры для подтверждения постановлений Халкидонского Собора и какое-то время действовали дружно. [9]
Споры по поводу Питера Монгуса и Джона Талая
[ редактировать ]В 479 году Акакий рукоположил в сан патриарха Антиохийского . [10] тем самым превышая надлежащие пределы своей юрисдикции. Тем не менее Папа Симплиций принял это назначение, сославшись на необходимость. [7]
Проблемы возникли, когда в 482 году нехалкидонская партия Александрии попыталась назначить патриархом Петра Монга вместо Иоанна Талая . Симпликус возражал против назначения Петра Монгуса. [11] из-за своей принадлежности к Нехалкидонской партии Александрии и заявил о своей поддержке Иоанна Талая. [7]
Оба кандидата имели заметные недостатки. Монг не был халкидонцем, и Талая была связана торжественным обещанием, данным императору, не искать и (казалось бы) не принимать Патриархат. [12] Талая немедленно искала и получила поддержку Симплиция и оскорбила Акакия. Монгус заверил Акакия, что в случае утверждения на своем посту он сможет урегулировать разногласия, вызванные спором. [7]
Этот случай дал Акакию долгожданную возможность претендовать на честь и юрисдикцию над всем Востоком, освободив столичных епископов от ответственности перед кафедрами Александрии, Антиохии, Иерусалима и римского понтифика. Акакий, полностью одержав победу над Зеноном, посоветовал императору поддержать Монга, несмотря на сильное сопротивление Симплиция. Затем Акакий отправил послов для обсуждения условий воссоединения всех церквей Востока. [5]
Энотиконский эдикт и акакийский раскол
[ редактировать ]Вскоре после этого Акакий подготовил документ или набор статей, который был одновременно символом веры и инструментом воссоединения, как его способ претендовать на юрисдикцию над всем Востоком. Этот документ, известный богословам как Энотикон , изначально был нацелен на противостоящие группировки в Египте и был призывом к воссоединению на основе сдержанности и компромисса.
Энотиконский эдикт 482 года подтвердил Никейско-Константинопольский Символ веры (т. е. Никейский Символ веры , завершенный в Константинополе ) как общий, окончательный и единый символ или выражение веры. Все другие символы или математики были отвергнуты; Евтихий и Несторий были безоговорочно осуждены анафемой , а Двенадцать глав Кирилла Александрийского были приняты. [5] Учение Халкидона не было отвергнуто, а просто проигнорировано; Иисус Христос описывался как «единородный Сын Божий... один, а не два», и не было явного упоминания о двух природах. [13]
Петр Монгус принял Энотикон и был утвержден в своем положении. Иоанн Талая отказался принять его и удалился в Рим, где его поддержка была с большой силой поддержана письмами папы Симплиция, призывавшими Акакия контролировать распространение ереси в других местах и в Александрии . [14] Письма оказались напрасными, и вскоре после этого Симплиций умер. [7]
Его преемник, папа Феликс III , ревностно отстаивал дело Талая и послал двух епископов, Виталия и Мисена, в Константинополь с письмами к Зенону и Акакию, требуя, чтобы последний вернулся в Рим, чтобы ответить на обвинения, выдвинутые против него Талая (Felix, Epp. 1, 2). Миссия полностью провалилась. Виталиса и Мисена уговорили публично пообщаться (т.е. причаститься ) с Акакием и представителями Монга. С позором они вернулись в Италию в 484 году. [7]
По прибытии в Рим собрался синод, резко осудивший их действия. Впоследствии они были свергнуты и отлучены от церкви. Кроме того, против Монга была объявлена новая анафема, а Акакий был безвозвратно отлучен от церкви за связь с Монгом, за превышение пределов своей юрисдикции и за отказ отвечать на обвинения Талаи в Риме; [15] но против него не было доказано и не выдвинуто никакого прямого еретического мнения. [7] Акакий был осужден Папой Феликсом за совершение греха против Святого Духа и апостольской власти . Впоследствии он был подвергнут вечному отлучению от церкви . [5]
Феликс отправил приговор Акакию, а одновременно написал Зенону и Константинопольской Церкви, приказав всем отделиться от низложенного Патриарха под страхом отлучения . [16] Тем временем был назначен дополнительный посланник Тутус, который лично доставил Акакию указ о двойном отлучении от церкви. Акакий отказался принять документы, представленные Тутом, и продемонстрировал свое пренебрежение авторитетом Римского престола и Синода, осудившего его, стер имя Папы Феликса из диптихов. Несмотря на угрозы со стороны Феликса, практических последствий практически не было, поскольку большинство восточных христиан продолжали оставаться в общении с Акакием. [7]
Талая согласился стать епископом Нолы , фактически признав поражение; [5] тем временем Зенон и Акакий активно добивались широкого распространения Энотикона по всему Востоку. Некоторые (вероятно, тенденциозные) источники сообщают, что Акакий вместе с Зеноном начал жестокую политику насилия и преследований, направленную главным образом против своих старых противников-монахов, чтобы добиться всеобщего принятия Энотикона. Осуждение Акакия, вынесенное от имени Папы, было повторено от имени Халкидонского Собора, и раскол завершился в 485 году. Акакий игнорировал приговор до дня своей смерти в 489 году, за которым последовали приговоры Монгус в 490 году и Зенон в 491 году. [7]
Его преемник Фравитас (Флавитас, Флавиан) в течение очень недолгого патриархата вступил в переговоры с Феликсом, но безуспешно. Политика Акакия провалилась, когда он больше не мог ее осуществлять. За короткий промежуток времени все его усилия были сведены на нет. Генотикону не удалось восстановить единство на Востоке, и в 519 году византийский император Юстин I передал дело папе Хормизду , а осуждение Акакия было признано Константинопольской церковью. [7] [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 732.
- ^ Мейендорф 1989 , стр. 194–202.
- ^ «30 Хатур - Месяц Хатур - Коптский синаксарий (коптский православный календарь: ежедневный синаксарий) - Веб-сайт коптской православной церкви Святого Текле Хайманота - Алекс, Египет» .
- ^ Весткотт 1911 цитирует Суидаса , св.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Клиффорд 1907 год .
- ^ Jump up to: а б Весткотт 1911 цитирует Suidas, LC.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Уэсткотт 1911 г.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Евагрия HE iii. 4 и далее. Теодорит Лект. я. 30 и далее. Феофановая летопись, стр. 104 и сл.; Прокопий Беллум Вандаликум i. 7, с. 195.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Симплика. Эпп. 5, 6.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Хроники Феофана , стр. 110.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Симплика. Эпп. 14, 15.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Либерат. в. 17; Эвагр. ОН iii. 12.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Эвагра. ОН iii. 14.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Симплика. Эпп. 18, 19.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Эвагра. ОН iii. 21; Феликс, еп. 6.
- ^ Весткотт 1911 цитирует Эппа. 9, 10, 12.
- ↑ Весткотт 1911 года отмечает, что Тиллемон подробно изложил историю всей полемики, вплоть до смерти Патриарха Фравитты , в своих «Мемуарах», том. xvi., но с естественным уклоном в сторону Рима. Оригинальные документы, за исключением историй Евагрия, Феофана и Либерата , по большей части собраны в 58-м томе « Миня » Патрологии . См. также Хефеле , Конц. Геш. Бд. ii.
Атрибуция:
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Монофизиты ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 732–733. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Весткотт, Б.Ф. (1911). « Акакий, патриарх Константинопольский ». Ин Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Клиффорд, Корнелиус (1907). « Акакий, Патриарх Константинопольский ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Библиография
[ редактировать ]- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Дитмар В. Винклер : Акакий Константинопольский , в: Дэвид Г. Хантер, Пол Дж. Дж. Ван Гест, Берт Ян Литарт Перболт (ред.): Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла . Акакий Константинопольский