Михаил I Керуларий
Михаил I Керуларий | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Видеть | Константинополь |
Установлено | 1043 |
Срок закончился | 21 января 1059 г. |
Предшественник | Алексий I Студит |
Преемник | Константин III Личудас |
Личные данные | |
Рожденный | Майкл Керулариос в. 1000 |
Умер | 21 января 1059 г. Константинополь , Византийская империя |
Национальность | византийский |
Номинал | Восточное православие |
Резиденция | Константинополь |
Михаил I Керуларий или Керуларий ( греч . Μιχαὴλ Κηρουλάριος ; ок. 1000 – 21 января 1059 г.) был патриархом Константинополя с 1043 по 1059 г. н.э. Его споры с Папой Львом IX по поводу церковной практики в XI веке сыграли роль в событиях, которые привели к Великому расколу в 1054 году. [1]
Фон
[ редактировать ]Михаил Керуларий родился в Константинополе около 1000 года нашей эры и присоединился к Церкви в молодом возрасте.
раскол
[ редактировать ]Михаил поссорился с Папой Львом IX из-за церковных практик, в которых Римская церковь отличалась от Константинопольской, в частности, использования опресноков в Евхаристии . [2] Несогласные мнения также обменивались по другим богословским и культурным вопросам, начиная от вопроса о верховенстве папы в Церкви и заканчивая оговоркой о филиокве и другими разногласиями между патриархатами.
В 1054 году папа Лев IX отправил Михаилу письмо, в котором сослался на большую часть пожертвования Константина, считая его подлинным. [3]
- «Первым папой, который использовал это [пожертвование] в официальном акте и полагался на него, был Лев IX; в письме 1054 года Михаилу Керуларию, патриарху Константинополя, он цитирует «пожертвование», чтобы показать, что Святой Престол обладал одновременно земной и небесный империй, царственное священство».
Некоторые учёные говорят, что это письмо от сентября 1053 года, текст которого имеется в Migne, Patrologia Latina , vol. 143, сб. 744–769 , на самом деле так и не было отправлено, а было отложено, и фактически отправленный папский ответ был более мягким, но все же резким письмом Scripta tuae от января 1054 года. [4]
Лев IX заверил Михаила, что пожертвование было совершенно подлинным, а не басней или бабушкиными сказками. [ нужна ссылка ] утверждая, что только апостольский преемник Петра обладал первенством в Церкви.
Это письмо Папы Льва IX, адресованное как Патриарху Михаилу I, так и архиепископу Охридскому Льву , было ответом на письмо, отправленное архиепископом Львом епископу Трани Иоанну , в котором категорически нападали на обычаи Латинской церкви, отличающиеся от обычаев греков. . Особой критике подверглись римские традиции поста в субботу и освящение опресноков. Лев IX в своем письме обвинял Константинополь в том, что он исторически был центром ересей, и решительно заявлял о главенстве епископа Рима над патриархом Константинополя . Керуларий не хотел этого. Можно утверждать, что в 1054 году письмо Михаила Льву IX положило начало последующим событиям, поскольку оно претендовало на титул «вселенского патриарха» и обращалось к Папе Льву как к «брату», а не «отцу».
Папа Лев IX отправил официальную делегацию с миссией легата для встречи с Михаилом. Членами папской делегации были кардинал Гумберт Сильва Кандида , секретарь папы Фридрих Лотарингский и архиепископ Петр Амальфитанский. Вскоре после их прибытия в Константинополь пришло известие, что 19 апреля скончался папа Лев. Поскольку официальное положение и авторитет папских легатов зависели от папы, который уполномочил их представлять его, известие о смерти Льва поставило его посланников в неловкое положение. [5] Несмотря на это, они решили продолжить свою миссию, но еще до того, как были проведены какие-либо религиозные дискуссии, возникли проблемы, касающиеся некоторых основных формальностей и церемоний. Во время первой аудиенции Керуларий отказался встретиться с папскими посланниками в их официальном качестве и оставил их ждать без дальнейших аудиенций в течение нескольких месяцев.
В это время, с апреля по июль 1054 года, кардинал Гумберт и его коллеги продолжали свою деятельность в Константинополе, принимая участие в неформальных религиозных дискуссиях по различным вопросам. Патриарх Михаил посчитал это неуместным. Несмотря на то, что их легативная власть официально прекратилась после смерти папы, кардинал Гумберт и его коллеги решили вступить в открытый спор с патриархом. В субботу, 16 июля 1054 года, они издали грамоту об отлучении от церкви (лат.charta excommunicationis ), [6] направлено против Патриарха Михаила, Архиепископа Льва и всех их последователей. В тот же день кардинал Гумберт и его коллеги вошли в храм Святой Софии во время божественной литургии и положили грамоту на алтарь. [5]
Вскоре после этого патриарх решил отреагировать. 20 июля 1054 года в Константинополе под председательством Керулария состоялся синод из 21 митрополита и епископа. Совет решил отлучить кардинала Гумберта и его коллег от церкви. [7] [8] Только трое мужчин были преданы анафеме , и всем, кто их поддерживал, было сделано общее упоминание - не было явного отлучения от церкви всего западного христианства или Римской церкви. В воскресенье 24 июля в храме Святой Софии была официально провозглашена соборная анафема.
События 1054 года вызвали раскол между Востоком и Западом и привели к распаду союза между византийскими императорами и папами . Позже папы объединились с норманнами против Византийской империи . Патриарх Михаил закрыл латинские церкви в своей области, что усугубило раскол. В 1965 году эти отлучения были отменены Папой Павлом VI и Патриархом Афинагором после их встречи в Иерусалиме в 1964 году. [9] Хотя отлучение кардинала Гумберта от церкви было недействительным, жест 1965 года представлял собой значительный шаг на пути к восстановлению общения между Римом и Константинополем. [ нужна ссылка ]
Византийская политика
[ редактировать ]Во время недолгого правления императрицы Феодоры Михаил интриговал против трона. Михаил Пселл отмечает, что, хотя их первоначальные отношения были сердечными, как только Феодора заняла трон, они вступили в открытый конфликт, поскольку Михаил «был раздражен тем, что Римской империей управляла женщина», и по этой теме «он высказал свое мнение». свободно". [10] Историк предполагает, что Феодора свергла бы Михаила за его открытое нахальство и подстрекательство к мятежу, если бы она прожила дольше.
Керуларий приложил руку к переговорам об отречении преемника Феодоры, Михаила VI Стратиотикоса , убедив его уйти в отставку 31 августа 1057 года в пользу мятежного генерала Исаака I Комнина , в пользу которого армия выступила 8 июня. [11] Император должным образом последовал совету патриарха и стал монахом. Приняв участие в возведении его на престол, Керуларий вскоре поссорился с Исааком из-за конфискации церковного имущества. Михаил зашел так далеко, что сделал весьма символичный шаг, надев пурпурные туфли, церемониально предназначенные для императора. Михаил, очевидно, планировал восстание, намереваясь свергнуть Исаака и претендовать на трон для себя или для своего родственника Константина Дукаса . Исаак сослал Михаила в Проконнес в 1058 году, и, поскольку Михаил отказался уйти в отставку, Пселл выдвинул против него обвинения в ереси и измене. [12] Керуларий умер до суда.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаранис 1969 , с. 209-212.
- ^ Михаил Церуларий - в Католической энциклопедии статья
- ^ Миня Patrologia Latina , Том. 143 (cxliii), полковник. 744-769. Также манси, Новое комплексное собрание священных советов , т. 1, с. 19 (xix) полковник. 635-656.
- ^ Чаранис 1969 , с. 209-210.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чаранис 1969 , с. 210.
- ^ Манси 1774 , с. 676-679.
- ^ Манси 1774 , с. 811-822.
- ^ Чаранис 1969 , с. 211.
- ^ Кэрнс, Эрл Э. (13 сентября 2009 г.) [1954]. Христианство на протяжении веков: история христианской церкви (3-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Zondervan Academic (опубликовано в 2009 г.). п. 499. ИСБН 9780310829300 . Проверено 13 июня 2022 г.
Папа Павел VI встретился с Восточным патриархом Афинагором в Иерусалиме в 1964 году. 7 декабря 1965 года Павел в Риме и Афинагор в Константинополе отменили взаимное отлучение каждой церкви от другой в 1054 году.
- ^ Пселл, с. 269.
- ^ Норвич, стр. 332
- ^ Пселл, с. 315. Редактор н. I. См. также Скилицы, с. 464, примечание 56.
Источники
[ редактировать ]- Чаранис, Питер (1969) [1955]. «Византийская империя в одиннадцатом веке». История крестовых походов . Том. 1 (2-е изд.). Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 177–219. ISBN 978-0-299-04834-1 .
- Миня Patrologia Latina , Vol. 143 (cxliii), Льва IX Послания и указы.pdf – 1,9 Мб. См. полковника. 744B-769D (стр. 76–89) для письма Льва IX.
- Манси, Иоанн Доминик , изд. (1774). Новый и самый обширный сборник священных соборов . Том. 19. Венеция: Антониус Затта.
- Михаил Пселл, Четырнадцать византийских правителей ( Хронография ), ERA Sewter, пер . Нью-Йорк: Пингвин, 1966.
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537204-5 .
- Скилицес, Джон (Джон Уортли, пер. и Дж. К. Чейнет, примечания). Кембридж: Университетское издательство, 2010.