Евтихий Константинопольский
Евтихий Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Установлено | 552 |
Срок закончился | 565 577–582 |
Личные данные | |
Рожденный | в. 512 |
Умер | 5 апреля 582 г. Константинополь , Византийская империя (современный Стамбул , Турция ) |
Номинал | Халкидонское христианство |
Евтихий ( греч . Εὐτύχιος , Евтихий ; ок. 512 – 5 апреля 582), считающийся святым в католических и восточно-православных христианских традициях, был патриархом Константинополя с 552 по 565 год и с 577 по 582 год. Его праздник отмечают » католической церкви Православной церковью 6 апреля, и он упоминается в « Corpus Juris . [ 1 ] Срок его полномочий, происходивший во время правления императора Юстиниана Великого , был отмечен разногласиями как с императорской, так и с папской властью. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Карьера Евтихия хорошо документирована: полная биография, составленная его капелланом Евстафием Константинопольским, сохранилась нетронутой. [ 3 ] Евтихий родился в Теии во Фригии . [ 4 ] Его отец, Александр, был генералом под командованием знаменитого византийского полководца Велисария . Евтихий стал монахом в Амасии в возрасте 30 лет. Будучи архимандритом в Константинополе , Евтихий пользовался большим уважением у Менаса , Константинопольского Патриарха . В конце концов, в день смерти Менаса Евтихий был назначен Юстинианом Великим патриархом. [ 3 ]
Первый патриархат
[ редактировать ]Папа Вигилий находился в Константинополе, когда Евтихий стал патриархом. [ 5 ] Евтихий послал ему обычное извещение о своем назначении и вполне православном исповедании тогда еще единой Церкви. В то же время Папа призвал его созвать и возглавить Церковный совет, созванный для разрешения спора о трех главах . [ 3 ] Вигилий сначала дал, а затем отозвал свое согласие на проведение Собора. [ 5 ] Несмотря на отказ Папы, собор собрался 5 мая 553 года в Константинополе, и Евтихий разделил первое место в собрании с Аполлинарием Александрийским и Домнином Антиохийским (называемым « Домн III », см. Список греческих православных патриархов Антиохии ). . На втором заседании папа снова извинился, сославшись на плохое здоровье. Подписка Евтихия под актами этого синода, впоследствии признанного Пятым Генеральным собором и завершившегося 2 июня 553 г., представляет собой краткое изложение постановлений против Трех глав. [ 3 ]
Евтихий до сих пор все время поддерживал императора. Он составил декрет Совета против Капитулов. В 562 году он освятил новый храм Святой Софии . [ 5 ] Однако Евтихий вступил в ожесточенное столкновение с Юстинианом в 564 году, когда император принял догматы афтартодокетов , секты нехалкидонитов, веривших, что тело Христа на земле нетленно ( «афтора ») и не подвержено боли. [ 3 ]
Евтихий в длинном обращении доказывал несовместимость верований афтартодокетов с Писанием. Император Юстиниан настоял на том, чтобы он в любом случае подписался на него. Когда Евтихий отказался пойти на компромисс, Юстиниан приказал его арестовать. 22 января 565 года Евтихий праздновал праздник святителя Тимофея в церкви, примыкавшей к дворцу Ормизда , когда солдаты ворвались в патриаршую резиденцию, вошли в церковь и унесли его. [ 6 ]
Арест и ссылка
[ редактировать ]Евтихий был сначала переведён в монастырь под названием Хоракуд, а на следующий день в монастырь святого Осия близ Халкидона . [ 5 ] Восемь дней спустя Юстиниан созвал собрание князей и прелатов, на которое призвал Евтихия. Обвинения против него были тривиальными: он пользовался мазями, ел «нежное мясо» и подолгу молился. [ 7 ] После трехкратного вызова Евтихий ответил, что придет только в том случае, если его будут судить канонически, в его собственном достоинстве и под командованием своего духовенства. Осужденный по умолчанию, он был отправлен на остров Пропонтиды под названием Принцип («Остров принца»), а затем в свой старый монастырь в Амасии , где он провел 12 лет и 5 месяцев. [ 3 ]
Возвращение и второй патриархат
[ редактировать ]По смерти Иоанна Схоластика , которого Юстиниан посадил на патриаршее кресло, константинопольцы потребовали возвращения Евтихия. Юстин II сменил Юстиниана в 565 году и присоединил к себе молодого Тиберия , который стал цезарем в 574 году. В октябре 577 года два императора отправили делегацию в Амасию, чтобы вернуть Евтихия в Константинополь. [ 3 ] Современные сообщения утверждают, что, когда он вошел в город, его встретила большая группа людей, громко кричавших: «Благословен Грядущий во имя Господне» и «Слава Богу в вышних, на земле мир». [ 3 ] Подражая входу Иисуса в Иерусалим (записанному в Евангелии от Матфея 21:1–11 и Иоанна 12:12–18), он въехал в город на осленке, поверх одежд, разостланных на земле, толпа несла пальмы, танцевала, и пение. Весь город был освещен, проводились общественные банкеты и открывались новые здания. [ 3 ]
На следующий день он встретился с двумя императорами и был удостоен «выдающейся чести» в церкви Богородицы во Влахернах . Затем он проследовал в собор Святой Софии , поднялся на кафедру и благословил множество людей. Ему потребовалось шесть часов, чтобы раздать причастие, потому что все люди желали получить его из его собственных рук. [ 3 ]
Поздние убеждения и смерть
[ редактировать ]К концу жизни Евтихий придерживался мнения, что после воскресения тело будет «тонче воздуха» и уже не будет осязаемой вещью. [ 3 ] Это считалось ересью, поскольку воспринималось как отрицание учения о физическом, телесном воскресении. Будущий папа Григорий Великий , проживавший тогда в Константинополе как Апокризиарий , выступил против этого мнения, цитируя Луки 24:39. Император Тиберий разговаривал со спорящими отдельно и пытался их примирить, но разрыв был постоянным. [ 3 ]
Евтихий тихо скончался в воскресенье после Пасхи , в возрасте 70 лет. Некоторые из его друзей позже рассказали папе Григорию, что за несколько минут до смерти он коснулся кожи своей руки и сказал: «Признаюсь, что в этой плоти мы воскреснем». снова", [ 8 ] (грубая цитата из Иова 19:26).
Среди его учеников был Евстратий Константинопольский , написавший трактат против сна души . [ 9 ]
Сохранившиеся произведения Евтихия
[ редактировать ]Его литературные останки: [ 3 ]
- Письмо Папе Вигилиусу ( Migne , PL , LXIX, 63, PG LXXXVI, 2401)
- «Беседа о Пасхе» (фрагмент) (Mai: Class. Auct. X, 488 и Script. Vet. Nov Coll. IX, 623); и другие фрагменты, найденные в PG, LXXXVI.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (Grat., I pars., Dist. XVI, Cap. x)
- ↑ Хронология его жизни, которой придерживается Синклер (и эта статья), соответствует хронологии, установленной Хеншеном в его вступительном аргументе к «Жизни Евстафия» ( Sinclair 1911 со ссылкой на Boll. Acta SS. 6 Ap. i. 550).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Синклер 1911 год .
- ^ Уильям Хэзлитт , изд. В «Классическом справочнике: словарь древней географии, священной и светской » (1851 г.) приводится только «Тейум, крепость Афамании , Этолия , на Ахелусском фл[умене], к северо-западу от Кранона»; см. также Ливий, книга 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фортескью 1909 год .
- ^ Синклер 1911 цитирует ср. дю Канж , Кполис. Хр. либ. ii. п. 96, либ. iv. п. 93, изд. 1729)
- ^ Fortescue 1909 , cirs Eustathius, Vita S. Eutych., 4, 5.
- ^ Синклер 1911 цитирует Пола. Диак. Вит. Грег. Маг. книга я. Капитан 9, 27–30; Вит. Грег. из его Писания
- ^ Констас, Н., Апология культа святых в поздней античности: Евстратий, пресвитер Константинопольский (CPG 7522)
Атрибуция
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Фортескью, Адриан (1909). «Евтихий I» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Синклер, WM (1911). « Евтихий ». Ин Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.