Филофей I Константинопольский
Филофей I Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Церковь | Церковь Константинополя |
В офисе | Ноябрь 1353 – 1354 гг. 8 октября 1364 г. - конец 1376 г. |
Предшественник | Каллист I Константинопольский |
Преемник | Каллист I Константинопольский , Макарий Константинопольский |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1300 |
Умер | 1379 Константинополь |
Святость | |
Праздник | 11 октября |
Почитается в | Православная Церковь |
Богословская работа | |
Язык | Греческий |
Традиция или движение | Паламизм |
Основные интересы | Исихазм Паламизм Гимнография |
Филофей Коккинос ( греч . Φιλόθεος Κόκκινος; ок. 1300–1379) был Вселенским Патриархом Константинополя в течение двух периодов с ноября 1353 по 1354 год и с 1364 по 1376 год, а также лидером византийского монашеского и религиозного возрождения в 14 веке. Его многочисленные богословские, литургические и канонические труды получили широкое распространение не только в Византии, но и во всем славяно-православном мире. [1] [примечание 1]
Он был назначен патриархом в 1353 году императором Иоанном VI Кантакузином , свергнут Иоанном V Палеологом в 1354 году, затем восстановлен на патриаршем престоле в 1364 году. Он выступал против императора Иоанна V в его намерении вести переговоры о политическом воссоединении церквей с Папами. Урбан V и Григорий XI . Вместо этого в 1367 году он поддержал предложенное собрание подлинного вселенского унионного собора, чтобы должным образом разрешить разногласия с Западной церковью. [3] [4]
Память его отмечается 11 октября . [5] [6] [7] и считается «защитником православия» наряду со святыми Фотием Великим , Марком Евгеником и Григорием Паламой . [8] [примечание 2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ранняя жизнь Филофея неизвестна. Он был уроженцем Салоников и, как полагают, родился около 1300 года. Его мать была еврейкой, принявшей православие. [8]
Его обучал магистр Томас (ум. 1347), один из самых образованных людей того времени, и он проявил большой талант как к богословским, так и к светским исследованиям. [3]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Филофей рано вступил в монашескую жизнь, став монахом сначала на горе Синай , затем позже на Афоне .
На Афоне он прожил свою монашескую жизнь сначала в монастыре Ватопеди , где у него сложились отношения со святым Саввой ( Юродивым ум. 1350), биографом которого он стал. Позже он отправился в Великую Лавру , где у него сложились отношения со святителем Григорием Паламой , для которого он также стал биографом. [8]
Он был сторонником св. Григория Паламы и стал последователем и защитником формы созерцательной молитвы, называемой исихазм , и православного богословия нетварной Благодати . [3] Как известный писатель, Филофей написал работы по теологии Нетварных Энергий Бога и опроверг схоластическую философию , которая тогда была распространена в Западной церкви. [8] Его самая известная работа, написанная в 1339 году, [6] был Агиоритский томик , манифест афонских монахов о том, как святые причащаются Божественного и нетварного Света , который узрели апостолы при Преображении Иисуса .
В 1340 году он был назначен игуменом монастыря Филокалу в Салониках, но вскоре был отозван на Афон в 1344 году, чтобы руководить Великой Лаврой в качестве игумена . [3]
В знак признания его вклада в полемику об исихастах патриарх Исидор назначил его митрополитом Гераклеи . Фракийской в 1347 году [3] Однако, став протеже соправителя Иоанна VI Кантакузина , [1] Епископ Филофей большую часть времени проводил в Константинополе. Во время его отсутствия город Гераклея стал жертвой соперничества генуэзцев и венецианцев. В 1351 году генуэзцы под предводительством Паганино Дориа разграбили его епископскую кафедру в Гераклее. Лишь благодаря вмешательству епископа Филофея большое количество жителей, находившихся в плену генуэзцев, было освобождено. [3] После этого он на всю оставшуюся жизнь сохранил твердый личный антагонизм против генуэзцев. [2]
В 1351 году он принял участие в « Исихастском соборе » в Константинополе и написал его Деяния. [8] [примечание 3]
Первый патриархат
[ редактировать ]Филофея, известного своей ученостью и православием, патриархом Константинопольским назначил В 1353 году Иоанн VI Кантакузенос . [3] [8]
В 1354 году, после того как Иоанн V Палеолог добился отречения Иоанна VI Кантакузина и принудил его уйти в монастырь под именем Иосиф Христодул, он добился также низложения патриарха Филофея, который возобновил престол Гераклеи.
Второй патриархат
[ редактировать ]В 1364 году Филофей был отозван на патриарший престол в Константинополе по смерти I. Каллиста
Отношения с Римом
[ редактировать ]С 1354 года Османская империя закрепилась в Европе в Галлиполи , угрожая Константинополю с новой стороны. К 1362 году Адрианополь пал перед османами и стал передовой базой османской экспансии в Европу. [9] Под новой угрозой Иоанн V Палеолог обратился к Западу за помощью в защите Константинополя от турок, предлагая взамен положить конец расколу между Востоком и Западом между Константинополем и Римом. В октябре 1369 года Иоанн, проехав через Неаполь в Рим, официально принял католицизм в базилике Святого Петра и признал папу верховным главой Церкви. Выступая против воссоединения на политических условиях, Филофей выступил против попыток Иоанна V вести переговоры с Папами Урбаном V (1362–1370 гг.) и Григорием XI (1370–78 гг.).
С другой стороны, второй период пребывания Филофея на посту Патриарха был примечателен его попытками начать искренние дискуссии с Римской церковью с целью положить конец расколу – а не дипломатическими усилиями, подобными усилиям императора Иоанна V, который только что отрекся от православия в пользу латинской веры – но из настоящего желания истинного и подлинного союза. [3] С этой целью в 1367 году он высказался за созыв Вселенского унионного собора для разрешения разногласий с Западной Церковью. [1] [6] однако дискуссии ни к чему не привели, поскольку эта идея была отвергнута Папой Урбаном VI в 1369 году. [3] [4] Этот неудачный конец стал сигналом Филофею о прекращении любых дальнейших усилий по сближению с Западом. [10] [примечание 4]
Синод 1368 г.
[ редактировать ]Авторитетность актов « Исихастского Собора » 1351 года была подтверждена Синодом 1368 года. [6] [примечание 5] Кроме того, Филофей возглавил синодальное решение о провозглашении Григория Паламы святителя , постановив его праздником вторую неделю Великого поста и составив церковные службы святителю Григорию Паламе. [8]
Ярким примером кампании по обеспечению православия паламитского учения было осуждение Прохора Кидона на этом синоде. Применяя аристотелевскую логику к неоплатоническому характеру исихазма, Прохор обвинил Паламу в пантеизме или политеизме . В конце концов Прохор был отлучен от церкви и низложен из духовенства навечно. [6] [12] [примечание 6]
Отношения со славянским православным миром
[ редактировать ]Во время своего второго пребывания на посту Филофей также питал твердую приверженность единству православного мира. [13] [14] проведение церковной политики по организации православных церквей сербов, русских и болгар, в которых распространились исихастское богословие и духовность. [6]
Около 1354 года преподобного Сергия Радонежского , основателя Троицкого монастыря , посетили посланцы патриарха Филофея с призывами ввести в его монастыре общинное управление, так как византийцы придавали повышенное значение общежительскому монашеству в этот период . После некоторых колебаний преподобный Сергий выполнил эту просьбу, и Троицкий монастырь, приняв Студийскую конституцию , стал образцом для всех остальных позднесредневековых русских койнобий . [15] Во-вторых, тесные связи монастыря с Константинополем способствовали распространению исихазма в Центральной и Северной России. [15]
Поскольку одним из препятствий на пути единого православного фронта был раскол — с 1350 года — который разделил Константинопольский Патриархат и Сербский Патриархат Печ , Филофей признал последний в 1375 году и восстановил единство. [16] Акт об отлучении от церкви был отменен и Сербская Церковь была признана Патриархатом при условии возвращения всех епархий в спорных южных регионах под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. [17]
В 1375 году патриарх Филофей рукоположил Киприана в сан «митрополита Киевского, Литовского и Русского» при жизни Алексия , законного настоятеля двух из этих трех кафедр. Русские почувствовали себя глубоко униженными этим оскорблением своего популярного митрополита, и смятение закончилось только в 1390 году, когда москвичи приняли Киприана митрополитом Русским. [18]
Писатель и гимнограф
[ редактировать ]Филофей также занимался написанием ряда работ, излагающих теологию нетварных Энергий, и успешно спорил с богословами-гуманистами, которые в трудах западных схоластов, особенно Фомы Аквинского , находили натуралистическую философию , которая позволяла им выражать свою любовь. классической античности в полной мере. [3] Кроме того, он также составил замечательные жития святых. Как гимнописатель Филофей известен составлением службы в память отцов Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне, а также составлением служб святителю Григорию Паламе. [19]
Наряду с Каллистом I , Филофей был константинопольским исихастским патриархом, который использовал жития святых для превознесения идеала исихии . [20]
Изгнание и смерть
[ редактировать ]В 1376 году патриарх Филофей был низложен императором Андроником IV Палеологом , когда последний взошел на императорский престол.
Филофей скончался в ссылке в 1379 году. Его могила в монастыре Акаталипта Марии Диакониссы (Богородицы Кириотиссы). [21] стал местом многих чудес. [8]
Наследие
[ редактировать ]Роберт Ф. Тафт утверждает, что литургическая кодификация евхаристического богослужения Великой Церкви достигла своей полной формы в диатаксисе Филофея I Константинопольского. [22] [примечание 7]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Фамилия Коккинос (Κόκκινοϛ), 'рыжеволосый', принадлежавшая Филофею, Никифор Григора приписывает 'его огнеподобному и дикому облику' (διὰ τὸ πυρῶδεϛ καὶ ἄγριον τῆϛ ὄψεωϛ). реальность, одна скорее можно предположить, что «Коккинос» — это его фамилия». [2]
- ^ Святые Фотий Великий , Марк Ефесский и Григорий Палама были названы Тремя Столпами Православия .
- ^ Шесть патриарших сессий Девятого Вселенского Собора (или Пятого Константинопольского Собора ) состоялись в Константинополе между 1341 и 1351 годами. Шесть сессий, называемые также исихастскими соборами или Паламитскими соборами, проводились:
- 10 июня 1341 г.;
- август 1341 г.;
- 4 ноября 1344 г.;
- 1 февраля 1347 г.;
- 8 февраля 1347 г.;
- 28 мая 1351 г.
- ^ «Идея «унионного совета», т.е. совета между церквями Востока и Запада после раскола , была выдвинута греческой стороной в позднем средневековье в попытке восстановить унию. Папство неохотно приняло эту концепцию… …Таким образом, от имени византийцев было сделано несколько предложений о создании унионного совета. В их число входил не только проект, представленный Папе Бенедикту XII в 1339 году Варлаамом Калабрийским , но и несколько предложений консервативного монашеского руководства, захватившего Византийскую церковь после 1347 года. В 1367 году император- монах Иоанн Кантакузин , выступая перед папой легат Павел от имени Греческой Церкви предложил « провести кафолический и вселенский собор … …Проект был официально одобрен Синодом и патриархами Александрийским и Иерусалимским; исихастский патриарх Филофей Коккинос сообщил об этой новости архиепископу Охридскому и сообщил ему, что « с посланниками папы было достигнуто соглашение о том, что если наше учение (т. е. учение Восточной Церкви) окажутся на соборе превосходящими таковых латинян, они присоединятся к нам и признают это » (Миклоших-Мюллер, Acta , I, 492). Отвергнутый папой Урбаном V в 1369 году, проект должен был быть возрожден после триумфа « соборных » теорий на Западе и в конечном итоге привел к созданию Ферраро-Флорентийского собора ». [4]
- ↑ Болгарский собор в Трново в 1360 году также подтвердил решения предыдущих исихастских соборов, и исихазм стал официальным догматом византийской церкви. [11]
- ^ Ответ Деметрия Кидона исихастам на его отлучение от церкви при патриархе Филофее Коккиносе считается классикой римско-католической полемики против исихазма.
- ^ "Книга рубрик Филофея Коккина датируется до 1347 года, когда он еще был игуменом Великой Лавры на Афоне. Она приобрела большой престиж после восшествия Филофея на патриарший престол Константинополя в 1353 году и в конечном итоге стала нормативной во всей Византийской Церкви за пределами Италии. и был включен в издание «Принцепс литургии» Деметрия Дукаса (Рим, 1526 г.)». [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Филофей Коккинос». Библиотека Британника , Британская энциклопедия, 20 июля 1998 г. По состоянию на 9 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Мейендорф. Византия и возвышение России: исследование византийско-российских отношений в четырнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета, 2010. с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Иеромонах Макарий Симонос Петра (Ред.). СИНАКСАРИОН: Жития святых Православной Церкви: ТОМ ПЕРВЫЙ - сентябрь, октябрь. Перевод с французского Кристофера Хукуэя. Святой монастырь Симона Петра (Афон). Издано INDIKTOS, Афины, Греция. 2013. С. 364-366.
- ^ Перейти обратно: а б с Джон Мейендорф. Живая традиция, православное свидетельство в современном мире. Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1978. С. 56-57.
- ^ Преподобный Филофей, Патриарх Константинопольский . Православная Церковь в Америке (ПЦА) - Жития святых. Получено: 9 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Великий синаксарист: (по-гречески) святой Филофей Красный, патриарх Константинопольский . 11 ОКТЯБРЯ. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ (на греческом языке) Синаксарист. 11 октября . ЭКЛЕСИЯ.GR. (ЦЕРКОВЬ ГРЕЦИИ).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час « Икона святителя Филофея Коккина, Патриарха Константинопольского ». Греческий православный монастырь Параклетос, Абвиль, Южная Каролина. Проверено: 25 ноября 2020 г.
- ^ "Эдирне". Британская энциклопедия. Британская энциклопедия 2009 Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия, 2009.
- ^ (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126. п. 1121.
- ^ Анита Стрезова. « Византийский исихазм в XIV и XV веках ». В: Исихазм и искусство: появление новых иконографических течений в византийских и славянских землях в XIV и XV веках. АНУ Пресс, 2014. с. 26.
- ^ Джуги, Мартин. «Спор о паламитах» . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Джон Мейендорф. Византия и возвышение России: исследование византийско-российских отношений в четырнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета, 2010. с. 181.
- ^ (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126. п. 1120.
- ^ Перейти обратно: а б Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. стр. 306–307.
- ^ Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. с. 181.
- ^ Георгий Острогорский. История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1956. с. 485.
- ^ Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. стр. 263–264.
- ^ (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126. п. 1126.
- ^ Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. с. 339.
- ^ Богородица Кириотисса . Византийское наследие.
- ^ Д-Василеску, Елена Эне. «Евангелие свободы» или письмо-предупреждение? Использование Послания Павла к Галатам в византийской литургии св. Иоанна Златоуста». Акрополис: Журнал эллинистических исследований , Том. 3, 2019, с. 109+.
- ^ Роберт Тафт. «Литургия Великой Церкви: первоначальный синтез структуры и интерпретации накануне иконоборчества». Документы Думбартон-Оукса , Vol. 34/35 (1980/1981), стр. 45–75. п. 45
Источники
[ редактировать ]- Преподобный Филофей, Патриарх Константинопольский . ОСА – Жития святых.
- Филофей Коккинос, патриарх Константинопольский . Британская энциклопедия.
- Святитель Филофей (Коккинос) Афонский, патриарх Константинопольский (1379) . Русская Православная Церковь Святой Троицы (приход Московского Патриархата).
- (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наш Святейший Отец Филофей Коккинос, Патриарх Константинопольский . Ancient Faith Ministries, Inc., 11 октября 2011 г. ( Аудио: 2:09 минуты )
- Михаил Митреа. Поздвизантийский агиограф: Филофей Коккинос и его жития современных святых . Доктор философии по классике, Эдинбургский университет. 2017.
- (на греческом языке) профессора Василиу Дентакиса (Научный журнал Афинской теологической школы). Житие и преемственность святителя Филофея (Красного) Патриарха Константинопольского (1353-1354 и 1364-1376) Богослова . том. 17, 1971, стр. 515–616. (PDF)
- 1300 рождений
- 1379 смертей
- Константинопольские патриархи XIV века
- Византийские писатели XIV века.
- Византийские святые Восточной Православной Церкви
- Византийские Салоники
- Византийские аббаты
- Византийские гимнографы
- Христианские агиографы
- Исихасты
- литургисты
- Ученые восточного православия
- Византийские изгнанники
- Греческие музыканты XIV века
- Греческие писатели XIV века.
- Греческие педагоги XIV века
- Люди, связанные с Афоном
- Люди, связанные с Ватопедом
- Люди, связанные с Великой Лаврой