Jump to content

Филофей I Константинопольский


Филофей I Константинопольский
Вселенский Патриарх Константинопольский
Церковь Церковь Константинополя
В офисе Ноябрь 1353 – 1354 гг.
8 октября 1364 г. - конец 1376 г.
Предшественник Каллист I Константинопольский
Преемник Каллист I Константинопольский , Макарий Константинопольский
Личные данные
Рожденный в. 1300
Умер 1379
Константинополь
Святость
Праздник 11 октября
Почитается в Православная Церковь
Богословская работа
Язык Греческий
Традиция или движение Паламизм
Основные интересы Исихазм
Паламизм
Гимнография

Филофей Коккинос ( греч . Φιλόθεος Κόκκινος; ок. 1300–1379) был Вселенским Патриархом Константинополя в течение двух периодов с ноября 1353 по 1354 год и с 1364 по 1376 год, а также лидером византийского монашеского и религиозного возрождения в 14 веке. Его многочисленные богословские, литургические и канонические труды получили широкое распространение не только в Византии, но и во всем славяно-православном мире. [1] [примечание 1]

Он был назначен патриархом в 1353 году императором Иоанном VI Кантакузином , свергнут Иоанном V Палеологом в 1354 году, затем восстановлен на патриаршем престоле в 1364 году. Он выступал против императора Иоанна V в его намерении вести переговоры о политическом воссоединении церквей с Папами. Урбан V и Григорий XI . Вместо этого в 1367 году он поддержал предложенное собрание подлинного вселенского унионного собора, чтобы должным образом разрешить разногласия с Западной церковью. [3] [4]

Память его отмечается 11 октября . [5] [6] [7] и считается «защитником православия» наряду со святыми Фотием Великим , Марком Евгеником и Григорием Паламой . [8] [примечание 2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Ранняя жизнь Филофея неизвестна. Он был уроженцем Салоников и, как полагают, родился около 1300 года. Его мать была еврейкой, принявшей православие. [8]

Его обучал магистр Томас (ум. 1347), один из самых образованных людей того времени, и он проявил большой талант как к богословским, так и к светским исследованиям. [3]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Филофей рано вступил в монашескую жизнь, став монахом сначала на горе Синай , затем позже на Афоне .

На Афоне он прожил свою монашескую жизнь сначала в монастыре Ватопеди , где у него сложились отношения со святым Саввой ( Юродивым ум. 1350), биографом которого он стал. Позже он отправился в Великую Лавру , где у него сложились отношения со святителем Григорием Паламой , для которого он также стал биографом. [8]

Он был сторонником св. Григория Паламы и стал последователем и защитником формы созерцательной молитвы, называемой исихазм , и православного богословия нетварной Благодати . [3] Как известный писатель, Филофей написал работы по теологии Нетварных Энергий Бога и опроверг схоластическую философию , которая тогда была распространена в Западной церкви. [8] Его самая известная работа, написанная в 1339 году, [6] был Агиоритский томик , манифест афонских монахов о том, как святые причащаются Божественного и нетварного Света , который узрели апостолы при Преображении Иисуса .

В 1340 году он был назначен игуменом монастыря Филокалу в Салониках, но вскоре был отозван на Афон в 1344 году, чтобы руководить Великой Лаврой в качестве игумена . [3]

В знак признания его вклада в полемику об исихастах патриарх Исидор назначил его митрополитом Гераклеи . Фракийской в ​​1347 году [3] Однако, став протеже соправителя Иоанна VI Кантакузина , [1] Епископ Филофей большую часть времени проводил в Константинополе. Во время его отсутствия город Гераклея стал жертвой соперничества генуэзцев и венецианцев. В 1351 году генуэзцы под предводительством Паганино Дориа разграбили его епископскую кафедру в Гераклее. Лишь благодаря вмешательству епископа Филофея большое количество жителей, находившихся в плену генуэзцев, было освобождено. [3] После этого он на всю оставшуюся жизнь сохранил твердый личный антагонизм против генуэзцев. [2]

В 1351 году он принял участие в « Исихастском соборе » в Константинополе и написал его Деяния. [8] [примечание 3]

Первый патриархат

[ редактировать ]

Филофея, известного своей ученостью и православием, патриархом Константинопольским назначил В 1353 году Иоанн VI Кантакузенос . [3] [8]

В 1354 году, после того как Иоанн V Палеолог добился отречения Иоанна VI Кантакузина и принудил его уйти в монастырь под именем Иосиф Христодул, он добился также низложения патриарха Филофея, который возобновил престол Гераклеи.

Второй патриархат

[ редактировать ]

В 1364 году Филофей был отозван на патриарший престол в Константинополе по смерти I. Каллиста

Отношения с Римом

[ редактировать ]

С 1354 года Османская империя закрепилась в Европе в Галлиполи , угрожая Константинополю с новой стороны. К 1362 году Адрианополь пал перед османами и стал передовой базой османской экспансии в Европу. [9] Под новой угрозой Иоанн V Палеолог обратился к Западу за помощью в защите Константинополя от турок, предлагая взамен положить конец расколу между Востоком и Западом между Константинополем и Римом. В октябре 1369 года Иоанн, проехав через Неаполь в Рим, официально принял католицизм в базилике Святого Петра и признал папу верховным главой Церкви. Выступая против воссоединения на политических условиях, Филофей выступил против попыток Иоанна V вести переговоры с Папами Урбаном V (1362–1370 гг.) и Григорием XI (1370–78 гг.).

С другой стороны, второй период пребывания Филофея на посту Патриарха был примечателен его попытками начать искренние дискуссии с Римской церковью с целью положить конец расколу – а не дипломатическими усилиями, подобными усилиям императора Иоанна V, который только что отрекся от православия в пользу латинской веры – но из настоящего желания истинного и подлинного союза. [3] С этой целью в 1367 году он высказался за созыв Вселенского унионного собора для разрешения разногласий с Западной Церковью. [1] [6] однако дискуссии ни к чему не привели, поскольку эта идея была отвергнута Папой Урбаном VI в 1369 году. [3] [4] Этот неудачный конец стал сигналом Филофею о прекращении любых дальнейших усилий по сближению с Западом. [10] [примечание 4]

Синод 1368 г.

[ редактировать ]

Авторитетность актов « Исихастского Собора » 1351 года была подтверждена Синодом 1368 года. [6] [примечание 5] Кроме того, Филофей возглавил синодальное решение о провозглашении Григория Паламы святителя , постановив его праздником вторую неделю Великого поста и составив церковные службы святителю Григорию Паламе. [8]

Ярким примером кампании по обеспечению православия паламитского учения было осуждение Прохора Кидона на этом синоде. Применяя аристотелевскую логику к неоплатоническому характеру исихазма, Прохор обвинил Паламу в пантеизме или политеизме . В конце концов Прохор был отлучен от церкви и низложен из духовенства навечно. [6] [12] [примечание 6]

Отношения со славянским православным миром

[ редактировать ]

Во время своего второго пребывания на посту Филофей также питал твердую приверженность единству православного мира. [13] [14] проведение церковной политики по организации православных церквей сербов, русских и болгар, в которых распространились исихастское богословие и духовность. [6]

Около 1354 года преподобного Сергия Радонежского , основателя Троицкого монастыря , посетили посланцы патриарха Филофея с призывами ввести в его монастыре общинное управление, так как византийцы придавали повышенное значение общежительскому монашеству в этот период . После некоторых колебаний преподобный Сергий выполнил эту просьбу, и Троицкий монастырь, приняв Студийскую конституцию , стал образцом для всех остальных позднесредневековых русских койнобий . [15] Во-вторых, тесные связи монастыря с Константинополем способствовали распространению исихазма в Центральной и Северной России. [15]

Поскольку одним из препятствий на пути единого православного фронта был раскол — с 1350 года — который разделил Константинопольский Патриархат и Сербский Патриархат Печ , Филофей признал последний в 1375 году и восстановил единство. [16] Акт об отлучении от церкви был отменен и Сербская Церковь была признана Патриархатом при условии возвращения всех епархий в спорных южных регионах под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. [17]

В 1375 году патриарх Филофей рукоположил Киприана в сан «митрополита Киевского, Литовского и Русского» при жизни Алексия , законного настоятеля двух из этих трех кафедр. Русские почувствовали себя глубоко униженными этим оскорблением своего популярного митрополита, и смятение закончилось только в 1390 году, когда москвичи приняли Киприана митрополитом Русским. [18]

Писатель и гимнограф

[ редактировать ]

Филофей также занимался написанием ряда работ, излагающих теологию нетварных Энергий, и успешно спорил с богословами-гуманистами, которые в трудах западных схоластов, особенно Фомы Аквинского , находили натуралистическую философию , которая позволяла им выражать свою любовь. классической античности в полной мере. [3] Кроме того, он также составил замечательные жития святых. Как гимнописатель Филофей известен составлением службы в память отцов Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне, а также составлением служб святителю Григорию Паламе. [19]

Наряду с Каллистом I , Филофей был константинопольским исихастским патриархом, который использовал жития святых для превознесения идеала исихии . [20]

Изгнание и смерть

[ редактировать ]

В 1376 году патриарх Филофей был низложен императором Андроником IV Палеологом , когда последний взошел на императорский престол.

Филофей скончался в ссылке в 1379 году. Его могила в монастыре Акаталипта Марии Диакониссы (Богородицы Кириотиссы). [21] стал местом многих чудес. [8]

Наследие

[ редактировать ]

Роберт Ф. Тафт утверждает, что литургическая кодификация евхаристического богослужения Великой Церкви достигла своей полной формы в диатаксисе Филофея I Константинопольского. [22] [примечание 7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Фамилия Коккинос (Κόκκινοϛ), 'рыжеволосый', принадлежавшая Филофею, Никифор Григора приписывает 'его огнеподобному и дикому облику' (διὰ τὸ πυρῶδεϛ καὶ ἄγριον τῆϛ ὄψεωϛ). реальность, одна скорее можно предположить, что «Коккинос» — это его фамилия». [2]
  2. ^ Святые Фотий Великий , Марк Ефесский и Григорий Палама были названы Тремя Столпами Православия .
  3. ^ Шесть патриарших сессий Девятого Вселенского Собора (или Пятого Константинопольского Собора ) состоялись в Константинополе между 1341 и 1351 годами. Шесть сессий, называемые также исихастскими соборами или Паламитскими соборами, проводились:
    • 10 июня 1341 г.;
    • август 1341 г.;
    • 4 ноября 1344 г.;
    • 1 февраля 1347 г.;
    • 8 февраля 1347 г.;
    • 28 мая 1351 г.
  4. ^ «Идея «унионного совета», т.е. совета между церквями Востока и Запада после раскола , была выдвинута греческой стороной в позднем средневековье в попытке восстановить унию. Папство неохотно приняло эту концепцию… …Таким образом, от имени византийцев было сделано несколько предложений о создании унионного совета. В их число входил не только проект, представленный Папе Бенедикту XII в 1339 году Варлаамом Калабрийским , но и несколько предложений консервативного монашеского руководства, захватившего Византийскую церковь после 1347 года. В 1367 году император- монах Иоанн Кантакузин , выступая перед папой легат Павел от имени Греческой Церкви предложил « провести кафолический и вселенский собор … …Проект был официально одобрен Синодом и патриархами Александрийским и Иерусалимским; исихастский патриарх Филофей Коккинос сообщил об этой новости архиепископу Охридскому и сообщил ему, что « с посланниками папы было достигнуто соглашение о том, что если наше учение (т. е. учение Восточной Церкви) окажутся на соборе превосходящими таковых латинян, они присоединятся к нам и признают это » (Миклоших-Мюллер, Acta , I, 492). Отвергнутый папой Урбаном V в 1369 году, проект должен был быть возрожден после триумфа « соборных » теорий на Западе и в конечном итоге привел к созданию Ферраро-Флорентийского собора ». [4]
  5. Болгарский собор в Трново в 1360 году также подтвердил решения предыдущих исихастских соборов, и исихазм стал официальным догматом византийской церкви. [11]
  6. ^ Ответ Деметрия Кидона исихастам на его отлучение от церкви при патриархе Филофее Коккиносе считается классикой римско-католической полемики против исихазма.
  7. ^ "Книга рубрик Филофея Коккина датируется до 1347 года, когда он еще был игуменом Великой Лавры на Афоне. Она приобрела большой престиж после восшествия Филофея на патриарший престол Константинополя в 1353 году и в конечном итоге стала нормативной во всей Византийской Церкви за пределами Италии. и был включен в издание «Принцепс литургии» Деметрия Дукаса (Рим, 1526 г.)». [23]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Филофей Коккинос». Библиотека Британника , Британская энциклопедия, 20 июля 1998 г. По состоянию на 9 ноября 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Джон Мейендорф. Византия и возвышение России: исследование византийско-российских отношений в четырнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета, 2010. с. 178.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Иеромонах Макарий Симонос Петра (Ред.). СИНАКСАРИОН: Жития святых Православной Церкви: ТОМ ПЕРВЫЙ - сентябрь, октябрь. Перевод с французского Кристофера Хукуэя. Святой монастырь Симона Петра (Афон). Издано INDIKTOS, Афины, Греция. 2013. С. 364-366.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Джон Мейендорф. Живая традиция, православное свидетельство в современном мире. Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1978. С. 56-57.
  5. ^ Преподобный Филофей, Патриарх Константинопольский . Православная Церковь в Америке (ПЦА) - Жития святых. Получено: 9 ноября 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Великий синаксарист: (по-гречески) святой Филофей Красный, патриарх Константинопольский . 11 ОКТЯБРЯ. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  7. ^ (на греческом языке) Синаксарист. 11 октября . ЭКЛЕСИЯ.GR. (ЦЕРКОВЬ ГРЕЦИИ).
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час « Икона святителя Филофея Коккина, Патриарха Константинопольского ». Греческий православный монастырь Параклетос, Абвиль, Южная Каролина. Проверено: 25 ноября 2020 г.
  9. ^ "Эдирне". Британская энциклопедия. Британская энциклопедия 2009 Ultimate Reference Suite. Чикаго: Британская энциклопедия, 2009.
  10. ^ (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126. п. 1121.
  11. ^ Анита Стрезова. « Византийский исихазм в XIV и XV веках ». В: Исихазм и искусство: появление новых иконографических течений в византийских и славянских землях в XIV и XV веках. АНУ Пресс, 2014. с. 26.
  12. ^ Джуги, Мартин. «Спор о паламитах» . Проверено 28 декабря 2010 г.
  13. ^ Джон Мейендорф. Византия и возвышение России: исследование византийско-российских отношений в четырнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета, 2010. с. 181.
  14. ^ (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126. п. 1120.
  15. ^ Перейти обратно: а б Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. стр. 306–307.
  16. ^ Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. с. 181.
  17. ^ Георгий Острогорский. История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1956. с. 485.
  18. ^ Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. стр. 263–264.
  19. ^ (на греческом языке) Курусес, Ставрос I. «Филофей. Красный. Вселенский Патриарх (1353–1354, 1364–1376)». БОГ , т. 11, изд. Мартинос Ат., Афины, 1967, ф. 1119–1126. п. 1126.
  20. ^ Дмитрий Оболенский . Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг. Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1971. с. 339.
  21. ^ Богородица Кириотисса . Византийское наследие.
  22. ^ Д-Василеску, Елена Эне. «Евангелие свободы» или письмо-предупреждение? Использование Послания Павла к Галатам в византийской литургии св. Иоанна Златоуста». Акрополис: Журнал эллинистических исследований , Том. 3, 2019, с. 109+.
  23. ^ Роберт Тафт. «Литургия Великой Церкви: первоначальный синтез структуры и интерпретации накануне иконоборчества». Документы Думбартон-Оукса , Vol. 34/35 (1980/1981), стр. 45–75. п. 45

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Титулы Восточной Православной Церкви
Предшественник
?
митрополит Гераклеи
1347–1353
1360-1362
Преемник
?
Предшественник Патриарх Константинопольский
1353–1354
Преемник
Предшественник Патриарх Константинопольский
1364–1376
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80b4a1241d0d9af7eef059a0957492ce__1718729640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/ce/80b4a1241d0d9af7eef059a0957492ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philotheus I of Constantinople - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)