Доминик Гундиссалин
Доминик Гундиссалин , также известный как Доминго Гундисалви или Гундисалво ( ок. 1115 – после 1190), был философом и переводчиком с арабского языка на средневековую латынь, работавшим в Толедо, Испания . Среди своих переводов Гундиссалинус работал над Авиценны « Liber de philosophia prima» и «De anima» , Ибн Габироля vitae « » аль- Газали Summa theoricae philosophiae » и . «Fons [1] Как философ, Гундиссалин внес решающий вклад в латинскую ассимиляцию арабской философии , будучи первым латинским мыслителем, получившим и разработавшим доктрины, такие как универсальный модальная онтология Авиценны или гиломорфизм Ибн Габироля , которые вскоре были интегрированы в тринадцатую философию. Философские дебаты века.
Жизнь
[ редактировать ]Родившийся предположительно на Пиренейском полуострове около 1115–1125 годов, Гундиссалинус получил образование в Шартре , предположительно следуя учению Вильгельма Коншского и Тьерри Шартрского . [2] [3] С 1148 года Гундиссалин находится в Кастилии : в капитулярных архивах Сеговии он упоминается как архидьякон Куэльяра , небольшого городка недалеко от Сеговии, где он предположительно провел около 14 лет, о которых почти нет информации. [4] После просьбы Ибн Дауда к архиепископу Толедо Иоанну II начать серию переводов на латынь , Авиценны «Китаб аль-Шифах» Гундиссалин переехал в Толедо в 1161–1162 годах, где работал с Ибн Даудом над переводом. , « » Авиценны О душе реализованной до 1166 года. [5] [6]
Гундиссалинус оставался в Толедо в течение двадцати лет, сотрудничая с Авраамом ибн Даудом и Йоханнесом Хиспанусом, осуществив около двадцати переводов арабских произведений на латынь. В столице Кастилии Гундиссалин также писал свои философские трактаты. [7] В толедской главе Гундиссалин в последний раз упоминается в 1178 году, но он, предположительно, оставался в Толедо по крайней мере до 1181 года, когда его имя упоминается в документе, написанном на арабском языке. [8] [9]
Последней записью, свидетельствующей о живом Гундиссалинусе, является отчет о встрече глав Сеговии и Бургоса , состоявшейся в Сеговии в 1190 году. [10] Вероятно, последние годы жизни Гундиссалина прошли в этом кастильском городе и умер где-то после 1190 года. [1]
Переводы Gundissalinus
[ редактировать ]Вместе с Авендаутом, то есть Авраамом ибн Даудом, и Иоанном Хиспаном, Гундиссалин перевел с арабского языка на латынь около двадцати философских сочинений, что решительно ознаменовало переход от платонизма к аристотелизму, типичный для латинского умозрения XIII века. Переводы, традиционно приписываемые Гундиссалину:
Александр Афродисийский, Об уме и интеллектеаль-Фараби, Об интеллекте и познаваемомаль-Кинди, По разумениюАвиценна, О душе или шестая природаАвиценна, О совместимости и различии предметоваль-Фараби, Exposición del V libro de los Elementa de Euclideпсевдо аль-Кинди, Вводная книга в искусство логикипсевдоаль-Фараби, На подъеме наукИсаак Исраэль бен Соломон, Книга определенийАвиценна, ЛогикаАвиценна, Об универсалияхАль-Газали, ЛогикаАвиценна, Первая книга философии.Авиценна, первая книга естественных наук, первый трактатАвиценна, Первая книга естественных наук, второй трактат.аль-Газали, МетафизикаАвицеброн, источник жизниПсевдо-Авиценна, Книга Неба и мира.аль-Фараби, Книга обучения пути счастья.аль-Фараби, Источники проблемАвиценна, Пролог, ученики и главыАвиценна, О силах сердца
Работает
[ редактировать ]Доминик Гундиссалин также написал пять философских работ, в которых он охватывает идеи Авиценианны и аль-Габироля, сочетая их с латинской философской традицией, и особенно Боэция вместе с некоторыми авторами своего времени, такими как философы Шартрской школы или Герман Каринтийский. Трактаты Гундиссалина показывают его глубокие познания в арабско-еврейской философии, и есть три философские дисциплины, которые характеризуют его мысль: метафизика, эпистемология и психология. Пять трактатов Доминика Гундиссалина:
- De Divisione philosophiae – эпистемологический трактат, в котором Гундиссалин предлагает свое разделение философии на различные научные дисциплины, структурированные иерархически. В этом труде Гундиссалин сочетает подразделения аль-Фараби и Авиценны с классификациями знаний Исидора Севильского и Боэция. Он получил широкое распространение и был принят на латинской земле.
- De scientiis – это гундисальвианская редакция одноименного труда аль-Фараби, очень похожая на De Divisione, хотя последняя демонстрирует более высокий уровень философского анализа и критического восприятия латинских источников.
- De anima - De anima - это трактат по психологии, в котором Гундиссалин в основном приветствует De anima Авиценны, часто изменяя умозрительные результаты, которые могут быть проблематичными для латинского размышления, а также Fons Vitae ибн Габироля.
- De unitate et uno - краткий метафизический и онтологический трактат, в котором Гундиссалин исследует онто-метафизическую и теологическую доктрину Единого, следуя арабо-еврейской и латинской неоплатонической традиции и, в частности, точке зрения ибн Габироля.
- De процессионе мунди - работа зрелости, здесь Гундиссалинус анализирует зарождение творения от первопричины, следуя различным логико-онтологическим различиям, которые указаны в прогрессивных союзах материи и формы, до зарождения разумных существ. В этом трактате фундаментальную роль играет учение об универсальном гилеморфизме, унаследованное от ибн Габироля и одним из главных сторонников которого является Гундиссалин.
В дополнение к этим пяти трактатам, с которыми согласны ученые, Гундиссалинусу также традиционно приписывают «О бессмертных животных», текст, который большинство академического сообщества, тем не менее, приписывает Вильгельму Овернскому. Работы Гундиссалина были хорошо приняты. как в латинской философской сфере, так и в еврейской.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поллони, Никола (12 октября 2016 г.). «Элементы биографии Доминика Гундисалви » Архивы доктринальной и литературной истории средних веков (на итальянском языке). Том 82 (1): 7–22. дои : 10.3917/ahdlm.082.0007 . ISSN 0373-5478 .
- ^ Фидора, Александр , 2011, «Спор о творении: Вильгельм Конш, мастер Доминика Гундисалви?», В. Обрист - И. Кайаццо (ред.), Вильгельм Конш: Философия и наука в 12 веке , Флоренция , 271-288.
- ^ Поллони, Никола (01 января 2015 г.). «Тьерри Шартрский и Гундиссалин о духовных субстанциях: проблема гиломорфного состава». Бюллетень средневековой философии . 57 : 35–57. дои : 10.1484/J.BPM.5.110804 . ISSN 0068-4023 .
- ^ Вильяр Гарсия, LM, 1990, Средневековая документация собора Сеговии (1115-1300) , Саламанка, 91.
- ^ Эрнандес, Дж., 1985, Los Cartularios de Toledo. Каталог документальных фильмов , Мадрид, 130.
- ^ Бертолаччи, Амос, 2011, «Сообщество переводчиков: латинские средневековые версии книги о лечении Авиценны», в CJ Mews-JN Crossley (ред.), Обучающие сообщества: сети и формирование интеллектуальной идентичности в Европе 1100 -15:00 , Тёрнхаут, 37-54
- ^ Поллони, Никола (2017). Воскресенье Гундисалво. Введение . Мадрид: Редакция Sindéresis. ISBN 978-84-16262-34-2 .
- ^ Д'Альверни, Мари-Тереза , 1989, «Переводы с двумя переводчиками, с арабского языка на местный язык и с народного языка на латынь», в G. Contamine, (ред.), Перевод и переводчики в средние века. Материалы международной конференции CNRS, организованной в Париже, Институт исследования и истории текстов, 26-28 мая 1986 г. , Париж, 193-206.
- ^ Алонсо Алонсо, Мануэль, 1943, «Заметки о переводчиках из Толедо Доминго Гундисалво и Хуане Хиспано», аль-Андалус 8: 155-188
- ^ Вильяр Гарсия , LM, 1985, Средневековая документация собора Сеговии (1115-1300) , Мадрид, 135.
Ссылки
[ редактировать ]- Никола Поллони, Доминго Гундисалво. Введение , редакция Sindéresis, Мадрид, 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Никола Поллони, Доминго Гундисалво. Философ Фронтеры .
- Александр Фидора (2000). «Доминикус Гундиссалинус, испанский Доминго Гундисалво». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 17. Герцберг: Бауц. столбцы. 281-286. ISBN 3-88309-080-8 .
- (на испанском языке) Александр Фидора , Прием святого Исидора Севильского Доминго Гундисалво