Jump to content

Легендарный (житие)

Легендарный . ( лат Legendarius ) — сборник житий святых . [ 1 ] Слово происходит от латинского слова Legenda , что означает «то, что нужно читать». Первыми легендами были рукописи, написанные в средние века, включая такие сборники, как « Южноанглийские легенды» или « Золотая легенда» .

Болландист Ипполит Делээ описывает легенду (по сравнению с басней, мифом или сказкой) следующим образом: «Легенда, с другой стороны, неизбежно имеет некоторую историческую или топографическую связь. Она отсылает воображаемые события к какому-то реальному персонажу или он локализует романтические истории в каком-то определенном месте. Так можно говорить о легенде об Александре или о Цезаре». [ 2 ] Агиография (рассказы о жизни святых) не задумана как история, а направлена ​​на назидание и иногда включает в себя субъективные элементы наряду с фактами.

Терминология

[ редактировать ]

Легенды предполагают исторический факт в качестве основы или предлога. Этот исторический факт может быть изменен народным воображением. «Оба элемента могут сочетаться в очень неравных пропорциях, и в зависимости от того, будет ли преобладать факт или вымысел, повествование может быть классифицировано как историческое или как легенда». [ 2 ]

Легенда (буквально то, что предназначено для чтения) включала исторически подлинные факты, а также повествования, которые христиане теперь относят к неисторическим легендам. Этот термин является творением средневековья и берет свое начало в чтении молитв, используемых в религиозных службах. Со времен мучеников Католическая церковь вспоминала ее знаменитых умерших в молитвах на Мессе и в канцелярии, поминая имена, отмеченные в мартирологах , и упоминая случаи из их жизни и мученичества. Когда lectio стало правилом, дневное чтение в офисе стало в точном смысле легендой (то, что необходимо прочитать). [ 3 ]

После 13 века слово легенда считалось эквивалентом слов vita ( жизнь ) и passio (страдание), а в 15 веке liber lectionarius вошло в состав так называемой «легенды». Таким образом, с исторической точки зрения легенда — это общепринятая история святых. [ 3 ] «Легендарный» в христианской литературе — это сборник биографий святых или других святых деятелей . Выдающимся примером этой формы является Legenda aurea или «Золотая легенда» середины XIII века, содержащая большое количество житий святых, организованных в соответствии с литургическим годом. Жанр пришел в упадок после Реформации .

Развитие легенды есть результат внесения субъективного элемента в область фактов. Каждый понимает историю по-своему и повторяет ее по-своему. Героические фигуры сменяют друг друга, и последние наследуют все величие своих предшественников. [ 2 ] Страсти Сергия и Вакха были основаны на ранее утраченной страсти Ювентина и Максимина . Автор взял материал из рассказов мучеников времен Юлиана, а не Галерия. [ 4 ]

Агиографическое письмо не предназначено для истории. Оно носит религиозный характер и направлено на назидание. Вдохновленный преданностью святым, он призван способствовать развитию этой преданности. Еще в четвертом веке христианские писатели дополнили историю Иосифа Флавия агиографическим и легендарным материалом. [ 5 ] Афанасия Александрийского « Житие Антония» является продолжением жанра светской греческой биографии. [ 6 ]

Раннесредневековое украшение

[ редактировать ]

Григорий Турский (ум. 594) был знаком с апокрифическими житиями апостолов. В начале VII века мы уже находим рассказанную в Галлии (в «Passio Tergeminorum» Варнахара Лангреса) историю о мученичестве, происходящую из Каппадокии , как случай из местной истории Лангра .

Культы почитаемых в Риме святых распространились по Европе отчасти благодаря сообщениям паломников, отчасти благодаря принятию богослужебных книг, отражающих римскую литургию. [ 7 ] Альдхельм «Мартиролог» Беды и Мальмсберийский (ум. 709) свидетельствуют о широком знании этой зарубежной литературы. Легенды о «спасителе» появляются в период Меровингов VII века до середины VIII века.

Высокое Средневековье

[ редактировать ]

XII век приносит с собой новые религиозные ордена созерцательные легенды о Марии. Тринадцатый видит развитие городов и горожан, рука об руку с которым идет популяризация легенды посредством сборников, составленных для целей проповедей, vit Sanctorum , exampla или просто для развлечения. Цезарий Гейстербахский составил книгу агиографии Dialogus miraculorum ( ок . 1219–1223), сборник из 746 чудесных историй. [ 8 ] Жак Витри писал о святой жизни бегинок Льежа , » в частности о своей «Жизни Марии д'Уаньи . [ 9 ] Томас из Шантимпре является автором различных агиографических текстов, в основном мистических биографий святых женщин, все из которых связаны с территорией современной Бельгии. В этом веке также возникают легенды о Марии и, в связи с новым праздником Тела Христова (1264 г.), сильный интерес к рассказам о чудесах, связанных с Воинством.

Существуют лишь вариации старых представлений о трансформации и явлениях, как, например, в бесчисленных историях, ходивших теперь о видимом воплощении Божественного Младенца или Распятого, или о чудовище, подвешенном в воздухе. Но преемственность понятий совершенно очевидна в случае с легендами о Марии. Если в одной легенде о Марии Пресвятая Дева надела кольцо на руку своего суженого при весьма характерных обстоятельствах, то это не что иное, как местная римская легенда о помолвке Венеры , как ее сохранили Вильгельм Малмсберийский и «Немецкий кайзерхроник» XII века. [ 3 ]

Самым важным сборником средневековых легенд была «Латинская легенда ауреа» или «Золотая легенда» . Около 1400 года немецкая легенда под названием Der Heiligen Leben («Жития святых») стала доминирующей легендой на немецком языке, «не имеющей себе равных по своей общей популярности во всей Европе… Едва ли какое-либо произведение немецкой литературы читалось таким широкая аудитория». [ 10 ]

Ранний современный протестантский прием

[ редактировать ]

Рассказы о святых дополнялись и приукрашивались в соответствии с популярными богословскими представлениями и наклонностями, и предание становилось в значительной степени вымыслом. протестантская Реформация В таком виде легенду получила . Из-за важности, которую святые имели даже среди протестантов, легенды до сих пор используются. Издание «Vitæ Patrum», которое Георг Майор опубликовал в Виттенберге в 1544 году по приказу Мартина Лютера , внимательно следует за Афанасием , Руфином и Иеронимом , отвергая лишь некоторые очевидные фантазии и заблуждения, как, например, предполагалось можно увидеть в «Житии с. Барбара», « Золотой легенде » 13 века, или в « Житии с. Симеониса». Стилиты » Псевдо-Антония . [ 3 ]

Но легенды о святых вскоре исчезли из протестантизма. Лишь в XIX веке они снова находят вход в официальный протестантизм в связи с Оксфордским движением в англиканской церкви и попытками Фердинанда Пайпера (ум. 1899 в Берлине) возродить популярные календари.

Католическая преемственность

[ редактировать ]

В использовании католической церкви легенды сегодня играют ту же роль, что и в средние века, но считалось, что не все легенды имеют одинаковую ценность, и особенно то, что издания житий святых были полностью неудовлетворительный. Иезуит . Гериберт Росвейде из Утрехта в начале XVII века взялся исправить ситуацию, обратившись к древнейшим текстам и указав, как развивались сказки [ 11 ]

Росвейд хотел просто исправить старые коллекции; его идея заключалась в том, чтобы трактовать мартирологи, начиная с самых древних, с филологических позиций. Но его замысел был подхвачен другими иезуитами и после его смерти (1629 г.) был осуществлен в больших масштабах. Это было сделано также для борьбы с сектантскими противниками и в защиту преемственности католического учения и католической жизни. Acta Sanctorum болландистов стал основой для исследований агиографии и легенд. [ 12 ]

Современные взгляды

[ редактировать ]

Римский Бревиарий официально называет урок сегодняшнего дня lectio, и католическая церковь теперь может признать эту легенду скорее популярной историей или вымышленной религиозной сказкой. Агиография сегодня является прерогативой историка, который должен проверять ценность источников сообщений.

Вера в чудеса , рассматриваемая как таковая, не затрагивает историка, которому остается только собрать воедино первоначальные авторитеты и сказать: «Вот что произошло, насколько может определить историческая наука». Агиографическая литература хранит много ценной информации не только о религиозных верованиях и обычаях, но также о повседневной жизни, учреждениях и событиях исторических периодов, для которых другие свидетельства либо неточны, либо отсутствуют. [ 13 ]

Содержание и источники

[ редактировать ]

Тогда возникает следующая задача — указать;

  1. содержание и
  2. источники легенд.

Каким бы многообразным ни казалось разнообразие легенд, в основе их лежит не так уж и много различных понятий. Легенда рассматривает святого как своего рода повелителя стихий, повелевающего водой, дождем, огнем, горой и скалой; он изменяет, увеличивает или уменьшает предметы; летает по воздуху; избавляет от темницы и виселицы; принимает участие в сражениях и даже в мученической смерти неуязвим; ему служат животные, самые дикие и пугливые (например, рассказы о медведе как о вьючном животном, о кольце в рыбе, о замолкающих лягушках и т. д.); рождение его прославлено чудом; голос или письма с Небес провозглашают его личность; колокола звенят сами собой; небесные вступают с ним в личное сношение (обручение Марии); он говорит с мертвыми и видит рай, ад и чистилище; заставляет Дьявола освободить людей от договоров; он побеждает драконов; и т. д. Обо всем этом подлинные христианские повествования ничего не знают.

Но откуда же тогда возникает этот мир фантастических понятий? Все эти истории предвосхищают греческие хронисты, мифописатели, собиратели странных сказаний, неоплатоники и неопифагорейцы. Примеры можно найти в « Перигезисе Элладоса» Павсания Фотием или в кодексах, собранных в его «Библиотеке».

Сообщениям о чудесах в древности придавалось большое значение. Легенда появляется везде, где люди пытались составить богословские понятия, и в своих основных чертах она везде одинакова. Подобно мифу (объяснительной басне о природе) и доктринальной басне, она имеет самостоятельное религиозное и поучительное значение. Легенда утверждает, что демонстрирует вспомогательную силу сверхъестественного и, таким образом, указывает людям на «спасителя» во всех нуждах. Поклонник божества, почитатель героя уверен в сверхъестественной защите, на которую он претендует.

Эллинизм уже признал эту особенность религиозной басни. Популярные иллюзии проникли из эллинизма в христианство, борьба которого в первые три века, несомненно, породила множество героев. Подлинные деяния мучеников (ср., например, Р. Кнопф, «Ausgewählte Märtyreracten», Тюбинген, 1901; более старое, менее научное издание в Рюинаре , «Acta Martyrum искренняя», Париж, 1689, уже недостаточное для научных исследований) в них нет народных чудес.

Во многих случаях христианские святые становились преемниками местных божеств, а христианское богослужение вытесняло древнее местное богослужение. Этим объясняется большое количество сходств между богами и святыми. Но как осуществился перенос легенд в христианство? Тот факт, что Талмуд также использует те же самые идеи, с вариациями, доказывает, что руководящие мысли людей в период первого распространения христианства шли в целом по параллельным линиям. Например, Августин Гиппопотам («De cura pro mortuis gerenda», xii), а также Григорий Великий («Диалоги», IV, xxxvi) рассказывают о человеке, который умер по ошибке ангела смерти и снова вернулся к жизни, та же самая история, которую уже рассказал Лукиан в своих «Филопсевдах» .

Другим примером является характерная история о самозванце, который спрятал деньги, которые он должен, в полую палку, дал эту палку кредитору, а затем поклялся, что вернул деньги; эта история встречается у Конона Грамматика (в Риме во времена Цезаря), в Агаде Талмуда (Недарим, 25а) и в христианских легендах XIII века у Винсента Бове . Ведущие идеи сказаний, по-видимому, передавались индивидуально, а позднее выступали в литературной форме в самых разнообразных сочетаниях. Лишь к VI веку литературный тип мученика можно считать совершенным, и впоследствии мы можем проверить литературные ассоциации идей.

Дохристианское религиозное повествование уже превратило старые мотивы в любовные романы. После II века в гностических кругах возникли апокрифические описания жизни апостолов, указывающие на догматические предубеждения. Христианская церковь боролась с этими историями, но многовековое противостояние ( Указ Геласия известен 496 года) не смогло предотвратить превращение этих повествований в неисторические с точки зрения фактов.

  1. ^ «легендарный» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Перейти обратно: а б с Делаэ, Ипполит. «Глава 1: Предварительные определения», «Легенды о святых: введение в агиографию» (В.М. Кроуфорд, пер.), 1907 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Сказания о святых» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  4. ^ Пио Франки де Кавальери, Агиографические сочинения , Том I (1893–1900)
  5. ^ Биренбаум, Миаха. «Тит и Васпасиан», Энциклопедия средневековой литературы в Великобритании (Сиан Эчард и др., ред.), John Wiley & Sons, 2017, стр. 1793 , ISBN   9781118396988 .
  6. ^ Хэгг, Томас. «Жизнь святого Антония между биографией и агиографией», Эшгейтский научный справочник по византийской агиографии . Том. Я, Фарнем; Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт, 2011 г. , ISBN   9780754650331 .
  7. ^ «Введение», Жития святых в среднеанглийских коллекциях , (Э. Гордон Уотли и др. Ред.) Рочестерский университет, 2004 г.
  8. ^ Странно, Джозеф (1851). Диалог чудес Цезаря Гейстербака Кёльн: Дж. М. Хеберле / Х. Лемпертц и компания.
  9. ^ Луи Рене Брейе (1910). « Жак де Витри ». В Католической энциклопедии . 8 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  10. ^ Вернер Уильямс-Крапп, «Немецкие и голландские переводы Legenda Aurea », в Legenda aurea: Sept siècles de Diffusion. Actes du Colloque International sur la «Legenda aurea»: тексты на латыни и местные языки в Университете Квебека в Монреале, 11–12 мая 1983 г. (Монреаль: Éditions Bellarmin, 1986), стр. 229, цитируется Марианной Э. Калинке, Книга Рейкьяхолара: Последняя из великих средневековых легенд (Торонто: University of Toronto Press, 1996), стр. 229. 4.
  11. ^ Макилсен, Январь. «Святые-еретики и распознавание текстов», Ангелы Света? Святость и различение духов в период раннего Нового времени (Клэр Коупленд, Ян Макилсен, ред.), Brill, 2012 , ISBN   9789004233690 .
  12. ^ Де Смедт, Чарльз. «Болландисты». Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1907].
  13. ^ Британника, Редакторы энциклопедии. «Житие» . Британская энциклопедия , 22 сентября 2023 г.
Атрибуция
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71d32ccfd354c8dbbb7fe3a6840b2d23__1718123100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/23/71d32ccfd354c8dbbb7fe3a6840b2d23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Legendary (hagiography) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)