Страсть (музыка)

В христианской музыке « Страсти» являются обрамлением Страстей Христовых . С литургической точки зрения большинство Страстей предназначалось для совершения в рамках церковных служб на Страстной неделе .
Настройки Страстей возникли на основе средневекового интонированного чтения евангельских текстов, касающихся Страстей Христовых, к которым позже были добавлены полифонические настройки. Страстные пьесы , еще одна традиция, зародившаяся в Средневековье, могли сопровождаться музыкой, например гимнами, что способствовало развитию Страстей как музыкального жанра.
В то время как музыка Страстей в католических странах должна была конкурировать с другими религиозными обрядами, такими как Крестные станции , Импроперия и Тенебра , в протестантской Германии оформление Евангелий стало центром страстных служб с кантатами Страстей (а позже и Страстями в формате оратории). ) исполняется в Страстное воскресенье , Вербное воскресенье и Страстную пятницу . Его самые известные примеры, « Страсти Баха» , датируются первой половиной XVIII века.
Более поздние музыкальные постановки «Страстей Христовых», такие как рок-опера « Иисус Христос-суперзвезда» или Арво Пярта , «Страсти» в разной степени отсылают к этим ранним христианским традициям.
История
[ редактировать ]Чтение Страстей из одного из Евангелий на Страстной неделе относится как минимум к IV веку. [ 1 ] и описан Эгерией . В V веке Папа Лев Великий указал, что Евангелие от Матфея должно использоваться в Вербное воскресенье и следующую среду, а Евангелие от Иоанна - в Страстную пятницу ; к 10 веку Лука заменил Матфея в среду, а Марк был добавлен во вторник.
Страсть начали произносить (а не просто произносить) в средние века, по крайней мере, в VIII веке. В рукописях 9-го века есть «Litterae Significativae», обозначающие интерпретационное пение, а в более поздних рукописях начинают указываться точные ноты для пения. К 13 веку разные певцы использовались для разных персонажей повествования, и эта практика стала довольно универсальной к 15 веку, когда начали появляться также полифонические настройки отрывков турбы ( Турба , хотя буквально означает «толпа», используется в в данном случае означает любой отрывок, в котором одновременно говорят более одного говорящего). Формула нынешнего Graduale Romanum была самой распространенной: Христос поет в самом низком регистре, а Синагога (обозначающая не только первосвященника, но и всех персонажей, кроме Христа) поет выше, чем евангелист / рассказчик. В Испании толедский тон с партией евангелиста Recto tono (на монотонном фоне) использовался в Кастилии , а сарагосский тон с басовым евангелистом и витиеватым тенором Кристусом использовался на большей части территории Испании. Арагон , где римский тон также закрепился в Валенсии .

В конце 15 века начал появляться ряд новых стилей:
- «Ответные страсти», в которых повествование поется, но части турбы, а иногда и слова Христа, поставлены полифонически.
- Сквозные страсти, также называемые мотетными страстями, в которых весь текст задается полифонически. Самый ранний из сохранившихся примеров этого типа иногда приписывают Якобу Обрехту .
- Настройки Summa Passionis, основанные на всех четырех Евангелиях. Они никогда не использовались в церковной литургии, но, тем не менее, широко распространялись. «Семь последних слов» (текст, позже установленный Гайдном и Теодором Дюбуа ). В эту категорию включены
Римско-католическая музыка
[ редактировать ]В 16 веке многие декорации, в основном ответного типа, были написаны Уильямом Бердом (Сент-Джон, 3vv), Якобусом Галлом , Франсиско Герреро (пять, включая второго Святого Иоанна, в основном 5vv), Орландо ди Лассо (все четыре, 4вв), Сиприано де Роре (Святой Иоанн) и Виктория .
Однако в римском католицизме настройки (части) службы Тенебра стали ведущим форматом музыки в ознаменование Страстей и смерти Христа во время Страстной недели , например, с Leçons de ténèbres , Tenebrae responsories и настройками Miserere псалма . Известные примеры такой музыки, такие как Джезуальдо Tenebrae Responsoria , иногда характеризуются как «Страсть во всем, кроме названия». [ 2 ]
Более поздним развитием католической страсти стала рефлексивная оратория страсти, такая как Метастазио « итальянское либретто La Passione di Gesù Cristo» , поставленное Кальдарой , Сальери и многими другими композиторами между 1730 и 1812 годами.
Латинские страсти продолжались параллельно со стилем Метастазио, часто созданным второстепенными композиторами, такими как малоизвестный Карло Стурла , музыкальный мастер монастыря Санта-Бриджида, который также выразил страсть к латыни в оперном стиле 18-го века, Пассио ди Венерди Санто , для Ораторское искусство святого Филиппа Нери в Генуе в 1736 году.
протестантская музыка
[ редактировать ]Мартин Лютер писал: «Страсти Христовы должны разыгрываться не на словах и притворстве, а в реальной жизни». Лютер чувствовал, что сложная полифония отвлечет от важности текста о священных страстях. Несмотря на это, исполнения Страстей были обычным явлением в лютеранских церквях с самого начала, как на латыни, так и на немецком языке, начиная уже в воскресенье Лаэтаре (за три недели до Пасхи) и продолжаясь в течение Страстной недели. Друг и соратник Лютера Иоганн Вальтер написал ответные «Страсти» , которые веками использовались лютеранскими композиторами в качестве модели, а версии «summa Passionis» продолжали распространяться, несмотря на явное неодобрение Лютера. в XVI веке Более поздние увлечения Г. М. Асолы , Сэмюэля Беслера , Уильяма Берда , Леонарда Лехнера и Якоба Мейланда включали хоровые «exordium» (введение) и «conclusio» разделы с дополнительными светскими текстами. [ 3 ]
Томас Штруц написал «Страсти» (1664) с ариями для самого Иисуса, указывая на стандартную ораториальную традицию Шютца и Кариссими . Практика использования речитатива для Евангелиста (а не простого пения) была развитием придворных композиторов северной Германии, таких как Иоганн Медер и Шютц , и прокралась в церковные сочинения только в конце 17 века. Речитатив . использовался для драматической выразительности [ 3 ]
В 17 веке происходит развитие « ораториальных » страстей, которые привели к пассиям И. С. Баха , сопровождаемым инструментами, с вставными инструментальными интерлюдиями (часто называемыми « симфониями » или « сонатами ») или с вставными текстами (названными тогда «мадригалом»). движения), такие как другие отрывки из Священного Писания, латинские мотеты , хоральные арии и многое другое. Такие настройки были созданы Бартоломеусом Гезиусом и Генрихом Шютцем .
Самые известные протестантские музыкальные настройки «Страстей» принадлежат Иоганну Себастьяну Баху , который, согласно его некрологу , за свою жизнь написал пять «Страстей». До наших дней сохранились два: один — по Евангелию от Иоанна ( Страсти по Иоанну ), другой — по Евангелию от Матфея ( Страсти по Матфею ). Кроме того, сохранилось либретто « Страстей по Марку» . Хотя настройки Баха сегодня входят в число самых популярных «Страстей», при его жизни они редко исполнялись.
«Страсти» продолжали пользоваться большой популярностью в протестантской Германии в 18 веке: второй сын Баха Карл Филипп Эммануэль сочинил более двадцати сеттингов. Среди основных композиторов-страстей были Граун , Телеман , Кайзер , Штёльцель , Маттезон и Гендель — эти последние пять также сочиняли «Страсти по Брокесу» по тексту Бартольда Генриха Брокеса .
Романтическая и современная музыка
[ редактировать ]В 19 веке настройки Passion были менее популярны. Некоторыми примерами таких произведений являются Oratorio Christus (соч. 97, 1847) Феликса Мендельсона , Das Suhnopfer des neuen Bundes (1847) и Kleine Passionsmusik (?) Карла Лёве , Les sept paroles du Christ (?) Цезаря Франка , Джона Стейнера » «Распятие (1887), «Страсти» (соч. 93, 1896) Генриха фон Герцогенберга и Кристуса. Мистериум в прелюдии и трех ораториях (соч. 70–73, 1899) Феликса Дрезеке . Однако в 20 веке они снова вошли в моду. Двумя примечательными постановками являются « Страсти по Луке» (1965) польского композитора Кшиштофа Пендерецкого и « Страсти» (1982) эстонского композитора Арво Пярта . Другой — Passionsmusik nach dem Lukasevangelium Рудольфа Мауэрсбергера .
В 2000 году Хельмут Риллинг и Международная академия поручили четырем современным композиторам сочинить «Страсти по четырем Евангелиям»; Матфею были отведены Тан Дун — Водные страсти по святому Матфею , Марку — Освальдо Голихову — Страсти по святому Марку , Луке — Вольфгангу Риму — Deus Passus , а Иоанну — Губайдулиной ( Софии исп.).
Примеры
[ редактировать ]Родственником музыкальных Страстей является обычай полагать текст Stabat Mater на музыку. [ нужна ссылка ]
Английский
[ редактировать ]В английском репертуаре две классики — «Распятие» (1887) сэра Джона Стейнера и «Оливет на Голгофу» (1904) Джона Генри Маундера . Другие работы включают сэра Артура Сомервелла » «Страсти Христовы (1914), Чарльза Вуда » «Страсти по Марку (1921) и Эрика Тимана » «Тайную вечерю (1930).
Более поздние примеры включают Джеймса Макмиллана ( «Семь последних слов с креста» 1993), « Страсти по святому Матфею» Св. Матфея» (1997). (1997) Марка Олбургера , «Страсти по словам четырех евангелистов» и Скотта Кинга « Страсти и воскресение по мнению К Святому Марку (2015/2017) Кристиана Асплунда .
Эндрю Ллойда Уэббера ( «Иисус Христос-суперзвезда» книга и слова Тима Райса ) и » Стивена Шварца содержат «Godspell элементы традиционных рассказов о страстях. Другая современная версия принадлежит Адриану Снеллу (1980). Питера Гэбриэла Музыка к фильму Мартина Скорсезе 1988 года «Последнее искушение Христа» была выпущена в виде альбома под названием « Страсти: Музыка для последнего искушения Христа» .
немецкий
[ редактировать ]Немецкие кантаты «Страсти» включают «Смерть Иисуса» (1755 г.) на текст Карла Вильгельма Рамлера и музыку Георга Филиппа Телемана , Карла Филиппа Эммануэля Баха и Карла Генриха Грауна , а также «Страсти кантаты «Последние страдания Искупителя» (1770 г.) с текстами разных людей и музыкой Карла Филиппа Эммануэля Баха (в основном взятой из его «Страстей по Матфею» 1769 года) и Готфрида Августа Гомилиуса кантаты «Эйн Ламмляйн идет и несет» о вине HoWV 12 (1775 г.). Более поздний пример — «Искупление Нового Завета» Карла Леве (1847). На датском языке также есть страстные кантаты на музыку критика Баха Иоганна Адольфа Шайбе на текст « Vor Harpe er bleven til Sorrig» Йоханнеса Эвальда и «Sørge-Cantata ved Christi Grav Herrens Salvede, som var vor Næses Aand » того же либреттиста. и композитор.
латинский
[ редактировать ]Стансы средневекового гимна Salve mundi salutare [ 4 ] – также известное как Rhythmica oratio – стихотворение, ранее приписывавшееся святому Бонавентуре или Бернару Клервоскому , но теперь считается, что оно, скорее всего, было написано средневековым поэтом Арнульфом Левенским (умер в 1250 г.), было организовано как цикл из семи кантат в 1680, Дитрих Букстехуде , Мембра Джезу Ностри . Ференц Лист включил аранжировку оперы Пауля Герхардта O Haupt voll Blut und Wunden в шестую станцию своего Via Crucis (Крестных станций), Святая Вероника вытирает Святой Лик .
» Арво Пярта Известная работа на латыни - « Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem ( «Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну ») 1982 года.
Другой
[ редактировать ]- Св. Страсти по Луке (1966) Пендерецкого
- Кантата «Страсти» «Vor Harpe er bleven til Sorrig» на текст Иоганна Эвальда и музыку баховского критика Иоганна Адольфа Шайбе ,
- Скорбная кантата в Кристи Грав «Помазанник Господень, который был духом ближнего нашего» того же либреттиста и композитора.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Алекс Росс . «Джезуальдо: «Князь тьмы»» в журнале The New Yorker . 19 и 26 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дафф, Роберт. «Страсти по оратории в стиле барокко». Университет DMA Южной Калифорнии, 2000, 21–92.
- ^ Текст Salve Mundi Salute http://www.newadvent.org/cathen/13408a.htm