Jump to content

Страсть (музыка)

(Перенаправлено с Passio )
Резной деревянный алтарь Страстей, собор Оденсе

В христианской музыке « Страсти» являются обрамлением Страстей Христовых . С литургической точки зрения большинство Страстей предназначалось для совершения в рамках церковных служб на Страстной неделе .

Настройки Страстей возникли на основе средневекового интонированного чтения евангельских текстов, касающихся Страстей Христовых, к которым позже были добавлены полифонические настройки. Страстные пьесы , еще одна традиция, зародившаяся в Средневековье, могли сопровождаться музыкой, например гимнами, что способствовало развитию Страстей как музыкального жанра.

В то время как музыка Страстей в католических странах должна была конкурировать с другими религиозными обрядами, такими как Крестные станции , Импроперия и Тенебра , в протестантской Германии оформление Евангелий стало центром страстных служб с кантатами Страстей (а позже и Страстями в формате оратории). ) исполняется в Страстное воскресенье , Вербное воскресенье и Страстную пятницу . Его самые известные примеры, « Страсти Баха» , датируются первой половиной XVIII века.

Более поздние музыкальные постановки «Страстей Христовых», такие как рок-опера « Иисус Христос-суперзвезда» или Арво Пярта , «Страсти» в разной степени отсылают к этим ранним христианским традициям.

Чтение Страстей из одного из Евангелий на Страстной неделе относится как минимум к IV веку. [ 1 ] и описан Эгерией . В V веке Папа Лев Великий указал, что Евангелие от Матфея должно использоваться в Вербное воскресенье и следующую среду, а Евангелие от Иоанна - в Страстную пятницу ; к 10 веку Лука заменил Матфея в среду, а Марк был добавлен во вторник.

Страсть начали произносить (а не просто произносить) в средние века, по крайней мере, в VIII веке. В рукописях 9-го века есть «Litterae Significativae», обозначающие интерпретационное пение, а в более поздних рукописях начинают указываться точные ноты для пения. К 13 веку разные певцы использовались для разных персонажей повествования, и эта практика стала довольно универсальной к 15 веку, когда начали появляться также полифонические настройки отрывков турбы ( Турба , хотя буквально означает «толпа», используется в в данном случае означает любой отрывок, в котором одновременно говорят более одного говорящего). Формула нынешнего Graduale Romanum была самой распространенной: Христос поет в самом низком регистре, а Синагога (обозначающая не только первосвященника, но и всех персонажей, кроме Христа) поет выше, чем евангелист / рассказчик. В Испании толедский тон с партией евангелиста Recto tono (на монотонном фоне) использовался в Кастилии , а сарагосский тон с басовым евангелистом и витиеватым тенором Кристусом использовался на большей части территории Испании. Арагон , где римский тон также закрепился в Валенсии .

Показания - в параллельных пятых - лжесвидетелей из ответного романа Герреро "Страсти по Матфею" (1585).

В конце 15 века начал появляться ряд новых стилей:

  • «Ответные страсти», в которых повествование поется, но части турбы, а иногда и слова Христа, поставлены полифонически.
  • Сквозные страсти, также называемые мотетными страстями, в которых весь текст задается полифонически. Самый ранний из сохранившихся примеров этого типа иногда приписывают Якобу Обрехту .
  • Настройки Summa Passionis, основанные на всех четырех Евангелиях. Они никогда не использовались в церковной литургии, но, тем не менее, широко распространялись. «Семь последних слов» (текст, позже установленный Гайдном и Теодором Дюбуа ). В эту категорию включены

Римско-католическая музыка

[ редактировать ]

В 16 веке многие декорации, в основном ответного типа, были написаны Уильямом Бердом (Сент-Джон, 3vv), Якобусом Галлом , Франсиско Герреро (пять, включая второго Святого Иоанна, в основном 5vv), Орландо ди Лассо (все четыре, 4вв), Сиприано де Роре (Святой Иоанн) и Виктория .

Однако в римском католицизме настройки (части) службы Тенебра стали ведущим форматом музыки в ознаменование Страстей и смерти Христа во время Страстной недели , например, с Leçons de ténèbres , Tenebrae responsories и настройками Miserere псалма . Известные примеры такой музыки, такие как Джезуальдо Tenebrae Responsoria , иногда характеризуются как «Страсть во всем, кроме названия». [ 2 ]

Более поздним развитием католической страсти стала рефлексивная оратория страсти, такая как Метастазио « итальянское либретто La Passione di Gesù Cristo» , поставленное Кальдарой , Сальери и многими другими композиторами между 1730 и 1812 годами.

Латинские страсти продолжались параллельно со стилем Метастазио, часто созданным второстепенными композиторами, такими как малоизвестный Карло Стурла , музыкальный мастер монастыря Санта-Бриджида, который также выразил страсть к латыни в оперном стиле 18-го века, Пассио ди Венерди Санто , для Ораторское искусство святого Филиппа Нери в Генуе в 1736 году.

протестантская музыка

[ редактировать ]

Мартин Лютер писал: «Страсти Христовы должны разыгрываться не на словах и притворстве, а в реальной жизни». Лютер чувствовал, что сложная полифония отвлечет от важности текста о священных страстях. Несмотря на это, исполнения Страстей были обычным явлением в лютеранских церквях с самого начала, как на латыни, так и на немецком языке, начиная уже в воскресенье Лаэтаре (за три недели до Пасхи) и продолжаясь в течение Страстной недели. Друг и соратник Лютера Иоганн Вальтер написал ответные «Страсти» , которые веками использовались лютеранскими композиторами в качестве модели, а версии «summa Passionis» продолжали распространяться, несмотря на явное неодобрение Лютера. в XVI веке Более поздние увлечения Г. М. Асолы , Сэмюэля Беслера , Уильяма Берда , Леонарда Лехнера и Якоба Мейланда включали хоровые «exordium» (введение) и «conclusio» разделы с дополнительными светскими текстами. [ 3 ]

Томас Штруц написал «Страсти» (1664) с ариями для самого Иисуса, указывая на стандартную ораториальную традицию Шютца и Кариссими . Практика использования речитатива для Евангелиста (а не простого пения) была развитием придворных композиторов северной Германии, таких как Иоганн Медер и Шютц , и прокралась в церковные сочинения только в конце 17 века. Речитатив . использовался для драматической выразительности [ 3 ]

В 17 веке происходит развитие « ораториальных » страстей, которые привели к пассиям И. С. Баха , сопровождаемым инструментами, с вставными инструментальными интерлюдиями (часто называемыми « симфониями » или « сонатами ») или с вставными текстами (названными тогда «мадригалом»). движения), такие как другие отрывки из Священного Писания, латинские мотеты , хоральные арии и многое другое. Такие настройки были созданы Бартоломеусом Гезиусом и Генрихом Шютцем .

Самые известные протестантские музыкальные настройки «Страстей» принадлежат Иоганну Себастьяну Баху , который, согласно его некрологу , за свою жизнь написал пять «Страстей». До наших дней сохранились два: один — по Евангелию от Иоанна ( Страсти по Иоанну ), другой — по Евангелию от Матфея ( Страсти по Матфею ). Кроме того, сохранилось либретто « Страстей по Марку» . Хотя настройки Баха сегодня входят в число самых популярных «Страстей», при его жизни они редко исполнялись.

«Страсти» продолжали пользоваться большой популярностью в протестантской Германии в 18 веке: второй сын Баха Карл Филипп Эммануэль сочинил более двадцати сеттингов. Среди основных композиторов-страстей были Граун , Телеман , Кайзер , Штёльцель , Маттезон и Гендель — эти последние пять также сочиняли «Страсти по Брокесу» по тексту Бартольда Генриха Брокеса .

Романтическая и современная музыка

[ редактировать ]

В 19 веке настройки Passion были менее популярны. Некоторыми примерами таких произведений являются Oratorio Christus (соч. 97, 1847) Феликса Мендельсона , Das Suhnopfer des neuen Bundes (1847) и Kleine Passionsmusik (?) Карла Лёве , Les sept paroles du Christ (?) Цезаря Франка , Джона Стейнера » «Распятие (1887), «Страсти» (соч. 93, 1896) Генриха фон Герцогенберга и Кристуса. Мистериум в прелюдии и трех ораториях (соч. 70–73, 1899) Феликса Дрезеке . Однако в 20 веке они снова вошли в моду. Двумя примечательными постановками являются « Страсти по Луке» (1965) польского композитора Кшиштофа Пендерецкого и « Страсти» (1982) эстонского композитора Арво Пярта . Другой — Passionsmusik nach dem Lukasevangelium Рудольфа Мауэрсбергера .

В 2000 году Хельмут Риллинг и Международная академия поручили четырем современным композиторам сочинить «Страсти по четырем Евангелиям»; Матфею были отведены Тан Дун Водные страсти по святому Матфею , Марку — Освальдо Голихову Страсти по святому Марку , Луке — Вольфгангу Риму Deus Passus , а Иоанну — Губайдулиной ( Софии исп.).

Родственником музыкальных Страстей является обычай полагать текст Stabat Mater на музыку. [ нужна ссылка ]

Английский

[ редактировать ]

В английском репертуаре две классики — «Распятие» (1887) сэра Джона Стейнера и «Оливет на Голгофу» (1904) Джона Генри Маундера . Другие работы включают сэра Артура Сомервелла » «Страсти Христовы (1914), Чарльза Вуда » «Страсти по Марку (1921) и Эрика Тимана » «Тайную вечерю (1930).

Более поздние примеры включают Джеймса Макмиллана ( «Семь последних слов с креста» 1993), « Страсти по святому Матфею» Св. Матфея» (1997). (1997) Марка Олбургера , «Страсти по словам четырех евангелистов» и Скотта Кинга « Страсти и воскресение по мнению К Святому Марку (2015/2017) Кристиана Асплунда .

Эндрю Ллойда Уэббера ( «Иисус Христос-суперзвезда» книга и слова Тима Райса ) и » Стивена Шварца содержат «Godspell элементы традиционных рассказов о страстях. Другая современная версия принадлежит Адриану Снеллу (1980). Питера Гэбриэла Музыка к фильму Мартина Скорсезе 1988 года «Последнее искушение Христа» была выпущена в виде альбома под названием « Страсти: Музыка для последнего искушения Христа» .

немецкий

[ редактировать ]

Немецкие кантаты «Страсти» включают «Смерть Иисуса» (1755 г.) на текст Карла Вильгельма Рамлера и музыку Георга Филиппа Телемана , Карла Филиппа Эммануэля Баха и Карла Генриха Грауна , а также «Страсти кантаты «Последние страдания Искупителя» (1770 г.) с текстами разных людей и музыкой Карла Филиппа Эммануэля Баха (в основном взятой из его «Страстей по Матфею» 1769 года) и Готфрида Августа Гомилиуса кантаты «Эйн Ламмляйн идет и несет» о вине HoWV 12 (1775 г.). Более поздний пример — «Искупление Нового Завета» Карла Леве (1847). На датском языке также есть страстные кантаты на музыку критика Баха Иоганна Адольфа Шайбе на текст « Vor Harpe er bleven til Sorrig» Йоханнеса Эвальда и «Sørge-Cantata ved Christi Grav Herrens Salvede, som var vor Næses Aand » того же либреттиста. и композитор.

латинский

[ редактировать ]

Стансы средневекового гимна Salve mundi salutare [ 4 ] – также известное как Rhythmica oratio – стихотворение, ранее приписывавшееся святому Бонавентуре или Бернару Клервоскому , но теперь считается, что оно, скорее всего, было написано средневековым поэтом Арнульфом Левенским (умер в 1250 г.), было организовано как цикл из семи кантат в 1680, Дитрих Букстехуде , Мембра Джезу Ностри . Ференц Лист включил аранжировку оперы Пауля Герхардта O Haupt voll Blut und Wunden в шестую станцию ​​своего Via Crucis (Крестных станций), Святая Вероника вытирает Святой Лик .

» Арво Пярта Известная работа на латыни - « Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem ( «Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну ») 1982 года.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Музыка страстей» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  2. ^ Алекс Росс . «Джезуальдо: «Князь тьмы»» в журнале The New Yorker . 19 и 26 декабря 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Дафф, Роберт. «Страсти по оратории в стиле барокко». Университет DMA Южной Калифорнии, 2000, 21–92.
  4. ^ Текст Salve Mundi Salute http://www.newadvent.org/cathen/13408a.htm
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7764af6eed9b2874c1fa6eabedcdbcd4__1710779100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/d4/7764af6eed9b2874c1fa6eabedcdbcd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Passion (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)