Jump to content

Страсти по Луке (Пендерецкий)

Страсти по Луке
Кшиштоф Пендерецкий
Выступление в театре Новая Опера , Москва , в 2016 году.
Английский Страсти и смерть Господа нашего Иисуса Христа по словам святителя Луки
Полное название Страсти и смерть Господа нашего Иисуса Христа по Луке
Текст
Язык латинский
Выполненный 30 марта 1966 г. ( 30 марта 1966 г. )
Подсчет очков
  • рассказчик
  • сопрано
  • баритон
  • бас
  • три хора
  • детский хор
  • оркестр

« Страсти по Луке» (полное название: Passio et mors Domini nostri Jesu Christi secundum Lucam , или « Страсти и смерть Господа нашего Иисуса Христа по словам святого Луки» ) — произведение для хора и оркестра, написанное в 1966 году польским композитором Кшиштофом Пендерецким . Он написал произведение в ознаменование тысячелетия польского христианства после крещения и обращения польского князя Мешко I в 966 году нашей эры. Сеттинг Пендерецкого является одним из нескольких музыкальных сеттингов « Страстей » и содержит текст из Евангелия от Луки, а также других источников, таких как Stabat Mater . Несмотря на «Страстей» почти полную атональность и использование авангардных музыкальных приемов, музыкальная публика оценила яркую силу произведения и прямое эмоциональное воздействие, и вскоре после его премьеры 30 марта 1966 года пьеса была исполнена еще несколько раз.

Музыкальный контент

[ редактировать ]

Композиционные приемы

[ редактировать ]

почти «Страсти» полностью атональны, за исключением двух мажорных трезвучий , которые встречаются один раз в конце Stabat Mater, a cappella , и один раз, трезвучия ми мажор , в самом конце произведения с полными припевами, оркестром и органом . В нем очень часто используются группы тонов , которые часто исполняются фортиссимо духовыми инструментами или органом. Контрапунктическим эквивалентом кластеров тонов является микрополифония , которая является одним из подходов к текстуре , встречающимся в этом произведении ( Stein 1979 , 234).

Иногда Пендерецкий использует двенадцатитоновый сериализм и мотив БАХа . Более того, Дэвид Вордсворт считает, что мотив БАХа объединяет все произведение ( Wordsworth 2013 , 47). Основной ряд тонов , Cantus Firmus I, это C –D–F–E–E –F –G–G –B–B –A–C. Ряд тонов Cantus Firmus II: E–E –F–F –D–C –G–A –B –A–C–B. В припеве используется множество расширенных техник , включая крик, речь, хихиканье и шипение.

оркестровка

[ редактировать ]

« Страсти по Луке» рассчитаны на большие силы: рассказчик (выполняющий роль евангелиста ) ; солисты сопрано , баритон и бас (баритон исполняет роль Христа, а сопрано и бас берут на себя другие роли по мере необходимости); три смешанных хора и хор мальчиков ; и большой оркестр в составе:

Текст « Страстей по Луке» полностью на латыни . Первоисточником текста является Евангелие от Луки; однако он содержит и другие источники, такие как гимны , псалмы и плачи .

Разделы текста

[ редактировать ]

« Страсти» разделены на две части и двадцать семь разделов: тринадцать в первой части и четырнадцать во второй. Их названия следующие.

  1. O Crux Ave («О Святой Крест», из гимна Vexilla Regis prodeunt ), хор и оркестр
  2. Et egressus ibat («И он вышел», Гефсиманский сад ), рассказчик, баритон и оркестр
  3. Deus Meus («Боже мой», молитва Христа в Гефсимании, из 21 псалма), баритон, хор и оркестр.
  4. Domine, quis Habitat («Господь, который будет обитать...», из Псалмов 14, 4 и 15), сопрано и оркестр
  5. Adhuc eo loquente («И все же, пока он говорил», предательство Иудой Христа), рассказчик, баритон, хор и оркестр
  6. Иерусалим («Иерусалим», из «Плача Иеремии»), хор и оркестр
  7. Ut quid, Domine («Почему, Господи» из псалма 9), припев а капелла
  8. Comprehendentes autem eum («Тогда взяли его», отречение Петра от Христа), рассказчик, сопрано, бас, хор и оркестр
  9. Iudica me, Deus («Дай приговор со мной, Боже», из Псалма 42), бас и оркестр
  10. Et viri, qui tenebant illum («И люди, которые держали Иисуса…», насмешка над Христом), рассказчик, баритон, хор и оркестр
  11. Иерусалим (текст идентичен разделу 6)
  12. Miserere mei, Deus («Помилуй меня, Боже», из псалма 55), хор а капелла
  13. Et Surgens omnis («И восстало множество...», Суд над Христом перед Пилатом и смертный приговор), рассказчик, баритон, бас, хор и оркестр
  1. Et in pulverem («И во прах», из псалма 21), хор и оркестр
  2. Et baiulans sibi crucem («И несущий крест свой», дорога на Голгофу), рассказчик и оркестр
  3. Popule meus («Мои люди» из оперы «Импроперия »), хор и оркестр.
  4. Ibi Crufixerunt eum («Там его распяли», распятие Христа), рассказчик и оркестр
  5. Crux fidelis («О верный крест», с Панге, языка славной битвы ), сопрано, хор и оркестр.
  6. И сказал Иисус («Тогда сказал Иисус», прощение Христа), рассказчик, баритон и оркестр
  7. In pulverem mortis («В прах смерти», из Псалма 21), припев а капелла.
  8. Et stabat populus («И стоял народ», Насмешка Христа на кресте), рассказчик, хор и оркестр
  9. Unus autem («И один из них...», хорошие и плохие воры), рассказчик, баритон, бас, хор и оркестр.
  10. Stabant autem iuxta crucem («Теперь стоял у креста», Иисус обращается к своей матери и Иоанну из Евангелия от Иоанна ), рассказчик, баритон и оркестр.
  11. Stabat Mater («Мать стояла...» из фрагмента Stabat Mater ), припев а капелла.
  12. Erat autem fere hora sexta («И было около шестого часа», рассказ о смерти Христа от Луки и Иоанна), рассказчик, баритон, хор и оркестр
  13. Alla breve (обозначение темпа на итальянском языке, обозначающее быстрый двойной размер ), только оркестр
  14. In pulverem mortis... In te, Domine, speravi («В прах смерти... На Тебя, Господи, я уповаю» из Псалма 30), сопрано, баритон, бас, хор и оркестр
  • Штейн, Леон. 1979. Структура и стиль: исследование и анализ музыкальных форм . Майами: Сумми-Бирчард.
  • Вордсворт, Дэвид. 2013. «Ноябрь и декабрь». Журнал «Хор и орган» , стр. 47–51. Майами: Сумми-Бирчард. [ нужна проверка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Робинсон, Рэй и Аллен Винольд. 1983. Исследование Страстей Пендерецкого по Луке . Издание Moeck 4026. Celle: Moeck. ISBN   9783875490169 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbd3ebf7a394405eff3fd1db2ce93c53__1716677640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/53/cbd3ebf7a394405eff3fd1db2ce93c53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St Luke Passion (Penderecki) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)