Анаклазис
Анаклазис | |
---|---|
Музыка для струнного оркестра Кшиштоф Пендерецкий | |
![]() Композитор в 2008 году | |
Составленный | 1960 |
Преданность | Принц Ренье III |
Выполненный | 14 августа 1960 г Фестиваль в Донауэшингене .: |
Издатель | |
Продолжительность | 7-8 мин. |
Подсчет очков |
|
Анакласис — композиция для 42 струнных инструментов и ударных , написанная в 1960 году польским композитором Кшиштофом Пендерецким . Впервые он был исполнен на фестивале в Донауэшингене в 1960 году. На этом первом исполнении он был хорошо принят публикой, потребовавшей выхода на бис . [ 1 ]
Название произведения Анакласис означает «Преломление света». Эта идея выражается через непрерывную модуляцию тембра произведения. Анакласис также является метрическим термином , используемым в греческой поэзии. Биограф Пендерецкого, Вольфрам Швингер, отметил, что «Пендерецкий действительно признал в своей программной заметке к Донауэшингену 1960 года, когда впервые был исполнен Анакласис , что это метрическое определение вдохновило ритмическую процедуру центральной части и привело к идеям вращения и аритмических прогрессий. как факторы, управляющие ритмами в целом». [ 2 ]
История
[ редактировать ]Впервые Анакласис был набросан и забит зимой 1959/60 года, во время первого визита Пендерецкого в Италию. Швингер сказал о произведении, что это «документ чрезвычайно дифференцированной и разнообразной композиции звуковых образов, произведение сложнейших шумовых структур». [ 2 ] Пендерецкий стремился к «бесшовной трансформации звуковых качеств, гибкому переходу от звука к шуму и наоборот». [ 2 ] Это одно из первых произведений Пендерецкого, в котором использованы спецэффекты и изобретательные обозначения, которыми он наиболее известен. Специальные эффекты, которые он использует в пьесе, включают падение карандаша на струны фортепиано и поглаживание струн джазовыми кистями. [ 1 ]
Форма
[ редактировать ]Форма пьес трехчастная: секция A состоит только из струнных инструментов, секция B представляет собой только ударные и секция C представляет собой смесь этих двух. Секция A начинается с пяти сольных струн, которые начинаются и добавляются к кластеру тонов пианиссимо , последовательно начиная с ля соло альта . Более крупные группы струн накладывают на эти входы сфорцанди . Пендерецкий использует большое разнообразие артикуляций и струнных техник, чтобы варьировать цвет и текстуру первой части, характеризующейся непрерывностью шума и звука. Группы струн играют группы звуков, некоторые определенные, а некоторые неопределенные, которые контрастируют по тембру за счет использования гармоник , тремоло , вибрато , коль-но , пиццикато и суль-понтичелло . Помимо тембра, струны контрастируют по динамике и регистру.
Пендерецкий осторожно переходит в перкуссионную часть B с относительной плавностью, в отличие от тембрального контраста. Секция B в целом имеет несколько гладкое и ровное звучание, но создается оно чрезвычайно сложным сочетанием ритмических микроструктур. На микроуровне раздел характеризуется ритмичными канкризанами , канонами и другими процедурными единицами. Как и в разделе А, большое разнообразие тембров исполняется с помощью большого количества инструментов и техник игры.
Пьеса переходит в секцию C за счет последовательного сокращения оркестра до тех пор, пока не останется всего десять скрипок, играющих pppp в плотной тональной группе. В этом последнем разделе Пендерецкий смешивает струнные и перкуссию с сочетанием перкуссионных звуков, струнного тремоло глиссанди и нетрадиционных фортепианных техник. Пьеса заканчивается аккордом пиццикато, сыгранным внутри фортепиано. [ 2 ]
Подсчет очков и обозначения
[ редактировать ]Произведение рассчитано на 20 скрипок , 8 альтов , 8 виолончелей , 6 контрабасов , челесту , арфу , фортепиано и большую секцию ударных инструментов, включая ксилоримбу , конги , деревянные барабаны , вибрафон , бонги , колокольчики , тарелки , глокеншпиль , том- на томах , треугольнике , гонге , там-таме и литаврах будут играть шесть перкуссионистов. Кроме того, пианист отвечает за игру на деревянных клавирах или палочках для румбы.
Темпы в начале и конце произведения указаны в секундах. В средней части используются более традиционные отметки метронома, которые варьируются от четвертной ноты, равной 44, до четвертной ноты, равной 80.
Выступления и записи
[ редактировать ]- Первое выступление: Симфонический оркестр Юго-Западного немецкого радио , Ганс Росбо , дирижер, Фестиваль в Донауэшингене , 16 октября 1960 года. [ 3 ]
- Варшавский филармонический оркестр , Анджей Марковский , дирижер; Польский граммофон SXL 0260, Wergo 60020 [ 4 ]
- Лондонский симфонический оркестр , Кшиштоф Пендерецкий, дирижер; ЭМИ Электрола ШЗЭ 393 [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Авис, Питер. (2001). Кшиштоф Пендерецкий. У Пендерецкого: Плач по жертвам Хиросимы, Каприччио для скрипки с оркестром, Партита для клавесина с оркестром, Концерт для виолончели, Симфония, Сон Якова. [Примечания к компакт-диску]. Лондон: Классика EMI.
- Байландер, Синди. (2004). Кшиштоф Пендерецкий: биобиблиография. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
- Робинсон, Рэй. (1983). Кшиштоф Пендерецкий: путеводитель по его произведениям. Принстон, Нью-Джерси: Prestige Publications, Inc.
- Швингер, вольфрам. (1989). Кшиштоф Пендерецкий: Его жизнь и творчество в переводе Уильяма Манна. Лондон: Schott & Co. Ltd.
- ^ Jump up to: а б Уведомление
- ^ Jump up to: а б с д осциллятор, [ нужна страница ] .
- ^ Байлендс, [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Робинсон, [ нужна страница ]