Польский реквием
Польский реквием | |
---|---|
Кшиштоф Пендерецкий | |
![]() Композитор в 2008 году | |
Родное имя | Польский реквием |
Форма | Реквиемная месса |
Польский Реквием (оригинальное польское название: Polskie Requiem ; немецкий : Polnisches Requiem ), также Польский Реквием , — масштабная заупокойная месса для солистов, смешанного хора и оркестра польского композитора Кшиштофа Пендерецкого . «Лакримоза», посвященная профсоюзному лидеру Леху Валенсе , была написана к открытию статуи на Гданьской верфи в память о погибших в польских антиправительственных беспорядках в 1970 году. Он расширил произведение до реквиема, написав другие части почтить память различных патриотических мероприятий в течение следующих четырех лет.
Польский реквием впервые был исполнен в Штутгарте 28 сентября 1984 года. Пендерецкий переработал и расширил произведение в 1993 году, а в 2005 году снова расширил его дополнительной частью Ciaccona . Он называется «Польский реквием» , потому что его части посвящены героям и жертвам польской истории .
Месса, одно из наиболее известных произведений Пендерецкого, во многом следует литургической латыни формата реквиема с добавлением Święty Boże , польского перевода Трисвятого .
История
[ редактировать ]В 1980 году польский профсоюз «Солидарность» поручил Пендерецкому сочинить произведение, сопровождающее открытие статуи на гданьских верфях в память о погибших в польских антиправительственных беспорядках в 1970 году. Пендерецкий ответил созданием «Лакримозы», посвященной Леху. Валенсы , который он позже расширил до этого реквиема, написав другие части в честь разных патриотических событий. Agnus Dei был написан в 1981 году в память о его друге кардинале Стефане Вышинском . «Рекордар» был написан в 1982 году в честь беатификации францисканца убитого Максимилиана Кольбе, в концентрационном лагере Освенцим . Dies irae была написана в память о Варшавском восстании в августе и сентябре 1944 года. [ 1 ] Libera me, Domine написана в память о жертвах Катынской резни . [ 2 ] Первая версия реквиема была исполнена 28 сентября 1984 года Симфоническим оркестром Штутгартского радио под управлением Мстислава Ростроповича . [ 1 ]
В 1993 году был добавлен Sanctus, и переработанная версия прозвучала под управлением композитора на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 11 ноября 1993 года. [ 3 ] В 1998 году композитор заметил, говоря об историческом и патриотическом значении произведения: «Я не пишу политической музыки. Политическая музыка сразу устарела. Мой «Плач жертвам Хиросимы» остается важным, потому что это абстрактная музыка. «Реквием» посвящен определенные люди и события, но музыка имеет более широкое значение». [ 4 ]
В 2005 году композитор добавил еще одну часть в память о Папе Иоанне Павле II , Ciaccona «in memoria Giovanni Paolo II per Archi» (в память об Иоанне Павле II для струнных). [ 5 ] Завершенный Реквием впервые был исполнен 17 сентября 2005 года во Вроцлаве во время Wratislavia Cantans 2005 Симфоническим оркестром Польского национального радио в Катовице под руководством самого композитора.
Инструментарий, слова и структура
[ редактировать ]« Польский реквием» написан для солистов сопрано, меццо-сопрано, тенора и баса, смешанного хора SATB и оркестра, состоящего из трех флейт (третье двойное пикколо ), трех гобоев , трех кларнетов си-бемоль, одного бас-кларнета , трех фаготов. , один контрфагот ; шесть валторн фа фа, четыре трубы до мажор, четыре тромбона , одна туба ; секция ударных, состоящая из литавр , трех подвесных тарелок, тарелок , 2 там-тамов , большого , барабана малого барабана , тенора , военного малого барабана, шести тамтамов , пяти тимбалов , альтовой деревянной колодки , трубчатых колокольчиков , массового колокола, церковного колокольчики , трещотка , кнут , колокольчики , вибрафон , ксилофон ; и струны . Он состоит из семнадцати частей, продолжительность, указанная издателем Шоттом , составляет 110 минут. [ 6 ] Дополнительная чаккона предназначена для струнного оркестра. Он издавался, исполнялся и записывался также отдельно.
Название произведения похоже на «Немецкий реквием» , составленный из отрывков из Библии на немецком языке. Но Пендерецкий последовал литургической латыни Реквиема (мессы по усопшим) и расширил ее Трисвятым на польском языке, Święty Boże , «мольбой, исполняемой в Польше в минуты опасности». [ 7 ] это появляется в отдельной части (Offertorium), а также в Recordare. [ 3 ] Пендерецкий немного изменил порядок, переместив Причастие ближе к концу и создав Финал.
- I Introitus - хор
- II Кирие – солисты, хор
- После Дня гнева
- 3 дня гнева - хор
- IV Туба мирум – бас, хор
- V Mors stupebit – mezzo-soprano, choir
- VI Quid Sum Miser – хор
- VII Rex tremendae — бас, хор
- VIII Recordare Jesu pie – музыка Свенты Боже , все солисты, хор
- 9 Стону как виноватый - солисты, хор
- X Lacrimosa – сопрано, женский хор
- XI Sanctus – меццо-сопрано, хор, Бенедикт – тенор, хор
- XII Чаккона
- XIII Agnus Dei – хор а капелла
- XIV Причастие Light aeterna – хор
- XV Libera me, Domine – сопрано, солисты, хор
- XVI Оферторий Святый Боже, Святый Крепкий – солисты, хор
- XVII Finale Libera animas – солисты, хор
Ораторский музыкальный театр
[ редактировать ]Регина Хлопицка, автор исследований музыки Пендерецкого, писала о своей работе в отношении ранних похоронных месс:
Он обращается к ряду традиционных элементов, но трансформирует их, выстраивает новую иерархию, подчиняет грандиозные драматические формы монументального, театрального характера своему, оригинальному замыслу. « Польский реквием» можно назвать драматической ораторией или ораторским музыкальным театром, главной темой которого является отношение человека к смерти. Однако вместо Бога этот театр ставит в центр человека и фокусируется на его колебаниях между надеждой и сомнением, верой и отчаянием, а также на его стремлении к универсальным ценностям и смыслу существования. Ораторский музыкальный театр «Польского реквиема» разворачивается в четырех основных измерениях, четырех зонах символических значений. Первый из них предлагает музыкальный театр ужаса, вызванный видением Страшного суда, а также эпизодом «Dies irae» и респонсориумом «Libera me». Второй рождается из отсылок к коллективным молитвенным ритуалам, образующим своего рода мистериальный театр. Третья сфера выражает чувства и эмоции человека, анализирующего свою жизнь, а четвертая, которую можно назвать «польской зоной», показывает связь Пендерецкого с «здесь и сейчас», укорененность человека в истории его жизни. время". [ 8 ]
Премьеры
[ редактировать ]- Частичная премьера (8 частей): 23 ноября 1983 года, Вашингтон, округ Колумбия , Национальный симфонический оркестр , солисты, Общество хорового искусства Вашингтона , дирижер Мстислав Ростропович.
- Премьера: 28 сентября 1984, Штутгарт , Симфонический оркестр Штутгартского радио, Хор Штутгартской государственной оперы и Зюдфунк-Хор , Филлис Брин-Юлсон , Дорис Соффель , Рышард Карчиковский , Стаффорд Дин , дирижер Мстислав Ростропович
- Премьера переработанной версии: 11 ноября 1993, Стокгольм , Фестиваль Пендерецкого 1993, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр и хор, Катарина Далайман , Бригитта Сведен , Захос Терзакис , Курт Ридл , дирижер Кшиштоф Пендерецкий
- Премьера финальной версии: 17 сентября 2005 г. – Санкт-Петербург. Церковь Марии Магдалины (Вроцлав, Польша) , Wratislavia Cantans 2005, Симфонический оркестр Польского национального радио Катовице, Ансамбль городских певцов Катовице Camerata Silesia , Изабела Клосиньска , Ядвига Раппе , Адам Здуниковский , Петр Новацкий , дирижер: Кшиштоф Пендерецкий
Записи
[ редактировать ]- Польский Реквием , Ядвига Гадуланка (сопрано), Ядвига Раппе (меццо-сопрано), Генрих Грыхник (тенор), Карло Зардо (бас), Хор Польского радио и телевидения, Краковский филармонический хор, Национальный симфонический оркестр Польского радио , дирижер Антони Вит (1985) )
- Польский Реквием , Ингрид Хаубольд (сопрано), Гражина Виногродска (меццо-сопрано), Захос Терзакис (тенор), Малкольм Смит (бас), Хор NDR , Хор Баварского радио, Симфонический оркестр NDR , под управлением композитора (1990)
- Польский реквием , Ядвига Гадуланка (сопрано), Ядвига Раппе (меццо-сопрано), Захос Терзакис (тенор), Петр Новацкий (бас), Королевский Стокгольмский филармонический хор и оркестр под управлением Кшиштофа Пендерецкого, Чандос (1995) [ 9 ]
- Польский реквием , Изабела Клосинская, Ядвига Раппе, Рышард Минкевич, Петр Новацкий, Варшавский национальный филармонический оркестр под управлением Антони Вита , Наксос (2004) [ 10 ]
Выступления и записи Чакконы
[ редактировать ]- Премьера: 17 сентября 2005 г. Вроцлав , Св. Мария Магдалина, Wratislavia Cantans 2005, Симфонический оркестр Польского национального радио Катовице, дирижер Кшиштоф Пендерецкий [ 5 ]
- Концерт к 75-летию композитора: 11 июля 2008 г. Аббатство Эбербах , Музыкальный фестиваль Рейнгау , Sinfonietta Cracovia , дирижер Кшиштоф Пендерецкий.
- 22 мая 2009 г. Сеульский центр искусств , Сеульский международный музыкальный фестиваль, концерт-открытие Beyond Ideology , Корейский камерный оркестр [ 11 ]
- запись Музыки для камерного оркестра , Sinfonia Varsovia, дирижер Кшиштоф Пендерецкий, Dux Recording (2009)
Agnus Dei для виолончели
[ редактировать ]Пендерецкий аранжировал «Agnus Dei» для восьми виолончелей, впервые исполненную на панихиде по Мстиславу Ростроповичу 3 октября 2007 года в церкви Св. Иоанна в Кронберге (Германия) преподавателями и студентами Кронбергской академии под управлением Франса Хельмерсона. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Польский реквием. Архивировано 6 октября 2009 г. в обзоре Wayback Machine записи и примечаний (включая отдельные части) Чуа Ган И, 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Польский институт культуры , 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Польского реквиема» для Наксоса. Примечания Ричарда Уайтхауса к обложке
- ^ Кристоф Пендерецкий рассказывает о польском реквиеме La Scena musice, 1998
- ^ Jump up to: а б Чаккона Шотт
- ^ Польский реквием Шотт, с. «Контент» для движений
- ^ Кшиштоф Пендерецкий, «Польский реквием» на CULTURE.PL, Польская культура, 2004 г.
- ^ Регина Хлопицка, « Польский реквием », в музыке Кшиштофа Пендерецкого. Поэтика и прием - Исследования, эссе и материалы под редакцией Мечислава Томашевского, 29–44 (Краков: Музыкальная академия в Кракове, 1996), ISBN 83-901888-9-9 , с. 31.
- ^ Захос Терзакис. «Кшиштоф Пендерецкий: Польский реквием» . Terzakis.com . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Подробности записи Наксоса , два опубликованных обзора
- ^ Сеульский международный музыкальный фестиваль [ постоянная мертвая ссылка ] примечания к программе
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хлопицка, Регина. 1985. «Польский реквием». Ручь Музыкный 29, вып. 19 (сентябрь): 3–4.
- Лапель, Питер. 2001. «'Venit dies Magnus irae ipsorum': О видении апокалипсиса в «Dies irae» и «Польском реквиеме» Кшиштофа Педерецкого». В «Апокалипсис: Симпозиум 1999» , под редакцией Кармен Оттнер , 281–95. Исследования Франца Шмидта 13. Вена: Доблингер. ISBN 3-900695-54-7 .
- Шулер, Манфред. 1992. «Посвящение Пендерецкого Моцарту». Музыкальные исследования 45, вып. 3:279–82.
- Цетанова Петя: Реквием. Место памяти. «Военный реквием» Бенджамина Бриттена и «Польский реквием» Крыштофа Пендерецкого как музыкальные памятники ХХ века в: Нипер, Лена и Шмитц, Юлиан (ред.): Музыка как средство памяти. Память – история – настоящее. Издательство стенограммы, Билефельд 2016, ISBN 978-3-8376-3279-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Польский Реквием на сайте Шотта: инструменты, содержание, исполнение