Jump to content

Полиморфия

Полиморфия
Музыка для струнного оркестра Кшиштофа Пендерецкого.
Композитор в 2008 году
Составленный 1961  ( 1961 )
Преданность Герман Моек
Выполненный 16 апреля 1962 г. ( 16 апреля 1962 г. )
Подсчет очков струнный оркестр

«Полиморфия» («Множество форм») — композиция для 48 струнных инструментов (24 скрипок и по 8 альтов, виолончелей и басов), написанная польским композитором Кшиштофом Пендерецким в 1961 году. Произведение было выполнено по заказу Северогерманского радио Гамбурга . Премьера состоялась 16 апреля 1962 года в исполнении радиооркестра под управлением Анджей Марковского . «Полиморфия» посвящена Герману Моеку, первому редактору Пендерецкого на Западе.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов, в аспирантуру Пендерецкий искал новые звуковые и технические возможности инструментов, особенно для струнных . [ 1 ] нетрадиционными средствами артикуляции и своеобразной обработкой высоты звука. [ 2 ] При этом Пендерецкий отказался от традиционной системы обозначений и изобрел собственную графическую систему обозначений , вдохновленную электроэнцефалограммами . Его более ранняя композиция «Плач жертвам Хиросимы» (1960) получила первый успех такого рода произведений. «Polymorphia» Вскоре после этого в результате продолжения такого экспериментального новшества была написана .

По-гречески поли означает «много», а морф означает «форма» или «форма» (от греческого morphe), поэтому полиморфию можно понимать как «множество форм или форм». Полиморфия буквально означает «один и тот же смысл в разных формах». Под «формами» здесь подразумеваются не музыкальные формы, а звуковые эффекты. Биограф Пендерецкого Вольфрам Швингер связывает название «Полиморфия » с «широко развернутой звуковой шкалой... обменом и одновременным проникновением звука и шума, контрастом и перетеканием мягких и твердых звуков». [ 3 ] Подобно «Плачу жертвам Хиросимы» , Пендерецкий построил произведение на основе звуковых событий. Вместо «мелодии» слышатся плотные кластеры, микротона и глиссанди. Диссонансная пьеса сонориста заканчивается трезвучием до мажор.

Тембровая система Пендерецкого.

[ редактировать ]

Период композиционного творчества Пендерецкого «Полиморфия» известен как его сонористический период, в течение которого он использовал метод сочинения, основанный на тембровой организации. Эта тембровая организация была основана на простом объяснении, что процесс генерации акустической волны представляет собой просто «столкновение двух физических тел, одно из которых является источником звука, а другое — телом, которое вибрирует источник звука». [ 4 ] Свою тембровую организацию Пендерецкий, скорее всего, заимствовал у Мечислава Дробнера , польского акустика и органолога, который в 1958 году получил должность лектора в школе, где недавно закончил обучение Пендерецкий, и устроился ассистентом. [ 4 ] книга Дробнера «Инструментознание и акустика» В 1960 году вышла , в которой он назвал источник звука вибратором , а в более поздних публикациях назвал тело, возбуждающее вибратор, возбудителем . Эта книга была важна, потому что в ней одной из первых обсуждались методы и параметры тембральной организации. Хотя это не были новые идеи, вполне вероятно, что Пендерецкий использовал эту информацию от Дробнера для разработки своей собственной тембровой системы.

Поскольку Пендерецкий понимал тембр прежде всего как функцию материалов, тембральные категории в его соноризме основаны на наиболее распространенных материалах, используемых при сборке инструментов и аксессуаров традиционных симфонических оркестров: металле, дереве, коже, войлоке и волосах. [ 4 ] Хотя любой из этих материалов может действовать как вибратор, так и возбудитель, войлок и волосы являются наименее эффективными вибраторами, поскольку при вибрации их не слышно. Это означает, что по крайней мере одно из двух звуковых тел должно быть изготовлено из металла, дерева или кожи, называемых первичными материалами. [ 4 ] В тембровой системе Пендерецкого три основных материала могут (и взаимодействуют) взаимодействовать друг с другом, тогда как войлок и волосы могут взаимодействовать только с одним из основных материалов, а не сами по себе.

Хотя он был вдохновлен Дробнером, тембровая система Пендерецкого идет еще дальше, в которой «не имеет значения, представлены ли металл, дерево и кожа вибратором или подстрекателем, поскольку оба сталкивающихся тела имеют одинаковый вес как первичные материалы. ». [ 4 ] Это означает, что «если данное тело может быть источником звука, т. е. если оно сделано из одного из трех материалов, способных выполнять эту функцию (м, ш, л), то оно становится источником звука независимо от того, его бьют, трут или щипают, или он сам бьет, трет или дергает». [ 4 ]

Хотя тембровая система Пендерецкого использовала категории материалов, присущие традиционному симфоническому оркестру, ему пришлось внести радикальные изменения для достижения желаемых эффектов. Поскольку в типичных оркестрах преобладает металл (металлические струны, металлические ударные инструменты и т. д.), Пендерецкому нужно было найти способы расширить изображение дерева и кожи. Хотя так было и с другими работами, «Полиморфия» основана на противостоянии металла и дерева. Поскольку произведение написано исключительно для струнных инструментов, Пендерецкий использовал различные методы для создания противоположных частей металла и дерева. [ 4 ]

Работа следует традиционной формальной схеме ABA: каждый раздел занимает примерно три минуты. Пендерецкий очерчивает каждый раздел через систему контрастных тембров. Часть А пьесы длится от репетиции 1 до репетиции 32 и характеризуется устойчивыми ( арко ) и часто микротональными группами звуковых частот. Кроме того, эти меры основаны на категории материала — металл. Раздел B начинается с репетиции 32 и продолжается до репетиции 44. Этот раздел контрастирует с техниками арко в разделах A. Он содержит такие ударные техники, как; battuto col legno (удары по струнам древесиной смычка); постукивания пальцами между мостом и струнодержателем; пиццикато и пиццикато кон дуэ дита (сощипнутые двумя пальцами). Также от мер 38–43 происходит переход к категории материала – древесина. Техники этого раздела включают удары по струнам ладонью, постукивание по деке кончиками пальцев и удары по подставке смычком или по стулу порожком (стойки и стулья в то время были деревянными). Такты 42–45 основаны на дереве и металле с сочетанием техник, описанных выше. Этот раздел «опосредует» заметное противостояние металла и дерева. Секция А' возвращается к типичному стилю арко, но включает в себя смычок между бриджем и струнодержателем, а также смычок между бриджем и струнодержателем. Эта общая тембральная схема Полиморфия представляет собой металл-дерево-металл и помогает укрепить формальную структуру ABA. [ 4 ] Наконец, пьеса завершается трезвучием до мажор, распределенным по всему оркестру. Это служит кодой и своего рода разрядкой напряжения, создаваемого микротонами и незнакомыми тембральными эффектами композиции. [ 5 ] В интервью журналу Composer в 1977 году Пендерецкий заявил, что аккорд до мажор был семенем, из которого выросла вся композиция. [ 5 ] Адриан Томас интерпретирует утверждение Пендерецкого как «теоретически спорное, и действительно, предшествующие акценты на определенных классах высоты звука и открытых группах могут ретроспективно рассматриваться как предзнаменование такого вывода. Ценность трезвучия до мажор заключается не в какой-либо предполагаемой гармонической последовательности, которая подтверждает традиционную процесс, а в его радикальном вызове тому, что Пендерецкий установил в качестве своих норм». [ 6 ]

Временная запись

[ редактировать ]

Из-за особенностей тембровой системы Пендерецкому пришлось разработать систему обозначений, чтобы правильно передать свои намерения. Многие аспекты традиционных обозначений реструктурированы, например, традиционное использование мер. Вместо этого партитура разделена на разделы, продолжительность каждого из которых указана в секундах. Продолжительность фрагментов варьируется от двух до 25 секунд, и каждому присвоен репетиционный номер. [ 7 ] В некоторых разделах произведения темпоральные процессы внутри сонористической системы становятся сложными, с множественными входами в несколько инструментальных партий. Чтобы прояснить его намерения, эти разделы разделены на секунды, причем каждая секунда отмечена вертикальными линиями в партитуре. В «Полиморфии» это происходит на репетициях 11–24, 33–37 и 57–59. [ 1 ]

Обозначение высоты тона

[ редактировать ]

Пендерецкий использует нотоносец для записи своих сонористических партитур в тех местах, где необходим ориентир по высоте звука. Обычно в его сонористических произведениях точность звука имеет второстепенное значение. Например, использование им четвертьтонов не обязательно связано с тем, что в его работах существует четвертьтоновая гамма, но они «используются просто для точного регулирования внутренней структуры кластера, то есть для придания кластерам желаемой плотности». [ 1 ] Эта техника широко используется в обоих разделах произведения А, где преобладают устойчивые группы тонов. Кроме того, с репетиции номер 11 до двух с половиной секунд после репетиции 24 он использует нотоносец со стартовой высотой звука, а затем строку, представляющую тесситуру исполняемого материала, вместо использования традиционных обозначений. [ 7 ] Этот метод делает возможным правильную передачу деталей этого очень сложного прохождения кластеров в Polymorphia .

Графические символы

[ редактировать ]

Пендерецкий передает многие из своих тембральных эффектов средствами, гораздо более живописными, чем в традиционной западной нотной записи. Эти эффекты и их система обозначений представляют собой ключевой элемент его стиля в этот первый композиционный период. По сути, это более продвинутая версия системы, использованной в « Плаче по жертвам Хиросимы» , и она получила дальнейшее развитие в работе «Флуоресценции» 1962 года . В партитуре есть страница с объяснением 21 сокращения и символа, которые он использует повсюду. Черный треугольник указывает на то, что следует играть «самую высокую ноту инструмента (неопределенной высоты тона)». [ 7 ] Этот эффект возникает на протяжении всего произведения, и, как и в случае с эффектами четверти тона, упомянутыми выше, точная высота ноты не имеет решающего значения для композиции. Таким образом, Пендерецкий записывает это без нотоносца, что помогает сделать его систему обозначений максимально визуально эффективной. [ 1 ] Другой эффект предписывает исполнителю «стучать луком по столу или каблуком по стулу». [ 7 ] Здесь Пендерецкий превращает традиционно немузыкальные предметы в инструменты, которые включаются в произведение. Эта техника используется в основном в секции B, где в текстуре доминируют ударные эффекты. Здесь требования тембрового строя требуют введения в произведение новых средств звукоизвлечения.

На протяжении всей партитуры Пендерецкий использует и другие формы графических обозначений. Толстые черные линии обозначают группы тонов , как у басов на репетиции 6. Здесь каждому дается сыграть ноту, так что все ноты гаммы звучат одновременно. На восьмой репетиции партии басов Пендерецкий использует символ, напоминающий длинную полосу пересекающихся звуковых волн, чтобы обозначить отрывок глиссандо. Здесь для каждого исполнителя указана стартовая нота, но скорость глиссандо «на выбор». [ 7 ] Инновационная система обозначений Пендерецкого позволяет эффективно передавать сонористическую систему.

Композиционный процесс

[ редактировать ]

Рукописные наброски партитуры раскрывают суть его композиционной процедуры. Эскиз «Полиморфии» занимает 33 страницы, упорядочен и пронумерован в обратной хронологии. Сначала появляется полный набросок партитуры, за ним следуют наброски, «которые становятся все более фрагментированными и графически абстрактными». [ 5 ] Более ранние эскизы представляют собой абстрактные графические рисунки, созданные на основе слуховых концепций Пендерецкого. На основе них он сформулировал основной материал и формальную структуру. Наконец, была применена стенографическая запись, которую можно было перевести в полное музыкальное произведение. Эта партитура, как и другие сонористические ноты, записана в вырезном формате. Кроме того, эскизы визуально впечатляют благодаря использованию красных, зеленых, синих и черных шариковых чернил. Также заслуживает внимания энцефалографическая запись высоты звука Пендерецкого во втором разделе А репетиций с 57 по 60. [ 7 ] Здесь он основывает композицию на реальных электроэнцефалограммах , которые представляют собой изображения мозговых волн. Они были записаны в Краковском медицинском центре, когда пациенты слушали запись его «Плача по жертвам Хиросимы» . Создаваемый музыкальный эффект представляет собой звуковые массы непрерывных скользящих тонов. [ 5 ]

[ редактировать ]

Рок -музыкант Джонни Гринвуд сотрудничал с Пендерецки над альбомом с участием Polymorphia, выпущенным 13 марта 2012 года и включающим пьесу, написанную Гринвудом, под названием 48 Responses to Polymorphia .

Полиморфия используется в саундтреке к фильмам ужасов «Экзорцист» режиссера Уильяма Фридкина (1973) и «Сияние» режиссера Стэнли Кубрика (1980).

Библиография

[ редактировать ]
  • Байландер, Синди. «Избранная библиография книг и статей об авангардной композиции Пендерецкого». Исследования Пендерецкого 1 (2003): 337–360.
  • Хлопицка, Регина. «Стилистические фразы в творчестве Кшиштофа Пендерецкого». Исследования Пендерецкого 1 (1998): 51–64.
  • Хлопицка, Регина «Внемузыкальные вдохновения в ранних произведениях Кшиштофа Пендерецкого». Исследования Пендерецкого 2 (2003): 257–271.
  • Мирка, Данута. Сонористический структурализм Кшиштофа Пендерецкого . Катовице: Музыкальная академия в Катовице, 1997. Мирка, Данута. «Разрезать гордиев узел: Тембровая система Кшиштофа Пендерецкого». Журнал теории музыки 45, вып. 2 (осень 2001 г.): 435–456.
  • Монастра, Пегги. «Полиморфия и флуоресценция Кшиштофа Пендерецкого» История музыки из первоисточников: Путеводитель по архивам Молденхауэра , изд. Джон Ньюсом и Альфред Манн. Вашингтон: Библиотека Конгресса, 2000.
  • Пендерецкий, Кшиштоф. Полиморфия , 1962. Целле, Герман Моек, Верлаг, 1963.
  • Пендерецкий, Кшиштоф. Полиморфия . Краковская филармония под управлением Генрика Чижа. [Польша]: Муза: PNCD 017, 1989. Компакт-диск.
  • Робинсон, Рэй. «Музыкальное паломничество Пендерецкого». Исследования Пендерецкого 1 (1998): 33–50.
  • Робинсон, Рэй. «Эволюция оркестра Пендерецкого от треноди к флуоресценции ». Исследования Пендерецкого 2 (2003): 249–256.
  • Швингер, Вольфрам. «Изменения за четыре десятилетия: стилистические пути Кшиштофа Пендерецкого». Исследования Пендерецкого 1 (1998): 65–82.
  • Швингер, вольфрам. «Кшиштоф Пендерецкий: его жизнь и творчество». Перевод Уильяма Манна. Лондон: Шотт, 1989. ISBN   0-946535-11-6
  • Томас, Адриан. Польская музыка времен Шимановского. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2005: 179.
  • Томашевский, Мечислав. «Диалоги и игры Пендерецкого со временем и местом на Земле». Исследования Пендерецкого 1 (1998): 13–32.

Дискография

[ редактировать ]
  • Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна. Бранденбургский концерт н. 4/ Иоганн Себастьян Бах. Симфония н. 3: Героика / Людвиг ван Бетховен. Полиморфия для 48 инструментов от земли / Кшиштоф Пендерецкий . [Милан]: Фойе 1-CF 2038, 1990. Компакт-диск.
  • Краковская филармония под управлением Генрика Чижа. Dies irae ; Полиморфия ; De natura sonoris . [Голландия]: Philips 839 701 LY, 1967. LP 33. 1 3 об/мин.
  • Симфонический оркестр Государственной филармонии Кракова под управлением Анджея Марковского. Варшавская осень – Варшавская осень 1963 года. Звуковая хроника №. 4 . [Варшава]: Муза W-87—W-876, 1963. LP 33. 1 3 об/мин.
  • Различные ансамбли и исполнители. Экзорцист . [Бербанк, Калифорния]: Warner Home Video 16177-00-CD, 1998. Компакт-диск.
  • Различные ансамбли и исполнители. Fearless: Музыка из оригинального саундтрека . [Нью-Йорк]: Elektra None such 79334-2, 1993. Компакт-диск.
  • Различные исполнители. Вечный Пендерецкий . [Гонконг]: Naxos 8.572134, 2008. Компакт-диск.
  • Различные исполнители. Страсти Святого Луки ; Треноди ; Полиморфия ; Струнный квартет ; Псалмы Давида ; Измерения времени и тишины . [Польша]: Polskie Nagrania Muza PNCD017, 1989. 2 компакт-диска.
  • Различные солисты и ансамбли. Новая музыка и ее последние разработки . [Кёльн]:

Opus Musicum OM 116-118, 1975. 3 диска, 33 шт. 1 об/мин Стерео .

  • Варшавский национальный филармонический оркестр под управлением Антони Вита. Те Деум . [Гонконг]: Naxos 8.557980, 2007. Компакт-диск.
  • Оркестр Ауксо. Пендерецкий: Плач по жертвам Хиросимы; Полиморфия / Гринвуд: Суперхет-приемник попкорна; 48 ответов . [Нью-Йорк]:Nonesuch B00722ZH5W, 2012. Компакт-диск.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Данута Мирка, Сонористический структурализм Кшиштофа Пендерецкого (Катовице: Музыкальная академия в Катовице, 1997), 8 и 318–320
  2. ^ Регина Хлопицка, «Стилистические фразы в творчестве Кшиштофа Пендерецкого». Этюды Пендерецкого т.1, изд. Рэй Робинсон и Регина Хлопицка (Принстон, Нью-Джерси: Prestige Publications, Inc, 1998), 54 года.
  3. ^ Вольфрам Швингер , Кшиштоф Пендерецкий: Его жизнь и творчество , пер. Уильям Манн (Лондон: Шотт, 1989), 137
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Данута Мирка, «Разрезать гордиев узел: тембровая система Кшиштофа Пендерецкого», Journal of Music Theory 45, вып. 2 (Осень 2001 г.), 435–456 [журнал онлайн]; Интернет; по состоянию на 12 марта 2009 г. 436.
  5. ^ Jump up to: а б с д Пегги Монастра, «Полиморфия и флуоресценция Кшиштофа Пендерецкого» в истории музыки из первоисточников: Путеводитель по архивам Молденхауэра , изд. Джон Ньюсом и Альфред Манн (Вашингтон: Библиотека Конгресса, 2000), 351–353.
  6. ^ Адриан Томас. Польская музыка времен Шимановского. (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2005) 179
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Кшиштоф Пендерецкий, Полиморфия для 48 струнных инструментов (Celle: Hermann Moeck Verlag, 1963). На протяжении всей партитуры присутствуют фрагменты разной длины. Например, двухсекундная часть появляется на репетиции 66 на странице 23 партитуры, как раз перед финальным трезвучием до мажор. Один из самых длинных разделов продолжительностью 25 секунд появляется на первой странице нот (страница 5, так как страницы пронумерованы в этой версии) партитуры на третьей репетиции.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c367bd71c7d1351a500aa4160ee7719__1709955540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/19/8c367bd71c7d1351a500aa4160ee7719.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polymorphia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)