Закалка
Утрения , альтернативно пишется как Утрения , [ 1 ] Утреня , или Ютржня , иногда переводится еще как Утреня , [ 2 ] представляет собой совокупность двух литургических композиций [ 3 ] польского композитора Кшиштофа Пендерецкого . Они были написаны и премьеры состоялись в 1970 и 1971 годах.
«Ютржня» в этом контексте относится к « Утрене Страстей Иисусовых » в восточно-православных обрядах (польский: «Jutrznia Męki Pańskiej», русский/церковнославянский: «Utrenja Strastiej Christovych»).
История
[ редактировать ]После своего Stabat Mater Пендерецкий получил определенную известность в авангардных кругах, однако, что касается его грядущего радикализма и эмоциональной прямоты в оркестровых произведениях, это привело к тому, что музыканты и любители музыки отвернулись от него под обвинениями в его реакционности. и о подрыве музыкального прогресса. [ 3 ] Фактически российские власти запретили произведение, которое можно было исполнить в России только в 1995 году. [ 4 ]
Концепция и композиция
[ редактировать ]Две части «Утрени» были задуманы и написаны отдельно, хотя ко времени премьеры последней эти две части стали прочно связаны и обычно начали исполняться вместе. сам Пендерецкий [ 5 ] и некоторые критики [ 3 ] [ 6 ] связали его также со Страстями по Луке , что сделало бы его циклом триптиха; однако полная версия «Утрени» записывается и исполняется отдельно, без какой-либо связи со «Страстями по Луке» или «Stabat Mater».
Как литургическая композиция, «Утреня Часть I» вдохновлена православным ритуалом Великой субботы и, следовательно, сосредоточена на плаче, страстях и погребении Христа ; с другой стороны, «Утреня Часть II» основана на утренней службе в Пасхальное воскресенье , которая отмечает и воздает дань уважения воскресению Христа. Текст обеих частей взят из старославянских сочинений. [ 7 ]
Обе части были заказаны Западногерманским радио . Премьера первой части состоялась в Альтенберге. [ 8 ] 8 апреля 1970 года, под управлением Анджея Марковского . Премьера второй части состоялась в Мюнстере , снова под руководством Марковского, 28 мая 1971 года. За этим спектаклем последовала первая часть; однако премьера полной версии «Утрени» состоялась в Кракове 16 сентября 1971 года под руководством Ежи Катлевича . Критики и публика восприняли эту работу бурно, отчасти из-за репрессий со стороны польского правительства после беспорядков на верфи в Гданьске .
Анализ
[ редактировать ]Учитывая, что «Утреня» представляет собой набор из двух разных композиций, их движения нумеруются отдельно. Типичное исполнение всего произведения длится 75–80 минут. В оригинальной опубликованной партитуре все части Части I остаются без названия, за исключением № 5, который называется «Ирмологион» . [ 9 ] Часть II, однако, не имеет разделения на движения и представлена без пауз или заметного разделения частей. [ 10 ] Наиболее распространенный список движений, используемый во всех опубликованных записях произведения, выглядит следующим образом:
- Часть I: Погребение Христа
- I. Тропарь
- II. Песни хвалы
- III. Ирмос
- IV. 9. Канон Великой субботы, Песня
- V. Ирмология (Стихира)
- Часть II: Христа Воскресение
- I. Евангелие
- II. Стихира
- III. тропарем Псалом с
- IV. Пасхальный канон , Песни 1 и 3.
- V. Пасхальный канон , Песня 8
- ТЫ. Контакт
- VII. Ikos
- VIII. Пасхальный канон , фрагменты
I часть написана для 2 смешанных хоров , 5 сольных голосов и симфонического оркестра . [ 7 ] тогда как Часть II рассчитана на хор, хор мальчиков , 5 сольных голосов и симфонический оркестр. [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]Эта композиция получила неоднозначные отзывы критиков. Сам Кшиштоф Пендерецкий заявил в радиоинтервью перед премьерой произведения, что с помощью композиции он достиг своего собственного музыкального стиля и мнение критиков его не касается. [ 12 ] Тадеуш Марек считал первое выступление «полным успехом», характеризующимся «леденящей кровью и статической неподвижностью». [ 13 ] Премьеру обеих частей также рецензировал журнал «Мелос» , где Моника Лихтенфельд высоко оценила композиционные приемы, использованные Пендерецким. [ 14 ] [ 15 ] Майлз Кастендик похвалил сонористическую инновацию и ее влияние на общий успех произведения. [ 16 ] Немецкий журнал Neue Magazin für Musik назвал это «эмоционально трогательным произведением». [ 17 ] в то время как Мартин Блиндоу из Music und Kirche заявил, что «Утреня» была «одним из самых важных больших хоровых произведений нашего времени», хотя она не предназначалась для литургического исполнения. [ 18 ]
Питер Бенари, однако, признал «динамические крайности» работы, хотя, на его вкус, группы тонов использовались слишком часто. [ 19 ] Эндрю ДеРен из High Fidelity посчитал, что Пендерецкий упустил возможность придать Утрене подлинный восточный колорит, и вместо этого использовал международный модернистский стиль; [ 20 ] однако другие журналы похвалили композицию по той же причине. [ 21 ] Тадеуш Качиньский, также из Руха Музыкального, считал это произведение «созерцательным произведением», а Мариан Валлек-Валлевски считал его «чрезвычайно скучным». [ 22 ] Австрийский журнал Öesterreichische Musikzeitschrift также заявил, что композиция «может быть легко понята слушателями на эмоциональном уровне, несмотря на отрывки из кластеров и отсутствие четкой тональности». [ 23 ] Мирослав Кондрацкий из «Рух Музыкальный» был очень удивлен драматическим эффектом первой части, но был разочарован второй частью, которую он считал возвратом к «Страстям по Луке» Пендерецкого. [ 24 ] Герхард Крамер из Мелоса посчитал это произведение «музыкально привлекательным, с его увлекательной обработкой кластеров в сочетании со звуками старой славянской церковной музыки». [ 25 ]
Композиция также получила неоднозначные отзывы в других исполнениях, помимо премьеры. Роберт Моевс из Musical Quarterly дал отрицательный отзыв об Утрендже, который, по его мнению, использует «рудиментарные тенденции и поверхностную сложность». [ 26 ] в то время как «Денвер» из Musical Journal заявил, что произведение было «преувеличено», хотя он похвалил соло и религиозное ликование. [ 27 ] На своем выступлении в Роттердаме Тревор Ричардсон из «Музыки и музыкантов » посчитал это произведение малоинтересным, но «не более скучным, чем множество другой вполне приемлемой музыки всех периодов». [ 28 ]
Эвангелия и Канон Паши, Пьеснь 8 из Части II, наряду с другими произведениями Пендерецкого, использовались в Стэнли Кубрика фильме 1980 года «Сияние » вместе с произведениями Венди Карлос , Дьёрдя Лигети и Белы Бартока . [ 29 ]
Известные записи
[ редактировать ]Известные записи этой композиции включают:
Оркестр | Дирижер | Звукозаписывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|
Варшавская филармония | Анджей Марковский | Polskie Nagrania Muza (Польша, позже на международном уровне; все релизы с 1972 года) Philips Records (международный выпуск LP 1973 года) |
1972 | LP (CD) |
Варшавская филармония | Энтони Уит | Наксос Отчеты | 2008 | компакт-диск [ 30 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Байландер, Синди. Кшиштоф Пендерецкий: биобиблиография . Вестпорт: Greenwood Publishing Group, Inc. ISBN 0-313-25658-6 .
- ^ «Пендерецкий по заказу». Рекламный щит . Том. 81. 22 марта 1969. с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с Уайтхаус, Ричард (2009). Пендерецкий: Утреня . Гонконг: Naxos Rights International. стр. 3–4.
- ^ «Утреня в Москве». Исследования в Пендерецком . 1 : 115–116. 1998.
- ^ «Побег из арии Сатаны». Литературная жизнь . 38 (26): 3. 26 июня 1988 г.
- ^ Клементс, Эндрю (1 мая 2009 г.). «Пендерецкий: Утреня: Хосса/Релис/Кусевич/Новацкий/Беззубенко (Наксос)» . theguardian.com . Guardian News and Media Limited . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Голубая» Джин Тирания (2013). «Кшиштоф Пендерецкий – Утреня I: Положение во гроб Христа, для 5 голосов, 2 хоров и оркестра» . allmusic.com . Ол Медиа Сеть, ООО . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Утреня — Кшиштоф Пендерецкий» . Культура.пл . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ «Утреня I» . английский . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Утреня II» . английский . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Голубая» Джин Тирания (2013). «Кшиштоф Пендерецкий – Утреня II: Воскресение Христово, для 5 солистов, хора мальчиков, хора и оркестра» . allmusic.com . Ол Медиа Сеть, ООО . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Мюнстер. Воскресение Христово Пендерецкого». Швейцарская музыкальная газета . 111 (4): 241–242. Август 1971 года.
- ^ Марек, Тадеуш (1971). «Первое мировое исполнение «Воскресения» ». Польская музыка . 6 (2): 3–9.
- ^ «Премьера «Воскресения Христова» Пендерецкого в Мюнстере». Мелос . 38 (9): 372–373. Сентябрь 1971 года.
- ^ «Погребение Христа Пендерецкого в церкви аббатства Альтенберг». Мелос . 37 (9): 351–352. Сентябрь 1970 года.
- ^ «Филадельфийцы играют с Пендерецким». Christian Science Monitor : 6. 7 октября 1970 г.
- ^ «Мюнстер: Экстаз в великолепии икон: премьера «Воскресения» Пендерецкого в соборе». Новый журнал о музыке . 132 (7): 382–383. Июль 1971 года.
- ^ Блиндоу, Мартин (август 1971 г.). «Утреня Пендерецкого в Мюнстере». Музыка и церковь . 41 (4): 211.
- ^ Бенари, Питер (сентябрь 1971 г.). «Люцерн. Недели международных музыкальных фестивалей». Швейцарская музыкальная газета 111 (5): 289.
- ^ ДеРен, Эндрю (январь 1971 г.). «Филармонический оркестр: Премьера Пендерецкого». Высокая точность . 21 (1).
- ^ К., Л. (1971). «После XV фестиваля «Варшавская осень». Сечение (1384 г.): 6–7.
- ^ Качиньский, Тадеуш; Валлек-Валевски, Мариан (1971). «Космогония Кшиштофа Пендерецкого». Музыкальное движение . 15 (11): 3–5.
- ^ «Утреня Пендерецкого в Концертхаусе». Австрийский музыкальный журнал . 26 (7): 395–396. 1971.
- ^ Кондрацкий, Мирослав (1971). «Осень ранняя весна». Музыкальное движение . 15 (22): 9–11.
- ^ Крамер, Герхард (ноябрь 1971 г.). «Булез застрелил птицу и в Вене». Мелос . 38 (11): 494.
- ^ Моевс, Роберт (1972). «Пендерецкий: Утреня». Музыкальный ежеквартальный журнал . 58 (2): 330–333. два : 10.1093/mq/LVIII.2.330 .
- ^ Мур, Денвер (сентябрь 1977 г.). Музыкальный журнал . 35 (7): 45.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Ричардсон, Тревор (сентябрь 1973 г.). «Голландия». Музыка и музыканты . 22 (1): 64–68.
- ^ Кубрик, Стэнли (13 июня 1980 г.). "Сияние - Саундтреки" . www.IMDb.com . IMDB . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ «ПЕНДЕРЕЦКИЙ, К.: Утреня (Варшавская филармония, Вит)» . Гонконг: Naxos Digital Services Ltd., 2009 г. Проверено 30 августа 2013 г.