Jump to content

Закалка

Утрения , альтернативно пишется как Утрения , [ 1 ] Утреня , или Ютржня , иногда переводится еще как Утреня , [ 2 ] представляет собой совокупность двух литургических композиций [ 3 ] польского композитора Кшиштофа Пендерецкого . Они были написаны и премьеры состоялись в 1970 и 1971 годах.

«Ютржня» в этом контексте относится к « Утрене Страстей Иисусовых » в восточно-православных обрядах (польский: «Jutrznia Męki Pańskiej», русский/церковнославянский: «Utrenja Strastiej Christovych»).

После своего Stabat Mater Пендерецкий получил определенную известность в авангардных кругах, однако, что касается его грядущего радикализма и эмоциональной прямоты в оркестровых произведениях, это привело к тому, что музыканты и любители музыки отвернулись от него под обвинениями в его реакционности. и о подрыве музыкального прогресса. [ 3 ] Фактически российские власти запретили произведение, которое можно было исполнить в России только в 1995 году. [ 4 ]

Концепция и композиция

[ редактировать ]

Две части «Утрени» были задуманы и написаны отдельно, хотя ко времени премьеры последней эти две части стали прочно связаны и обычно начали исполняться вместе. сам Пендерецкий [ 5 ] и некоторые критики [ 3 ] [ 6 ] связали его также со Страстями по Луке , что сделало бы его циклом триптиха; однако полная версия «Утрени» записывается и исполняется отдельно, без какой-либо связи со «Страстями по Луке» или «Stabat Mater».

Как литургическая композиция, «Утреня Часть I» вдохновлена ​​православным ритуалом Великой субботы и, следовательно, сосредоточена на плаче, страстях и погребении Христа ; с другой стороны, «Утреня Часть II» основана на утренней службе в Пасхальное воскресенье , которая отмечает и воздает дань уважения воскресению Христа. Текст обеих частей взят из старославянских сочинений. [ 7 ]

Обе части были заказаны Западногерманским радио . Премьера первой части состоялась в Альтенберге. [ 8 ] 8 апреля 1970 года, под управлением Анджея Марковского . Премьера второй части состоялась в Мюнстере , снова под руководством Марковского, 28 мая 1971 года. За этим спектаклем последовала первая часть; однако премьера полной версии «Утрени» состоялась в Кракове 16 сентября 1971 года под руководством Ежи Катлевича . Критики и публика восприняли эту работу бурно, отчасти из-за репрессий со стороны польского правительства после беспорядков на верфи в Гданьске .

Учитывая, что «Утреня» представляет собой набор из двух разных композиций, их движения нумеруются отдельно. Типичное исполнение всего произведения длится 75–80 минут. В оригинальной опубликованной партитуре все части Части I остаются без названия, за исключением № 5, который называется «Ирмологион» . [ 9 ] Часть II, однако, не имеет разделения на движения и представлена ​​без пауз или заметного разделения частей. [ 10 ] Наиболее распространенный список движений, используемый во всех опубликованных записях произведения, выглядит следующим образом:

  • Часть I: Погребение Христа
    • I. Тропарь
    • II. Песни хвалы
    • III. Ирмос
    • IV. 9. Канон Великой субботы, Песня
    • V. Ирмология (Стихира)
  • Часть II: Христа Воскресение
    • I. Евангелие
    • II. Стихира
    • III. тропарем Псалом с
    • IV. Пасхальный канон , Песни 1 и 3.
    • V. Пасхальный канон , Песня 8
    • ТЫ. Контакт
    • VII. Ikos
    • VIII. Пасхальный канон , фрагменты

I часть написана для 2 смешанных хоров , 5 сольных голосов и симфонического оркестра . [ 7 ] тогда как Часть II рассчитана на хор, хор мальчиков , 5 сольных голосов и симфонический оркестр. [ 11 ]

Эта композиция получила неоднозначные отзывы критиков. Сам Кшиштоф Пендерецкий заявил в радиоинтервью перед премьерой произведения, что с помощью композиции он достиг своего собственного музыкального стиля и мнение критиков его не касается. [ 12 ] Тадеуш Марек считал первое выступление «полным успехом», характеризующимся «леденящей кровью и статической неподвижностью». [ 13 ] Премьеру обеих частей также рецензировал журнал «Мелос» , где Моника Лихтенфельд высоко оценила композиционные приемы, использованные Пендерецким. [ 14 ] [ 15 ] Майлз Кастендик похвалил сонористическую инновацию и ее влияние на общий успех произведения. [ 16 ] Немецкий журнал Neue Magazin für Musik назвал это «эмоционально трогательным произведением». [ 17 ] в то время как Мартин Блиндоу из Music und Kirche заявил, что «Утреня» была «одним из самых важных больших хоровых произведений нашего времени», хотя она не предназначалась для литургического исполнения. [ 18 ]

Питер Бенари, однако, признал «динамические крайности» работы, хотя, на его вкус, группы тонов использовались слишком часто. [ 19 ] Эндрю ДеРен из High Fidelity посчитал, что Пендерецкий упустил возможность придать Утрене подлинный восточный колорит, и вместо этого использовал международный модернистский стиль; [ 20 ] однако другие журналы похвалили композицию по той же причине. [ 21 ] Тадеуш Качиньский, также из Руха Музыкального, считал это произведение «созерцательным произведением», а Мариан Валлек-Валлевски считал его «чрезвычайно скучным». [ 22 ] Австрийский журнал Öesterreichische Musikzeitschrift также заявил, что композиция «может быть легко понята слушателями на эмоциональном уровне, несмотря на отрывки из кластеров и отсутствие четкой тональности». [ 23 ] Мирослав Кондрацкий из «Рух Музыкальный» был очень удивлен драматическим эффектом первой части, но был разочарован второй частью, которую он считал возвратом к «Страстям по Луке» Пендерецкого. [ 24 ] Герхард Крамер из Мелоса посчитал это произведение «музыкально привлекательным, с его увлекательной обработкой кластеров в сочетании со звуками старой славянской церковной музыки». [ 25 ]

Композиция также получила неоднозначные отзывы в других исполнениях, помимо премьеры. Роберт Моевс из Musical Quarterly дал отрицательный отзыв об Утрендже, который, по его мнению, использует «рудиментарные тенденции и поверхностную сложность». [ 26 ] в то время как «Денвер» из Musical Journal заявил, что произведение было «преувеличено», хотя он похвалил соло и религиозное ликование. [ 27 ] На своем выступлении в Роттердаме Тревор Ричардсон из «Музыки и музыкантов » посчитал это произведение малоинтересным, но «не более скучным, чем множество другой вполне приемлемой музыки всех периодов». [ 28 ]

Эвангелия и Канон Паши, Пьеснь 8 из Части II, наряду с другими произведениями Пендерецкого, использовались в Стэнли Кубрика фильме 1980 года «Сияние » вместе с произведениями Венди Карлос , Дьёрдя Лигети и Белы Бартока . [ 29 ]

Известные записи

[ редактировать ]

Известные записи этой композиции включают:

Оркестр Дирижер Звукозаписывающая компания Год записи Формат
Варшавская филармония Анджей Марковский Polskie Nagrania Muza (Польша, позже на международном уровне; все релизы с 1972 года)
Philips Records (международный выпуск LP 1973 года)
1972 LP (CD)
Варшавская филармония Энтони Уит Наксос Отчеты 2008 компакт-диск [ 30 ]
  1. ^ Байландер, Синди. Кшиштоф Пендерецкий: биобиблиография . Вестпорт: Greenwood Publishing Group, Inc. ISBN  0-313-25658-6 .
  2. ^ «Пендерецкий по заказу». Рекламный щит . Том. 81. 22 марта 1969. с. 38.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уайтхаус, Ричард (2009). Пендерецкий: Утреня . Гонконг: Naxos Rights International. стр. 3–4.
  4. ^ «Утреня в Москве». Исследования в Пендерецком . 1 : 115–116. 1998.
  5. ^ «Побег из арии Сатаны». Литературная жизнь . 38 (26): 3. 26 июня 1988 г.
  6. ^ Клементс, Эндрю (1 мая 2009 г.). «Пендерецкий: Утреня: Хосса/Релис/Кусевич/Новацкий/Беззубенко (Наксос)» . theguardian.com . Guardian News and Media Limited . Проверено 30 августа 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Голубая» Джин Тирания (2013). «Кшиштоф Пендерецкий – Утреня I: Положение во гроб Христа, для 5 голосов, 2 хоров и оркестра» . allmusic.com . Ол Медиа Сеть, ООО . Проверено 30 августа 2013 г.
  8. ^ «Утреня — Кшиштоф Пендерецкий» . Культура.пл . Проверено 12 апреля 2020 г.
  9. ^ «Утреня I» . английский . Проверено 10 июля 2021 г.
  10. ^ «Утреня II» . английский . Проверено 10 июля 2021 г.
  11. ^ «Голубая» Джин Тирания (2013). «Кшиштоф Пендерецкий – Утреня II: Воскресение Христово, для 5 солистов, хора мальчиков, хора и оркестра» . allmusic.com . Ол Медиа Сеть, ООО . Проверено 30 августа 2013 г.
  12. ^ «Мюнстер. Воскресение Христово Пендерецкого». Швейцарская музыкальная газета . 111 (4): 241–242. Август 1971 года.
  13. ^ Марек, Тадеуш (1971). «Первое мировое исполнение «Воскресения» ». Польская музыка . 6 (2): 3–9.
  14. ^ «Премьера «Воскресения Христова» Пендерецкого в Мюнстере». Мелос . 38 (9): 372–373. Сентябрь 1971 года.
  15. ^ «Погребение Христа Пендерецкого в церкви аббатства Альтенберг». Мелос . 37 (9): 351–352. Сентябрь 1970 года.
  16. ^ «Филадельфийцы играют с Пендерецким». Christian Science Monitor : 6. 7 октября 1970 г.
  17. ^ «Мюнстер: Экстаз в великолепии икон: премьера «Воскресения» Пендерецкого в соборе». Новый журнал о музыке . 132 (7): 382–383. Июль 1971 года.
  18. ^ Блиндоу, Мартин (август 1971 г.). «Утреня Пендерецкого в Мюнстере». Музыка и церковь . 41 (4): 211.
  19. ^ Бенари, Питер (сентябрь 1971 г.). «Люцерн. Недели международных музыкальных фестивалей». Швейцарская музыкальная газета 111 (5): 289.
  20. ^ ДеРен, Эндрю (январь 1971 г.). «Филармонический оркестр: Премьера Пендерецкого». Высокая точность . 21 (1).
  21. ^ К., Л. (1971). «После XV фестиваля «Варшавская осень». Сечение (1384 г.): 6–7.
  22. ^ Качиньский, Тадеуш; Валлек-Валевски, Мариан (1971). «Космогония Кшиштофа Пендерецкого». Музыкальное движение . 15 (11): 3–5.
  23. ^ «Утреня Пендерецкого в Концертхаусе». Австрийский музыкальный журнал . 26 (7): 395–396. 1971.
  24. ^ Кондрацкий, Мирослав (1971). «Осень ранняя весна». Музыкальное движение . 15 (22): 9–11.
  25. ^ Крамер, Герхард (ноябрь 1971 г.). «Булез застрелил птицу и в Вене». Мелос . 38 (11): 494.
  26. ^ Моевс, Роберт (1972). «Пендерецкий: Утреня». Музыкальный ежеквартальный журнал . 58 (2): 330–333. два : 10.1093/mq/LVIII.2.330 .
  27. ^ Мур, Денвер (сентябрь 1977 г.). Музыкальный журнал . 35 (7): 45. {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  28. ^ Ричардсон, Тревор (сентябрь 1973 г.). «Голландия». Музыка и музыканты . 22 (1): 64–68.
  29. ^ Кубрик, Стэнли (13 июня 1980 г.). "Сияние - Саундтреки" . www.IMDb.com . IMDB . Проверено 15 декабря 2016 г.
  30. ^ «ПЕНДЕРЕЦКИЙ, К.: Утреня (Варшавская филармония, Вит)» . Гонконг: Naxos Digital Services Ltd., 2009 г. Проверено 30 августа 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7da8145f8d7a7fe6edc7b1f4bf46f934__1710314520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/34/7da8145f8d7a7fe6edc7b1f4bf46f934.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Utrenja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)