соноризм
Соноризм (польский: Sonoryzm ) — подход к музыкальной композиции , связанный с рядом известных польских композиторов. Ученый Юзеф Михал Хоминский ввёл термин «сонористика» (польский: sonorystyka ), чтобы описать стремление исследовать чисто звуковые явления в композиции, и от этого термина вывел «соноризм» для описания авангардного стиля в польской музыке 1960-х годов, который сосредоточился на тембре ( Хоминский 1961 ). Как движение соноризм зародился в 1950-х годах в авангарде польской музыки ( Гранат 2008 , §i). Музыка, в которой подчеркивается соноризм как композиционный подход, имеет тенденцию сосредотачиваться на конкретных характеристиках и качествах тембра, текстуры , артикуляции , динамики и движения в попытке создать более свободную форму. Стиль в первую очередь связан с экспериментальным музыкальным движением, зародившимся в Польше в середине 1950-х годов и процветавшим на протяжении 1960-х годов.
Соноризм подчеркивает открытие новых типов звуков традиционных инструментов, а также создание текстур путем объединения различных, часто нетрадиционных инструментальных звуков необычными и уникальными способами. Термин «сонористика» используется для описания этого нового подхода, который вышел за рамки простого добавления индивидуального цвета, причуд и экспериментов. Он был направлен на установление новых структурных функций в композиции, таких как использование нефункциональных аккордов для звуковых эффектов и подчеркивание звукового аспекта текстов в вокальной музыке ( Гранат 2008 ).
История
[ редактировать ]Соноризм уходит корнями в националистическое движение 1920-х годов под названием «польский колоризм», самым известным представителем которого является Кароль Шимановский . Соноризм как таковой был разработан в 1950-х и 1960-х годах как средство обретения свободы от строгого сериализма , особенно Кшиштофом Пендерецким , а также в ряде произведений Гражины Бацевич , Генрика Гурецкого , Казимира Сероцкого , Войцеха Килара , Витольда Салонека , Витольда Рудзинского. , Збигнев Буярский , Збигнев Пенгерский и Зигмунт Краузе , среди других ( Гранат 2008 ; Раппопорт-Гельфанд 1991 , 68–69).
Композиторы, связанные с сонористической композицией
[ редактировать ]- Таддеус Бэрд
- Збигнев Буярский
- Анджей Добровольский
- Генрих Миколай Гурецкий
- Войцех Килар
- Витольд Лютославский
- Кшиштоф Мейер
- Кшиштоф Пендерецкий
- Богуслав Шеффер
- Казимеж Сероцкий
- Витольд Салонек ( Гранат 2008 , §ii)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хоминьский, Юзеф. 1961. «Сонористическая техника как предмет систематического обучения». Музыка 6, нет. 3:3–10.
- Гранат, Збигнев. 2008. «Сонористика, сонористика». Grove Music Online под редакцией Дина Рута (22 октября).
- Раппопорт-Гельфанд, Лидия. 1991. Музыкальная жизнь в Польше: Послевоенные годы, 1945–1977 , перевод с русского Ирины Ласовой. Монографии по психобиологии 10; Монографии по музыковедению 10. Амстердам: OPA; Нью-Йорк, Филадельфия, Лондон, Париж, Монтрё, Токио и Мельбурн: издательства Gordon and Breach Science. ISBN 978-2-88124-319-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дроба, Кшиштоф. 2005. «Польский соноризм». В польских композиторах 1918–2000: Коллективное произведение . 1: Eseje , под редакцией Марека Подгайского. [ нужна страница ] Специальные произведения / Музыкальная Академия Станислава Монюшко в Гданьске 66. Гданьск и Варшава: Wydawnictwo Akademia Muzyczny im. С. Монюшко. ISBN 9788389444820 .
- Дзенбовская, Эльжбета. 1979. «Концепция актуальной формы музыкального произведения». Музыка 24, нет. 4:5-16.
- Гранат, Збигнев. 2009. «Открытие заново« сонористики »: новаторская теория на задворках музыковедения». В «Интеллектуальной истории музыки » под редакцией Здравко Блажековича и Барбары Доббс Маккензи, 821–33. Нью-Йорк: Международный репертуар музыкальной литературы. ISBN 978-1-932765-05-2 .
- Гвиздаланка, Данута. 2009. История музыки: учебник для музыкальных школ. Том. 3, 20 век . Краков: Polskie Wydawnictwo Muzyczne SA. ISBN 9788322408926 .
- Харли, Мария Анна. 1998. «Польская школа соноризма и ее европейский контекст». В книге «Перекрестные течения и контрапункты: подношения в честь Бенгта Хамбреуса в 70 лет » под редакцией Пера Ф. Бромана, Норы Энгебрецен и Бо Альфонсе, 62–77. Сочинения факультета музыкальных исследований 51. Гетеборг: Гетеборгский университет. ISBN 91-85974-45-5 .
- Линдстедт, Ивона. 2006. «О методах анализа сонористической музыки в контексте музыкальной сонологии Юзефа М. Хоминского». Музыковедение сегодня 3: 93–125.
- Малиновский, Владислав. 1957. « мифах Проблема сонористики в . Шимановского » Музыка 2, нет. 4:31–44.
- Мирка, Данута. 1996. "Некоторые семиотические проблемы сонористического стиля Кшиштофа Пендерецкого". В «Музыкальной семиотике роста » под редакцией Ээро Тарасти, Пола Форселла и Ричарда Литтлфилда, 73–82. Акта Семиотика Фенника 4; Индианские исследования библейской литературы 4. Иматра и Блумингтон: Международный институт семиотики; Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-32949-3 (ткань); ISBN 0-253-21009-7 (pbk).
- Мирка, Данута. 2003. «Соноризм Пендерецкого против сериализма». Этюды Пендерецкого 2 (Пендерецкий и авангард): 199–209.
- Сковрон, Збигнев. 2003. «Тенденции европейской авангардной музыки 1950-х и 1960-х годов». Этюды Пендерецкого 2 (Пендерецкий и авангард): 179–89.
- Томас, Адриан. 2008. Польская музыка времен Шимановского . Музыка в двадцатом веке 19. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139441186 .
- Витковска-Заремба, Эльжбета (ред.). 2008. Сонористическое наследие - к новым парадигмам в теории музыки, эстетике и композиции , с введением Збигнева Граната. Музыка: Ежеквартальный журнал, посвященный истории и теории музыки 53, вып. 1; ага. 208:1-139.
- Войтович, Ева. 2017. «Феномен струнного квартета в творчестве краковских композиторов 1960-х годов». В «Звуки, общества, значения: нуманистические подходы к музыке » под редакцией Римы Повилионене, 33–46. Чам, Швейцария: Springer International Publishing AG. ISBN 978-3-319-47059-7 (ткань); ISBN 978-3-319-47060-3 (электронная книга).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- zgapa.pl (польский)
- naukowy.pl (польский)
- Биография Ласоня на Polmic.pl (английский, польский)
- Определение соноризма Кшиштофа Пендерецкого в его «Алфавите» (английский, польский)