Jump to content

соноризм

Соноризм (польский: Sonoryzm ) — подход к музыкальной композиции , связанный с рядом известных польских композиторов. Ученый Юзеф Михал Хоминский ввёл термин «сонористика» (польский: sonorystyka ), чтобы описать стремление исследовать чисто звуковые явления в композиции, и от этого термина вывел «соноризм» для описания авангардного стиля в польской музыке 1960-х годов, который сосредоточился на тембре ( Хоминский 1961 ). Как движение соноризм зародился в 1950-х годах в авангарде польской музыки ( Гранат 2008 , §i). Музыка, в которой подчеркивается соноризм как композиционный подход, имеет тенденцию сосредотачиваться на конкретных характеристиках и качествах тембра, текстуры , артикуляции , динамики и движения в попытке создать более свободную форму. Стиль в первую очередь связан с экспериментальным музыкальным движением, зародившимся в Польше в середине 1950-х годов и процветавшим на протяжении 1960-х годов.

Соноризм подчеркивает открытие новых типов звуков традиционных инструментов, а также создание текстур путем объединения различных, часто нетрадиционных инструментальных звуков необычными и уникальными способами. Термин «сонористика» используется для описания этого нового подхода, который вышел за рамки простого добавления индивидуального цвета, причуд и экспериментов. Он был направлен на установление новых структурных функций в композиции, таких как использование нефункциональных аккордов для звуковых эффектов и подчеркивание звукового аспекта текстов в вокальной музыке ( Гранат 2008 ).

Соноризм уходит корнями в националистическое движение 1920-х годов под названием «польский колоризм», самым известным представителем которого является Кароль Шимановский . Соноризм как таковой был разработан в 1950-х и 1960-х годах как средство обретения свободы от строгого сериализма , особенно Кшиштофом Пендерецким , а также в ряде произведений Гражины Бацевич , Генрика Гурецкого , Казимира Сероцкого , Войцеха Килара , Витольда Салонека , Витольда Рудзинского. , Збигнев Буярский , Збигнев Пенгерский и Зигмунт Краузе , среди других ( Гранат 2008 ; Раппопорт-Гельфанд 1991 , 68–69).

Композиторы, связанные с сонористической композицией

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Хоминьский, Юзеф. 1961. «Сонористическая техника как предмет систематического обучения». Музыка 6, нет. 3:3–10.
  • Гранат, Збигнев. 2008. «Сонористика, сонористика». Grove Music Online под редакцией Дина Рута (22 октября).
  • Раппопорт-Гельфанд, Лидия. 1991. Музыкальная жизнь в Польше: Послевоенные годы, 1945–1977 , перевод с русского Ирины Ласовой. Монографии по психобиологии 10; Монографии по музыковедению 10. Амстердам: OPA; Нью-Йорк, Филадельфия, Лондон, Париж, Монтрё, Токио и Мельбурн: издательства Gordon and Breach Science. ISBN   978-2-88124-319-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дроба, Кшиштоф. 2005. «Польский соноризм». В польских композиторах 1918–2000: Коллективное произведение . 1: Eseje , под редакцией Марека Подгайского. [ нужна страница ] Специальные произведения / Музыкальная Академия Станислава Монюшко в Гданьске 66. Гданьск и Варшава: Wydawnictwo Akademia Muzyczny im. С. Монюшко. ISBN   9788389444820 .
  • Дзенбовская, Эльжбета. 1979. «Концепция актуальной формы музыкального произведения». Музыка 24, нет. 4:5-16.
  • Гранат, Збигнев. 2009. «Открытие заново« сонористики »: новаторская теория на задворках музыковедения». В «Интеллектуальной истории музыки » под редакцией Здравко Блажековича и Барбары Доббс Маккензи, 821–33. Нью-Йорк: Международный репертуар музыкальной литературы. ISBN   978-1-932765-05-2 .
  • Гвиздаланка, Данута. 2009. История музыки: учебник для музыкальных школ. Том. 3, 20 век . Краков: Polskie Wydawnictwo Muzyczne SA. ISBN   9788322408926 .
  • Харли, Мария Анна. 1998. «Польская школа соноризма и ее европейский контекст». В книге «Перекрестные течения и контрапункты: подношения в честь Бенгта Хамбреуса в 70 лет » под редакцией Пера Ф. Бромана, Норы Энгебрецен и Бо Альфонсе, 62–77. Сочинения факультета музыкальных исследований 51. Гетеборг: Гетеборгский университет. ISBN   91-85974-45-5 .
  • Линдстедт, Ивона. 2006. «О методах анализа сонористической музыки в контексте музыкальной сонологии Юзефа М. Хоминского». Музыковедение сегодня 3: 93–125.
  • Малиновский, Владислав. 1957. « мифах Проблема сонористики в . Шимановского » Музыка 2, нет. 4:31–44.
  • Мирка, Данута. 1996. "Некоторые семиотические проблемы сонористического стиля Кшиштофа Пендерецкого". В «Музыкальной семиотике роста » под редакцией Ээро Тарасти, Пола Форселла и Ричарда Литтлфилда, 73–82. Акта Семиотика Фенника 4; Индианские исследования библейской литературы 4. Иматра и Блумингтон: Международный институт семиотики; Издательство Университета Индианы. ISBN   978-0-253-32949-3 (ткань); ISBN  0-253-21009-7 (pbk).
  • Мирка, Данута. 2003. «Соноризм Пендерецкого против сериализма». Этюды Пендерецкого 2 (Пендерецкий и авангард): 199–209.
  • Сковрон, Збигнев. 2003. «Тенденции европейской авангардной музыки 1950-х и 1960-х годов». Этюды Пендерецкого 2 (Пендерецкий и авангард): 179–89.
  • Томас, Адриан. 2008. Польская музыка времен Шимановского . Музыка в двадцатом веке 19. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9781139441186 .
  • Витковска-Заремба, Эльжбета (ред.). 2008. Сонористическое наследие - к новым парадигмам в теории музыки, эстетике и композиции , с введением Збигнева Граната. Музыка: Ежеквартальный журнал, посвященный истории и теории музыки 53, вып. 1; ага. 208:1-139.
  • Войтович, Ева. 2017. «Феномен струнного квартета в творчестве краковских композиторов 1960-х годов». В «Звуки, общества, значения: нуманистические подходы к музыке » под редакцией Римы Повилионене, 33–46. Чам, Швейцария: Springer International Publishing AG. ISBN   978-3-319-47059-7 (ткань); ISBN   978-3-319-47060-3 (электронная книга).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e121da1a5e9c99bd81c407fbbaae266__1713464100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/66/8e121da1a5e9c99bd81c407fbbaae266.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sonorism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)