Зигмунт Краузе
Зигмунт Краузе (родился 19 сентября 1938) — польский композитор современной классической музыки , педагог и пианист.
Биография
[ редактировать ]Зигмунт Краузе – выдающийся артист своего поколения: уважаемый композитор, ценимый пианист, педагог, организатор музыкальных мероприятий и судья многих международных конкурсов. Его творческие достижения и усилия по продвижению музыки были отмечены многими наградами и знаками отличия, в том числе Французским национальным орденом Почетного легиона (2007 г.) и Кавалером Ордена искусств и литературы (1984 г.). В 1987 году он был назначен президентом Международного общества современной музыки и является почётным членом организации с 1999 года. В 2011 году Краузе стал почётным членом Союза польских композиторов, а через год ему было присвоено звание Корифея. польской музыки в номинации «Личность года».
Композитор
[ редактировать ]В сочинениях Краузе шесть опер: «Звезда» (1981), «Бальтазар» (2001), «Ивонна, принцесса Бургундская» (2004), «Полиевкт» (2010), «Ловушка» (2011) и «Олимпия Бургундской». Гданьск» (2015). Они ставились в таких театрах, как Национальный театр в Мангейме, Национальный театр де ла Коллин в Париже, Государственный оперный театр в Гамбурге, Театр Вельки в Варшаве, Вроцлавская опера, Варшавская камеральная опера и Театр Капитолия в Тулузе. В 2012 году постановка оперы «Полиевкт» получила награду Французского синдиката критики театра, музыки и танца как лучшее музыкальное произведение года. Инструментальные формы, используемые Краузе, варьируются от миниатюр до симфонических произведений, в которых участвуют сотни музыкантов.
В его произведениях фортепиано – инструмент, которому отдается высший приоритет. Как активно выступающий пианист, Краузе не только сочиняет для этого инструмента, но и исполняет собственные произведения. Это касается как его ранних работ, таких как «Шесть народных мелодий» (1958), так и композиций, возникших в результате экспериментов с нотной записью («Пять унитарных фортепианных пьес» 1963, «Триптих» 1964), более поздних экспериментов со звуком фортепиано. («Каменная музыка» 1972, «Арабески» 1983, «Прощание» 2001), театральные игры («Музыка в перчатках» 1972, «Одно фортепиано в восемь рук» 1973) и фортепианные концерты (1976, 1996), где виртуозность сочетается с сильным эмоциональный заряд. Другие важные инструментальные произведения включают: «Tableau Vivant» (1982) для камерного оркестра, «Blanc-rouge / Paysage d'un Pays» (1985) для духового оркестра, оркестра мандолины, оркестра аккордеона и шести ударных инструментов, «Quatuor Pour». La Naissance» (1985), «Фортепианный квинтет» (1993), «Канцона» для камерного оркестра (2011) и «Воспоминания о Востоке» (2012) для 85 китайских инструментов.
унитарная музыка Исключительно важное место в творчестве Краузе занимает . По его словам: «Звук достаточно индивидуален, чтобы его можно было отличить от хаоса другой музыки и других звуков. Исполненная композиция обладает способностью привести время в порядок. (...) Начало каждого произведения сразу обнажает весь звуковой ряд и в течение произведения не привносится ничего нового. Никаких сюрпризов не будет. (...) Эта музыка создает пространство для другого способа восприятия. Идеальная ситуация была бы, если бы музыка присутствовала постоянно, слушатель приходил в то время, когда ему было удобно, и уходил, когда был найден подходящий момент». Теоретической основой унитарного искусства являются картины Владислава Стржеминского . Примерами унитарной музыки Краузе являются «Полихромия» (1968), «Пьесы для оркестра № 1» (1969), «Струнный квартет № 2» (1970) и «Струнный квартет № 3» (1982).
Музыка для театра присутствует и в сочинениях Краузе. Он сотрудничает с Хорхе Лавелли , аргентинским режиссером, живущим во Франции, более трех десятилетий. Результатом этого сотрудничества стали музыкальные иллюстрации к пьесам, поставленным в Комеди-Франсез и Национальном театре де ла Коллин в Париже, в том числе «Полиевкт» Пьера Корнеля (1987), «Оперетта» Витольда Гомбровича (1988), «Макбет» П. Эжен Ионеско (1992), «Мерлин» Танкреда Дорста (2005), «Царь Эдип» Софокла (2008) и «Эль Аваро» Мольера .
Последней, но не менее важной группой произведений являются хоровые произведения и песни. Среди них наиболее заметны композиции последних лет: «Бал в опере» (2006) для камерного хора и 12 инструментов на текст Юлиана Тувима и «Путешествие Шопена» (2010) для камерного хора а капелла. или с ансамблем народных инструментов по мотивам Шопена писем . «Пять песен для баритона и фортепиано» (2010) написана под влиянием поэзии Тадеуша Ружевича (2010) и «Земля» (1995) для сопрано, фортепиано и оркестра, иллюстрирует Ива Боннефуа стихи .
Краузе часто приглашают к сотрудничеству зарубежные культурные учреждения. Почти все его композиции заказаны. Его наиболее важными партнерами являются: Министерства культуры Польши и Франции, Австрийское радио, Westdeutscher Rundfunk в Кёльне, Радио Südwestrundfunk в Баден-Бадене, Фонд Гюльбенкяна в Лиссабоне, Suntory Limited в Токио, Национальный театр в Мангейме, Радио Франции и Польское радио. Произведения Зигмунта Краузе исполнялись на многочисленных музыкальных фестивалях в Польше и за рубежом, а также в известных концертных залах, таких как Венский Концертхаус, Концертгебау в Амстердаме, Беллас Арт в Мехико, Дворец фестивалей в Каннах и Бетховенхалле в Бонне. Многие его композиции были записаны и выпущены на пластинках компаний Polskie Nagrania , DUX, ORF, None such, Thesis, Musical Observations (CP2), Collins Classics, Warner Classics , Рекомендуемые записи и EMI .
Педагог
[ редактировать ]Изучение композиции Краузе было завершено под руководством Казимежа Сикорского , а обучение игре на фортепиано - под руководством Марии Вилкомирской в PWSM (Высшей государственной музыкальной школе) в Варшаве. Он получил стипендию французского правительства и работал под руководством Нади Буланже. Вскоре после этого он начал делиться своими знаниями с молодыми студентами-композиторами и делает это до сих пор. С 1965 года он ведет семинары и курсы композиции в Дармштадте, Базеле, Париже, Токио, Стокгольме, Иерусалиме, Пекине, Гонконге и в университетах США: Университете Индианы в Блумингтоне и Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. В 1973–1974 годах он работал в Берлине в качестве художника-резидента по приглашению Немецкого академического общества. В 1981 году он был приглашенным профессором Йельского университета в Нью-Хейвене, а в 1996 году получил звание выдающегося профессора-корреспондента в Университете Кеймён в Тэгу, Южная Корея. В 2002 году он был назначен профессором композиции в в Музыкальной академии в Лодзи , а с 2006 года преподает в Музыкальном университете имени Фредерика Шопена в Варшаве . Краузе удостоен степени почетного доктора Национального музыкального университета в Бухаресте (2013). [ 1 ] и Музыкальный университет в Лодзи (2015). [ 2 ]
Исполнитель
[ редактировать ]В 1966 году Зигмунт Краузе получил Первую премию на Международном конкурсе переводчиков Gaudeamus (Нидерланды) для исполнителей современной музыки. С тех пор он выступал на многих важнейших сценах мира. Он работал с такими дирижерами, как Гари Бертини, Ян Кренц, Лейф Сегерстам, Казимеж Корд, Казуёси Акияма, Эрнест Бур, Ханс Зендер, Петер Этвос, Антони Вит и Лука Пфафф. В 1967 году он основал ансамбль Warsztat Muzyczny ( «Музыкальная мастерская» ), которым руководил 25 лет. Ансамбль заказал более 100 композиций, созданных известными композиторами со всего мира, в том числе: Луи Андриссеном , Мортоном Фельдманом , Михаэлем Найманом , Пером Норгордом , Маурисио Кагелем , Хенриком Гурецким , Войцехом Киларом , Казимежем Сероцким и Витольдом Салонеком . Краузе был одним из первых композиторов в Польше, применивших новые исполнительские формы, например, музыкальные космические композиции (инсталляции). Сотрудничал с архитекторами: Терезой Кельм в Современной галерее в Варшаве (1968, 1970), с Веславом Новаком и Яном Муняком в Мец (1987) и в Музее современного искусства в Лодзи, а также в естественной обстановке замка Эггенберг в Граце (1974) и Роганского дворца в Страсбурге.
Организатор
[ редактировать ]Деятельность Краузе как организатора музыкальных мероприятий началась в 1970 году, когда он стал членом репертуарного комитета Варшавского осеннего фестиваля. Эту должность он занимал 11 лет. В 1980 году его усилия привели к возрождению Польского общества современной музыки, и он был его президентом в течение следующих двух десятилетий. По приглашению Пьера Булеза в 1982 году он стал художественным консультантом в Научно-исследовательском институте координации акустики и музыки ( IRCAM ). В 1983–84 годах он вел еженедельные музыкальные программы на Radio France Musique. Польское музыкальное сообщество удостоило Краузе награды Союза польских композиторов (1998), дважды он получал награду Министерства культуры (1989, 2005) и золотую медаль «Gloria Artis». Он был одним из основателей Общества Витольда Лютославского и в течение одного срока занимал должность его президента. В течение 13 лет он является художественным руководителем Фонда «Музыкальные сады», который каждый год организует месячный летний фестиваль «Музыкальные сады» в Королевский замок в Варшаве . Его регулярно приглашают в качестве судьи на международные соревнования по композиции по всему миру.
Работает
[ редактировать ]Симфонический
[ редактировать ]- Rivière Souterraine № 2 (2013) Для электронного звука и симфонического оркестра
- Письма (2010) Для четырех фортепиано с оркестром / для двух фортепиано, четырех пианистов и оркестра
- Гимн толерантности (2007) Для оркестра
- Adieu (2001) Для фортепиано с оркестром
- Эмиль Белл (2000) Для струнного оркестра
- Серенада (1998) Для оркестра
- Фортепианный концерт № 2 (1996) Для фортепиано с оркестром
- Рапсод (1995) Для струнного оркестра
- Terra incognita (1994) Для 10 струн и фортепиано
- Марсия (1991) Для оркестра
- Парижская симфония (1986) Для оркестра
- Blanc-rouge / Paysage d'un pays (1985) Для двух оркестровых масс: духовых оркестров, оркестра мандолины, оркестра аккордеона и 6 ударных (300 музыкантов)
- «Арабеска» (1983) Для фортепиано (с усилением) и камерного оркестра
- Пьеса для оркестра № 3 (1982)
- Tableau vivant (1982) Для камерного оркестра
- Концерт для скрипки с оркестром (1980) Для скрипки с оркестром
- Сюита из танцев и песен (1977) Для клавесина с оркестром
- Фортепианный концерт № 1 (1976) Для фортепиано с оркестром
- Fete galante et Pastorale (концертная версия пространственного произведения 1975 года) Для 4 солистов, играющих на народных инструментах (4 шарманки, 4 волынки, 4 народные скрипки, 4 флейты) и оркестра
- Со всего света (1973) Для 10 струн (5 скрипок, 3 альтов, 2 виолончелей)
- Народная музыка (1972) для оркестра
- Голоса (1972) Для 15 дополнительных инструментов
- Пьеса для оркестра № 2 (1970)
- Пьеса для оркестра № 1 (1969)
Камера
[ редактировать ]- 11 прелюдий (2012) Прелюдии Шопена в обработке для камерного ансамбля с 9 интерлюдиями
- Поля и холмы - тишина (2009)
- Pour El (2008) Для клавесина
- Голоса для Любляны (2007) Для семи инструментов: альта, виолончели, флейты, кларнета, тромбона, фортепиано и ударных.
- Фанфары (2007) Для четырех труб
- Ода (2004) Для флейты, окарины, 2-х труб до мажор, гитары и 3-х тамтамов
- Divertissement Silesienne (1998) Для струнного квартета
- Пастораль (1995) Для флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота
- П - 53 (1994) Для любого игрока(ов)
- Фортепианный квинтет (1993) Для струнного квартета и фортепиано
- Альфреду Шле с восхищением (1991) Для струнного квартета
- The Underground River (1987) Концертная версия для 7 исполнителей (кларнет, тромбон, перкуссия, гитара, фортепиано, аккордеон, виолончель) и 7 кассет.
- Я бы лучше, чтобы он спел (1985) Для фагота
- Квартет для рождения (1984) Для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
- Струнный квартет № 3 (1982)
- Начало (1982) Для клавесина соло
- Диптих (1981) Для органа
- Автоматофон (1976) Концертная версия для 3 и более мандолин, 3 и более гитар, 3 и более музыкальных шкатулок
- Soundscape (1975) Для 4 солистов, играющих на 4 цитрах, 4 мелодике, 8 блокфлейте, 8 овечьих колокольчиках, 8 стаканах, 4 губных гармониках; с усилением и лентой
- Идиллия (1974) Для 4 солистов, играющих на народных инструментах (4 шарманки, 4 свирели, 4 народные скрипки, 4 флейты, 16 колокольчиков) и кассеты
- Песня (1974) Для 4–6 дополнительных мелодических инструментов
- Одно фортепиано в восемь рук (1973) Для 4 музыкантов, играющих на одном пианино фальшиво.
- Струнный квартет № 2 (1970)
- Полихромия (1968)
- Для кларнета, тромбона, фортепиано и виолончели
- Струнный квартет № 1 (1965)
- Простые числа (1961) Для двух скрипок
- Духовое трио (1958) Для гобоя, кларнета и фагота
Фортепиано
[ редактировать ]- Рождение и осуществление мечты (2005)
- Припев (1993)
- Блу Джей Вэй (1990)
- Песня нелюбимой (1990)
- Кошмарное танго (1987)
- От клавишных к партитуре (1987)
- Баллада (1978)
- Музыкальная шкатулка-вальс (1977)
- Перчатки Музыка (1972)
- Каменная музыка (1972)
- Падающая вода (1971)
- Эскиз (1967)
- Триптих (1964)
- Пять унитарных фортепианных пьес (1963)
- Без контрастов (1960)
- Монодия и фуга (1959)
- Четыре танца (1959)
- Два изобретения (1958)
- Семь интермедий (1958)
- Прелюдия, Интермеццо, Постлюдия (1958)
- Пять фортепианных пьес (1958)
- Три этюда (1958)
- Тема с вариациями (1958)
- Шесть народных мелодий (1958)
- Сонатина (1958)
- Три прелюдии (1956)
Вокал
[ редактировать ]- Путешествие Шопена (2010) Для камерного хора a capella или с ансамблем народных инструментов
- Бал в опере (2006) Для камерного хора и 12 инструментов по тексту Юлиана Тувима
- 5 песен (2000) Для баритона и фортепиано На стихи Тадеуша Ружевича
- Труа шансоны (1997) Для смешанного хора (16 певцов) на стихи Клода Лефевра
- La Terre (1995) Для сопрано, фортепиано и оркестра Стихи Ива Боннефуа
- Открытка с гор (1988) Для сопрано и 8 инструментов (флейты, гобоя, кларнета, вибрафона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса)
- Малайские пантуны (1961) Для трёх флейт и альтового голоса (или меццо-сопрано)
Опера
[ редактировать ]- . «Ночь воронов», 2022) для солистов, оркестра и хора Либретто: Малгожата Сикорска-Мищук по мотивам Адама Мицкевича.
- Йемайя - Королева морей («Йемайя - Королева морей», 2019), семейная опера для солистов, смешанного хора, хора мальчиков и оркестра. Либретто: Малгожата Сикорска – Мищук.
- Олимпия з Гданьск («Олимпия Гданьска», 2015) опера в девяти сценах для солистов, симфонической охры и хора. Либретто: Блез де Обальдиа, Кристина де Обалдиа.
- Трапапка («Капкан», 2011) опера в одном действии для солистов, симфонического оркестра и хора. Либретто: Гжегож Яжина по драме Тадеуша Ружевича.
- Полиеукт («Полиевкт», 2010) опера в пяти действиях. Либретто: Алисия Хойньска и Хорхе Лавелли по драме Пьера Корнеля «Полиевкт» для солистов, камерного хора и оркестра.
- Ивона, принцесса Бургундская «Ивонна, принцесса Бургундская» (2004) опера в четырех действиях для солистов, камерного хора и оркестра. Либретто Гжегожа Яжины и композитора по пьесе Витольда Гомбровича.
- Бальтазар («Бальтазар», 2001) опера в двух действиях Либретто: Рышард Перит по пьесе Станислава Выспяньского «Даниил».
- Гвязда («Звезда») опера в одном действии. Первая версия (1981) для 2-х сопрано, 2-х меццо-сопрано, альтового голоса; тенор-саксофон, труба, перкуссия, аккордеон, электрогитара, скрипка и контрабас. Вторая версия (1994) для сопрано, меццо-сопрано, оркестра, хора и балета. Третья версия (2006 г.) для сопрано, компьютера и двух операторов. Либретто: Хельмут Кайзар.
Музыка для театра
[ редактировать ]- Мольер: Скупой (2010)
- Софокл: Царь Эдип (2008)
- Танкрет Дорст: Мерлин (2005) Для струнного оркестра, трёх голосов, арфы, флейты, ударных
- Эжен Ионеско: Макбетт (1992) Для смешанного хора (16 певцов), кларнета, тромбона, ударных, синтезатора, фортепиано, расстроенного фортепиано, скрипки, виолончели и контрабаса
- Витольд Гомбрович: Оперетта (1988) Для кларнета, трубы, тромбона, фортепиано, ударных, скрипки, контрабаса
- Франсуа Билледу: Просыпайся, Филадельфия! (1988) Для кларнета, тромбона, арфы, аккордеона, гитары, фортепиано, ударных, скрипки, контрабаса и кассеты
- Федерико Гарсиа Лорка: Le Public (1988) Для кларнета, трубы, тромбона, электрогитары, ударных, скрипки, контрабаса
- Пьер Корнель: Полиевкт (1987) Для флейты, арабской флейты (ней), валторны, фортепиано, ударных, колокольчиков, арфы, контрабаса и кассеты
Музыкальные Космические Композиции
[ редактировать ]- Ария (2007) Неограниченная длительность 21 источник звука (63 динамика) в выставочном зале
- Подземная река (1987) Сотрудничество с Яном Муняком и Веславом Новаком - архитекторами Для 7 лент
- Fête galante et Pastorale (1974) Первая версия: Пространственная композиция для 6 групп инструментов и 13 кассет.
- Fête galante et Pastorale (1984) Вторая версия: Пространственная композиция для 13 групп инструментов, 5 голосов и 13 кассет.
- Автоматофон (1974) Пространственная композиция для 15 музыкальных шкатулок и 15 щипковых инструментов с усилением.
- Пространственная композиция № 2 (1970) Совместно с Терезой Кельм - архитектором Для 2 лент
- Пространственная композиция № 1 (1968) Совместная работа с Терезой Кельм - архитектором и Генриком Морелем - скульптором Для 6 лент
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мюзикл Радио Румынии» . ru.romania-muzical.ro . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ – Врачи hc» www.amuz.lodz.pl. «Музыкальная академия в Лодзи Проверено 7 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Кристина Тарнавска-Качоровска: Зигмунт Краузе - между интеллектом, фантазией, обязательством и развлечением, Wydawnictwo Naukowe PWN, Варшава 2001, ISBN 83-01-13426-7