Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия , BWV 145
Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия | |
---|---|
БВВ 145 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Английский | Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия |
Повод | Третий день Пасхи |
Текст кантаты | Пикандер |
Хорал | |
Выполненный | 1729 Лейпциг ? : |
Движения | 2+5 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия [ 1 ] BWV 145 — пятичастная церковная кантата на либретто Пикандра , которую Иоганн Себастьян Бах как композитор, вероятно, впервые исполнил в Лейпциге во вторник на Пасху , 19 апреля 1729 года. Как семичастная пастиччио с одной из добавленных частей. Сочиненная Георгом Филиппом Телеманном , это пасхальная кантата, известная как So du mit deinem Munde bekennest Jesum. (как было опубликовано в 19 веке) [ 2 ] или как Auf, mein Herz! (после начала первой части пастиччо). [ 3 ]
Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen Баха — одна из менее чем дюжины дошедших до нас кантат и фрагментов того, что известно как цикл Пикандера , или его четвертый цикл кантат. Согласно первой публикации либретто цикла, этот цикл длился с 24 июня 1728 года ( праздник Иоанна Крестителя ) до четвертого воскресенья после Троицы , 10 июля 1729 года.
История и слова
[ редактировать ]Автографа композитора кантаты не сохранилось. Кантата внесена в список Fp‑Inc 6 в Реперториуме Баха Карла Филиппа Эммануила Баха (BR-CPEB). [ 4 ] По данным издания Bach Gesellschaft, кантата была написана к Пасхе . [ 2 ]
Чтения
[ редактировать ]На пасхальный вторник в Лейпциге Баха были предписаны чтения из Деяний апостолов , проповеди Павла в Антиохии ( 13:26–33 ) и Евангелия от Луки , явления Иисуса апостолам Деяния в Иерусалиме ( Деяния 13:26–33). Луки 24:36–47 ).
Либретто Пикандра к пасхальному вторнику 19 апреля 1729 г.
[ редактировать ]Либретто Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen к кантате Третьего праздника Пасхи (« Am dritten Oster-Feyertage ») было опубликовано в Пикандера 1728–29 годов цикле либретто кантат , который был первым выпущен, начиная с кантаты, по случаю примерно через три месяца после Пасхи. Премьера BWV 145, впервые исполненная в соответствии с планом оригинальной публикации либретто цикла Пикандером, состоялась 19 апреля 1729 года. [ 5 ] [ 6 ]
Заключительный хорал — четырнадцатая и последняя строфа Erächen ist пасхального гимна Николауса Германа « der glorious Tag ». [ 7 ]
Предыдущие движения a и b
[ редактировать ]Пять частей текста Пикандра кажутся для этой цели довольно короткими, поэтому Альфред Дюрр предполагает, что Бах мог добавить симфонию , как в двух кантатах того периода, BWV 174 и 188 , признавая, что нет источника, подтверждающего это. Вместо этого в рукописях кантаты XIX века пяти частям Пикандра предшествуют две части:
- BWV 145/a: четырехчастная постановка первой строфы Каспара Ноймана гимна « Auf, mein Herz, des Herren Tag » (ок. 1700 г.)
- BWV 145/b: первая часть кантаты TWV 1:1350 Георга Филиппа Телемана « Так ты исповедуешь Иисуса устами твоими », перефраз Римлянам 10:9 .
Эти две части, возможно, были добавлены после смерти Баха, чтобы сделать кантату пригодной для исполнения в пасхальное воскресенье. Пикандер в своем тексте не упомянул конкретные чтения третьего дня Пасхи. [ 5 ] По словам Клауса Хофмана , Карл Филипп Эммануил Бах расширил кантату двумя дополнительными частями в Гамбурге (после 1768 года) и сам установил первую часть. [ 6 ] В 1787 году Карл Филипп Эммануил Бах опубликовал музыку этого движения, сочиненную его отцом (№ 337 в Breitkopf -издании четырехчастных хоралов И. С. Баха ). [ 8 ] [ 9 ] По мнению Гюнтера Цедлера, это достаточно подтверждает, что движение было создано отцом. [ 3 ] По мнению Кристофа Вольфа , кантата, возможно, была составлена Карлом Фридрихом Цельтером для Sing-Akademie zu Berlin . [ 10 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата написана для трех вокальных солистов ( сопрано , тенор и бас ), четырехголосного хора , трубы , флато-траверсо , двух гобоя д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 5 ]
- Хорал: « Встань, сердце мое, День Господень »
- Припев: « Если устами твоими исповедуешь Иисуса » (Телеман)
- Ария (тенор, сопрано): Живу, сердце мое, для твоего удовольствия
- Речитатив (тенор): Теперь требуй, Моисей, чего хочешь.
- Ария (бас): Помни, сердце мое, постоянно только это
- Речитатив (сопрано): Мой Иисус жив.
- Хорал: Вот поэтому и нам надо быть счастливыми
Музыка
[ редактировать ]Первая добавленная часть представляет собой четырехголосную постановку хоральной строфы. Движение Телемана состоит из двух частей: дуэта и хоровой фуги со струнными и инструментами колла-парте и частично независимой трубой. В кантате Телемана ей предшествовало инструментальное вступление на ту же тему. [ 5 ]
Первая часть текста Пикандра — дуэт со скрипкой облигато . Тенор выражает позицию Иисуса « Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen » (Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия), тогда как сопрано отвечает как верующий: « Du lebest, mein Jesu, zu meinem Ergötzen » ( Ты живи, мой Иисус, для моего удовольствия). Движение напоминает дуэты светских кантат Баха и, возможно, является пародией на неизвестное произведение. [ 5 ] Необычно то, что у Баха тенор представляет голос Иисуса . [ 6 ] [ 11 ] Следующий секко -речитатив заканчивается ариозо, подчеркивающим слова « Mein Herz, das merke dir! » (Сердце мое, обратите внимание!), [ 1 ] мысль подхвачена в следующей басовой арии, части с богатейшим инструментарием, всеми инструментами, кроме альта. Имеет характер танца в четные периоды. [ 5 ] а также может быть пародией на светское произведение. [ 6 ] [ 11 ] Кантата завершается четырехчастной обстановкой последней строфы пасхального гимна « Erschienen ist der herrlich Tag ». [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]- И.С. Бах: Das Kantatawerk - Священные кантаты Том 6 , Николаус Харнонкур , Тельцер Кнабенчор , Concentus Musicus Wien , солист Tölzer Knabenchor, Курт Эквилуз , Томас Хэмпсон , Тельдек 1983
- Кантата Баха Том 23 , Хельмут Риллинг , Гехингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Костанца Куккаро, Адальберт Краус , Андреас Шмидт , Хенсслер 1984
- Издание Баха Том. 12 - Кантаты Том. 6 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерландский колледж Баха , Рут Холтон , Нико ван дер Меель , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 1999
- И.С. Бах: Кантаты на 3-е воскресенье Крещения , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Ангарад Граффид Джонс, Джеймс Гилкрист , Стивен Варко , Соли Део Глория 2000
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 12 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Йоханнетт Зомер , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 2000
- И.С. Бах: Кантаты Vol. 32 - BWV 111, 123, 124, 125 , Масааки Сузуки , Bach Collegium Japan , Хана Блажикова , Герд Тюрк , Питер Кой , BIS 2011
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Деллал, Памела . «BWV 145 – Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия» . ЭммануэльМузыка . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Вальдерзее, Пол (1884). «Кантата (На Пасху): Если устами твоими исповедуешь Иисуса – № 145». Джон Себ. Церковные кантаты Баха: Пятнадцатый том (№ 141–150) . Издание Общества Баха (на немецком языке). Том ХХХ. Брайткопф и Хертель . стр. XXIII–XXIV, 93–122.
- ^ Jump up to: а б Зедлер, Гюнтер (2009). Сохранившиеся КАНТАТЫ Иоганна Себастьяна Баха (Поздние духовные и светские произведения): Дискуссии в форме анализов - объяснений - интерпретаций (на немецком языке). Книги по требованию. стр. 230–231 . ISBN 9783839137734 .
- ^ Баха Цифровая работа № 00177.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 246–248 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Хофманн, Клаус (2011). «Живу, сердце, для твоей радости», BWV 145» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 7 . Проверено 2 апреля 2012 г.
- ^ «Вышел в свет чудесный день / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 2 апреля 2012 г.
- ^ Бах, Карл Филипп Эммануэль (1787). Четырехчастные хоральные песни Иоганна Себастьяна Баха (PDF) . Том IV Лейпциг: Иоганн Готтлоб Иммануэль Брейткопф . п. 195. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Люк Дан (2017) BWV 145a в хоралах Баха
.с - ^ Вольф, Кристоф . «Кантаты периода 1726–1731 годов и цикла Пикандра (1728–29)» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 12 . Проверено 2 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 42 BWV 145 Я живу, сердце мое» . jsbachcantatas.com . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Опубликовано – славный день» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 2 апреля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия, BWV 145 : Партитуры в Международном проекте библиотеки музыкальных партитур.
- Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия BWV 145; БК А 60; BR‑CPEB Fp‑Inc 6 / Священная кантата Лейпцигского университета
- Кантата BWV 145 Живу, сердце, для твоего удовольствия история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Сайт кантат Баха
- BWV 145 Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия , английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 145 Я живу, сердце мое, для твоего удовольствия текст, подсчет очков, Университет Альберты