Хвала Господу Богу моему , BWV 129
Благословен Господь Бог мой | |
---|---|
БВВ 129 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Повод | Троицкое воскресенье |
Хорал | « Благословен Господь, Бог мой » Иоганн Олеарий |
Выполненный | 8 июня 1727 г Лейпциг .: |
Движения | 5 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Славен Господь, Боже мой, [ 1 ] BWV 129 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Это хоральная кантата , исполненная в Троицкое воскресенье 8 июня 1727 года в Лейпциге . [ 2 ] Повторное открытие печатного либретто кантаты в первом десятилетии XXI века привело к переоценке прежних предположений относительно хронологии раннего исполнения нескольких кантат, включая эту. [ 3 ]
Текст кантаты представляет собой общее восхваление Троицы , без привязки к конкретному евангельскому прочтению. Обращаясь к Богу-Творцу, Спасителю и Утешителю, его можно использовать и в других случаях, например, в День Реформации . Кантата празднично озвучена и заканчивается хоральной фантазией , подобно Рождественской оратории .
История и слова
[ редактировать ]Кантата, по-видимому, была написана к Троицкому воскресенью . Первоначально считалось, что кантата могла быть исполнена уже 16 июня 1726 года. [ 4 ] На втором курсе Бах сочинял хоральные кантаты между первым воскресеньем после Троицы 1724 года и Вербным воскресеньем 1725 года, но на Пасху того же года он вернулся к кантатам на более разнообразные тексты, возможно, потому, что потерял своего либреттиста . [ 5 ] Позже Бах снова сочинил хоральные кантаты, которые, возможно, были призваны завершить его второй годовой цикл. Эта кантата, возможно, была одним из таких завершенных произведений. Повторное открытие печатного либретто кантаты в первом десятилетии XXI века привело к переоценке прежних предположений относительно первого исполнения этой кантаты: оно было исполнено в Троицкое воскресенье, 8 июня 1727 года. [ 3 ] [ 2 ] Кантата также могла быть исполнена в День Реформации. [ 6 ]
Кантата полностью основана на неизмененных словах гимна « Gelobet sei der Herr, mein Gott » (1665) Иоганна Олеария и прославляет Троицу в пяти строфах. [ 4 ] [ 7 ] Предписанные чтения в Троицкое воскресенье были из Послания к Римлянам , отражающего «глубину мудрости» ( Римлянам 11:33–36 ), и из Евангелия от Иоанна , встречи Иисуса и Никодима ( Иоанна 3:1–15 ). . В отличие от большинства хоральных кантат 1724/25, но схожих с ранним лагом Христа в Todes Banden , BWV 4 , и Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren , BWV 137 , также составленных после второго цикла кантат, Бах оставил хоральный текст без изменений, то есть без ссылки на показания. [ 4 ] [ 8 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в пяти частях торжественно исполняется для трех солистов, сопрано , альта и баса , четырехголосного хора, трех труб , литавр , флауто траверсо , двух гобоев , гобоя д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 4 ]
- Коро: Благословен Господь, Бог мой.
- Ария (бас): Благословен Господь, Боже мой, спасение мое.
- Ария (сопрано): Благословен Господь, Боже мой, утешение мое.
- Ария (альт): Благословен Господь Бог мой, живущий вечно.
- Хорал: Для кого мы теперь святы
Музыка
[ редактировать ]Вступительный припев первой строфы хорала начинается с концерта всех инструментов в виде ритурнели . Трубы иногда подчеркивают взаимодействие струнных и деревянных духовых инструментов. Cantus Firmus , мелодия О Готта, дю Фроммера Готта Ахасверуса Фрича (1679), [ 9 ] поется сопрано, тогда как другие голоса поют то в подражании, то в гомофонии . Текст представляет собой восхваление Бога-Творца .
Следующие три части — арии . В первой арии бас восхваляет Бога Спасителя , сопровождаемый только континуо. Бах, возможно, думал о vox Christi (голосе Христа) и о его смирении. Слово « Гелобет » (восхваляемый) установлено как выразительная мелизма . Во второй арии сопрано в сопровождении флейты и скрипки восхваляет Бога-Утешителя . В третьей арии альт сопровождается гобоем д'амуром в песенном восхвалении. Джон Элиот Гардинер предполагает, что «пасторальный танец» был «вдохновлен, возможно, в своих образах, концепцией « den alles lobet, is in allen Lüften schwebet » (восхваляемой всеми вещами, которые движутся в воздухе). [ 1 ] [ 8 ] Финальный хорал представляет собой радостный концерт инструментов, похожий на заключения Рождественской оратории Баха и Оратории Вознесения . [ 4 ] Гардинер называет это «наполненным духовыми и оркестровыми фанфарами». [ 8 ] Этим праздничным завершением Бах отметил Троицкое воскресенье как завершение первой половины литургического года .
Записи
[ редактировать ]- И.С. Бах: Кантаты BWV 119 и BWV 129 , Дитхард Хеллманн , Хор Баха Майнц, Оркестр Баха Майнц, Лотте Вольф-Маттеус , Урсула Бакель , Маргрит Конрад , Карл-Хайнц Мюллер , Кантата 1968
- Кантаты Баха Том 3 – Вознесение, Троица, Троица , Карл Рихтер , Мюнхенский хор Баха , Мюнхенский оркестр Баха , Эдит Матис , Анна Рейнольдс , Петер Шрайер , Дитрих Фишер-Дискау , архивное производство 1975 г.
- Кантата Баха Том 10 , Хельмут Риллинг , Гахингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Арлин Огир , Габриэле Штрайтбах , Филипп Хуттенлохер , Хансслер 1982
- И.С. Бах: Кантатное произведение - Священные кантаты Том 7 , Густав Леонхардт , Хор мальчиков Ганновера , Collegium Vocale Gent , Леонхардт-Консорт , Себастьян Хенниг (солист Хора мальчиков Ганновера), Рене Якобс , Макс ван Эгмонд , Тельдек 1983
- Кантаты Баха Том. 27: Блитбург / Киркуэлл , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Рут Холтон , Дэниел Тейлор , Питер Харви , Соли Део Глория 2000
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 19 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Йоханнетт Зомер , Богна Бартош , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 2002
- И.С. Бах: Кантаты Vol. 45 (Кантаты из Лейпцига, 1725 г.) , Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan , Юкари Ноношита , Робин Блейз , Питер Кой , BIS 2009
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Деллал, Памела . «BWV 129 – «Хвала Господу, Богу моему» » . Эммануэль Музыка . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тексты лейпцигской церковной музыки к празднику Святой Пятидесятницы и празднику Св. Дрейфальтигкейта 1727 года . Лейпциг: Иммануил Титцен, 1727. Цитируется в «Недавних открытиях в Санкт-Петербурге и их значении для понимания кантат Баха» Татьяной Шабалиной , стр. 77–99 в книге «Понимание Баха» 4 , 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Цифровая работа Баха 00157 на www.
.bachdigital .из - ^ Перейти обратно: а б с д и Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 322–324. ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Вольф, Кристоф (1999). «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 2 . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Минчем, Джулиан (2010). «Глава 16 BWV 129 Gelobet sei der Herr» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ «Хвала Господу Богу моему / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . 2005 . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 129, 165, 175, 176, 184 и 194 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / O Gott, du frommer Goth» . Сайт кантат Баха . 2006 год . Проверено 1 июня 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Литература Gelobet sei der Herr, mein Gott, BWV 129 и о нем в Немецкой национальной библиотеки. каталоге
- Globet sei der Herr, mein Gott, BWV 129 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Благословен Господь Бог мой BWV 129; BC A 93 / Хоральная кантата (Троицкое воскресенье) Бах Digital
- Кантата BWV 129 Gelobet sei der Herr, история mein Gott, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 129 Благословен Господь, Бог мой , английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 129 Благословен Господь, текст «Бог мой», оценка, Университет Альберты
- Люк Дан: BWV 129.5 bach-chorales.com