Все, что делает Бог, сделано хорошо , BWV 99.
Все, что делает Бог, сделано хорошо | |
---|---|
БВВ 99 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Никольская церковь , гр. 1850 г. | |
Повод | 15-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « Все, что делает Бог, сделано хорошо » Сэмюэл Родигаст |
Выполненный | 17 сентября 1724 г Лейпциг .: |
Движения | шесть |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату , Что делает Бог, то хорошо сделано [ 1 ] BWV 99 в Лейпциге в 15-е воскресенье после Троицы и впервые исполнено 17 сентября 1724 года. Хоральная кантата основана на гимне « Was Gott tut, das ist wohlgetan » Самуэля Родигаста (1674).
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату на втором году обучения в Лейпциге в рамках второго ежегодного цикла хоральных кантат. [ 2 ] на 15-е воскресенье после Троицы . [ 3 ] Предписанными чтениями для воскресенья были Послание к Галатам , наставление Павла «поступать в Духе» ( Галатам 5:25–6:10 ), а также Евангелие от Матфея , Нагорная проповедь и требование не беспокоиться о материальных нуждах, а искать прежде Царства Божия ( Мф. 6:23–34 ). Текст кантаты основан на хорале « Was Gott tut, das ist wohlgetan » (1674) Сэмюэля Родигаста , [ 4 ] что вообще имеет отношение к Евангелию. [ 3 ] Бах использовал хорал в нескольких других кантатах, особенно позже в другой хоральной кантате « Was Gott tut, das ist wohlgetan , BWV 100 ». [ 5 ] Все шесть строф начинаются с одной и той же строки. Неизвестный автор сохранил текст первой и последней строфы, но перефразировал внутренние четыре строфы на столько же частей , сохранив даже часть рифм второй части. В четвертой части он ссылается на Евангелие, перефразируя последний стих: «Даже если каждый день имеет свои особые проблемы». В пятой части он дважды упоминал крест, подчеркивая страдания Иисуса и его последователей. [ 3 ]
Бах впервые исполнил кантату 17 сентября 1724 года. [ 3 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в шести частях написана для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор и бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля валторны , флауто-траверсо , гобоя д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо. . [ 3 ]
- Хорал: То, что делает Бог, сделано хорошо.
- Речитатив (бас): Его слово истины твердо.
- Ария (тенор): Не потрясайся, унылая душа.
- Речитатив (альт): Ну, завет, заключенный с вечностью.
- Дуэтная ария (сопрано, альт): Когда горечь креста
- Хорал: То, что делает Бог, сделано хорошо.
Музыка
[ редактировать ]Вступительный припев представляет собой отдельную концертную часть. [ 3 ] Струны открываются темой, заимствованной из мелодии хорала. [ 6 ] После 16 тактов начинается концертино из флейты, гобоя д'амур и первой скрипки, где гобой играет тему, введенную струнными, а флейта играет виртуозный контрапункт. Через три такта вступают голоса: cantusfirmus сопрано , дублированный валторной. В интерлюдии, следующей за Штолленом тактовой формы , в концерте участвуют все инструменты. Вся последовательность повторяется для второго Штоллена. Для Абгесанга Бах комбинирует иначе, теперь струнные и деревянные играют тутти, а флейта выступает как соло, чередуясь с гобоем. Поэтому инструментальная постлюдия представляет собой не повтор вступления, а более сложную комбинацию. [ 3 ] По словам Джулиана Минчема, «это движение все равно работало бы отлично, даже если бы вокальные партии были полностью удалены». [ 5 ]
Первый речитатив секко заканчивается длинной колоратурой на последнем слове « венден », или «поворот», как в «могу отвратить мое несчастье». Первая ария сопровождается флейтой, еще одним произведением для опытного флейтиста, последовавшим за Was frag ich nach der Welt , BWV 94 и Nimm von uns, Herr, du treuer Gott , BWV 101 , написанными всего несколькими неделями ранее. В тексте упоминается « erschüttern » (содрогание); виртуозно изображены содрогания и терзания души, хотя душа и просится не содрогаться. Второй речитатив похож на первый и заканчивается на последнем слове « erscheinet », или «появляется», как в фразе «когда явится истинный верный Богу». В последней арии- дуэте струнные еще молчат, а голоса аккомпанируют флейта и гобой. Инструменты начинаются с ритурнели , трио с континуо. После первой вокальной части вторая часть представляет новый материал, но отсылает к первой части повторением инструментальных мотивов из первой части и полным повторением ритурнели в качестве заключения. Заключительный хорал состоит из четырех частей. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]- Кантата Баха Том 52 , Хельмут Риллинг , Гахингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Арлин Огир , Хелен Уоттс , Лутц-Майкл Хардер , Джон Брехелер , Хансслер , 1979
- И.С. Бах: Das Kantatawerk - Священные кантаты Том 5 , Николаус Харнонкур , Тельцер Кнабенчор , Concentus Musicus Wien , солист Tölzer Knabenchor, Пауль Эссвуд , Курт Эквилуз , Филипп Хуттенлохер , Тельдек 1979
- Издание Баха Том. 8 - Кантаты Том. 3 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерландский Бах-коллегиум , Рут Холтон , Сице Бувалда , Кнут Шох , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 1999
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 12 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Лиза Ларссон , Аннетт Маркерт , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 2000
- Кантаты Баха Том. 8: Бремен / Сантьяго / В 15-е воскресенье после Троицы / В 16-е воскресенье после Троицы , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Малин Хартелиус , Уильям Тауэрс , Джеймс Гилкрист , Питер Харви , Соли Део Глория 2000
- И.С. Бах: Кантаты Vol. 25 - Кантаты из Лейпцига 1724 г. , Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan , Юкари Ноносита , Дэниел Тейлор , Макото Сакурада , Питер Коой , BIS 2003
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деллал, Памела . «BWV 99 — «Что делает Бог, то хорошо сделано» » . ЭммануэльМузыка . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Вольф, Кристоф . Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.) (PDF) . pregardien.com. п. 2 . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 442–444 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ «Все, что делает Бог, сделано хорошо / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2005 . Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 15 BWV 99 Все, что делает Бог, сделано хорошо» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / То, что делает Бог, сделано хорошо» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 26 сентября 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Все, что делает Бог, сделано хорошо, BWV 99 : партитуры в Международном проекте библиотеки музыкальных партитур.
- Все, что делает Бог, сделано хорошо BWV 99; BC A 133 / Хоральная кантата (15-е воскресенье после Троицы) Bach Digital
- Кантата BWV 99 Что делает Бог, то хорошо сделано : история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 99 Все, что делает Бог, сделано хорошо : английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 99 Все, что делает Бог, сделано хорошо : текст, оценка, Университет Альберты
- Люк Дан: BWV 99.6 bach-chorales.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Все, что делает Бог, сделано хорошо, BWV 99 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)