Дорогой Эммануил, герцог благочестивый , BWV 123
Дорогой Эммануил, герцог благочестивый | |
---|---|
БВВ 123 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
Повод | Крещение |
Хорал | « Дорогой Эммануил, герцог благочестивый » у Ахасверуса Фрича |
Выполненный | 6 января 1725 г Лейпциг .: |
Движения | 6 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
герцог Дорогой Эммануил, благочестивый , [ 1 ] BWV 123 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил хоральную кантату в Лейпциге к Крещению и впервые исполнил ее 6 января 1725 года. Она основана на гимне Ахасверуса Фрича (1679).
История и слова
[ редактировать ]Бах написал хоральную кантату на втором году обучения в Лейпциге, чтобы завершить серию рождественских кантат на праздник Крещения . [ 2 ] Предписанные чтения для праздника были взяты из Книги Исаии «Обратятся язычники» ( Исайя 60:1–6 ) и из Евангелия от Матфея « волхвы с Востока дары золота , ладана и смирны» приносят новорожденный Иисус ( Матфея 2:1–12 ). Текст кантаты основан на хорале Ахасвера Фрича (1679). шестистрофном [ 3 ] Неизвестный поэт сохранил первую и последнюю строфы, а внутренние строфы перефразировал в последовательность из такого же количества речитативов и арий . В тексте нет конкретной ссылки на чтения, но упоминается термин «Иисуснамя» (имя Иисуса), напоминающий имя Иисуса, отмечаемое 1 января. Поэт вставляет « Heil und Licht » (спасение и свет) как вероятную ссылку на Богоявление и намекает на Рождество словами « Иисус, der ins Fleisch gekommen » (Иисус, вошедший во плоть). В остальном текст кантаты следует идее хорала: ненависть и неприятие в мире не могут навредить верующим.
Бах впервые исполнил кантату 6 января 1725 года. [ 2 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в шести частях партитурирована для трех вокальных солистов ( альт , тенор и бас ), четырехголосного хора , двух флауто-траверсо , двух гобоев д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 2 ]
- Припев: Дорогой Эммануил, герцог благочестивый
- Речитатив (альт): Сладость небес, наслаждение избранных.
- Ария (тенор): И трудный крестный путь.
- Речитатив (бас): Никакой враг ада не сможет меня сожрать.
- Ария (бас): Оставь меня, мир, из презрения.
- Хорал: Всегда идите туда, суеты
Музыка
[ редактировать ]Во вступительном припеве Бах использует начало хоральной мелодии. [ 4 ] как инструментальный мотив сначала в длинном вступлении, затем как контрапункт голосам. Сопрано поет cantus Firmus . Нижние голоса в основном настроены гомофонно, за двумя исключениями. Текст « Komme nur bald » (приходи скорее) воспроизводится множеством призывов низкими голосами. Текст финальной строки сначала поется басом на мелодию первой строки, который альт и тенор подражают сопрано, поющему текст на мелодию последней строки, добиваясь таким образом связи начала и конца части. . [ 2 ] Выдающиеся деревянные духовые инструменты, две флейты и два гобоя д'амур, а также размер 9/8 создают пасторальное настроение. [ 5 ] Альберт Швейцер сказал об этом хоре, что благодаря ему кантата «Либстер Иммануил » «является одной из тех, которые невозможно забыть, настолько просты гармонии и неопределимо их очарование». [ 6 ]
Теноровая ария в сопровождении двух гобоев д'амур говорит о « harte Kreuzesreise » (суровом крестном пути), иллюстрированном хроматической ритурнелью из четырех тактов в постоянной модуляции . [ 2 ] Кристоф Вольф называет этот материал «причудливыми хроматическими мелодическими фигурами». [ 5 ] Когда в конце первой части снова появляется ритурнель, в мелодиях она становится более спокойной, с хроматической темой в континуо, возможно, потому, что певец утверждает, что он не напуган. В средней части грозы изображены « аллегро » в «буйном отрывке». [ 5 ] голоса, успокаивающего « адажио » в « Heil und Licht », отсылки к Крещению. [ 2 ]
в Лейпциге, назвал басовую арию Джон Элиот Гардинер , исполнивший кантату из « Паломничества кантаты Баха» в Николаикирхе «одной из самых одиноких арий, когда-либо написанных Бахом». Голос сопровождается только одной флейтой и стаккато континуо. Гардинер сравнивает флейту с «неким утешительным ангелом-хранителем». [ 7 ]
Кантата завершается необычным четырехчастным хоралом. Абгесанг . тактовой формы повторяется, повтор обозначает фортепиано Причина, скорее всего, в тексте, который заканчивается « bis man mich einsten legt ins Grab hinein » (пока однажды меня не положат в могилу). [ 1 ] [ 5 ] Такие мягкие окончания Альфред Дюрр отмечает и в ранних кантатах Баха « Время Бога — самое лучшее время» , BWV 106 , и «Бог, как твое имя, такова и твоя слава» , BWV 171 , но и в «Так Бог возлюбил мир », BWV 68 . [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]- Кантата Баха Том 21 , Хельмут Риллинг , Гехингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Хелен Уоттс , Адальберт Краус , Филипп Хуттенлохер , Хэнсслер 1980
- И.С. Бах: Das Kantatawerk - Священные кантаты Том 7 , Николаус Харнонкур , Тёльцер Кнабенчор , Concentus Musicus Wien , солист Tölzer Knabenchor, Курт Эквилуз , Роберт Холл , Тельдек 1982
- Издание Баха Том. 3 - Кантаты Том. 1 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерландский Бах-коллегиум , Сице Бувальда , Кнут Шох , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 1999
- Кантаты Баха Том. 18: Берлин / Веймар / Лейпциг / Гамбург / На Рождество и на Крещение / В первое воскресенье после Крещения , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Салли Брюс-Пейн , Джеймс Гилкрист , Питер Харви , Соли Део Глория 2000
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 14 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Франциска Готвальд , Пол Агнью , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 2000
- И. С. Бах: Кантаты Том 32 , Масааки Сузуки , Коллегия Баха, Япония , Андреас Веллер , Питер Кой , BIS 2005
- Бах: Кантаты к Рождеству / Полное собрание духовных кантат. 4 , Эрик Дж. Милнс , Монреаль Барокко , Моника Маух , Мэттью Уайт , Чарльз Дэниэлс , Гарри ван дер Камп , ATMA Classique 2007
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Деллал, Памела (2021). «BWV 123 - Дорогой Эммануил, герцог благочестивый» . pameladellal.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 169–171 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ «Дорогой Эммануил, герцог благочестивый / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Дорогой Иммануил, герцог благочестивый» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вольф, Кристоф (2000). Завершение второго годового цикла (1724–25) кантат Лейпцигской церкви (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 5 . Проверено 29 декабря 2011 г.
- ^ Альберт Швейцер, Ж.-С. Бах, музыкант-поэт , Лозанна, 1905, с. 221; цитата Жиля Кантагреля , Кантаты Ж.-С. Бах , Файярд, 2010, с. 293.
- ^ Гардинер, Джон Элиот (2010). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты № 32, 63, 65, 123, 124 и 154 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Дорогой Иммануил, герцог благочестивый, BWV 123 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Дорогой Эммануил, герцог благочестивый BWV 123; BC A 28 / Хоральная кантата (Богоявление) Бах Digital
- Кантата BWV 123 Дорогой Иммануил, герцог Благочестивый , история, партитура, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 123 Дорогой Эммануил, герцог благочестивый, английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 123 Дорогой Иммануил, герцог благочестивый, текст, оценка, Университет Альберты
- Глава 33 BWV 123 Дорогой Эммануил, герцог благочестивый / Обожаемый Эммануил, принц правоверных. : руководство для слушателей и студентов Джулиана Минчема, 2010 г.
- Люк Дан: BWV 123.6 bach-chorales.com