Я добрый пастырь , BWV 85
Я хороший пастырь | |
---|---|
БВВ 85 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() | |
Повод | Второе воскресенье после Пасхи |
Библейский текст | Иоанна 10:11 |
Хорал |
|
Выполненный | 14 апреля 1725 г. Лейпциг. : |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ соло и хор |
Инструментальный |
|
Я добрый пастырь [ 1 ] BWV 85 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Лейпциге во второе воскресенье после Пасхи и впервые исполнил ее 15 апреля 1725 года.
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату в своем втором годовом цикле в Лейпциге во второе воскресенье после Пасхи , названном Misericordias Domini . Предписанные чтения для этого воскресенья были из Первого послания Петра , Христа как образца ( 1 Петра 2:21–25 ), и из Евангелия от Иоанна , Доброго пастыря ( Иоанна 10:11–16 ). [ 2 ]
По словам Джона Элиота Гардинера , поэт, вероятно, тот же, что и в двух предыдущих кантатах: « Останься с нами, ибо будет вечер» , BWV 6 , и «Вечером той же субботы» , BWV 42 , [ 3 ] до того, как Кристиана Мариана фон Циглер стала поэтом для следующих кантат того периода. [ 4 ] Три текста кантат, вероятно, были написаны для первого года пребывания Баха в Лейпциге, но отложены из-за загруженности первым исполнением « Страстей по Иоанну» в том же году. Они представляют собой последовательность тем из Евангелия от Иоанна. [ 3 ] Поэт открывает кантату началом из Евангелия, стихом 11. [ 5 ] Вторая часть объясняет, что быть добрым пастырем реализовалось в Страстях . Эту мысль комментирует первая строфа гимна Корнелиуса Беккера « Der Herr ist mein getreuer Hirt » (1602), [ 6 ] перефразирование 23-го псалма . [ 3 ] Поэт в 4-й части 12-го стиха Евангелия указывает на контраст пастыря, который бодрствует, чтобы стеречь овец, тогда как наемные слуги спят и пренебрегают ими. Часть 5 называет любовь мотивацией пастыря заботиться об овцах. Кантата завершается хоралом « Ist Gott mein Schutz und treuer Hirt », четвертой строфой гимна Эрнста Кристофа Хомберга « Ist Gott mein Schild und Helfersmann » (1658). [ 2 ]
Бах впервые исполнил кантату 15 апреля 1725 года. [ 2 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в шести частях партитурирована для четырех вокальных солистов ( сопрано , альта , тенора и баса ), четырехголосного хора только в хорале, двух гобоев , двух скрипок , альта , виолончели-пикколо и бассо континуо . [ 2 ]
- Ария (бас): Я добрый пастырь
- Ария (альт): Иисус – добрый пастырь.
- Хорал (сопрано): Господь – пастырь мой верный
- Речитатив (тенор): Когда наемники спят.
- Ария (тенор): Посмотри, что делает любовь
- Хорал (саб): Бог моя защита и верный пастырь.
Музыка
[ редактировать ]В первой части бас вокс- кристи поет «Я добрый пастырь» в обрамлении инструментальных ритурнелей . Мотив этих слов появляется в ритурнели уже четыре раза. [ 7 ] Движение находится между арией и ариозо , с гобоем как концертным инструментом в «настроении спокойной серьезности». [ 5 ] Ария альта сопровождается форточкой -виолончелью -пикколо . [ 5 ] Хоральная строфа исполняется сопрано на мотив « Ein Gott in der Höh sei Ehr » Николауса Деция . [ 8 ] со слегка орнаментированной мелодией, тогда как два гобоя играют в ритурнелях тему, заимствованную из первой строки мелодии. [ 2 ]
Единственный речитатив представляет собой миниатюрную проповедь, сопровождаемую акцентирующими фразами текста струнами. Пятая часть — единственная часть кантаты, выполненная в пасторальном ритме. Струнные, скрипки и альт играют в унисон, то есть в низком регистре. Таким образом, голос тенора часто выступает как самая высокая партия, начиная с трехкратного « Сехт » (смотри). Гардинер отмечает сходство с альт-арией ( часть 60 ) « Страстей по Матфею» , Р. Сехета, «Иисус в шляпе, умирающей руке », сходство как в теме «пасторальная любовь, исходящая от креста», так и в музыке, описываемой как «богатая, плавная мелодия и мягкий качающийся ритм». Заключительный хорал представляет собой четырехчастную постановку. [ 2 ] [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]- Бах: Кантата 85; Кантата 151 , Антон ван дер Хорст , De Nederlandse Bachvereniging , Амстердамский камерный оркестр , Элен Людольф , Вильгельмина Маттес , Том Бранд , Герман Шей , Telefunken 1957
- Les Grandes Cantates de JS Bach Vol. 4 , Камерный оркестр Пфорцхайма , Ингеборг Райхельт , Герта Тёппер , Гельмут Кребс , Франц Кельх , Эрато 1959
- И.С. Бах: Кантата BWV 85 «Я добрый пастырь» , Карл Ристенпарт , Хор консерватории Сарребрука, Камерный оркестр Саара, Ева Борнеманн , Гельмут Кречмар , Якоб Штемпфли , Saarländischer Rundfunk 1960
- Кантаты Баха, Том 8: BWV 103, BWV 85, BWV 86, BWV 144 , Дитхард Хеллманн , Хор Баха и Оркестр Баха Майнц, DdM Records Mitterteich, конец 1960-х?
- Les Grandes Cantates de JS Bach Vol. 24 , Фриц Вернер , Генрих-Шютц-Хор Хайльбронн , Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна , Хеди Граф , Барбара Шерлер , Курт Хубер , Якоб Штемпфли , Эрато 1970
- И.С. Бах: Кантатное произведение · Полное собрание кантат · Les Cantates, Episode / Vol. 22 – BWV 84-90 , Николаус Харнонкур , Тельцер Кнабенчор , Concentus Musicus Wien , Пол Эссвуд , Курт Эквилуз , Рууд ван дер Меер , Тельдек 1977
- Кантата Баха Том 13 , Хельмут Риллинг , Гахингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Арлин Огир , Габриэле Шокенбах , Адальберт Краус , Вальтер Хельдвейн , Хансслер 1981
- И.С. Бах: Кантаты с виолончелью пикколо , Кристоф Коэн , Лейпцигерский концертный вокал , Ансамбль барокко де Лимож , Барбара Шлик , Андреас Шолль , Кристоф Прегардьен , Готтольд Шварц , Auvidis Astrée / Naïve 1994
- Издание Баха Том. 5 - Кантаты Том. 2 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерландский Бах Коллегиум , Рут Холтон , Сице Бувалда , Нико ван дер Меель , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 1999
- Кантаты Баха Том. 23: Арнштадт/Эхтернах , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Кэтрин Фьюдж , Уильям Тауэрс , Норберт Мейн , Стивен Варко , Соли Део Глория 2000
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том 15 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Дебора Йорк , Богна Бартош , Йорг Дюрмюллер , Клаус Мертенс , Антуан Маршан, 2001 г.
- И.С. Бах: Кантаты Vol. 39 , Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan , Кэролин Сэмпсон , Робин Блейз , Герд Тюрк , Питер Кой , BIS 2007
- И. С. Бах: Кантаты на полный литургический год, том 11 , Сигисвальд Куйкен , La Petite Bande , Герлинде Земанн , Петра Носкайова , Кристоф Генц , Ян ван дер Краббен , Accent 2008.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деллал, Памела . «BWV 85 – Я добрый пастырь» . ЭммануэльМузыка . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 258–261 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Jump up to: а б с Гардинер, Джон Элиот (2007). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 42, 67, 85, 104, 112, 150 и 158 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Вольф, Кристоф (2001). «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 5 . Проверено 17 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Хофманн, Клаус (2008). «Я добрый пастырь / Я добрый пастырь, BWV 85» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 8 . Проверено 17 апреля 2012 г.
- ^ «Господь — мой верный пастырь / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 44: BWV 85, BWV 108 и BWV 87, каждая из которых начинается с басовой арии» . jsbachcantatas.com . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Аллейн Готт in der Höh sei Ehr / Немецкая Глория (in excelsis Deo)» . Сайт кантат Баха. 2006 год . Проверено 15 апреля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Я добрый пастырь, BWV 85 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Я добрый пастырь BWV 85; BC A 66 / Священная кантата (3-е воскресенье Пасхи) Бах Digital
- Кантата BWV 85 Ich bin ein Guter Hirt : история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 85 Я добрый пастырь : английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 85 Я добрый пастырь : текст, оценка, Университет Альберты
- Люк Дан: BWV 85.6 bach-chorales.com